Персоны энциклопедии / Базен Петр Петрович
Базен Петр Петрович (1786-1838), архитектор, ученый, педагог
Рубрики
БАЗЕН (Bazaine) Петр Петрович (Пьер Доминик) (1786–1838), инженер-строитель, механик, математик, педагог, чл.-корр. (1817) и поч. ч. (1827) СПб. АН, ген.-лейт. (1830). Выходец из Франции. С 1810 на рос. службе. В 1815-20 проф. Ин-та корпуса инж. путей сообщения, в 1824-34 его дир. С 1816 чл., в 1824-24 пред. К-та для строений и гидравлических работ. Автор ок. 30 проектов мостов, набережных, эллингов, гаваней, шоссе и др. объектов в СПб. и пригородах. В 1824-27 разработал проект защиты СПб. от наводнений с помощью плотины в Финском зал. (не осуществлен). Автор трудов по математике, транспорту и стр-ву. Разработал проект и руководил сооружением Шлиссельбургских шлюзов Ладожского кан. (1820-33), в т. ч. четырехкамерного шлюза при выходе старого русла канала в Неву, гранитной наб. открытого басс., Петровского моста «на колоннах» (см. «Ладожские каналы»), здания Гостиного двора в г. Шлиссельбург. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С.272-279; Гузевич Д.Ю., Гузевич И.Д. Петр Петрович Базен. 1786–1838. СПб., 1995. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Промышленная архитектура
Рубрики
ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА. Изучение конструктивных и функциональных особенностей производственных сооружений с точки зрения их эстетической выразительности началось сравнительно недавно. На материале Лен. обл. подобных иссл. пока не предпринималось. Немногочисл. дошедших до нашего времени построек пром. назначения XVIII–XIX вв. объясняется, в первую очередь, необходимостью реконструкции и обновления действующего произ-ва. К старейшим техн. сооружениям на терр. области можно отнести Староладожский (Петровский) кан., стр-во к-рого было начато в 1719. Канал протяженностью 104 версты шел параллельно юж. берегу Ладожского оз. Гл. роль в его устройстве сыграл Б.К. Миних, руководивший стр-вом в 1724-31. В р-не г. Новая Ладога сохр. облицованные гранитом вход (т. н. Екатерининское устье) и три водоспуска (Красношлюзный, Кривоколенный и Белозерский), устроенные при реконструкции канала в 1764-67. В 1861-67 прорыт Новоладожский (Александровский) кан., так же, как и Петровский, соединяющий Новую Ладогу с г. Шлиссельбург. Сохр. мост «на колоннах» и четырехкамерный гранитный шлюз на выходе старого кан. в Неву (1836, арх. П.П. Базен). Логичность и ясность формы отличают сохр. до нашего времени пам. раннего классицизма – здание Бумажной фабрики в пос. Ропша (1788-94, арх. Ю.М. Фельтен). Примечательны два рабочих пос., застраивавшиеся в XIX в. Один из них находится в г. п. Дружная Горка, главную улицу к-рого образуют добротные дерев. дома, строившиеся для мастеров-стеклодувов з-да Ритинга (осн. в 1801). До недавнего времени сохранялось здание заводской конторы (1862; полностью сгорело в 1998). Другой – пос. «Парусинка» в юж. части г. Ивангород – комплекс корпусов льноджутовой ф-ки А.Л. Штиглица и кирпичных жил. домов, построенных им для для рабочих в 1850-е. Выдающимися пам. своего времени являются комплексы первых сов. электростанций, сооруженные по проектам Г.О. Графтио, – Волховская (1926) и Нижнесвирская (1933) ГЭС. Обе они – яркие образцы конструктивизма. К этому же ряду можно отнести и 8-ю ГРЭС – тепловую электростанцию, работавшую на торфе (начата сооружением в 1929). Ее стр-во положило начало совр. г. Кировск. Ее прямоугольные корпуса в четком ритме вертикальных членений соединены в динамичной композиции, силуэт к-рой определяют семь труб, видных издалека в панораме левого берега Невы. Не менее выразителен комплекс мельничного и хлебного комбината на Морской наб. в г. Выборг (1931, арх. Е. Хуттунен) с мощными вертикалями цилиндров элеватора. В 1932 в г. Волхов вошел в строй первый в стране алюминиевый з-д. Электролизный цех, фасад к-рого разбит ячейками прямоугольных оконных проемов, построен в монолитном железобетоне по проекту Н.Е. Лансере. Крупнейшие стройки послевоен. времени в Лен. обл.: комб-т «Фосфорит» в г. Кингисепп (первая очередь – 1963), Киришский нефтеперерабатывающий комплекс (с 1966), Ленинградская атомная электростанция в г. Сосновый Бор (первый блок – 1973). Масштабы этих сооружений, при их принципиальной технологичности и функционализме, поражают своим размахом и придают определенный знаковый характер местам их расположения. Лит.: Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А. Орлова. Л., 1977; Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга. Л., 1977. С. 198-199; Промышленность Ленинградской области. История и современность. СПб., 2000; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Гатчина, 2003; Штиглиц М.С., Лелина В.И. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. СПб., 2003. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…