Персоны энциклопедии / БРЕННА (Brenna) Викентий (Винченцо) Францевич
Баженов Василий Иванович (1737/38-1799), архитектор
Рубрики
БАЖЕНОВ Василий Иванович (1737 или 1738 – 1799), архитектор, один из основоположников рус. классицизма. В 1756-62 учился в СПб. АХ и Королевской Академии в Париже. С 1765 акад., в 1799 вице-през. АХ. С 1766 жил в Москве. Осн. произв. Б.: проект реконструкции Моск. Кремля (1767-75), Пашков дом в Москве (1784-86), дворцово-парковый ансамбль в Царицыне (1770-85), старый Арсенал в СПб. (1770-е), участие в создании проекта Михайловского замка (1792-96). В 1792 вызван цесаревичем Павлом Петровичем в Гатчину и назначен арх. «малого двора». В 1790-х совм. с В. Бренна участвовал в переделках дворца в Гатчине. Разработал неск. проектов расширения Гатчинского дворцово-паркового ансамбля, не получивших воплощения. Лит.: Разгонов С.Н. Василий Иванович Баженов. М., 1985; Василий Иванович Баженов: Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы. М., 2001. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Бренна (Brenna) Викентий Францевич (1745–1819 или 1820?), архитектор
Рубрики
БРЕННА (Brenna) Винченцо (1745–1819/1820?), архитектор и художник-декоратор, представитель классицизма. Выходец из Италии. С кон. 1783 работал в Павловске, первоначально как помощник Ч. Камерона. Гл. творение Б. – ансамбль Михайловского замка (1797–1800). Кроме того, в СПб. он перестроил Каменноостровский дворец, построил театр Казасси, возвел Румянцевский обелиск, достраивал старый Исаакиевский собор, оформлял покои в Зимнем, Таврическом дворцах и др. В 1790-х осуществил реконструкцию Гатчинского дворца, создал ряд архит. сооружений в Гатчинском парке. Наиболее значительные из них – Большая терраса и Павильон Орла на Длинном о-ве. В 1798 перед террасой устроил регулярный сад. В 1793-1800 по проектам Б. в г. Гатчина создаются Лесная оранжерея в Англ. саду, Адмиралтейские и Березовые ворота на границах парка, портал «Маска», здание дворцовых конюшен, обелиск «Коннетабль». В 1802 уехал в Зап. Европу. Лит.: Шуйский В.К. Винченцо Бренна. Л., 1986; Он же. Винченцо Бренна // Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. СПб., 1997. С. 770-827. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Виолье Анри-Франсуа-Габриэль (Франц-Гавриил, 1750-1829), художник, архитектор.
Рубрики
ВИОЛЬЕ (Viollier) Анри-Франсуа-Габриэль (Франц-Гавриил; 1750–1829), художник, архитектор. Выходец из Швейцарии. В России с 1776. До 1791 служил при «малом дворе» вел. кн. Павла Петровича. Худ.-миниатюрист, паркостроитель, мастер в области интерьера и малых архит. форм. Автор Собственного сада в Павловске (1780-е, совм. с садовым мастером А.К. Визлером). Участвовал в разработке проекта Михайловского (Инженерного) замка. В царствование Павла I служил инспектором кабинета эстампов и миниатюр в Имп. Зимнем дворце. Похоронен в СПб. на Волковском лютеранском кладб. Совм. с арх. В. Бренна построил павильон «Березовый домик» во Дворцовом парке г. Гатчина (воссоздан в 1975 по проекту арх. А.А. Кедринского). Лит.: Хайкина Л.В. Франц-Гавриил Виолье, коллежский советник из Женевы // Швейцарцы в Петербурге: Сб. статей. СПб., 2002. С.162-167. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Гатчинский дворцово-парковый ансамбль
Рубрики
ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ. Пам. архитектуры и садово-паркового иск-ва XVIII–XIX вв. федерального значения. Входит в состав Гос. дворцово-паркового и худож.-ист. Музея-заповедника «Гатчина». Включает дворцы, павильоны, мосты, скульптуру и др. декорат.-монументальные сооружения на терр. Дворцового и Приоратского парков. Формирование ансамбля началось, когда владельцем Гатчинской усадьбы был (с 1765) граф Г.Г. Орлов. В это время строился Большой дворец (1766-81, арх. А. Ринальди), романтичный силуэт к-рого определяют две башни (Сигнальная и Часовая), ограничивающие центральный корпус, соединенный полуциркульными галереями со служебными флигелями в виде каре (Арсенальным и Кухонным). Изысканная отделка интерьеров (рококо, ранний классицизм) контрастирует со сдержанной декорировкой фасадов, облицованных местным пудостским камнем. У входов установлены мраморные статуи: на парковом фасаде «Война» и «Мир»; со стороны луга (позже преобразованного в дворцовый плац-парад) – «Бдительность» и «Мудрость» (скульп. И. Морлейтер и Д. Маркиори). Одновременно проходила разбивка т. н. Английского сада на берегах Белого и Серебряного оз. (садовые мастера Д. Буш, Д. Гекет и др.). Последнее слово тогдашнего паркостроения – свободная пейзажная планировка – впервые в России была применена в Гатчине. На Белом оз. устроены искусственные островки, линия берега изрезана живописными бухтами, через парк проложены аллеи и просеки. Органичной ч. Английского сада стали первые декорат. сооружения, появившиеся в 1770-е: колонна Орла, Чесменский обелиск, грот «Эхо», оформивший подземный ход от Большого дворца к Серебр. оз. С 1783, когда хозяином Гатчины стал вел. кн. Павел Петрович (с 1796 – имп. Павел I), произошли значительные изменения. К парку присоединились новые участки, устроенные в регулярном стиле, со стриженным шпалерником, декорат. мраморной скульптурой, геометрической планировкой дорожек и газонов, как-то: Придворцовые сады (Собственный, Верх. и Ниж. Голландские), Ботанический сад, Сильвия. Были устроены водный лабиринт, искусственный Карпин пруд, сооружено неск. мостов, парковые ворота (Адмиралтейские, Березовые, Сильвийские и др.). Среди павильонов, появившихся в парке: дерев. храм Венеры на о-ве Любви; «Березовый домик» (худ. Ф. Виолье) в виде штабеля дров, декорированный 16-колонным порталом «Маска»; Темпль, или павильон Орла; кам. Оранжереи. На Длинном о-ве (архипелаг небольших островков, разделяющий Белое оз.) построена Терраса-пристань, кажущаяся в перспективе цоколем Большого дворца. Перестройка и изменение интерьеров Большого дворца, как и большинство парковых сооружений, осуществлены по проектам В. Бренны в 1790-е. На берегу Черного оз. в 1797-99 по проекту Н.А. Львова построен Приоратский дворец («земляное игуменство») – уникальный образец монументального землебитного сооружения. Одновременно разбивался пейзажный Приоратский парк (садовые мастера Д. Гекет, Ф. Гельмгольц). Терр. двух парков разделяет Б. Порховская дорога (ныне – пр. 25 Октября), на к-рой были сооружены вошедшие в ансамбль мосты: трехарочный Львиный и Адмиралтейский, с кам. балконом и будками-кордегардиями; площадь Коннетабля с 32-метровым обелиском (мастер К. Пластинин). Плац-парад перед зап. фасадом Большого дворца окружен бастионной стенкой и рвом, на Екатерингофском (Красноармейском) пр. построены кам. Дворцовые конюшни. В 1800 на Длинном о-ве сооружен венецианский Горбатый мост, неск. ранее в Сильвии, к сев.-зап. от Английского сада, – павильон Птичник (оба – арх. А.Д. Захаров). На границе с Сильвией – земляной Амфитеатр, близ Птичника – каскад «Наумахия» (оба – арх. Н.А. Львов), павильон Ферма. Последний, как и ряд др. сооружений (напр., павильон Венеры, Дворцовые конюшни), построен по образцам, увиденным Павлом I в Шантийи, поместье принцев Конде. В течение XIX в. значительных изменений в ансамбле не происходило. Появились новые жел. мостики, кирпичные будки у въездов в парки (1880-е, арх. Л.Ф. Шперер). В Большом дворце проводились ремонтные работы, в 1850-е были построены новые Арсенальное и Кухонное каре (арх. Р.И. Кузьмин), на плацу поставлен пам. Павлу I (1851, скульп. И.П. Витали). После рев-ции 1917 пригородные резиденции были объявлены дворцами-музеями, парки использовались для разл. видов культурно-массовой работы. В отличие от Дворцового парка, связанного с музейным комплексом, Приоратский дворец и парк уже перед ВОВ утратили музейное значение, – здесь разместилась экскурсионная станция и база отдыха (после войны дом пионеров; позже, до 1982, – краевед. музей). Во время нем.-фаш. оккупации Гатчины в 1941-44 ансамбль понес значительный ущерб. В янв. 1944 пожар уничтожил интерьеры Большого дворца и ряд др. сооружений. Приоратский дворец был заминирован фашистами, но уцелел. Большинство парковых сооружений (за исключением неск. взорванных мостов) сохр. В послевоен. годы в парках были проведены значительные реставрационные работы. В 1976 восстановлен павильон Березовый домик (проект арх. А.А. Кедринского). Реставрировались Горбатый мост, колонна и павильон Орла, мраморные статуи на Террасе-пристани: «Живопись», «Архитектура», «Скульптура», «Математика» (две подняты со дна Белого оз. в 1971; находятся в музейной экспозиции Большого дворца). В 1990-е были восстановлены мосты: Адмиралтейский, Львиный, Карпин (с каскадом). Первые восстановленные залы Большого дворца открылись в 1985. В 2005 завершена капитальная реставрация Приоратского дворца, вновь ставшего частью музея-заповедника. Многое из того, что было поднято из руин в 1950–70-е, разрушено в последние годы руками совр. вандалов. Лит.: Минкина Г.А., Мамаев К.К. Гатчинский парк. Л., 1956; Пирютко Ю.М. Гатчина. Художественные памятники города и Гатчинского района. 2-е изд. Л., 1979; Елкина А.С. Гатчина. Л., 1980; Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. СПб., 2002. Макаров В.К., Петров А.Н. Гатчина. 2-е изд. СПб., 2006. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
«Коннетабль», обелиск
Рубрики
«КОННЕТАБЛЬ», обелиск на одноим. площади в г. Гатчина. Установлен в окт. 1793. Изготовлен из черницкого известняка, закреплен на пьедестале из того же камня, вершину венчает позолоченный шар. Выс. обелиска – 32,8 м. Выполнен мастером К.А. Пластининым по проекту В. Бренны (является также автором ансамбля пл. Коннетабля, в к-рый входили бастионы из пудосткого известняка и караульни). В XVIII в. обелиск служил стрелкой гигантских солнечных часов: его тень падала на цифры, нанесенные на парапет. Был разрушен в результате удара молнии 23 мая 1881. Восстановлен в прежнем виде в 1884-86. На постаменте появилась дата «1886», на обелиске был закреплен громоотвод. Ныне – неофициальный символ Гатчины. Лит.: Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983. С. 314; Кючарианц Д. А., Раскин А. Г. Гатчина. Художественные памятники. Л., 1990. С. 218-221; Сокол К. Г. Монументы империи. СПб., 1999. С. 218-219; Хмелев С. Э. Гатчина и окрестности. СПб., 2003. С. 126; Федорова В.В. Гатчина – Версаль Павла I. – http://cult.gatchina.ru/palace/park/park11.htm И.А. Карпенко
Авторы
  •  
подробнее…
Руска Луиджи (1762-1822), архитектор
Рубрики
РУСКА (Ruska) Луиджи (1762–1822), архитектор. Выходец из Швейцарии. В 1783 приехал в СПб., работал кам. дел мастером у Ю.М. Фельтена, Дж. Кваренги, Ф.И. Волкова, Е.Т. Соколова, В. Бренны. Самостоятельную деятельность начал в 1790-х. Гл. работы в СПб.: казармы Гренадерского, Кавалергардского и Измайловского полков, Дом ордена иезуитов, дворец Бобринских (П.В. Мятлева), портик Перинной линии, Скорбященская ц. на Шпалерной ул. Строил в пригородах СПб. и во мн. городах России. Производил разл. работы во дворцах и парках Гатчины и Ропши, в т. ч. построил Полковничий корпус Ропшинского дворца (1802-06). По заказу Почтового управления в 1805 создал образцовый проект, по к-рому были построены станционные почтовые дома по Нарвскому и Моск. трактам. До наших дней сохр. здания почтовых ст. в дер. Кипень (Ломоносовский р-н), дер. Каськово и Чирковицы (Волосовский р-н), дер. Ополье (Кингисеппский р-н), дер. Померанье (Тосненский р-н). В 1818 уехал из России. Лит.: Александрова Л.Б. Луиджи Руска. Л., 1990; Малиновский К.В. Семья Руска в Санкт-Петербурге и окрестностях. Гатчина, 2003. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Центральный военно-морской архив
Рубрики
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ АРХИВ Мин-ва обороны РФ (ЦВМА) (г. Гатчи-на, Екатеринвердерский пр., 2). Создан в 1938 в Москве как архивное отделение Управдела-ми Наркомата ВМФ СССР; в 1945 переведен в Ленинград, стал называться Центральным ар-хивом Наркомата ВМФ СССР, с 1950 – совр. назв. С 1961 размещен в Гатчине. Содержит свыше 6000 фондов, свыше 2 млн ед. хр. Представлены фонды Гл. штаба ВМФ, гл. и цен-тральных управлений Наркомата ВМФ, Воен.-мор. мин-ва, штабов и управлений флотов, флотилий, соединений, воинских частей, кораблей и учреждений, а также док-ты парт. и комсомольских орг-ций всех уровней, начиная от первичных. Архив является одним из крупнейших хранилищ док-тов Второй мировой войны. В фондах Штаба, соединений, частей и кораблей Балтийского флота имеются сведения об участии моряков в обороне Ленинграда. Послевоен. период представлен док-тами о реорганизации и совершенствовании ВМФ, его техн. оснащенности, выполнении кораблестроительных программ. Имеется коллекция вах-тенных журн. надводных кораблей и подводных лодок. Представлены док-ты по личному составу ВМФ. Одно из зданий ЦВМА – пам. архитектуры, т. н. Дворцовые конюшни (1798–1800; арх. В. Бренна, К. Висконти, А.Д. Захаров). Лит.: Тищенко М.Н. Прошлое и настоящее Центрального военно-морского архива // Отече-ственное архивоведение. 1993. № 1. С.60–62; Архивы России. Москва и Санкт-Петербург: Справочник-обозрение и библиогр. указ. М., 1997. С.234-235. О.Н. Ансберг
Авторы
  •  
подробнее…