Статьи
/
Вепсы
1
2
Богданов Николай Иванович (1904-1959), ученый | |
Рубрики | |
БОГДАНОВ Николай Иванович (1904–1959), лингвист, один из создателей вепсского лит. языка и письменности. Окончил филол. ф-т Ленингр. ун-та (1938), ученик проф. Д.В. Бубриха. В нач. 1930-х работал в Лен. обл.: учителем в Шимозерской нач. школе, зав. Оштинским отделом нар. образования, вел учительские курсы в дер. Доможирово, организовал вепсское отделение в Лодейнопольском пед. техникуме. С 1938 – научн. сотрудник, с 1947 – ученый секретарь, с 1952 – зав. Союзом языкознания Карельского НИИ культуры (г. Петрозаводск). Подготовил и защитил кандидатскую дисс. на тему «История развития лексики вепсского языка» (1952). Участвовал в науч. экспедициях в вепсских р-нах Лен. обл., создании и редактировании школьных учебников на вепсском яз., автор работ по прибалт.-фин. языкознанию, вепсскому и карельскому фольклору. Лит.: Виноградова И. Память об ученом – в его трудах // Kodima (Родная земля). Спецвыпуск газеты «Прионежье». 1994. № 2(11). С. 2; Современная наука о вепсах: Достижения и перспективы (памяти Н.И. Богданова). Петрозаводск, 2006. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Бокситогорский район | |
Рубрики | |
БОКСИТОГОРСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Нас. – 34,8 тыс. чел. Терр. – 7163 кв. км. Адм. центр – г. Бокситогорск. В состав р-на входит г. п. Ефимовский и 275 населенных пунктов. На севере и западе граничит с Тихвинским р-ном Лен. обл., на юго-западе – с Любытинским р-ном Новгородской обл., на юге – с Хвойнинским р-ном Новгородской обл., на юго-востоке – с Чагодощенским р-ном Вологодской обл., на востоке и северо-востоке с Бабаевским р-ном Вологодской обл. Образован 25 мая 1952 на смежных терр. Тихвинского и Ефимовского р-нов. В 1965 в состав Б. р. включен упраздненный Ефимовский р-н и Корвальский сельсовет Капшинского р-на. В 1992 из состава Б. р. выделился г. Пикалёво, получивший обл. подчинение. Кроме преобладающего рус. населения на северо-востоке живут вепсы, на юго-востоке – этнолокальная группа тихвинских карел. По терр. Б. р. проходит жел. дорога СПб. – Вологда. От узловой ст. Подборовье на юг ведет ж.-д. ветка на ст. Кобожа Новгородской обл. В направлении с северо-запада на юго-восток по р-ну пролегает ш. Новая Ладога – Ярославль. Заселение региона началось с периода мезолита (VII тыс. до н. э.) по левым притокам Волги. Свой след в истории края оставили этнические группы славянского, балтского и прибалт.-фин. происхождения. В период Средневековья по терр. р-на проходили водно-волоковые пути, соединявшие басс. Балтийского и Каспийского морей, что получило отражение в местной топонимике. В нач. XIX в. регион получил водную трансп. магистраль – Тихвинскую водную систему, к-рая сохраняла свое значение до сер. 1960-х. Остатки многочис. шлюзов системы, являющихся пам.и гидротехнич. стр-ва, сохранились до наст. времени. Наиболее важным природным пам. на терр. Б. р. является карстовая р. Рагуша. Кроме того, здесь имеются многочисл. карстовые озера. Сев.-вост. часть р-на включена в состав природного парка «Вепсский лес». В Б. р. находится ряд архит. пам. XVI–XIX вв. Среди них постройки Антониево-Дымского мон., дерев. цц. в дер. Лиственка (1599), в дер. Усадище (XVII в.), в дер. Усадище-Дыми (XVIII в.), часовни в дер. Красный Бор и Врачёво (XVIII в.), в дер. Михеево и Заголодно (XIX в.), здания помещичьих усадеб в с. Сомино, дер. Спирово, Галично, монумент в память посещения края Петром I, многочисл. обелиски в честь земляков, погибших в ВОВ, мем. комплекс у дер. Астрача. На берегах водоемов сосредоточены десятки археол. пам., начиная с периода мезолита и до Средневековья: стоянки, селища, городище, сопки, курганы, жальничные могильники. В р-не работает Бокситогорский Дворец культуры, районный дом культуры в г. п. Ефимовский, пять сел. культурных центров, шесть сел. домов культуры, координационно-методический центр, 27 б-к, Центр истории и культуры родного края, Музей «Астрача. 1941», Бокситогорская школа иск-в, муз. школа г. п. Ефимовский. Издается газ. «Новый путь». Традиционным стал проводимый с 1993 обл. муз. фестиваль «Провинциальные встречи мастеров иск-в России». В учреждениях культуры р-на действуют ок. 90 коллективов худож. самодеятельности. Среди них вепсская фольклорная группа из дер. Боброзеро. С нач. 1990-х в вепсских поселениях организуются нар. праздники, в дер. Сидорово проходит традиционный праздник вепсов «Сырное воскресенье». Лит.: Кисловский С.В. Бокситогорск. Л., 1960; Калинин М.А., Федяев А.И. Бокситогорск – Пикалёво. Л., 1983; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 40-41; Горлова И.В. Краеведение. Бокситогорск, 2005. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
«Вещий Гамаюн», журнал | |
Рубрики | |
«ВЕЩИЙ ГАМАЮН» (г. Тихвин) , общественно-полит., лит.-худож., ист.-краевед. областной журнал. Учредитель – ООО «Ред.-изд. предприятие “Гамаюн”». С февр. 1999 по февр. 2002 вышло 5 номеров. Тираж 1,5–2 тыс. экз. В наст. время выпуск приостановлен из-за отсутствия средств. Регион распространения – Лен. обл. Предыстория «В. Г.» связана с журн. «Тихвинец», выпускавшимся в нач. 1990-х редакцией газ. «Вестник» (г. Тихвин). Ред. «Тихвинца» А.П. Завгородний в 1999 стал первым редактором «В. Г.», затем журнал редактировали А.В. Стрельченко и В.А. Стулов. Журнал назван именем мифической птицы Гамаюн, в верованиях язычников-славян наделенной способностью вещать правду о том, что было, есть и будет. Осн. рубрики ист.-краевед.: «Из глубины веков», «Наш край», «Истории Гамаюна», «Лики XX века». Опубл. материалы о культуре и верованиях древних славян, культуре вепсов, о Тихвинской иконе Божией матери и др. Печатались также стихи и проза местных авторов, восп., публицистика. На стр. «В. Г.» выступали изв. писатели В. Попов, И.И. Сабило, депутат Гос. думы Е.Ю. Логинов. О.Н. Ансберг | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Винницкая библиотека сельская | |
Рубрики | |
ВИННИЦКАЯ БИБЛИОТЕКА СЕЛЬСКАЯ (с. Винницы, Советская ул., 64). Б-ка в селе существовала еще до 1917 (точная дата основания не установлена). С 1977 по 2005 – в составе централизованной библиотечной системы р-на на правах филиала. Фонд универсален по содержанию и составляет более 18 тыс. ед. хр., большую ценность представляют изд. на вепсском яз. и книги о вепсах. В б-ке более 1000 читателей (10 тыс. посещений в год), книговыдача – 27 тыс. экз. в год. С 1987 принимает активное участие в проведении обл. вепсского фольклорного фестиваля «Древо жизни». В б-ке существует мини-музей вепсского быта, с 2002 реализуется проект «Винницкая сельская библиотека – Вепсский информационно-образовательный центр». Работа строится в координации с Центром вепсского фольклора. Лит.: «Россия, Русь! Храни себя, храни»: Сельская библиотека и краеведение. СПб., 2004. С. 56-58. Л.К. Блюдова | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Водское кантеле | |
Рубрики | |
В Водском музее есть народный инструмент, который водь называла «канныл», а иногда, по-русски, «кантеле». Вероятно, было и более старое название этого инструмента, т.к. прозвище лужицкого кантелиста Крисанорова Василия Нестеровича было "Кризя", что очень похоже на удмурдское название аналогичного инструмента – "Крезь". Кантеле передал в музей Андрей Лейман. Принадлежал он водской семье Яковлевых (род с прозвищем " Карабулли"- из д. Краколье. Переводится прозвище, как «жёлтая кувшинка, которая растёт в речке Караколкке». Изготовляются такие инструменты из сосны, ели или осины. Дека (чясилаут) изготовляется обычно у всех инструментов из сосны. Струны (васкирауда) железные или медные. Все одинаковые. Крепятся к колкам (пуликад). Нижняя часть колок называется «лаба». С другой стороны крепятся к железной скобе. Струн было 7,8,9. Редко 6 или 5. Подразделяются все кантеле на 3 вида. 1. Из одного куска дерева, выборка сверху. 2. Из одного куска дерева, выборка снизу. 3. Из одного куска дерева, выборка сбоку. Боковые отверстия закрывали тонкими досками, например, из дуба. Даннок кантеле третьего вида. Оно неизвестно в Прибалтике, но хорошо известно у вепсов и карел. Хорошо играли на кантеле в Лужицах Кронни Никон (Миронов Никон Ефимович), племянники Кризя Вазя - Иво Волё и его сестра Федоска. Каждый кантелист изготовлял канныл сам для себя. Под этот инструмент не пели и не плясали, а только играли божественные мелодии. Общение с богами через мелодию кантеле определило ещё одно его назначение: кантеле использовали в виде оберега, вешая его на косяк двери. Тогда злой силе трудно было войти в комнату. Библиография: Владыкин, В. МОН. – Ижевск, 2003. – С. 175. Использована информация из статьи И. Тынуриста «О кантеле води и ижор" на эстонском языке. – Таллинн, 1969 г., а также неопубликованные материалы Водского музея и рассказ К. Ефимова, записанный Э. Эрнитсом. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Волков Николай Николаевич (1904-1953), ученый | |
Рубрики | |
ВОЛКОВ Николай Николаевич (1904–1953), ученый-этнограф. Окончил этногр. отд. геогр. ф-та ЛГУ (1930). В 1931-35 мобилизован на работу в НКВД. С 1935 – науч. сотрудник Ин-та антропологии, археологии и этнографии и Гос. музея этнографии. Участвовал в этногр. экспедициях, изучал народы Севера, Северо-Запада СССР и Крымской АССР. В 1937-38 смещен с должности. В 1941 добровольно ушел на фронт, был ранен и попал в плен. В 1945 освобожден, работал мл. науч. сотрудником Ин-та этнографии АН СССР, продолжал экспедиц. иссл. Канд. ист. наук (1947). В 1947 арестован и в 1948 осужден по обвинению в антисоветской агитации. Умер в заключении в Вятлаге (пос. Лесное Кировской обл.). Посмертно реабилитирован в 1989. Иссл. деятельность начал в студенческие годы. Первонач. занимался изучением скопцов. В 1930 подготовил монографию «Секты скопцов», в 1937 – «Скопчество и стерилизация». В ходе этногр. экспедиций собрал значительный материал, в т. ч. по вепсам Лен. обл., использованный при подготовке кн. «Народы СССР», к-рая не была издана в связи с нач. ВОВ. К 1947 подготовил иссл. «Саамы СССР» (изд. в 1994). Под влиянием В.И. Равдоникаса стал заниматься изучением вепсов. В кон. 1930-х – 1940-х совершил шесть экспедиционых поездок для иссл. вепсской культуры, в т. ч. на терр. Лен. обл. Готовил монографию о вепсах, к-рую не успел завершить до ареста. Собранные В. материалы хранятся в архиве МАЭ РАН им. Петра Великого (Кунсткамера) и являются важным источником для совр. исследователей. Лит.: Решетов А.М. Репрессированная этнография // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 5-6. СПб., 1994. С. 353-355. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Вяйсянен Армас Отто (1890-1969), этнограф | |
Рубрики | |
ВЯЙСЯНЕН (Vaisanen) Армас Отто (1890–1969), фольклорист, этнограф. Учился в Хельсинском ун-те. Магистр (1919), д-р наук (1939). С 1919 чл. Калевальского об-ва, в 1930-42 – его секретарь, с 1942 – пред. В 1940-56 доцент Хельсинского ун-та, в 1956-59 – проф. Занимался изучением муз. фольклора финно-угорских народов, вел собирательскую работу. В 1912-23 совершил шесть поездок по Эстонии, где записывал фольклор сету; путешествовал по мордовским деревням (1914), финл. и рос. Карелии (1915-20), р-нам обитания саамов близ Печенги (1926) и в Швеции (1946). На терр. Лен. обл. обследовал Зап. Ингерманландию (1914), р-ны проживания юж. вепсов (1916, совм. с Э.Н. Сетяля собирал произв. фольклора у последних вепсских кантелистов; см. Рунопевцы). Автор иссл. о прибалт.-фин. муз. инструментах кантеле и йоухикко. Соч.: Kantele ja Jouhikko savelma. Helsinki, 1928; Моrdwinische Melodien. Helsinki, 1948; Vepsalaisten luona v. 1916 // Kalevalaseuran Vuosikirja 49. Porvoo; Helsinki, 1969. S. 272-288. Лит.: Hiljainen haltiotuminen. A.O. Vaisanen tutkielmia kansanmusiikista. Toimittanut Erkki Pekkila. Pieksamaki, 1990. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Горышин Глеб Александрович (1931-1998), литератор | |
Рубрики | |
ГОРЫШИН Глеб Александрович (1931–1998), литератор. Род. в Ленинграде, детство провел в г. п. Вырица. В 1954 закончил ф-т журналистики ЛГУ. До 1957 работал в газ. «Молодежь Алтая» (г. Барнаул). В кон. 1950-х – нач. 1960-х принимал участие в геол. исследованиях на терр. Юж. Сибири и в Забайкалье. Первый стихотв. сб. «Хлеб и соль» (1958) составлен из произв., связанных с Алтаем. Чл. Союза писателей СССР (с 1960). Первые произв., отражающие жизнь Лен. обл., были написаны в нач. 1970-х («Водопад»). В 1977-81 – гл. редактор журн. «Аврора» (Ленинград). С сер. 1980-х – участник движения против пром. загрязнения Ладожского и Онежского оз. Особое внимание уделял жизни вепсских дер. Тихвинского р-на, в к-ром жил длительное время. В 1989 опубл. публицистический сб. «Глядя в глаза Ладоге» и повесть «Гора и Берег» (о совр. вепсской дер.). В 1990-е публиковался в журн. «Звезда», «Москва», «С.-Петерб. панорама», «Север». Лауреат премии им. И.А. Бунина Союза писателей России (1995). Автор неск. десятков произв. Похоронен на кладб. пос. Комарово. Лит.: Лавров В. Дороги и тропы Глеба Горышина // Горышин Г.А. Избранное. Л., 1981. С. 3-14; Памяти Глеба Горышина // Аврора. 1998. № 3-6. С. 3-4; Г.А.Горышин. – http://russa.narod.ru/books/crossroad/002.htm С.Б.Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
«Древо жизни», вепсский фестиваль | |
Рубрики | |
«ДРЕВО ЖИЗНИ», вепсский фестиваль – праздник вепсской культуры. Вепсское назв. «Елон пу». Организован в с. Винницы Подпорожского р-на – одном из центров культуры вепсов в 1987, по инициативе Управления культуры Леноблисполкома и обл. науч.-методического центра нар. творчества и культ.-просвет. работы. Проводится ежегодно во второй пол. июня. В фестивале принимают участие делегации из вепсских р-нов Лен. и Вологодской обл. и Республики Карелия, фольклорные коллективы из разл. регионов РФ и Эстонской республики, представляющие творчество родственных вепсам финно-угорских народов. Во время праздника организуется ярмарка нар. промыслов, худож. ремесел, выставки живописных работ и экспозиции, отражающие традиционную культуру вепсов. В рамках первого праздника в Озёрах Подпорожского р-на (см. Озёра, группа вепсских деревень) была организована науч.-практическая конференция, посвященная проблемам сохр. яз. и культуры вепсов. Став традиционным, фестиваль проходит в разных насел. пунктах Подпорожского р-на с вепсским нас., в т. ч. в Озёрах, пос. Курбе, Немже. Кроме общевепсского фестиваля в Подпорожском р-не, организуются местные праздники с тем же назв. в наиболее кр. вепсских поселениях др. районов Лен. обл. Лит.: Лапин В.А. «Дерево жизни» — праздник вепсов // Этнография Петербурга–Ленинграда: Материалы ежегодных научных чтений. Л., 1988. С. 44-46. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
История води | |
Рубрики | |
Самые ранние археологические находки, которые можно отнести к предкам водского народа, восходят к IV-V1I вв. и. э. Вместе с ижорцами водь являлась коренным населением территории Ингерманландии. Их земли лежали вдоль важнейших торговых путей с востока на запад на юго-восточном побережье Финского залива. Переселенческий поток восточнославянских племен (кривичей и словен) в VI-VIII вв. достиг земель между озёрами Пейпус (Чудским) и Ильмень, а в Х в. постепенно распространился и на другие области Ингерманландии. В древнерусских летописях название различных прибалтийско-финских народов впервые встречается в связи с рассказом об основании Новгорода (859 г.) в форме "чудь" - этноним, в котором наряду с другими следует видеть, вероятно, и водский народ. Под 1069 г. водский народ первый раз упоминается отдельно под именем "водь", когда водская рать в союзе с полоцким князем напала на Новгород, но потерпела поражение. Начиная с XI в. водь попадает в зону влияния Новгорода, и их зависимость от феодальной Новгородской республики в последующие столетия возрастает всё больше. Населённые водью земли стали северной частью Новгородского княжества. С середины XII в. водь уже сражается вместе с новгородцами с племенем Ямь (Емь по-фински h(me), а в XIII в. - против шведских и немецких рыцарей-крестоносцев причём земли води часто разоряют чужие войска, а сотни и тысячи жизней её жителей уносят различные эпидемии. С 1270 г. водь и ижора несли воинскую повинность в новгородских дружинах. В Новгороде военная и политическая власть находилась в руках восточных славян, хотя, по сведениям одного письменного источника, на новгородском вече говорили главным образом "по-чудски". Таким образом, водь играла достаточно важную роль в жизни новгородского города-государства. В XIII в. населённые водью территории простирались от реки Нарвы до реки Ижоры и от Финского залива до города Гдова. Интерес к водским территориям проснулся и у католической церкви. Папа Александр III в своей булле конца XII в. упоминает язычников Водской земли (pagani Watlandiane). Несмотря на то, что водь приняла православие, папа римский в 1255 г. назначает на карельских и водских землях своего епископа. Водской землей живо интересовался и немецкий рыцарский орден, его войска часто вторгались туда. В 1440-е гг. они увели с собой захваченных водских пленников, которых затем поселили в Курляндии. К середине XIX в. называемые местным латышским населением "кревепсши" (русскими) потомки водских пленников были полностью ассимилированы. В 1478 г. Московское великое княжество присоединило к себе Новгород, разделив его земли на пять административных единиц, одна из которых стала называться "Водской (Вотской) пятиной". В 1484 и 1488 гг. большое количество води было силой вывезено в среднерусские земли, а на их место переселили русских. Вероятной причиной насильственного выселения была необходимость обеспечения безопасности пограничных областей Русского государства. Этой же цели служило также обращение в православие, распространению которого на водских землях уделялось особое внимание, ибо оно служило опорой власти и верным залогом русской гегемонии. Несмотря на это, в середине XVI в. два новгородских епископа жалуются, что водь по-прежнему держится своих языческих верований. Позже на этих территориях усилилась миссионерская деятельность русской церкви. На внедрение православия указывает тот факт, что в среде коренного населения вошли в обиход русские имена, дававшиеся при крещении. С 1617г. на протяжении почти целого столетия Водская земля была частью Швеции. Из-за насильственного обращения в протестантство и налогового бремени многие из водского народа бежали в Россию, а на их место поселили финнов из Юго-Восточной Финляндии, исповедовавших евангелистскую веру. В годы Северной войны (1700-1721 гг.) этот край вновь сменил хозяев, после тяжёлых битв русский царь Пётр Великий основал на его землях город Санкт-Петербург (1703 г.), а большое количество води выслали в Казань. В новую столицу и её окрестности прибыло много русских жителей, что привело к значительному усилению уже начавшейся ранее ассимиляции води. Фавориты царя получили земельные угодья и поместья в Ингерманландии, и повинности сельского населения ещё более возросли. К середине XIX в. стало ещё слабее самосознание води как народа, последним бастионом которого являлся водский язык. К этому времени почти половина води знала русский язык, ибо почти полностью находилась под воздействием русской культуры, его усилению способствовало и православие. Хотя у води имелся свой самобытный фольклор, материальная культура и обычаи, всё больше распространялись русские песни и русский уклад, русский быт. Во второй половине XIX в. численность карел, ижорцев и вепсов существенно выросла, в то время как количество води уменьшилось до одной пятой от прежнего количества. Библиография: 1.Финно-угорский информационный центр // http://www.finugor.ru/ 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 3. Сородичи по языку. – Будапешт, 2000. 4. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Карельский государственный краеведческий музей | |
Рубрики | |
Карельский государственный краеведческий музей основан в 1871 г. и является одним из старейших музейных учреждений Северо-Запада России. Музейное собрание (160 тыс. предметов) представляет природу, археологию, историю края и города Петрозаводска, традиционную культуру русских, карел, вепсов. Экспозиции музея: "На пороге древнего мироздания" (экспозиционное исследование первобытной духовной культуры на примере петроглифов - памятников наскального искусства), "Калеватар" (интерпретация всемирно известной поэмы "Калевала", созданной на основе эпических песен карел), "Полет на высоте 300 лет" (выставка-путешествие в историю Петрозаводска), "Животный мир Карелии". Адрес музея: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пл. Ленина, 1 E-mail: kgkm@karelia.ru http://kgkm.karelia.ru Тел.: (8142) 78 27 02 Библиография: КАРЕЛЬСКИЙ государственный краеведческий музей [Электр. ресурс]. – Петрозаводск, 1998-2006. - Режим доступа: http://kgkm.karelia.ru/ | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Колмогоров Александр Иванович (1870-1922), ученый | |
Рубрики | |
КОЛМОГОРОВ Александр Иванович (1875–1922), археолог, этнограф, антрополог, действительный чл. Об-ва любителей естествознания, археологии и этнографии (1906), магистр географии и этнографии (1908), проф. (1918). Окончил естественное отд. физ.-матем. ф-та Моск. ун-та (1904), ученик акад. Д.Н. Анучина. С 1908 штатный преподаватель кафедры географии и антропологии, с 1919 – кафедры антропологии МГУ. Преподавал также в Набилковском коммерческом и Николаевском жен. коммерческом уч-щах. В 1905-16 проводил комплексное изучение вепсов (чухарей) и рус. населения на терр. Тихвинского у. Новгородской губ. и Лодейнопольского у. Олонецкой губ. (совр. восточные р-ны Лен. обл.). Исследовал гидрографию, ландшафт, пути сообщения вепсской этнической терр., провел археол. раскопки. В результате собрал большой объем сведений по антропологии, этнографии, фольклору, языку и демографии вепсов. Незначительная часть материалов были опубл. в науч. периодических изд. («Землеведение», «Русский Антропологический журнал») и сб. В 1906 за иссл. награжден серебр. медалью Об-ва любителей естествознания, археологии и этнографии. К 1918 К. подготовил науч. иссл. «Вепсы, опыт монографии народности», к-рое не было издано; монография в дальнейшем утрачена. Лит.: Анучин Д.Н. Памяти А.И. Колмогорова // Русский антропологический журнал. Т. 12, кн. 3-4. С. 77-78; Равдоникас В.И. Чухари // Тихвинский край. Краеведческий сборник по Тихвинскому уезду. Тихвин, 1926. С. 242-243. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
подробнее… | |
Курба, пос. | |
Рубрики | |
КУРБА, поселок в Подпорожском р-не. Нас. – 368 чел. Расположен в верхнем течении р. Оять. Назв. происходит от р. Курба, левого притока Ояти. Осн. в 1959 как поселение лесозаготовителей. Находится на терр. расселения вепсов, в р-не природного парка «Вепсский лес». Значительную часть нас. составляют русские. Поселок связан автомоб. дорогой с с. Винницы, через к-рое имеется выход на г. Подпорожье. Большая часть К. расположена на левом берегу Ояти. Планировка регулярная, улицы застроены в осн. одноэтажными двухквартирными домами, имеются неск. двухэтажных оштукатуренных строений. Большинство жил. зданий имеют на окнах наличники, украшенные пропильной резьбой. В К. работают б-ка, дом культуры. В 1983 в Курбинской школе создан Музей вепсского быта, в к-ром насчитывается ок. 400 экспонатов. Лит.: «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. м., б. г. С. 26; Школьный музей вепсского быта в поселке Курба. – http://www.vepsy.spb.ru/index2.php?to=kurba С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Курганы южного Приладожья | |
Рубрики | |
КУРГАНЫ ЮЖНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ (конец IX – начало XIII вв.), принадлежат т. н. приладожской чуди, потомки которой приняли участие в формировании вепсов и карел. Возможно, это были «колбяги», смешанное финно-скандинавское население, поставлявшее воинские отряды для княжеских походов. Изучались со второй половины XIX в. (Д. Европеус, Н.Е. Бранденбург, В.И. Равдоникас, А.М. Линевский, С.И. Кочкуркина, В.А. Назаренко и др.). Раскопано более 600 насыпей в 140 могильниках, расположенных по берегам рек Паша, Сясь, Тихвинка, Оять, Свирь и их притоков. Они отличаются от древнерусских курганов. В основе погребального ритуала лежит идея загробного жилища с очагом в центре, разделенного на мужскую (восточную) и женскую (западную) половины. Первоначально покойников кремировали, в XI в. появляется обряд трупоположения. На очаге устанавливали набор погребальной посуды (котел, горшки, железную сковороду) и лопату для разгребания углей. Обнаружены одновременные захоронения, когда женщину умерщвляли для сопровождения мужчины в загробный мир, и разновременные. Мужские захоронения иногда сопровождались погребениями коней и отсеченных человеческих голов. В погребения укладывали богатый инвентарь (оружие, конская упряжь, орудия труда и охоты, предметы быта, домашняя утварь, украшения). Оружие подвергалось порче. После завершения ритуала в ровике вокруг насыпи разжигали очистительный огонь. Появление курганной обрядности было инициировано влиянием культуры сопок и появлением среди местного прибалтийско-финского населения скандинавов – посредников в меховой торговле в обмен на оружие и украшения. Центр новой общности сформировался близ слияния рек Паша и Сязнига (укрепленное поселение у д. Городище). Большую роль играли связи с соседней Ладогой. В XII – начале XIII вв. повсеместно распространяются одиночные погребения, где покойник помещен в могильную яму и ориентирован головой на запад, что характерно для древнерусского сельского населения. Лит.: Кочкуркина С.И. Юго-Восточное Приладожье в X–XIII вв. Л., 1973; Мачинский Д.А. Колбяги «Русской правды» и приладожская курганная культура // Тихвинский сборник. Вып. 1: Археология Тихвинского края. Тихвин, 1988; Назаренко В.А. Приладожская чудь // Финны в Европе. Вып. 2. М., 1990. С. 82-93 К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ладва, группа деревень | |
Рубрики | |
ЛАДВА, группа вепсских деревень в юго-вост. части Подпорожского р-на. Находится на берегах р. Оять и Ладвинского оз. Состоит из дер. Васильевская, Казыченская, Макарьевская, Миницкая, Фёдоровская и Кузнецы. Нас. (общее) 219 чел., преим. вепсы. Назв. происходит от вепсского «ладв» – «вершина, верховье». Располагается на терр. природного парка «Вепсский лес». Автомоб. дорога связывает Л. с с. Винницы и г. Подпорожье. Ладвинский погост известен с XV в. В XVI–XVII вв. – один из центров железоделательного промысла. Архитектура крест. жилищ сохраняет традиционные элементы, в т. ч. резные детали. Самая ранняя из жил. построек относится к 1920-м. В дер. Миницкая сохр. дерев. здание ц. Св. Пророка Илии (1868), переоборудованное в сов. период под клуб; сохр. часовня в дер. Васильевская. В Л. работают клуб и б-ка. Существует фольклорный коллектив с репертуаром на вепсском и русском яз.; в 1970-е выпущена грампластинка с записью ансамбля. В 1999 А.Е. Финченко создан частный этногр. музей «Вепсская изба» им. Т.В. Станюкович, в к-ром воспроизведен интерьер вепсского жилища первой трети ХХ в.; в коллекции музея св. 2200 экспонатов. Лит.: Егоров С.Б. Этнокультурное развитие и хозяйство приоятских вепсов во второй пол. XX – нач. XXI в. // Этнографическое изучение Северо-Запада России: Итоги полевых исследований 2003 г. Материалы VIII Региональной науч. конференции молодых ученых / Под ред. В.А. Козьмина. СПб., 2003. С. 7-17; «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. м., б. г. С. 24-25. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Лодейнопольский район | |
Рубрики | |
ЛОДЕЙНОПОЛЬСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. расположен к востоку от Ладожского оз. в басс. р. Свирь. Граничит на северо-западе и севере с Олонецким р-ном Республики Карелия, на северо-востоке и востоке – с Подпорожским р-ном, на юге – с Тихвинским р-ном, на юго-западе – с Волховским р-ном Лен. обл. Образован в 1927 из части быв. Лодейнопольского у. Ленингр. губ. В 1958 его терр. увеличилась за счет присоединения ликвидированного Оятского р-на. Нас. – 35,0 тыс. чел. Терр. – 4911 кв. км. На терр. Л. р. расположены 181 сел. населенных пункта, составляющих три сел. и два гор. поселения – Свирьстройское и Лодейнопольское. Кроме рус. населения, преимущественно в юж. части р-на проживают вепсы, на севере – группа карелов-ливвиков. Через терр. Л. р. пролегает жел. дорога Волховстрой – Мурманск. Параллельно ж.-д. магистрали проходит федеральная трасса «Кола» (СПб. – Мурманск), также развита сеть межрайонных и внутрирайонных автомоб. дорог. На р. Свирь, входящей в Волго-Балтийскую судоходную систему, расположено неск. пристаней. Археол. пам., существующие на терр. Л. р., свидетельствуют о его заселении не позднее эпохи неолита. Многочисл. курганные могильники по берегам р. Оять показывают систему расселения местного прибалт.-фин. населения в X – нач. XIII вв. К XV в. относится осн. Александро-Свирского Свято-Троицкого мон. Ряд поселений известен по док-там XVI в. В нач. XVIII в. на Свири была основана Лодейнопольская судоверфь. В 1915 по этим землям прошла ж.-д. магистраль СПб. – Петрозаводск. В 1933 построена Нижнесвирская ГЭС. В 1941-44 по терр. района проходила линия фронта. В послевоен. период осн. направлениями развития стали трансп. обслуживание, лесная и деревообрабатывающая пром-сть. В р-не работают Лодейнопольский историко-краеведческий музей, мемориал «Свирская победа», 24 б-ки, в т. ч. Лодейнопольская библиотека центральная городская, Лодейнопольская библиотека центральная детская, 25 домов культуры и клубов, две муз. школы, Передвижной центр культуры, Дом театра и кино, Дом нар. творчества, Дет. центр эстетического развития, камерный ансамбль «Классика», муниц. драм. театр-студия «Апрель», Лодейнопольский народный театр комедии. 14 худож. коллективов носят звание народных и образцовых. Проводятся фестиваль дет. творчества «Рождественская звезда» и фестивали провинциальных драм. театров малых городов «Искусство без границ», регулярно проходит праздник вепсской культуры «Энарьне ма» («Вонозерская земля»). Традиции местного гончарного промысла в с. Алёховщина продолжает ООО «Оятская керамика», здесь создан Центр возрождения ремесел. В районе имеется 136 пам. истории и культуры. Среди них дерев. храмы: ц. Архангела Михаила XVIII в. в с. Алёховщина, Николая Чудотворца Святителя ц. в дер. Доможирово, ансамбли мон.: Введено-Оятского (Введено-Островского) , Тервеничского Покровского и Александро-Свирского Свято-Троицкого. На терр. Л. р. жили и работали худ. В.Д. Поленов и С.Н. Зенков. На западе р-на, в Приладожье, расположен Нижнесвирский природный заповедник. Выходит районная газ. «Лодейное Поле», работают радио «Лодья», телестудия «Телесвирь». См. также: Лодейнопольского района герб и флаг. Лит.: Зайцев П.М. Лодейное Поле: Ист.-краевед. очерк. Л., 1964. С. 6; Даринский А.В. Ленинградская область. Л., 1975. С. 361; Васильев П. Сто лет Межозерья: Ист. очерк о терр. Присвирья и Приоятья. Кириши, 2000; Двас Г.В. Присвирье: 75-летию Ленинградской области посвящается. СПб., 2002; Лодейнопольский край в истории России. СПб., 2002; МО «Лодейнопольский район». – http://www.spb-business.ru/show.php?directory=100025 С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Мордвинов Исаакий Петрович (1871-1925), литератор, ученый | |
Рубрики | |
МОРДВИНОВ Исаакий Петрович (1871, г. Тихвин – 1925, г. Тихвин), краевед, литератор, просветитель. С 1885 служил волостным писарем в Большегорской вол. Тихвинского у. На выбор его деятельности оказал влияние В.Д. Кренке. Окончил Новгородское Александровское уч-ще (1890), получил пед. образование, преподавал. Принял участие в рев. деятельности, подвергался арестам. Публицист и литератор, в т. ч. писал для детей. Первые печатные труды относятся к 1892. Публ. в периодических изд. «Русский учитель», «Ревельские известия», «Новгородский север», «Наука и жизнь», «Вестник трезвости», «Трезвая жизнь», «Стрекоза», «Осколки», «Беседа», «Родник», «Светлячок», «Солнышко», «Русский архив», «Исторический вестник». Увлекся краеведением, в 1911 публ. работу «Тихвинская старина». В 1913 организует Тихвинское отделение Новгородского общества любителей древности, его секретарь. С 1914 издавал краевед. журн. «Тихвинец» и дет. журн. «Наша школа». В 1915 составил и опубл. науч. программу обследования чухарей (вепсов), собирал археол. и этнограф. материал на юге Тихвинского у. Первый ред. тихвинской уездной газ. «Наш край» (1918), участвует в изд. «Тихвинский учитель» (1921), издает букварь. С 1919 занимается изучением док-тов Тихвинского Успенского мон., готовит работу о монастырях Тихвина. В 1925 выходит ист.-краевед. труд М. «Старый Тихвин и Нагорное Обонежье». В 1926 в сб. «Тихвинский край» публикуется «Тихвиниана» – библиография по Тихвинскому у., составленная М. и дополненная В.И. Равдоникасом. В целом опубл. свыше 700 работ М. Им написано ок. 250 стихотворений, часть из к-рых вошла в уч. хрестоматии. Обладая даром художника, часть изданий сопровождал собственными рис. Похоронен на кладб. возле собора Тихвинского Успенского мон. Лит.: Равдоникас В.И. И.П. Мордвинов: Жизнь и деятельность // Тихвинский край. Тихвин, 1926. С. I-XXXX.; Жервэ Н.Н. Тихвинское отделение Новгородского общества любителей древности (1913–1929) // Тихвинский сборник. Вып. 1: Археология Тихвинского края. Тихвин, 1988. С. 31-38; Кутузов В.Н. Первый редактор «Тихвинца» // Тихвинец. 1990. № 1. С. 3-4. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Население | |
Рубрики | |
НАСЕЛЕНИЕ. По данным переписи 2002 в Лен. обл. проживали 1669,205 тыс. чел.; по оценке на 1 июля 2005 – 1647,6 тыс. чел., в т. ч. гор. Н. – 1093,9 тыс. чел. (наиболее кр. города: Гатчина, Выборг, Тихвин, Волхов, Кириши, Кингисепп), сел. – 553,7 тыс. чел. Ср. размер сел. населенного пункта 150-170 чел., поселения с Н. более 500 чел. составляют 5% (сосредоточены на юге Лен. обл. и вблизи СПб.). В ХХ в. числ. Н. Лен. обл. увеличивалась, за исключением периодов Гражд. и Второй мировой войн. По переписи 1897 на терр. совр. Лен. обл. проживало ок. 1 млн. чел., в 1926 – 970 тыс. чел., в 1939 – 1200 тыс. чел., в 1959 – 1245 тыс. чел., в 1970 – 1399 тыс. чел., в 1979 – 1515 тыс. чел., в 1989 – 1659 тыс. чел. На рубеже XX–XXI вв. в Лен. обл. не произошло существенного сокращения числ. Н., чему способствовали иммиграция, так как смертность Н. превышала рождаемость. Так, в первом полугодии 2005 число умерших превысило число родившихся в 2,7 раза (соответственно, 17090 чел. и 6391 чел.). Ср. плотность Н. – 19,8 чел. на кв. км (сельского – 7 чел. на кв. км., что в 2,5-3 раза выше, чем в соседних Новгородской и Псковской обл.). Западные р-ны Лен. обл. традиционно являются более густонаселенными, чем восточные. Уже на рубеже XV–XVI вв. плотность нас. Ижорского погоста, включавшего земли Приневья, была 2,5-3 чел./кв. км. Большое влияние на размещение и занятость Н. Лен. обл. оказывает СПб., являющийся отд. субъектом РФ. В наст. время 39% трудоспособного Н. заняты в пром-сти, 34% – в сфере услуг, 18% – в сел. х-ве, 9% – на транспорте. Во втором квартале 2005 соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума увеличилось по ср. с уровнем 2004 (167,3% и 156,1% соответственно). 60,9% Н. имели доходы ниже среднедушевого дохода в целом по Лен. обл. За последнее тысячелетие этнический состав Н. Лен. обл. (преим. западной ее части) неоднократно изменялся. Не позднее VII в. в регион, заселенный финно-угорскими народами, проникли славяне. После Ореховецкого мирного договора 1323, установившего границу между Швецией и новгородскими владениями, в зап. (шведскую) ч. Карельского перешейка переселяются финны из Центральной Финляндии. В XVII в. после перехода Карельского перешейка и Ингерманландии в состав Швеции произошла миграция правосл. Н. (карелы, русские) в пределы России, опустевшие земли занимали финны-лютеране (см. Ингерманландские финны). В 1930-40-е в Лен. обл. проводились депортации этнические, затронувшие прибалт.-фин. Н. и немцев. Финны, проживавшие на терр. совр. Выборгского и Приозерского р-нов, переселились в Финляндию в ходе Сов.-финл. войны 1939-40 (в 1941-44 часть вернулась на прежние места расселения на короткий срок). В 1940-50-е проводилось организованное переселение русских (в меньшей степени белорусов) из др. областей СССР. В 2002 русские составили 1495,295 тыс. чел., ингерманландские финны – 7965 чел., вепсы – 2019 чел., карелы – 2057 чел., ижора – 177 чел., водь – 12 чел., эстонцы – 1409, немцы – 2372 чел. Среди остальных преобладают восточнославянские народы: украинцы – 41842 чел., белорусы – 26290 чел. В последние десятилетия увеличилась числ. и иных этнических общностей: татары составили 9450 чел., армяне – 5518, цыгане – 4573, азербайджанцы – 3855, чуваши – 2817, мордва – 2245, молдаване – 1977, башкиры – 1102, узбеки – 1001. Числ.ь остальных общин менее 1000 чел. На терр. Лен. обл. пребывают и нелегальные мигранты, не учитываемые официальной статистикой. Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Даринский А.В. География Ленинградской области. СПб., 1996. С. 64-71; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С 53-168. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
подробнее… | |
Обонежье | |
Рубрики | |
ОБОНЕЖЬЕ, ист.-культурный регион на северо-западе Европ. части России. Включала в свой состав терр. вокруг Онежского оз. Являлась частью Новгородского гос-ва: по письм. источникам с XII в. известна Обонежская сотня как адм.-терр. образование Вел. Новгорода. С кон. XV в. появляются сведения об Обонежской пятине, к-рая была самым крупным регионом Новгородской земли. Площадь ее терр. составляла ок. 106 тыс. кв. км. В сер. XVI в. Обонежская пятина была разделена на Нагорную и Заонежскую половины. В 1708 терр. О. вошла в состав Ингерманландской (позднее С.-Петерб.) губ., в XIX – нач. ХХ вв. оказалась на смежных терр. Олонецкой и Новгородской губ. В наст. время регион О. охватывает смежные терр. востока Лен. обл., северо-запад Вологодской обл. и юго-восток Республики Карелия. Особенностью этой терр. является интенсивное межэтническое взаимодействие славянского и прибалт.-фин. (карельского и вепсского) нас. Здесь расположены природные парки (в т. ч. «Вепсский лес»), сохр. уникальные памятники дерев. зодчества. Лит.: Неволин К.А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в. СПб., 1853; Мусин А.Е. Становление Обонежского ряда в IX–XIV вв. // Тихвинский сборник. Вып. 1: Археология Тихвинского края. Тихвин, 1988. С. 43-48. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Оятская керамика | |
Рубрики | |
ОЯТСКАЯ КЕРАМИКА. В рус. и вепсских деревнях на р. Оять (совр. Лодейнопольский р-н) издавна существовало гончарное дело. Этому способствало наличие залежей высококачественной красной глины. Особое развитие гончарный промысел получил в XVIII в. Оятские гончары в осн. изготавливали разнообразную столовую посуду, а также лепную глиняную игрушку. Длительное совм. проживание вепсов и русских сказалось на формировании стилевого единства оятской керамики – характерны приземистые формы сосудов и штампованный орнамент. Помимо штампов, применяли также рельефную роспись рожком, а также белую и черную ангобную роспись (жидко разведенной глиной). Изредка употреблялась зеленая краска (медный купорос). В нач. XX в. только мастеровыми Сотского погоста Шапшинской вол. Лодейнопольского у. вырабатывалось для продажи более 400 тыс. гончарных сосудов. В 1928 в Оятском р-не насчитывалось 194 крест. «горшечных» (бревенчатые постройки, в к-рых проходили формовка и обжиг керамических изделий). В 1969 в с. Алёховщина Лодейнопольского р-на был создан керамический цех (впоследствии – ООО «Оятская керамика»). К работе были привлечены опытные гончары – А.В. Лукичев, А.З. Бойцов, Г.М. Романов, А.А. Смирнов, к-рые помогли возродить традиции О. к. В 1990-е в селе восстановлена дерев. ц. Михаила Архангела XVII в., ее внутреннее убранство оформлено керамическими изделиями местного произ-ва. Предприятие уничтожено пожаром в 2004, в наст. время идет подготовка к стр-ву новой керамической ф-ки. В селе работает Центр возрождения ремесел, в т. ч. гончарного дела (рук. Л. Иванова). Лит.: Киселев В.И. «От добрых рук ничего не уходит» // Область культуры. 2006. № 5. С.57-60; Косменко А.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Керамика. – http://www.vepsia.ru/tr_culture/iskustvo.php#niz; Оятская керамика. – http://oyatskaya.813.ru/; Храмы, соборы, церкви, часовни. –http://www.lenobl.ru/culture/heritage/cultus/temple?notpl=1 В.И. Киселев | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Оять, р. | |
Рубрики | |
ОЯТЬ, река, левый приток р. Свирь. Дл. 266 км. Ср. расход воды в устье 54,8 куб. м/с, пл. водосбора 5220 кв. км. Берет начало из Чаймозера на Вепсовской возвышенности (терр. Вологодской обл., в 7 км от границы с Лен. обл). По территории Лен. обл. О. протекает в пределах Подпорожского и Лодейнопольского р-нов. Первоначально течет на запад, после дер. Шондовичи поворачивает на север, перед с. Винницы меняет направление на юго-зап., перед с. Алёховщина – на северо-запад, а в р-не дер. Никоновщина делает поворот и далее, сохраняя в целом зап. направление, образует многочисл. излучины и впадает в Свирь ниже дер. Доможирово. Наиболее значительные притоки: Нижняя Курба, Сондала, Тукша, Шокша, Кузра, Тянукса, Шапша, Ащина, Савинка, Вилига, Тикша, Большая Лублога, Чегла. Назв. реки связывается с прибалт.-фин. «ойя» – «ручей». В ср. и ниж. течении О. насчитывается неск. десятков курганов приладожской культуры кон. I – нач. II тыс. н .э. В басс. О. находятся населенные пункты Винницы и Тервеничи, изв. с XII в., Ладва, Озера, Ярославичи, изв. по данным писцовых книг кон. XV в. В этих и в нек-рых др. поселениях в верховьях реки расселена оятская группа вепсов. В ср. течении О. находится усадьба Имоченицы, в к-рой жил худ. В.Д. Поленов. Ландшафт долины реки разнообразен и живописен. Басс. ее верх. течения включен в природный парк «Вепсский лес». Лит.: Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 68; Егоров С.Б. Этнокультурное развитие и хозяйство приоятских вепсов во второй половине XX – начале XXI века // Этнографическое изучение Северо-Запада России: Итоги полевых исследований 2003 г. Материалы VIII Региональной научной конференции молодых ученых / Под ред. В.А. Козьмина. СПб., 2003. С. 7-17; «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. г., б. м. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Паша, р. | |
Рубрики | |
ПАША, река, левый приток р. Свирь. Дл. 242 км. Ср. расход воды в устье 69,2 куб. м/с, пл. водосбора 6650 кв. км. Вытекает из Пашозера на востоке Лен. обл. и пересекает терр. Тихвинского и Волховского р-нов. Первоначальное направление течения с северо-востока на юго-запад. Ок. дер. Новое Село Тихвинского р-на делает поворот и направляется на север, в р-не дер. Бор Волховского р-на отклоняется на северо-запад, впадает в Свирь у пос. Свирица. Наиболее кр. притоки: Большая Пяльица, Черная, Верхняя Палуйца, Шуйга, Пить, Явосьма, Капша, Пинега, Сапа, Пинега, Сукса, Шижня, Кондега, Рыбежка, Кумбито, Бабья. Назв. реки происходит, вероятно, от прибалт.-фин. «паксу» – толстый, густой. По берегам П. и ее притоков концентрируются группы курганов приладожской культуры кон. I – нач. II тыс. н.э. В басс. П. расположены кр. поселения Пашозеро, Шугозеро, Горка, Коськово, Часовенское, Рыбежно, Паша, Свирица. Ряд из них известен по письменным источникам с XIV-XVI вв. Верховья Капши, правого притока П., – коренная терр. обитания капшинской группы вепсов. Эти земли, а также истоки П. входят в природный парк «Вепсский лес». Лит.: Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 66-68, 136-138; Кондратьева Е.В. Пашский Перевоз – Свирица – Загубье – Сторожно // Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978. С. 114-134; Попов А.И. Следы времен минувших: Из истории географических названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Л., 1981. С. 61-63; «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. м., б. г. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Подпорожская библиотека центральная | |
Рубрики | |
ПОДПОРОЖСКАЯ БИБЛИОТЕКА ЦЕНТРАЛЬНАЯ (г. Подпорожье, пр. Ленина, 9). Создана в 1944. В 1977 при объединении б-к района в централизованную библиотечную систему стала центральной районной б-кой. С 2006 – центральная в г. Подпорожье. Фонд б-ки составляет 55 тыс. ед. хр., ее услугами пользуется 4,5 тыс. читателей, ежегодно выдается 115 тыс. экз. Кол-во посещений – 42 тыс. в год. Одно из ведущих направлений в работе б-ки – экологическое просвещение нас. Ведется также работа по изучению и сбору материалов по истории и быту вепсов. С 1987 б-ка принимает участие в обл. вепсском фольклорном фестивале «Древо жизни». Л.К. Блюдова | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Подпорожский район | |
Рубрики | |
ПОДПОРОЖСКИЙ РАЙОН, муниц. образование. Население – 35,2 тыс. чел. Терр. – 7705,5 кв. км. Находится на сев.-вос. Лен. обл., на сев.-зап. и севере граничит с Олонецким, Пряжинским и Прионежским р-нами Республики Карелия, на востоке – с Вытегорским и Бабаевским р-нами Вологодской обл., на юге – с Тихвинским, на западе – с Лодейнопольским р-нами Лен. обл. Создан в 1927 при организации Лен. обл. на части быв. Лодейнопольского у. Ленингр. губ. В 1954 в состав П. р. включена терр. упраздненного Вознесенского р-на, в 1965 – Винницкий р-н. В кон. XIX – нач. ХХ вв. в Лодейнопольском у. существовала Подпорожская вол. Кроме рус. нас. здесь проживают вепсы, преимущественно в южн. части р-на. В состав р-на входит 69 сел. населенных пункта, а также четыре гор. поселения, в т. ч. Вознесенье, Важины, Никольский и адм. центр – г. Подпорожье. По северу П. р. проходит автомоб. трасса Лодейное Поле – Вытегра, развита сеть дорог местн. значения. По сев.-зап. части пролегает линия жел. дороги Волховстрой – Мурманск. В р-не находится кр. Подпорожский речной порт, неск. пристаней на р. Свирь. Самые древние археол. пам., известные на терр. р-на, относятся к неолитической эпохе (IV-III тыс. до н. э.). XI–XIII вв. датируются курганы, расположенные по берегам р. Оять. Большую роль в разв. региона с древнейших времен играла р. Свирь, являющаяся путем сообщения между приладожскими, прионежскими и заволочскими землями, центром соц.-экон. и культурной жизни региона. С рубежа I–II тыс. н. э. вплоть до наст. времени на этих землях продолжается совм. проживание прибалт. финнов (вепсов) и славян (русских), о чем свидетельствуют уникальные пам. культуры. В П. р. находится свыше 120 архит. пам., из них более половины – дерев. культовые, жил. и хоз. постройки XV – нач. XX вв. Среди них цц. Георгия Победоносца Великомученика (1493) в дер. Юксовичи, Рождества Пресвятой Богородицы (2-я пол. XVII в.) в дер. Гимрека, Николая Чудотворца Святителя (1696) в дер. Согинцы, Дмитрия Солунского Великомученика (1783) в дер. Щелейки, Воскресения Христова (1630) в гор. пос. Важины, Ильинская (1781) в дер. Кипрушино и мн. др; дом и амбар (сер. XIX в.) в поселении Озёра. В р-не имеются многочис. обелиски, посвященные событиям ВОВ. В юж. части П. р. находится природный парк «Вепсский лес». В р-не работают пять домов культуры, девять клубов, 21 б-ка, 3 муз. школы, краевед. музей, школа иск-в, театр кукол, Вепсский центр фольклора, частный этногр. музей «Вепсская изба» (поселение Ладва). Издается газ. «Свирские огни». С 1987 в местах проживания вепсов ежегодно в июне проводится праздник «Древо жизни». В дер. Верхние Мандроги создан туристическо-гостиничный комплекс. Лит.: Коляда М.И. По Свири // Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978. С. 53-114; На берегах Свири // Гоголицын Ю.М., Иванова Т.М. Архитектурная старина. Памятники зодчества Ленинградской области. Л., 1979. С. 101-123; Белоусов Б.В., Гладкий С.П., Толстой И.С. Подпорожье: Ист.-краевед. очерк. Л., 1986; Жуков В.И. Красота из глубины веков: Ист.-краевед. очерк к 45-летию г. Подпорожье. Подпорожье, 2001; Реестр туристических ресурсов муниципального образования «Подпорожский район». Подпорожье, 2001. Двас Г.В. Присвирье: 75-летию Ленинградской области посвящается. СПб., 2002; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 80-81; «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. г., б. м. С. 23-30. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Причети (вепсы) | |
Рубрики | |
Вепсы относятся к народам с особенно развитой формой причети, однако вепсские причитания, как и в целом фольклор вепсов, изучены пока недостаточно. Хотя первое же обращение к их исследованию привело к крайне любопытным выводам вепсская мелострофа (названный так структурно-интонационный феномен, зафиксированный в наиболее выразительной и однозначной форме именно в вепсской причети) не только бытует в фольклоре родственных народов (карел, ижор), но и совпадает по композиции и типу интонирования с напевами заонежских и пудожских былин. В связи с этим было высказано предположение об усвоении русскими сказителями вепсской мелострофы из песенной культуры западнофинских народов (вепсов, карел). Библиография: Строгальщикова, 3. И. Этнокультурные процессы в Карелии // http://vottovaara.ru/karelia/obrad/pogr.html | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Промыслы и ремесла традиционные | |
Рубрики | |
ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА ТРАДИЦИОННЫЕ, выделились из домашних занятий и ремесел, к-рые были направлены на изготовление предметов крест. быта для собственных нужд. Своеобразие традиционных промыслов Лен. обл. связано с особенностями ист., соц.-экон. и этногр. развития населения. Длительные контакты рус. и финноязычных народов сыграли важную роль в формировании быт. иск-ва края. Нельзя исключить и влияние на творчество мастеров древних центров худож. ремесла – Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Тихвина, а позже СПб. Одним из важнейших занятий народов, населяющих терр. совр. Лен. обл., было ткачество. Встречались практически все изв. в ткачестве техн. приемы: двухремезное, многоремезное, двууточное, браное тканье. Повсеместное распространение имело двухремезное тканье, применяемое для изготовления тонких белых холстов и «пестряди» – клетчатой или полосатой ткани. Большого опыта требовала многоремезная техника тканья с рельефным узором, особенно распространенная в Новоладожском у. Браное ткачество с красно-белыми узорами было развито в Лужском и Лодейнопольском у. Здесь же встречаются и закладные ткани. Интересной разновидностью крест. ткачества являлось изготовление тканных поясов. Их ткали из разноцветных шерстяных нитей на ткацких станах и нестандартных орудиях: дощечках, бердечках и на ниту. Красочностью и нарядностью выделялись вепсские и карельские пояса. С 1930-х широкое распространение получило тканье половиков с хл.-бум. основой и утком из цветных тряпичных лент. Вышивка – традиционный вид нар. творчества. Это иск-во было развито в дер. Лужского, Новоладожского, Лодейнопольского, Тихвинского, Устюженского у. Еще в 1920-е многие местные вышивальщицы владели старинными декорат. швами и узорами, к-рые передавались из поколения в поколение. Широко применялся двухсторонний шов-«роспись», иногда в сочетании с гладью-«атласником» и «набором». Часто в вышивке использовали такие приемы как «крест», «тамбур», а также различные варианты «строчки». Рус. мастерицы Лужского и Новоладожского у. вышивали тамбуром пышные растительные узоры, используя нити, окрашенные яркими анилиновыми красителями. Узоры с геометрическим орнаментом, выполненные двухсторонним швом цветной шерстью, украшали детали одежды ижор и води. В Новоладожском у. местные портные шили к праздникам и свадьбам «щегольские» дубленые полушубки, правую полу и воротник к-рых украшали узорным шитьем. «Стародавний», «досюльный» двусторонний шов применялся для вышивки обрядовых полотенец у русских и вепсов. Орнамент вышивки представлял собой геометризованные мотивы, образующие бордюры, или сложные сюжетные композиции, изображающие фигуры людей, животных, птиц, а также растительные узоры. В сюжетных вышивках нередко встречаются также геральдические птицы, напр., двуглавый орел. У южных вепсов встречались многоцветные узоры, выполненные «строчкой по сетке». Новоладожские мастерицы украшали головные уборы жемчужным шитьем («низание», «саженье»). Такие предметы являлись семейной ценностью и нередко передавались по наследству по жен. линии. Применение жемчуга было закономерным, т. к. он добывался в сев. реках басс. Ладожского и Онежского оз. Полотенца, подзоры простыней, домотканые скатерти обычно обшивались кружевом, плетенным на коклюшках или связанных крючком, реже – на спицах. Коклюшечное кружево изготовляли крестьянки Никольской вол. Шлиссельбургского у., Мозинской, Покровской, Дудергофской и Тосненской вол. Царскосельского у. Широкой изв. пользовались кружевницы Новоладожского у., к-рые плели на коклюшках в осн. предметы большого размера: покрывала, накидки, пелерины, косынки и пр. (см. Захожское кружево). Произ-во кубовой набойки (старинной техники крашения тканей) с крупно- или мелкоузорными геометрическими и растительными орнаментами сохранялось еще в 1930-е в вепсских и рус. деревнях Тихвинского р-на. Резьбой и росписью по дереву украшались избы, предметы домашней обстановки и утварь (см. Фасадная резьба). В любом крест. х-ве встречались изделия, плетенные из корней ели или сосны, а также изделия из щепы, прутьев и берестяная «серебр.» посуда, выполненная диагональным или прямым плетением. К пам. нар. иск-ва относятся прялки. Делали их в каждой семье для собственных нужд. Наиболее искусные мастера изготовляли прялки и на заказ. Прялки из Новоладожского у. расходились по неск. уездам. Широко бытовали цельные «корневые» прялки, вырубавшиеся из дерева с корнями. В каждой местности складывались свои формы прялок и приемы их украшений (см. Волховская школа росписи). Изготавливалась разнообразная глиняная утварь. В селениях по ср. течению рр. Оять, Явосьма, Паша находились центры гончарного произ-ва. Занятие гончарным промыслом было зафиксировано в отд. волостях Ямбургского, Лужского, Царскосельского уездов (см. Гончарное дело; Оятская керамика). Одним из старинных центров металлообработки являлся г. Тихвин. Выполненные здесь накладные или врезные замки с фигурно кованными личинами, а также ключи и светцы, украшенные ажурным орнаментом, отличаются разнообразием и изяществом. Кустарное произв-во гармоней было развито в кон. XIX – нач. ХХ вв. в с. Большое Заборовье (ныне Тихвинский р-н), в г. Тихвин и др. С XIX в. на терр. обл. получили развитие кустарные промыслы – мелкотоварное произ-во изделий, ориентированое на рынок. Оно стало дополнительным хоз. занятием крест. нас. и осн. занятием значительной части гор. жит. В большинстве своем кустари сохраняли традиционные инструменты и техн.-технол. приемы обработки природных материалов (дерева, глины, волокнистых веществ, кожи, металла). В осн. эти изделия были рассчитаны на небогатого гор. потребителя. Приспосабливаясь к его вкусу, мастера совершенствовали технику изготовления, форму и отделку изделий. Помимо своего осн. назначения, эти предметы обладали худож. ценностью и отражали эстетические представления и вкусы их создателей. На терр. совр. Лен. обл. кустарные промыслы существовали повсеместно, но в структуре хоз. занятий нас. занимали разл. место. Процесс индустриализации привел к постепенному исчезновению мн. промыслов, в т. ч. направленных на произ-во с.-х. орудий, средств передвижения, столярного промысла и пр. Отд. промыслы сохранялись до наших дней. Наибольший их расцвет связан с образованием в 1968 Лен. обл. производственного объединения нар. худож. промыслов, деятельность к-рого была направлена на возрождение, сохр. и развитие традиционных промыслов. После распада объединения в нач. 1990-х произошло угасание работы его центров. В настоящее время мастеров поддерживает Ассоциация нар. худож. промыслов и ремесел, общественная орг-ция «Палата ремесел» и Ленинградский областной учебно-методический центр культуры и искусства. Лит.: Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей: Путеводитель-каталог: Этнографические коллекции и предметы религиозного назначения. СПб., 2001; Киселев В.И. «От добрых рук ничего не уходит» // Область культуры. 2006. № 5. С. 57-60. Д.А. Горб | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Пулькин Василий Андреевич (1923-1985), литератор | |
Рубрики | |
ПУЛЬКИН Василий Андреевич (1923, дер. Нюрговичи Лукинской вол. Тихвинского у. Череповецкой губ. (ныне Тихвинский р-н Лен. обл.) – 1985), литератор, педагог. Окончил школу фабрично-заводского обучения в г. Тихвин, затем – пед. техникум, работал учителем в школе. В 1950-е возглавлял колхоз «Авангард» в Капшинском р-не. В 1970–80-е жил в г. Кировск, работал преподавателем, дир. ПТУ. В сер. 1970-х в тихвинской районной газ. «Трудовая слава» напечатаны первые публицистические произв. П., рассказывающие о жизни капшинских колхозников в сер. 1950-х. В 1981 в журн. «Север» опубл. первая повесть П. «Азбука детства», затем изд. повесть «Глубокие воды Корбярви» (1985), посмертно вышла кн. «Возвращение в сказку» (1986). Повести П. посвящены жизни вепсского края в первой трети ХХ в. Автор, родившийся и выросший в вепсской дер., выразительно показал быт этого народа, удачно включив в свои произв., написаные на рус. яз., вепсский фольклор. В 1990-е повесть «Азбука детства» была переведена на вепсский яз. и публиковалась в вепсской газ. «Kodima». Похоронен на кладб. г. Кировск. Лит.: Спиридонова И. Вепская литература: Проблемы становления // Север. 1993. № 11. С. 124-135; Спиридонова И. Его судьба – судьба народа // Kodima. 1995. № 3 (24). С. 3. Зайцева Н. Вепсская литература: В начале пути // Kodima. 1999. № 7 (76). С. 3. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
подробнее… | |
Рунопевцы | |
Рубрики | |
РУНОПЕВЦЫ (фин. – runonlaulajat), исполнители нар. поэтических произв. у прибалт.-фин. народов (карел, ижор, води, вепсов), сказители (фин. runo – стихотв., руна). Репертуар Р. Ингерманландии отличался от карельской фольклорной традиции меньшим кол-вом архаических мотивов (мало мифологических сюжетов, заклинательной поэзии), распространением песен-легенд на библейские сюжеты, баллад, рекрутских, антикрепостнических, ист., лирических песен. Бытовали как тексты калевальской метрики, так и более поздние рифмованные песни. К кон. XIX в. большое распространение получили рифмованные песни-четверостишия (rekilaulu или rontyska/рёнтюшки), похожие на рус. частушки. Исполнение рун у прибалт.-фин. народов могло сопровождаться игрой на кантеле. На терр. Лен. обл. наиб. изв. Р. были ижоры Ларин Параске, Онтропо Мельников (Карельский перешеек), Мария Луукка (Зап. Ингерманландия). Среди фин. исследователей, к-рые собирали фольклор Р. у народов Лен. обл. – А.М. Шёгрен, Э. Лённрот, Д. Европеус, А. Алквист, А. Борениус-Ляхтеенкорва, А. Вяйсянен, Э. Сетяля. Лит.: Народные песни Ингерманландии. Л., 1974; Карху Э.Г. История литературы Карелии. Т. 1: Карельский и ингерманландский фольклор в историческом освещении. СПб., 1994. С. 139-195; Salminen V. Kertovien runojen historiaa: Inkeri. Helsinki, 1929; Salminen V. Runonlaulajat ja tietajat. Helsinki, 1931; Kuusi M. Maria Luukan laulut ja loitsut: Tutkimus lantisimman Inkerin suomalasiperinteesta. Helsinki, 1983. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Русские | |
Рубрики | |
РУССКИЕ, этническая общность, основное население РФ. В составе Р. выделяется ряд субэтносов и этногр. групп (напр., казаки и поморы). Рус. яз. принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской языковой семьи. В РФ, по данным переписи нас. 2002, 115,9 млн русских (79,8% от общей числ. нас.). В Лен. обл. Р. также являются крупнейшим народом – 1,5 млн чел. (89,6 % нас. обл.). Верующие Р. в осн. правосл., имеются приверженцы старообрядчества. В последние два десятилетия среди части рус. нас. распространились разл. направления протестантизма и религ. сектантство. В Лен. обл. сформировались локальные группы Р., имеющие нек-рые особенности в культуре, быту и верованиях. Предки Р. – вост. славяне – появились на терр. совр. Лен. обл. в середине I тыс. н. э. Постепенно они ассимилировали или вытеснили с прежних территорий прибалт.-фин. население (предков саамов, карел, вепсов, ижоры, води). К нач. II тыс. н. э. осн. р-нами расселения восточнославянского нас. стали терр. Ижорского плато, Верхнее Полужье и Поволховье. Здесь на базе новгородских словен и кривичей сложилась группа древнерус. населения, позднее обособившаяся как обл. группа новгородцев. Она стала составной частью рус. этноса в кон. XV – XVI вв. Наиболее значительный приток рус. населения из др. регионов России на терр., расположенную в окрестностях СПб., происходил в первой пол. XVIII в., а также во второй пол. ХХ в. Хозяйство Р., проживавших на терр. совр. Лен. обл. на рубеже XIX–ХХ вв., основывалось на сочетании неск. отраслей. Важнейшими были земледелие и животноводство. На Ладожском и Онежском оз., на Финском зал. занимались рыболовством. На востоке, где имелись значительные лесные массивы, – охотой, собирательством и заготовкой леса. Среди промыслов наибольшую изв. получили гончарное произ-во с центрами на рр. Оять и Явосьма, киришский (захожский) промысел по изготовлению кружев на коклюшках (см. Захожское кружево). Домашние ремесла (ткачество, вышивка, произ-во изделий из дерева, плетение) обеспечивали внутр. потребности крест. хозяйств. Сел. поселения Р. первоначально формировались под воздействием природно-геогр. факторов: они располагались в осн. по берегам водоемов с учетом ландшафта. В XVIII – нач. XX вв. поселения постепенно приобретают регулярную планировку. Традиционная усадьба включала, кроме разнообразных хоз. построек, срубную избу сев.-среднерус. или западнорус. типа, на западе обл. встречались кирпичные дома. В осн. традиционной жен. одежды был сарафанный комплекс. В нач. ХХ в. появились гор. элементы: кофта, юбка. Муж. костюм состоял из рубахи-косоворотки, пояса и штанов. Обувью служили берестяные лапти, кожаные сапоги, валенки. Пищевой рацион основывался на крупах и мучных изделиях в сочетании с молочными, мясными и рыбными блюдами, продуктами собирательства (грибы, ягоды). Из напитков наиболее распространеными были квас и пиво. Основой соц. орг-ции являлась сел. община, состоящая из домохозяйств одного или неск. населенных пунктов. Среди коренного рус. населения до наст. времени сохр. вера в порчу, в колдовство, в домового и лесного хозяев. Лит.: Русские. М., 1999; Егоров С.Б. Озеряне – этнолокальная группа русских (Исследования 2002 г. в Бокситогорском районе Ленинградской области) // Этнографическое изучение Северо-Запада России: Итоги полевых исследований 2002 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях. Материалы VII Региональной научной конференции молодых ученых. СПб., 2002. С. 7-14; Егоров С.Б. Локальные группы населения востока Ленинградской области // Университетские Петербургские чтения. СПб., 2003. С. 477-483; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России (Южные окрестности Петербурга – Приладожье – Центральные районы Псковщины). СПб., 2004. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Тихвинский район | |
Рубрики | |
ТИХВИНСКИЙ РАЙОН, муниц. образование. Нас. – 14,6 тыс. чел. Терр. – 6997,5 кв. км. Адм. центр – г. Тихвин. В состав р-на входит 198 сел. населенных пункта, объединенных в 8 сел. поселений. Находится на вост. – юго-вост. Лен. обл. На западе граничит с Волховским и Киришским р-ми, на юге – с Новгородской обл. и Бокситогорским р-ном, на востоке – с Вологодской обл. и Бокситогорским р-ном и на севере – с Лодейнопольским и Подпорожским р-нами. Образован при создании в 1927 Лен. обл. на части быв. Тихвинского у. Череповецкой губ. Терр. района дважды значительно изменялась. В 1952 его вост. часть отошла к вновь созданному Бокситогорскому р-ну, а в 1965 к Т. р. была присоединена терр. ликвидированного Капшинского р-на (кроме крайней сев.-вост. части, отошедшей к Бокситогорскому р-ну). В наст. время Т. р. является одним из крупнейших в обл. Преобладает рус. нас.; на сев.-вост., в Пашозерском сел. поселении, живут вепсы. Терр. района с сев.-зап. на юго-восток пересекает жел. дорога СПб. – Вологда. Почти параллельно ей проходит ш. Новая Ладога – Ярославль. От ст. Тихвин на юго-запад отходит ж.-д. ветка до ст. Будогощь. Наиболее древние поселения на терр. Т. р. относятся к эпохе неолита (IV–III тыс. до н. э.). В период Средневековья здесь происходило этнокультурное взаимодействие славянского, прибалт.-фин. и скандинавского нас. Многочисл. археол. памятники – ср.-век. курганы X–XIII вв. – расположены на берегах рек. У дер. Городище на р. Сясь имеются остатки кр. поселения предположительно эпохи Средневековья. С нач. XIX в. до сер. 1960-х по терр. р-на проходила трасса Тихвинской водной системы, до нач. ХХ в. являвшаяся центром экон. и культурной жизни края. От судоходного пути сохранились отд. плотины и шлюзы. В Т. р. сосредоточены архит. пам. XVIII – нач. XX вв. Наибольшую ценность представляют Никольская ц. (1711) в дер. Заручевье, Успенская часовня (1823) в дер. Харагеничи, жил. дома кон. XIX – нач. XX в. в дер. Лукино, амбары XIX в. в дер. Вахрушево, Мунгова Гора, Усть-Капша. В кр. поселениях имеются обелиски в честь земляков, погибших в период ВОВ. На терр. р-на действует централизованная библиотечная система (в нее входит 27 б-к), работают шесть культурно-досуговых центров, десять домов культуры, шесть клубов. Иссл. и издат. работу ведет региональный центр по розыску и сохр. культурных ценностей «Алаборг». В р-не (вместе с г. Тихвин) выходит пять газ. (в т. ч. «Трудовая слава»), работают телекомпания «Тихвинское телевидение», студия радиовещания «Радио-Тихвин». С нач. 2000-х в р-не развивается ист.-культурный и паломнический туризм. В 2001 на сев.-вост. Т. р. создан природный парк «Вепсский лес». Лит.: Равдоникас В.И. Доисторическое прошлое Тихвинского края. Тихвин, 1924; Мордвинов И.П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье: Ист. очерк. Тихвин, 1925; Файнштейн Л.А., Шаскольский И.П. Тихвин. Л., 1961; Крупейченко И.П. Балясов Н.К. Тихвин прежде и теперь. Л., 1970; Краснов Н.В. Тихвин. Л., 1971; Самушенкова М.Л., Файнштейн Л.А., Шаскольский И.П. Тихвин: Ист.-краевед. очерк. Л., 1984; Тихвинский сборник. Вып. 1: Археология Тихвинского края. Тихвин, 1988; Крупейченко И.П. Тайны Тихвинской земли: История края с древнейших времен до XIV в. Тихвин, 1996; Мурашова И.И. История Тихвинского края: Учебное пособие. Тихвин, 1999; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 92-93; Тихвин официальный. – http://www.tikhvin.org С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |
1
2