Рубрикатор
/
Топография
Гидрографическая сеть | |
Рубрики | |
ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ СЕТЬ. Более 19500 рек и 1800 озер (крупнейшие - Ладожское и Онежское) образуют Г. с. Лен. обл. Речная сеть густая и разветвленная. Исключение представляет Ижорская возвышенность, где густота речной сети самая низкая на Северо-Западе и Севере России (0,07 км/кв. км). Влияние Балтийского моря и большое кол-во внутр. водоемов определило климат обл. – переходный от континентального к морскому (более мягкий в зап. р-нах). Терр. области относится к басс. Балтийского моря, за исключением водоемов юго-вост. склона сев. отрогов Валдайской возвышенности, относящихся к Волжскому басс. (р. Чагода, Лидь, Колпь). Ср. уклон рек 20-40 см на 1 км пути. Порожистые реки встречаются на юго-западе и востоке обл. в местах пересечения отложений известняков ордовикского и карбонового плато (напр., Тосна, Саблинка). Для большинства рек характерно высокое половодье, т. к. в их питании осадки в виде снега занимают 50%, дожди – 30%, грунтовые и подземные воды – 20%. Однако пять самых кр. рек (Нева, Волхов, Свирь, Нарова, Вуокса) вытекают из озер, что обусловливает малую изменчивость их стока в течение года. На Валдайской возвышенности, где реки проходят через легкорастворимые горные породы, наблюдается явление ухода реки под землю в карстовые воронки и появление на поверхности через неск. сотен метров (р. Рагуша, Б. Пяльица и др.). Озера (без учета Ладожского) занимают ок. 14% терр. области (особенно богат озерами Карельский перешеек). Большинство озер области ледникового происхождения, также есть камовые, лагунные и пойменные озера, карстовые. К искусств. водоемам относятся водохранилища (крупнейшие – Нарвское на р. Нарова и Ивинское на р. Свирь).Среди болот преобладают верховые моховые болота (75% площади болот), образовавшиеся на плоских водоразделах и междуречьях (напр., Синявинское болото на водоразделе Тосны и Мги, Верестинский Мох на водоразделе Тосны и Тигоды, Ларьянское на водоразделе Тихвинки и Воложбы). Наименее заболочены Ижорская возвышенность и Карельский перешеек. Речная система издавна способствовала развитию торговли (см. «Путь из варяг в греки»). С XVIII в. началось стр-во каналов, хотя еще в XVI–XVII в. на Карельском перешейке такие попытки предпринимались швед. администрацией (см. Ладожские каналы, Сясьские каналы, Беломоро-Балтийский водный путь, Волго-Балтийский водный путь, Тихвинская водная система). Каналы способствовали экон. и культурному развитию ряда отдаленных районов обл. На реках строили мукомольные и пильные мельницы. В XX в. реки стали источником электроэнергии. В 1926 на р. Волхов построена крупнейшая Волховская ГЭС, на р. Свирь – Нижнесвирская (1933) и Верхнесвирская ГЭС (1952). Большая часть обл. достаточно обеспечена пресными подземными водами. На ее терр. – ок. 3000 артезианских скважин. В зап. р-нах наиболее значимы Гостилицкие, Ропшинские, Кипенские, Дудерговские, Таицкие, Пудостские, Хревицкие ключи, на востоке – источники Валдайского уступа, образованного Вепсовской возвышенностью и Тихвинской грядой (напр., ключ Гугоя в дер. Лукино Тихвинского р-на). Ключевая вода была использована и для устройства Петергофских фонтанов (см. Ропшинский канал). К минеральным водам относятся гидрокарбонатные кальциевые и магниевые (Дудергофские высоты, окрестности пос. Мга), сульфатно-натриевые (Волховский и Киришский р-ны, пос. Подборовье на р. Сясь), сероводородные (левый берег р. Мги, долины рр. Паши, Колпи), родоновые (устье р. Славянки, окрестности дер. Лопухинка, г. Выборг), железистые (долина Тосны). Реки и озера являются местом отдыха жителей СПб. и Лен. обл. На берегах водоемов расположены многочисл. туристические базы, организуются спорт. мероприятия, связанные с водными видами спорта (напр., водный туристический фестиваль «Вуокса» в Лосево). Лит.: Евгеньев Г. По рекам и озерам Ленинградской области. Л., 1962; ; Кириллова В.А., Распопов И.М. Озера Ленинградской области. Л., 1971; Ильина Л.Л., Грахов А.Н. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 255-311. А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Дороги | |
Рубрики | |
ДОРОГИ. Дорожная сеть на терр. Лен. обл. исторически развита неравномерно: р-ны восточнее р. Волхов хуже обеспечены Д., поскольку основные экон., воен. и культурные центры всегда были сосредоточены на западе. В нач. ХХI в. плотность Д. в зап., прилегающих к СПб. районах, достигает 217 км на 1000 кв. км, тогда как на востоке (Тихвинский, Бокситогорский, Лодейнопольский р-ны) этот показатель в 2,5 раза меньше. В древности Д. служили водные пути: зимой по замершим рекам передвигались на санях (см. Гидрографическая сеть, «Путь из варяг в греки»). Развитие сухопутных путей связано с развитием государственности и городов. В ср. века водные и сухопутные пути (Лужский, Водский, по р. Волхов, Ладожскому оз., р. Нева) связывали Новгород с побережьем Балтики. С кон. XV в. они постепенно преобразуются в ямские «государевы дороги» до Копорья, Ивангорода (Ивангородская д.), Ладоги – Орехова – Корелы (с ответвлением к Тихвину и Олонцу). В XVII в. отмечены Д. Ниеншанц – Выборг с ответвлением на Кексгольм (Приозерск) и Ниеншанц – Нарва (в XVIII в. известна как Копорская д.). Наиболее густая сеть проселочных Д. сформировалась на Ижорской возвышенности – самом густонаселенном с.-х. р-не. С XVIII в. влияние на формирование дорожной сети оказывает СПб. В результате в зап. части Лен. обл. дорожная сеть приобрела радиальный характер: крупные Д. соединяют центр (СПб.) с различными пунктами периферии. Важнейшей становится трасса СПб. – Москва. Первая «большая перспективная дорога» СПб. – Москва через Старую Руссу, Ржев, Волоколамск была открыта в 1746 (участок от СПб. до Сосницкого яма – в 1742). Именно на ней были организованы почтовые ст. В XIX в. появились шоссейные Д., заменившие грунтовые на гл. направлениях (первой стала новая д. СПб. – Москва, построенная в 1817-35). В сер. XIX в. к разряду почтовых Д. относились Ковенское (ныне Киевское) ш., Нарвское ш., Архангелогородский тракт (д. через Шлиссельбург параллельно Ладожским каналам). В XX в. началось стр-во Д. для автомоб. транспорта, произошла практически полная замена брусчатки на асфальтовое покрытие. Стр-во новых Д. (в том числе и ж.-д. путей; см. Октябрьская железная дорога) и совершенствование уже существовавших способствовало повышению товарности сел. хозяйства, проникновению в деревенский быт элементов гор. культуры. В сов. период стр-во Д. было связано и с воен. целями: это т. н. «ворошиловские» Д., построенные в 1930-е на Сойкинском и Кургальском п-овах; две дугообразные Д., огибающие СПб. с юга и севера, неофициально наз. «бетонки» из-за использования при первоначальном покрытии бетонных плит (одна из них проходит от Большой Ижоры до Кировска, вторая – от Ушково до пос. им. Морозова). В 1970-90-е проводились многочисл. спрямления и расширения Д., строились Д., минующие населенные пункты (Мурманское ш. от СПб. до Ладожского моста, автотрасса «Скандинавия»), объездные Д. вокруг ряда городов (Гатчина, Кингисепп, Пикалево). В наст. время ведется стр-во кольцевой Д. вокруг СПб. Часть завершенного вост. полукольца проходит по терр. Всеволожского р-на. В 2004 протяженность д. общего пользования в Лен. обл. составила 10909 км (федеральных – 1245 км, территориальных – 9664 км). Плотность автодорог общего пользования в целом по обл. – 127 км на 1000 кв. км терр. (ср. показатель по России – 31 км на 1000 кв. км). Дорожное стр-во в Лен. обл. осуществляется в рамках региональной программы совершенствования и развития сети автомоб. дорог до 2020. Лит.: Дороги России. М., 1996; Селин А.А. Ивангородская дорога. СПб., 1996; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 346-365; Плоткин К.М. Русские и шведские источники XVII в. о путях сообщения Новгородской земли // Псков: Памяти Юрия Павловича Спегальского. 1909–1969. Псков, 1999. С. 176-202; Официальное представительство Лен. обл. – http://www.lenobl.ru/economics/transport А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Карты и планы | |
Рубрики | |
КАРТЫ И ПЛАНЫ. Наиболее старые К. и п. территории Лен. обл. относятся к XVI в. Приневье и Карельский перешеек с г. Нотеборг (Шлиссельбург) и Кексгольм (Приозерск), хотя и с многочисл. искажениями, представлены на «Карте Марина» О. Магнуса (она же «Карта Готика», 1539; гравирована в Венеции). Появлению К. и п. способствовали войны (так составлены, напр., планы осады Кексгольма 1610), а также работы по разметке рус.-швед. границы. На карте А. Буреуса «Orbis Arctoi» (1626) впервые представлены правильные очертания озер Ладожское, Онежское, Ильмень. В XVII в. К. и п. Ингерманландии составлялись в ходе землеустроительных работ, проводимых швед. властями (напр., Ген. карта Ингерманландии 1704). Первая такая рус. карта «Географический чертеж Ижорской земли» сделана А. Шхонебеком в 1704-05. На ее осн. с учетом произошедших после стр-ва СПб. изменений под руководством И.К. Кирилова в 1727 составлена карта Ингерманландии для «Атласа Российского» (изд. в Нюрнберге на лат. яз. в 1734). Картографирование вост. р-нов современной Лен. обл. также производилось в XVIII в., в т. ч. и в связи с их экон. освоением. К. и п. Юж. Приладожья появились в 1720-40-е после открытия Ладожского кан. (см. Ладожские каналы). В 1762 составлена карта Обонежской пятины Новгородской губ., леса к-рой были пригодны для стр-ва кораблей. В 1821 издана Ген. карта Новгородской губ. К. и п. Выборгской, С.-Петерб., Новгородской губ. составлялись в ходе проведения Ген. межевания во второй пол. XVIII в. В XVIII–ХIХ вв. на терр. области проводились воен.-топографические съемки, здесь работали воен. геодезисты и топографы П.И. Нейгардт, Ф.Ф. Шуберт, А.Р. Бонсдорф. Результатом их работы стала, например, Военно-топографическая карта С.-Петерб. губ. (1863). В 1849 издана Этнографическая (сост. П.И. Кёппен), а 1852 – Геологическая карта С.-Петерб. губ. (сост. С.С. Куторга). Вся терр. современной Лен. обл. представлена на «Этнографической карте Европ. России» (1851, сост. П.И. Кёппен). В сов. период продолжались работы по картографированию. В 1927 издана новая этнографическая карта, охватывающая всю Лен. обл., – в качестве приложения к кн. Д.А. Золотарева «Этнический состав населения Северо-западной области и Карельской АССР». Однако изданию общедоступных подробных и точных К. и п. препятствовал режим секретности. В 1934 опубл. «Атлас Лен. обл. и Карельской АССР», в 1967 – «Атлас Лен. обл.», в к-ром наряду с картами размещения населения, экон. развития представлена карта учреждений культуры. С кон. 1980-х появляется большое количество изданий карт и атласов, адресованных туристам, рыболовам, грибникам, любителям спорт. ориентирования. В их числе атласы «Лен. обл. и районные центры» (масштаб 1:200000), «Юго-Запад Лен. обл.» (1:100000), «Карельский перешеек» (1:100000), «Реки и озера Карельского перешейка» (1:50000). Издаются планы отд. городов обл. В 2005 опубл. «Большой автодорожный атлас СПб. и Лен. обл.», в к-ром зап. и центральная части обл. представлены картами масштаба 1:100000, менее заселенная вост. часть – картами 1:200000. Наряду с дорогами, на картах обозначены и памятники. Издана двухтомная «Археол. карта Лен. обл.» (сост. В.А. Лапшин; 1990, 1995), материалы к-рой сгруппированы по р-нам. Проводилось медико-экологическое картографирование, см.: «Экологическая карта Лен. обл.» (2005). В 2006 изд-во «Дискус Медиа» выпустило Большой автодорожный и справочный атлас Лен. обл., наилучшим образом отражающий совр. состояние края. К. и П. отд. частей обл. прилагаются ко мн. современным краевед. изданиям. К. и п. территории Лен. обл. хранятся в собр. различных б-к и архивов России и заруб. стран (в осн. в Швеции), в т. ч. в собр. Ленинградского областного государственного архива в г. Выборг: Ф. 531 «Карты, планы и чертежи г. Выборга, Выборгской, Куопиоской, Миккельской губерний» (854 дела, 1751–1944); Ф. 532 «Карты, планы и чертежи железнодорожных, шоссейных и водных путей сообщения г. Выборга и Выборгской губ.» (57 дел, 1812–1938). Лит.: Санкт-Петербург и Ингерманландия в архивах Швеции. Швеция в архивах Санкт-Петербурга: Материалы рос.-швед. семинара. СПб., 2005; Эренсверд У. Шведское картографирование Ингерманландии // Шведы на берегах Невы. Стокгольм, 1998; Maps of the Neva river and adjacent areals in Swedish archives / Ed. by L. Bagrov & H. Kohlin. Malmo, 1953; http://around.spb.ru/maps/ А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ленинградская губерния*, см. Санкт-Петербургская губерния | |
Рубрики | |
подробнее… | |
Ленинградская область | |
Рубрики | |
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, субъект РФ. Терр. – 83,9 тыс. кв. км (максимальная протяженность с запада на восток 446 км, с севера на юг – 325 км). Нас. (на 2002) – 1669 тыс. чел. Граничит с Псковской и Новгородской обл. на юге, Вологодской обл. на востоке, Республикой Карелия на севере, а также с иностр. гос-вами: на западе с Эстонией, на сев.-зап. с Финляндией. Органы управления Л. о. размещаются в соседнем субъекте федерации – СПб. Свидетельствами ист. прошлого Л. о. являются многочисл. археол. памятники. На р. Волхов находится первая столица Руси – Старая Ладога. Население края всегда было полиэтничным. Формирование региональной культуры происходило в условиях контакта финно-угорских народов и славян. В средние века территория Л. о. входила в состав владений Вел. Новгорода. На рубеже XV–XVI вв. регион был разделен между четырьмя пятинами (адм.-терр. единицы Новгородских земель) – Шелонской (левобережье р. Луга), Водской (междуречье рр. Луга и Волхов), Обонежской (восточнее р. Волхов), Бежецкой (вост. часть совр. Бокситогорского р-на). С кон. XVIII в. по нач. XX в. терр. Л. о. была разделена между С.-Петерб., Выборгской, Новгородской, Олонецкой губ. На экон. развитие региона с XVIII в. первостепенное влияние оказывает СПб. (см. Дороги). Л. о. создана 1 авг. 1927. Ее пл. составляла 360,4 тыс. кв. км. Л. о. состояла из девяти округов – Ленинградский, Лужский, Лодейнопольский, Псковский, Великолукский (в 1929 передан Западной обл.), Новгородский, Боровичский, Череповецкий, Мурманский, – к-рые делились на районы и сел. советы. В 1930 округа как адм. подразделения в составе обл. упразднены, за исключением Мурманского (ввиду его отдаленности). В 1931 Ленинград стал городом республ. подчинения, были разделены обл. и гор. орг-ции, что положило начало существованию Л. о. как самостоятельного адм.-хоз. субъекта. В 1937 Череповец и прилежащие р-ны переданы вновь образованной Вологодской обл. В 1938 Мурманский округ преобразован в самостоятельную обл. В 1944 образованы Новгородская и Псковская обл. В 1940, после Сов.-финл. войны, Л. о. была передана отвоеванная у Финляндии юж. часть Карельского перешейка (Каннельярви, Койвисто-Приморск, Рауту-Сосново). 24 нояб. 1944 Указом Президиума Верховного Совета СССР в состав Лен. обл. включены Выборгский, Кексгольмский, Яскинский р-ны Карело-Финской ССР, а также терр. Эстонской ССР восточнее р. Нарова с г. Ивангород. С этого времени Л. о. приобрела совр. границы. Л. о. включает 17 муниц. р-нов: Бокситогорский, Волосовский, Волховский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Кингисеппский, Киришский, Кировский, Лодейнопольский, Ломоносовский, Лужский, Подпорожский, Приозерский, Сланцевский, Тихвинский, Тосненский. На терр. Л. о. расположены 31 город, 34 гор. пос., 2907 сел. пос. (численность сел. поселений постоянно изменяется). В 1996-97 были сформированы муницип. образования, реформированные в 2004-05 (в наст. время насчитывается 222 МО разл. уровней). В Л. о. сохр. памятники дерев. зодчества, крепости (см. Крепостное и оборонительное строительство), усадьбы; работают ист.-краевед. и отраслевые музеи, театры, школы иск-в, худож. школы, муз. школы. Сеть учреждений культуры Л. о. включает в себя дома и дворцы культуры, клубы, фольклорные центры, кружки самодеятельности (см. Самодеятельность художественная), библиотеки. Частью культурной жизни являются многочисл. фестивали и праздники (см.: Праздничная культура Ленинградской области, Фестивали искусств). Лит.: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А, Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973; Ленинградская область: Ист. очерк. Л., 1986; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987; Даринский А.В. География Ленинградской области. СПб., 1996; Ленинградская область – 70 лет: Альбом. СПб., 1997; Туристский путеводитель по Ленинградской области. М.; СПб., 2003. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Муниципальные образования | |
Рубрики | |
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ, городские или сельские (могут включать несколько объединенных сел. населенных пунктов – напр., в Лен. обл. волость) – поселение, муниц. район, гор. округ (а также внутригородская терр. города федерального значения), в к-рых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и/или через выборные и иные органы местн. самоуправления. Образование и деятельность М. о. регулируются федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 окт. 2003 (вступил в силу с 1 янв. 2006 после определения границ М. о. и проведения выборов в органы местн. самоуправления). М. о. имеют собственный бюджет, могут устанавливать местные налоги и сборы, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в муниц. собственности. В сфере культуры М. о. ведают созданием условий для орг-ции досуга и обеспечения нас. услугами орг-ций культуры и библиотечным обслуживанием, охраной и сохр. объектов культурного наследия местного (муницип.) значения. Система местн. самоуправления во всех субъектах РФ была сформирована в 1996-97 в соответствии с федеральным законом от 22 апр. 1996. В Лен. обл. были образованы 29 м. о. (существовали до 1 янв. 2006). В соответствии с новым законодательством внесены изменения в закон от 26 марта 1996 «О местном самоуправлении в Ленинградской области» и в 2005 образованы 222 м. о. Из них 204 гор. и сел. поселения – т. наз. М. о. «первого уровня»; 17 муниц. р-нов (Бокситогорский, Волосовский, Волховский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Кингисеппский, Киришский, Кировский, Лодейнопольский, Ломоносовский, Лужский, Подпорожский, Приозерский, Сланцевский, Тихвинский, Тосненский) и один гор. округ (Сосновоборский, см. г. Сосновый Бор) – М. о. «второго уровня». 9 окт. 2005 в Лен. обл. прошли первые выборы деп. представительных органов М. о. (гор. и сел. поселения, гор. округ). Лит.: Информационная система TopPlan. – http://www.topplan.ru А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
подробнее… | |
Октябрьская железная дорога | |
Рубрики | |
«ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА», федеральное гос. унитарное предприятие. Протяженность путей – более 10 тыс. км (в 2003 эксплуатационная дл. путей составила 10143 км, развернутая дл. – 13168,8 км). Проходит по терр. СПб., Ленингр., Новгородской, Псковской, Тверской, Московской, Вологодской, Мурманской обл. и терр. Республики Карелия. Связывает Петерб., Выборгский, Мурманский, Кандалакшский мор. порты, порты Сев.-Зап. речного пароходства. Крупнейший узел – СПб. В 2003 в состав О. ж. д. входили 750 ст., 25 локомотивных депо, 15 грузовых вагонных депо, 5 пасс. вагонных депо. Образована приказом НКПС №1313 от 27 февр. 1923, согласно к-рой Николаевская ж. д. (линия Петроград – Москва) была переименована в О. ж. д. Первым пред. Правления О. ж. д. (1923-28) стал П.Е. Безруких. Постепенно в состав О. ж. д. включались отдельные ж.-д. линии Северо-Запада России. В 1940-42 и 1947-53 функционировала самостоятельная Ленингр. ж. д. (линии Л. – Нарва, Л. – Пыталово, Л. – Сущево, Л. – Мга, Л. – Усть-Луга). В 1959, после включения в состав О. ж. д. Кировской ж. д. (включала линии Лен. обл. восточнее Мги, Карелии, Мурманской обл.), все ж.-д. пути Лен. обл. перешли в подчинение О. ж. д. Совр. терр. О. ж .д. сформировалась в 1961. На терр. Лен. обл. и СПб. ж.-д. стр-во началось в 1830-е. В 1837 открыта первая жел. дорога России, соединившая СПб. и Царское Село, в 1838 она продлена до Павловска. Далее последовало стр-во линии СПб. – Москва (построена в 1843-51); Варшавской ж. д. (1853, СПб. – Гатчина – Луга); Петергофской ж. д. (1857); Финляндской ж. д. (1870, СПб. – Выборг – Рихимяки); Балтийской ж. д. (1870, Гатчина – Нарва); Ириновской ж. д. (1892); Сестрорецкой ж. д. (1894), линии СПб. – Мга – Званка (Волхов) – Вологда (1906). В Выборгской губ. Вел. княжества Финляндского были построены ветки: Выборг – Антреа (Светогорск) – Иматра (1892), Антреа – Хиитола – Сортавала (1893), Тюрисевя (Ушково) – Койвисто (Приморск) (1916), Хиитола – Рауту (Сосново) (1917). В 1914 построен ж.-д. мост через Неву. В 1920–1930-е строились жел. дороги для обслуживания воен. объектов в приграничных р-нах: ветка Ораниенбаум – Котлы – Веймарн (1926), Котлы – Усть-Луга (1931; участок Усть-Луга – Кургальский п-ов не сохр.), Веймарн – Сланцы (1940), Веймарн – Чудово – Будогощь (не сохр.). Строились многочисл. узкоколейные жел. дороги для обслуживания торфоразработок. В 1933 был электрифицирован участок Ленинград – Лигово – Ораниенбаум, в 1935 – Лигово – Красное Село, в 1936 – Красное Село – Тайцы, в 1937 – Тайцы –Гатчина-Балтийская. Работы по электрификации продолжаются в наст. время. В 1996 электрифицирован участок Волховстрой – Лодейное Поле, в 2000 – Волховстрой – Тихвин, в 2001 – Тихвин – Бабаево. Неэлектифицированными остаются пути в зап. р-нах Лен. обл. (Гатчина – Ивангород, Веймарн – Сланцы – Гдов, Веймарн – Калище). В годы ВОВ работники О. ж. д. участвовали в снабжении блокадного Ленинграда. Зимой 1941-42 была построена ж.-д. ветка к порту в дер. Кобона (Войбокало – Кобона – Коса, действовала до 1943). После прорыва блокады в 1943 за 17 суток была построена ветка Поляны – Петрокрепость через Неву, получившая назв. «Дорога победы» (действовала до марта 1944). В 2003 в ведении О. ж. д. находился 41 объект соц.-культ. сферы в разных регионах России (в т. ч. санаторий-профилакторий «Мельничный ручей» во Всеволожском р-не). В СПб. расположен Центральный музей О. ж. д. (открыт в 1979), в Лен. обл. на ст. Петрокрепость – музей «Дорога победы», в дер. Кобона – музей «Кобона: Дорога жизни». С 1933 издается газ. «Октябрьская магистраль». Лит.: Магистраль имени Октября. М., 1990; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 351-361; От Царскосельской до Октябрьской: История. Развитие. Перспективы. СПб., 2003. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Петроградская губерния* см. Санкт-Петербургская губерния | |
Рубрики | |
подробнее… | |
Санкт-Петербургская губерния | |
Рубрики | |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ, историческая адм.-терр. единица в составе России. Образована в 1708 указом Петра I о разделе России на восемь губ. Включала терр. совр. Ленинградской, Новгородской, Псковской, Тверской обл., частично –Архангельской, Вологодской, Ярославской обл. и Республики Карелия (пл. 482,5 тыс. кв. км). До 1710 также именовалась Ингерманландской. В ходе реформы 1727 терр. СПб. губ. значительно уменьшилась: была создана Новгородская губ., часть Ярославской и Углицкая провинции переданы Московской губ., Нарвская провинция – Эстляндии. В 1744 из СПб. г. выделена Выборгская губ. В сер. XVIII в. СПб. губ. состояла из четырех дистриктов (уездов): Петерб., Шлиссельбургского, Копорского, Ямбургского. В 1780, в период губ. реформы Екатерины II, реорганизована в губернию с семью уездами: С.-Петербургский, Шлиссельбургский, Софийский, Рождественский, Ораниенбаумский, Ямбургский, Нарвский. В 1802 упразднены Рождественский и Нарвский у., прибавлены Гдовский, Лужский, Новоладожский. В 1808 после включения г. София в состав г. Царское Село Софийский у. переименован в Царскосельский. В 1812 Сестрорецк передан Выборгской губ., в 1864 возвращен в СПб. губ. В 1848 Ораниенбаумский у. преобразован в Петергофский в связи с переносом центра в г. Петергоф. Уезды делились на волости. В состав СПб. губ. входили два портовых города – Кронштадт и Нарва. В 1897 население СПб. губ. (не считая СПб.) – 840,7 тыс. чел. (городское – всего 8%). Пл. – 53,8 тыс. кв. км. На терр. губернии проживали русские, ингерманландские финны, ижора, водь, эстонцы, немцы. Близость к столице обусловила развитие промыслов, в т. ч. дачного (см. Дачная архитектура, Дачники). В СПб. губ. возникли многочисл. дворянские усадьбы. В 1870 СПб. выделен из состава СПб. губ. в отд. градоначальство (объединены вновь в 1920). В 1914 переименована в Петроградскую губ., в 1924 – в Ленинградскую. В 1918 входила в состав Союза коммун Северной области. В 1922 в губ. включены Вытегорский и Лодейнопольский у. упраздненной Олонецкой губ. В 1927 вошла в состав новообразованной Лен. обл. Территория СПб. губ. занимала зап. часть совр. Лен. обл. Юж. половина быв. Гдовского у. СПб. губ. с г. Гдов входит в состав Псковской обл. Лит.: Пушкарев И. Описание С.-Петербургской губернии. СПб.,1842; Жуковский (полк.). Военно-статистическое обозрение С.-Петербургской губернии. СПб., 1851; Россия. Полное географическое описание нашего Отечества / Под ред. В.П.Семенова. СПб., 1900. Т.3: Озерная область; Кащенко С.Г. Реформа 19 февраля 1861 г. в С.-Петербургской губернии. Л., 1990. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Шоссейные дороги | |
Рубрики | |
ШОССЕЙНЫЕ ДОРОГИ, автомоб. (в прошлом гужевые) дороги с твердым покрытием. Первой Ш. д. в России стала прошедшая по терр. совр. Лен. обл. трасса Москва – СПб., построенная в 1817-35 (реконструирована в 1946-61). В наст. время по Лен. обл. проходят пять автомоб. трасс федерального значения. Это «Россия» (М10): Москва – СПб. (761 км, по терр. Лен. обл. – 120 км); «Скандинавия» (Е18): СПб. – Выборг – Финляндия (по терр. обл. – 160 км); «Кола» (М18): СПб. – Петрозаводск – Мурманск (1200 км, по терр. обл. – 220 км); СПб.– Псков (М20) (260 км, по терр. обл. 160 км); СПб. – Нарва – Таллин (Е20) (по терр. области 140 км). По Лен. обл. проходит часть кольцевой автодороги вокруг СПб. (завершение стр-ва планируется к 2008). Ведется стр-во и реконструкция Ш. д. к портовым сооружениям в Усть-Луге, Приморске, Высоцке, началось проектирование дороги Усть-Луга – Великий Новгород (предполагаемая длина – 269 км, из них 180 км на терр. Лен. обл.). Стр-во Ш. д. ведется за счет средств федерального и регионального бюджетов. Гл. подрядные орг-ции, работающие на стр-ве Ш. д. в Лен. обл.: «Дорстройпроект», «Дортрансстрой», «Мостострой-6», «Рощинодорстрой». В ходе адм.-терр. реформы ответственность за содержание дорог в пределах населенных пунктов возложена на муниц. образования первого уровня, в пределах р-нов – на муниц. образования второго уровня. Лит.: Сорокин Ю.К. Первое шоссе России (Москва – Санкт-Петербург). М., 1996; Ленинградская область. Санкт-Петербург: Большой автодорожный и справочный атлас. СПб., 2006. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |