Библиография
/
Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленингр. обл. / Сост. и науч. ред. К. В. Чистов. СПб., 1992.
1
2
Промыслы | |
Рубрики | |
В XIX веке в экономическом укладе ижоры большую роль стали играть отхожие промыслы. Мальчики уходили в подпаски, девушки батрачили на известных в Петербургской губернии огородах под Копорьем. Население восточных ижорских деревень лучше знало русский язык и искало работу в Петербурге: мужчины уходили на фабрики и в мастерские, работали извозчиками, девушки шли в няньки и горничные. Наиболее прибыльным занятием считался извоз. Также был распространен найм на различные сельскохозяйственные работы как в помещичьи хозяства, так и к богатым крестьянам Петербургской губернии. На территории современных Кингисеппского, Волосовского, Ломоносовского районов были широко известны ижоры-пастухи с Сойкинского полуострова, которые нанимались на лето пасти деревенское стадо (так называемые сойколовские пастухи). Этот промысел сохранялся до 1940-х гг. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ремесла (ижора) | |
Рубрики | |
О значительном развитии ремесел у ижор сведений нет, известно лишь, что в XIV – XV веках многие жители Толдожского и Каргальского погостов (северная часть современного Кингисеппского района) выплавляли железо кричным способом, используя при этом болотную красную руду. Железо получалось высокого качества, из него изготовляли орудия труда и оружие, о чем говорят письменные источники и археологические данные. Издавна в ижорских деревнях развивалась торговля. Для продажи в Петербурге мелкие скупщики перекупали рыбу, ягоды, грибы и др. В деревне Большое Стремление изготовляли гончарную посуду, часть которой везли в Финляндию. Среди ижор было немало прекрасных плотников, во многих деревнях ткали полотно, плели из прутьев корзины и другую домашнюю утварь. Сейчас почти все ремесла забыты. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Рыболовство (ижора) | |
Рубрики | |
Главным занятием прибрежных жителей было рыболовство, в том числе подводный лов. Писцовые книги начала XVI века отмечают рыболовство, «положенное в оброки», а в списке податей часто значится рыба – «курва» (возможно, так называли корюшку). Основными способами ловли тогда были тони и заколы. В XX веке промысел корюшки и салаки оставался у ижор главным средством существования. Рыбной ловлей занимались в основном поздней осенью и зимой. Еще в середине ХХ в. ижоры, в том числе и женщины, уходили для зимнего подледного лова на несколько недель в море, где жили на льду в небольших дощатых «будках», привозимых с собой, изредка снимали жилье у финнов на островах Сейскари, Лавансаари и др. Ловили салаку, кильку, корюшку. Орудием лова являлись сети и неводы. Зимний лов носил товарный характер, доход от него имел большое значение для крестьянских хозяйств, несмотря на то, что он был тяжел и опасен, подрывалось здоровье рыбаков, гибли десятки людей. Ижорки пели: «Ой, как посмотрю на море – Как на смерть смотрю большую. Мужа у меня море взяло, Волна – единственного сына, Пахаря – холодное озеро». На реке Луге ловили миногу с помощью особых «морд» из лучины. С появлением колхозов рыбу стали сдавать на приемный пункт. Заработок рыбаки получали деньгами в зависимости от размера улова. В годы "застоя", по утверждениям информантов, зарабатывали до 1000-2000 рублей в месяц. Толмачева, Е. Б. Рыболовство у ижорского и русского населения Сойкинского полуострова // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях). IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. : ил. С. 102-104 | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Свадебные обряды (ижора) | |
Рубрики | |
У ижор выбор невесты осуществлялся лишь по желанию жениха. Традиционный ижорский свадебный обряд начинался трехэтапным сватовством, которое порой называлось «тупакат» (от слова «табак»). Сначала родители выбирали свата «кессилюка», который отправлялся в дом невесты и объявлял причину своего приезда и, не дожидаясь ответа, уезжал, чтобы приехать снова через неделю. Затем, в случае согласия девушки, сват, уже называемый «киглама», дарил ей от жениха 20 копеек, а невеста ему – платок; после курения табака и распития вина договаривались о дне обручения. И, наконец, обычно через неделю, сват с женихом и дружкой приезжали к невесте; жених вручал ей деньги и обручальное кольцо, невеста дарила ему вышитый платок, а ее мать приказывала ко дню свадьбы прислать головной белый платок, пояс с оловянными бляшками, нож с ножнами и несколько пар кожаных башмаков. Часто на обручение приглашались многочисленные гости, все пили пиво и курили табак. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в банях. Ижорская свадьба, как и у многих народов Восточной Европы, была двухходовой (в XIX веке молодые после венчания сразу ехали в дом жениха, где устраивали общий пир, т. е. свадьба стала одноходовой) – после венчания невеста возвращалась к своему отцу, а жених – в свой дом, где каждый со своими родственниками, дарящими подарки, праздновал свадьбу по отдельности. На следующий день жених с родичами ехал за невестой, а после угощения, пения «отъезжей» песни и благодарения матери за хорошее воспитание дочери все ехали в дом жениха. На пороге свекровь встречала молодых с кружкой пива, из которой все по очереди отпивали. Затем садились за свадебный стол. Правда, есть данные о том, что раньше ижорская невеста за стол не садилась, а стояла и кланялась на обе стороны, приглашая гостей есть и пить. Вечером молодых под пение песен отводили в хлев, где они должны были спать «всю зиму». Наутро их поднимали с песнями, вели в избу, где молодая одаривала новых родственников подарками «лахьят» (рубахами, кофтами, поясами, платками и т. д.), а те давали ей деньги. Гости благодарили хозяев: «У сватов было всего добыто, всего нанесено. Добыты зайцы с рогами, принесены тетерки с ушами...». Некоторые исследователи считают, что после свадьбы молодая жена брила волосы на голове и отращивала вновь косы только после рождения первого ребенка. Фольклорное сопровождение свадьбы было очень разнообразным. Песни и причитания сопровождали все этапы свадебного обряда: пела невеста, ее близкие, родственники жениха и гости, пели весело и печально, сопереживая и радуясь. Данных о каких-либо особых обрядах, связанных с рождением ребенка, не сохранилось. Так же как у води, финнов и многих других народов, роженицу приходили поздравлять замужние женщины, приносившие с собой угощение и деньги. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Свадьба (водь) | |
Рубрики | |
Отец невесты сажает за стол свата и свою родню. Сват сидит при этом в Божьем углу за столом, жених напротив, рядом с дверью. Невеста сидит в другой комнате с девушками. Сват наливает вина, дает отцу невесты со словами: «Выпей, теперь будем нового рода». Отец девушки берёт левой рукой из руки свата стакан с вином. Возьмёт в правую руку из левой руки и повернётся в сторону Божьего угла, перекрестится и скажет: "Ну, теперь да поможет Бог, дай Бог счастья и умения друг друга слышать и любить. Потом называет свата "родственником", а жениха "зятем": "Здорово пить, родственник и зять". Потом сват нальёт матери. Мать уже плачет и такие же самые слова говорит: "Дайте, Боже, здоровья, счастья, да доли друг друга любить и слушать, старшим быть хорошими, слушать и любить старших". Потом тоже крестится и пьёт стакан вина. Сват дает жениху стакан вина. Жених возьмёт в руку, пьёт и идёт прочь; домой, если дом близко, а если далеко, то здесь в коридоре или в другой комнате сидит. Как жених возьмёт стакан в руки, тогда девушки возьмут печные заслонки в руки, идут к жениху, бьют по заслонкам палками и начинают петь. Выходят на улицу, стучат палками по заслонкам, поют песни и идут по деревне. В деревне все спят, а как услышат, некоторые придут смотреть и вином угощаться. Сват раздаёт вино родственникам невесты, потом деревенским мужикам и все желающим. Девушки возвращаются. Спросят у свата: "А нам бутыль вина!" Сват даст им бутыль вина. Девушки возьмут вдвоём и отнесут в другую комнату, дадут невесте в руки. Молодая возьмёт рюмку и станет раздавать девушкам, первую рюмку пьет сама. Если девушка не хочет взять вина, тогда невеста говорит: "Возьми, возьми! Или не хочешь шить прийти, как не возьмёшь вина". Тогда девушка немного попробует. Родственники девушки договариваются о свадьбе со сватом и женихом, просят Бога помочь согласием и обычаем. Девушки несут пустую бутыль, завязанную поясом за горлышко, и дают вдвоем свату через стол, говоря: "Вперёд не забывайте нас!" Сват спросит у девушек: " Что за причина есть вам второй раз прийти"? Девушки: "Когда второй раз к нам придёте, тогда будете большего рода, теперь принесите большую бутыль вина, хороший большой пирог, как стол, потом принесите фунт мыла, два фунта печенья, большой пряник, как дверь, носок и кольца, каждой девушке кольцо". Придя к невесте, говорят: "Теперь всё сосчитали, что надо" Потом они на Табакад придут. Затем гонят свата из комнаты: "Идите прочь! Идите прочь! Невеста хочет плакать в голос, да вас стесняется". Сваты говорят: "Идём, идём. Слава Богу, наконец, достали невесту, теперь мы пойдём с хорошим настроением прочь". Кто любит шутить – идет на чердак, возьмёт лошадиный хомут в руки, и когда сват будет уходить, бросит хомут ему на шею. Сват ржёт в хорошем настроении, как лошадь, бежит по коридору на улицу, бросит хомут на землю на улице, идёт домой и сам себе приговаривает: "Слава Богу, наконец, достали, что надо, мы другого и не хотим". Невеста плачет, идёт из комнаты в комнату, плачет в голос тихонько. Сначала ищет отца, плача, среди народа; идёт и всё смотрит, где отец. Когда находит, то садится рядом с отцом, начинает причитать. Отец говорит: "Не плачь, не плачь, моя дочь, что сделаешь, раз надо идти расставаться друг с другом. После девушка ищет мать, плачет матери: "Матушка, белая моя, светлая". Мать плачет дочери голосом в ответ. Потом идёт к старшему брату, плачет для него. Если брат женат, плачет и жене брата, потом плачет сестре, крёстной матери, крёстному отцу, дяде и тёте и всем родственникам, потом плачет всему деревенскому народу. Идёт во двор под окно, стоит и кланяется, - большей частью в сторону церкви. На улице плачет деревенской улице, всему миру плачет. 1. Конькова О.И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В.Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – С. 85-86. 2. Сайт vod.org.ua/index.php?t=47 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Сватовство (водь) | |
Рубрики | |
Для води была характерна полная свобода сговора девушки и парня, родителям объявляли о свадьбе только после взаимного соглашения. Девушки с парнями ходят спать в сарай. Спали парами и спали артелью. Затем парень спрашивает у девушки, согласна ли она выйти за него замуж, заручается её согласием и предупреждает о приходе сватов. Утром они идут из сарая каждый в свой дом. Парень объявляет родителям о своем желании жениться. Девушка дома ничего не говорит о предстоящем сватовстве, а парень, придя домой, сообщает о своем намерении жениться отцу или матери и слушает, что скажут отец с матерью. Мать, если согласна на женитьбу сына, интересуется именем невесты. Выяснив, кого сын хочет взять в жены, определяют дату свадьбы. Затем сын говорит о женитьбе отцу, тот отвечает: «Если хочешь, тогда женись. Однажды надо сделать такой шаг. Иди, спроси у дяди или крестного, который из них хочет идти сватать. Пускай идет с Богом!» Парень просит дядю или крестного сходить за молодкой. Парень с просьбой о сватовстве обращается поочередно к дяде и крестному. Тему, кто согласен или может идти свататься, сообщает имя невесты и день свадьбы и уходит домой. Дядя или крестный идут сватать невесту. Придя в дом отца невесты, сват здоровается, задевает ногой ухватки и вытаскивает их на пол, садится на скамью. Отец невесты интересуется причиной прихода. Сват на это отвечает заковыристыми словами: «У вас есть яблоня на продажу. Мы хотим купить и посадить в своем саду». Отец невесты понимает, что пришли сватать его дочь и отвечает: «Я не хочу отдавать её замуж перед летом, у меня не хватает рабочих рук». Тогда крестный спрашивает девушку: «Как ты теперь думаешь? Будешь выходить замуж?». Та отвечает: «Один раз выходить замуж нужно», тогда крестный спрашивает, можно ли придти завтра еще раз, девушка отвечает согласием. Крестный идет к парню, говорит, что завтра звали обратно. Парень вместе с крестным идет свататься еще раз. Отец девушки сердится и начинает ругаться, что вчера отказал, потому что некому летом работу делать. Крестный просит позвать девушку. Отец зовет дочь и спрашивает у нее, хочет ли она идти замуж. Та опять отвечает: «Один раз надо идти замуж». Отец отвечает: «Ну, пойдешь, так иди. Силком мне тебя не удержать». Крестный отвечает: «Теперь принесут вина, покрестятся богу и дадут платок». Невеста дает платок. Крестный идет за вином. Девушка идет звать своих родственников и некоторых соседей: «Приходите вина пить, я стану давать платок». Когда её спрашивают, идет ли она замуж, она опять отвечает: «Ведь раз надо идти». Приглашенные благодарят за приглашение и выражают желание увидеть жениха. Девушка отвечает: «Приходите! Приходите!». Пришли все родственники. Невеста идет, берет из кирсту платок, дает отцу или матери в руки. Крестятся Богу, отдают платок жениху, тот дает матери рубль. Жених платком вытирает матери невесты рот, затем свой, они целуются. 1. Конькова О.И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В.Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – С. 85-86. 2. Сайт vod.org.ua/index.php?t=47 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Семейные обряды | |
Рубрики | |
Грамоты архиепископов Великого Новгорода и Пскова Макарья (1534) и Феодосия (1548) дают возможность предположить существование у ижоры еще в XVI веке пережитков ранних форм брака, когда наряду с первой («предней») женой муж мог иметь других жен, а женщины тоже могли жить «с иными людьми законопреступно». Такие брачные формы вскоре были изжиты. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Традиционные поселения | |
Рубрики | |
Еще в XVIII веке был ясно и коротко определен основной принцип выбора ижорами мест поселений: они любят жить при озерах и реках и на взгорьях. Здесь не встретишь однообразия русских поселений и скученности водских деревень. Многие ижорские деревни расположены были в поистине величественных ландшафтах на склонах больших возвышенностей Сойкинского и Курголовского полуостровов, когда ничто не ограничивает взгляд и видно, как небо смыкается с морем. Часто ижорские деревни широко раскидывались по берегу Финского залива, рек и озер. Ижорские деревни обычно имели уличную, рядовую или кучевую планировку. Во многих деревнях вместе с ижорами также проживали водь, русские или ингерманландские финны. Дома и хозяйственные постройки строили из бревен. На территории Кингисеппского района при строительстве дворов использовали местный камень. Мы живем на одной земле : население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К. В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – 192 с. С. 89–109. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Традиционные родильные обряды | |
Рубрики | |
Роды обычно происходили в бане. Источники начала XVI века сообщают, что к новорожденным детям призывали колдунов-«арбуев», которые и давали детям имена, и лишь потом несли детей крестить в церковь. В XVIII веке народный обряд, сопровождавший крещение, заключался в том, что кум дарил ребенку крест, взамен получая «портки», а отец ребенка дарил крестной матери красные башмаки, та же одаривала деньгами. Если ребенок был первым, то молодая мать дарила свекру «портки», а свекрови — башмаки. 1. Конькова О.И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В.Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – С. 85-86. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Фольклор (водь) | |
Рубрики | |
Водский язык никогда не был письменным, но существовала богатейшая устная традиция. Еще в середине XIX века финские фольклористы открыли на этих землях поистине клад песенной культуры. И хотя об эпической поэзии води данных нет, в течении более чем столетия удалось записать немало водских свадебных и лирических песен, причитаний и заговоров. Так, еще Элиас Лённрот, всемирно известный собиратель фольклора и составитель «Калевалы», только от одной жительницы деревни Котлы Кингисеппского района узнал 29 свадебных песен. Исполнение песен часто сопровождалось игрой на кантеле – музыкальном инструменте, широко распространенном у многих прибалтийско-финских народов и сходном с русскими гуслями. Были широко распространены свадебные причитания. 1. Конькова О.И. Водь //Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В.Чистов. – СПб.: Лениздат, 1992. – С. 78. 2. Сайт vod.org.ua/index.php?t=26 | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Численность (водь) | |
Рубрики | |
По материалам П.И. Кёппена в 1848 г. численность води составляла 5148 человек. По материалам переписи 1897 г. сведения о численности води отсутствуют. По переписи 1920 г. – около 1000 человек. По переписи 1926 г. – около 500 человек. В настоящее время по приблизительным оценкам – менее 100 человек. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Этническая история. Территория расселения (водь) | |
Рубрики | |
Водь - древнейшее известное нам население северо–запада Ленинградской области. Археологические находки и данные лингвистики указывают на то, что формирование води относится к I тыс. н. э., когда произошло отделение води от древнеэстонских племен. Со второй половины I тыс. н.э. начинаются контакты води и славян. В русских летописях водь впервые упоминается под 1069 г. Исследователи выделяют три группы води: северо-западную, к которой принадлежит сохранившееся водское население; ассимилированные северо-восточную (расселялась в окрестностях Копорья) и южную (окрестности г. Гдова, Псковская обл.). Исторические сведения о води очень скудны. Поскольку водь жила на окраинах новгородских владений, летописи обходят ее историю молчанием, отмечая только наиболее значительные события – бедствия, войны. По ним можно представить лишь некоторые стороны жизни средневековых вожан. Особенно часто водь упоминается при описании военных столкновений, затрагивающих интересы Древнего Новгорода. Территория, названная в летописях Водской землей, была основной частью владений Новгорода на северо-западе. В 1478 году, когда Новгород был покорен Иваном III и все новгородские владения разделены на пятины, одна из пятин стала называться Водской, хотя ее границы выходили далеко за пределы древней Водской земли, захватывая даже Карелию. Так территория расселения води вошла в состав Русского централизованного государства. Водь являлась особой волостью Новгородского государства. Однако эта волость не была волостью – колонией, а представляла собой одну из частей самого государства. Она выполняла чрезвычайно важные обязанности, обусловленные географическим положением, являясь форпостом борьбы Новгорода за независимость. Водские земли находились на границе новгородских земель и Тевтонского ордена и были ареной вооруженных столкновений. В середине XV века немецкие рыцари угнали большую группу води на территорию Латвии в район г. Бауска, где вплоть до середины XIX века сохранялась группа их потомков, известная под этнонимом кревинги. В 1617 году, когда по Столбовскому миру северо-западная часть русских земель временно отошла к Швеции, название «Водская земля» было забыто, а эта территория получила название «Ингерманландия». Часть води была ассимилирована финнами. К этому времени относятся шведские описи деревень и уникальные, большей частью не опубликованные, официальные документы из ингерманландского архива в Швеции. В 1943 г. водь как и остальное финноязычное население территории, оккупированной немецкими войсками, была вывезена в Финляндию. По возвращению в СССР в 1944–1945 гг. и до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение в местах прежнего проживания. На рубеже XIX–XX вв. водь населяла западную часть современной Ленинградской области (Кингисеппский р-н) – окрестности д. Котлы и нижнее течение реки Луги. В настоящее время водь проживает в нескольких деревнях в низовьях р. Луги. Использованные источники: 1. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорские земли Новгородского государства // Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д. Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100–148; 110–111. 3. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 71–74. 4. Народы мира : ист. – этногр. справ. / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М. : Сов. энциклопедия. – 1988. – С. 125–126. 5. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3. – С. 78-86. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Этнические общности Ленинградской области | |
Рубрики | |
ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. Э. о. (или этносами, народами) принято называть исторически сложившиеся устойчивые сообщества людей, сформировавшиеся на определенной терр., обладающие общими чертами культуры и самосознанием, выраженным в самоназвании. Самосознание или идентичность – важнейший признак Э. о. Терр. Лен. обл. исторически являлась зоной контакта финно-угорских народов и славян (русских). О ранних этапах этногенеза (формирования Э. о.) свидетельствует ряд археол. находок (см. Археологические памятники, Курганы древнерусские, Могильники води, Могильники ижоры, Могильники карел). В наши дни в Лен. обл. проживают прибалт.-фин. Э. о.: ингерманландские финны, ижора, водь, эстонцы, вепсы, карелы. В нач. ХХ в. на терр. обл. значимые по числ. этнические общины составляли также индоевропейские Э. о.: немцы, шведы (особенно в г. Выборг), латыши, цыгане. В ряде городов проживали евреи. Сов.-финл. война 1939-40 привела к полной смене этнического состава нас. Карельского перешейка (совр. Выборгский и Приозерский р-ны). После эвакуации местных жит. (преим. финнов, также шведов, русских) вглубь Финляндии опустевшие терр. заселялись русскими из разл. областей России. На сокращение числ. неславянских Э. о. в ХХ в. оказали влияние процессы урбанизации, добровольные миграции, а также депортации этнические (затронувшие ингерманландских финнов, ижору, водь, немцев). В наст. время в Лен. обл. русские составляют подавляющее большинство нас. (среди них много выходцев из др. регионов). Лит.: Выскочков Л.В. Об этническом составе сельского населения Северо-Запада России (Вторая пол. 18 – 19 вв.) // Петербург и губерния: Ист.-этногр. исследования. Л., 1989. С.113-131; Мы живем на одной земле. Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004. А.Ю. Чистяков | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Язык. Письменность (водь) | |
Рубрики | |
Водский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи, наиболее близок к северо-восточному диалекту эстонского. В настоящее время водский язык знают лишь некоторые люди старшего поколения. Язык бесписьменный. Открытие води и водского языка для российского читателя принадлежит нарвскому пастору Фр.-Л. Трефурту, чье сообщение о чуди, т.е. води, с изображением женского костюма появилось в 1783 году. Трефурт описал целый ряд обычаев и верований води в деревне Котлы (Каттила) (Кингисеппский р-н), привел некоторые образцы водского языка. Насколько неизвестен был этот язык в конце XVIII века, свидетельствует одно письмо Екатерины II, где водь копорских деревень названа «варягами». Со статьи Трефурта начинается трехвековая дискуссия о происхождении води и водского языка. Одни исследователи утверждали, что водский язык – диалект эстонского, а водь – недавние эстонцы, другие отстаивали независимое древнее происхождение води. Водский язык основательно исследован лингвистами. Наиболее крупный вклад в его изучение внес эстонский ученый П.А. Аристе (Ariste P.). На протяжении многих столетий водь находилась в постоянном общении с русскими. Уже с давних пор она усваивала русский язык, обряды и обычаи и постепенно забывала свой говор. Общая с русским населением религия облегчала возможность смешанных браков и ускоряла процесс обрусения. С появлением же сельских школ, где преподавание велось на русском языке, обрусение води пошло еще быстрее. Но все же русский язык оказал сравнительно меньше влияния на говор води, чем это можно было бы предположить. Из русского языка водь заимствовала много слов, но фонетически оказалась под влиянием родственных по языку соседей: ижор, эстов, эурэмейсет, савакот. Эти соседи окружают водь с востока. запада и севера. Водская речь не во всех местах одинакова. В основном водский говор можно делить на два: восточный, образовавшийся под влиянием эурэмейсет и савакот. Этот говор лучше всего сохранился в деревне Ице(и)пино (Кингисеппский р-н). Все остальные деревни относятся к западному говору, который подвергся влиянию ижор. Особняком между финскими селениями и обрусевшей водью, стоит деревня Куровицы (Кингисеппский р-н). Она утратила многое из своего говора, значительно сблизилась с говором прилужских финнов и потому приняла тот своеобразный вид, который имеется налицо. Использованные источники: 1. сайт http://vadjamaa/narod.ru (03.04.2008) : карта. 2. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008) 3. Водь // Финно–угры и балты в эпоху средневековья / отв. ред. тома В.В. Седов, д–р ист. наук ; под общей ред. акад. Б.А. Рыбакова. – М. : Изд-во «Наука», 1987. – С. 34–42; 34–35. – (Археология СССР). 4. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71–88; 74–75. 5. Ленсу Я.Я. Материалы по говорам води // Западнофинский сборник. [Вып.] 16. Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран / АН СССР. – Л. : Издательство Академии наук СССР, 1930. – С. 201–203. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |
1
2