Библиография / Егорьева А.В. Волго-Балтийский водный путь. Л., 1966
Волго-Балтийский водный путь
Рубрики
ВОЛГО-БАЛТИЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ, искусственное гидротехн. сооружение на Северо-Западе России, связывает бассейн р. Нева с бассейнами рр. Волга и Северная Двина. Ведет историю от Мариинской водной системы, стр-во к-рой велось с кон. XVIII в., а движение открыто в 1810. Трасса начиналась у г. Рыбинск, шла по р. Шексна, Белому оз., р. Ковжа, Мариинскому каналу, затем по р. Вытегра, Онежскому оз., р. Свирь, Ладожскому оз. и р. Нева. Длина ок. 1100 км (крупнейший водный путь Европы). Отходящий от Шексны Северо-Двинский кан. (открыт в 1828) ведет через рр. Сухона и Северная Двина к Белому морю. Для более безопасного прохождения небольших плоскодонных судов позже были проложены обходные кан. – Белозерский, Онежский, Новоладожский. К нач. ХХ в. система уже не соответствовала потребностям страны. Кардинальная реконструкция В.-Б. в. п. началась после ВОВ и была завершена в 1964, местами новая трасса отклоняется от прежней. На новой системе пять мощных гидроузлов с семью камерными однониточными шлюзами. На сев. склоне четыре гидроузла: Вытегорский, Белоусовский, Новинкинский и Пахомовский, расположенные на подъеме от Онежского оз. к водоразделу высотой ок. 80 м. Пятый, Череповецкий гидроузел находится на юж. склоне, на р. Шексна. Глубина В.-Б. в. п. не менее 4 м, что позволяет проходить по ней судам с грузоподъемностью ок. 5 тыс. тонн. Грузовые перевозки осуществляются гл. образом на самоходных грузовых судах и судах типа река-море, к-рые следуют не по обходным каналам, а прямо по озерам. В.-Б. в. п. используется также в пасс. сообщении и водно-туристских маршрутах. На пересечениях трассы с жел. и шоссейными дорогами сооружены капитальные мосты. Лит.: Егорьева А.В. Волго-Балтийский водный путь. Л., 1966; Стромилова Е.Н., Славина И.И., Манкуни Г.Г. Волго-Балт с борта теплохода. Л., 1984. А.Д. Марголис
  •  
  •  
подробнее…