Глинка Михаил Иванович
ГЛИНКА Михаил Иванович (1804-1857), композитор. В СПб. с 1817, в 1818 поступил в Благородный пансион при Гл. пед. ин-те (1818-20 в д. Отто, наб. р. Фонтанки, 164); гувернер Г. - В. К. Кюхельбекер. Брал уроки фп. у Дж. Филда, Ш. [К.] Майера, игры на скрипке - у 1-го скрипача Придворного оркестра Ф. Бема. Выпущен в 1822 с правом на чин Х кл. Жил в столице с перерывами: путешествовал, летом часто гостил дома, в Новоспасском. В 1824-28 служил в канцелярии Совета путей сообщения (Московский просп., 9). 1-й петерб. период (1817-30) Г. богат на муз. впечатления: он посещал Большой т-р, концерты крепостного оркестра П. И. Юшкова, салоны Ф. П. Львова и А. Ф. Львова (Почтамтская ул., 7/4), Е. К. Сиверса (Почтамтская ул., 10), В. Ф. Одоевского, Виельгорских, А. А. Дельвига, познакомился с В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, А. Мицкевичем. Начал писать музыку, играл и пел свои соч. везде, где бывал, издавал мелкие пьесы и романсы. В 1830-34 путешествовал по Европе. В 1834-44 (с перерывами) снова жил в СПб. Пользовался репутацией первого рос. музыканта, написал и поставил классич. оперы: "Жизнь за царя" (либретто Е. Ф. Розена, премьера в день рожд. имп. Николая П на торжеств. открытии заново отстроенного после пожара Большого т-ра 27 нояб. 1836) и "Руслан и Людмила" (либретто В. Ф. Ширкова и др., премьера 27 нояб. 1842, там же). В 1837-39 служил капельмейстером Придворной певч. Капеллы. В этот, 2-й, петерб. период сошелся с А. С. Даргомыжским, сблизился с лит. и аристокр. окружением Жуковского, выступал при дворе, женившись, устраивал собств. муз. вечера. В кон 1830-х гг. подружился с бр. Кукольниками, написал музыку к трагедии Н. В. Кукольника "Князь Холмский" (1841), романс "Сомнение" и вокальный цикл "Прощание с Петербургом" на его стихи. Сочинял духовную музыку, набросал "motif du chant national" (в 1992-2001 служил гос. гимном РФ). Посвятил дочери А. П. Керн Екатерине романс на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье" (1840). В 1844 уехал за границу. Возвращался в СПб. в 1848-49, 1851-52 и в 1854-56. В 1850 в отсутствие Г. на благотворит. концерте Об-ва посещения бедных в Дворянском собрании впервые исполнены его симф. соч: "Воспоминание о Кастилии" (позднее переделаны в "Ночь в Мадриде"), "Арагонская хота" и "Камаринская". В 1851 Г. вернулся в ореоле новой славы первого рус. симфониста. В последний петерб. период круг общения Г. изменился. Его близким приятелем стал В. П. Энгельгардт (ему Г. подарил все свои рукописи), Г. сошелся также с Д. В. Стасовым и В. В. Стасовым, А. Н. Серовым, бывал у О. И. Сенковского. Зимой 1854/55 завершил свои "Записки". Последнее крупное муз. соч., написанное в СПб., - 3-я оркестровая ред. "Вальса-фантазии", впервые прозвучавшая в концерте Д. М. Леоновой в Александринском театре весной 1856. Г. - первый рус. комп.-классик, при жизни был признан как творец нац. рус. оперы и рус. симф. музыки. О музыке и творч. кредо Г. много писали при его жизни, лучшие из его критиков: Одоевский и Серов. В сов. эпоху Г. во что бы то ни стало хотели приспособить к пролетарской концепции "народности". "Жизнь за царя", написанная на сюжет семейного мифа дома Романовых о чудесном спасении их патриарха, не устраивала ревнителей идейной чистоты рус. классики. С. М. Городецкому был заказан новый текст для "нар. трагедии" (премьера в 1939 под назв. "Иван Сусанин"). Официозно-нац. стиль сов. интерпретации повлиял на совр. восприятие музыки Г., нуждающейся в бережной расчистке от позднейших наслоений. Этот процесс только начинается. Г. почти ежегодно нанимал новую квартиру. Большинство домов, в к-рых он жил, не сохр. В 1828-29 и в 1851-52 снимал кв. на углу Невского и Владимирского просп. (д. 49/2), в 1836-37 и в 1840-41 - на углу Фонарного и Глухого (ныне ул. Пирогова) пер. (д. 3/8; мем. доска), в 1837-39 жил на казенной кв. при Капелле (наб. р. Мойки, д. 20), в 1841-42 - на Б. Мещанской (ныне Казанская ул., 16), В 1848-49 - у своего зятя В. И. Флери, дир. Уч-ща глухонемых (угол Гороховой ул. и наб. р. Мойки, д. 18/54), в 1854-56 - в Эртелевом пер. (ныне ул. Чехова, 7;, мем. доска). Погребен в Берлине на Троицком лютеранском кладб. По настоянию сестры, Л. И. Шестаковой, В. П. Энгельгардт перевез его прах СПб. В 1857 Г. вторично погребен на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры (ныне Некрополь мастеров иск-в). 8.3.1857 Филармонич. об-во устроило в Дворянском собрании торжеств. концерт памяти Г. Именем Г. названы Гос. акад. певч. капелла, Малый зал Филармонии (пам. на лестнице), ул. рядом с Мариинским театром. Первый скульпт. пам. Г. - его фигура на пам. 1000-летию Руси в Новгороде (М. О. Микешин, 1862). В 1906 открыт пам на Театральной пл. ок. консерватории (скульп. Р. Р. Бах, арх. А.Р. Бах); бронз. бюст (скульп. В. П. Пащенко, арх. А. С. Лыткин) установлен в 1899 Адмиралтейском саду. Проводится Всерос. (ранее Всес.) конкурс вокалистов им. Г. (с 1960). Соч.: Литературное наследие: В 2 т. Л; М., 1952-1953. Лит.: Глинка в воспоминаниях современников. М., 1955; Орлова А. А. Глинка в Петербурге. Л., 1970. А. Л. Порфирьева. 1 1
1804-1857
1804
1857