Персоны энциклопедии / Направник Эдуард Францевич

Направник Эдуард Францевич

Виды деятельности
Краткая биография

НАПРАВНИК Эдуард Францевич (1839 - 1916, Пг.), дирижер, композитор, муз. деятель. По происхождению чех. Учился в Праге в органной школе и у дир. консерватории И.-Ф. Киттля. В СПб. с 1861: по приглашению кн. Н. Б. Юсупова в течение года дирижировал его дом. оркестром. С 1863 служил в Мариинском театре (пианист, органист, репетитор хора, 2-й капельмейстер), с 1869 гл. капельмейстер рус. оперы. С 1864 дирижировал концертами Русского музыкального общества, с 1871 концертами оркестра Мариинского т-ра, рук. устройством придворных концертов. В 1875-81 председательствующий дир. Петерб отд. РМО. В последний раз Н. дирижировал оперой в дек. 1914. За 50 лет он изменил муз. лицо столицы. На новый уровень поднялось исполнит. иск-во оркестра и хора придворной оперы, Н. постоянно искал молодых талантливых солистов. Сильный состав давал возможность знакомить публику с новейшими достижениями рус. и европ. оперы, предъявлявшими непривычно высокие худ. требования к артистам. В первые 20 лет Н. проводил ок. 100 спектаклей за сезон, в 1910-х гг. - не менее 50. К этому времени в его репертуаре было 80 опер. Под его управлением впервые прозвучали "Каменный гость" А. С. Даргомыжского (1872), "Борис Годунов" М. П. Мусоргского (1874), оперы Н. А. Римского-Корсакова "Псковитянка" (1873), "Снегурочка" (1882), "Млада" (1892), "Ночь перед Рождеством" (1895), оперы П. И. Чайковского "Орлеанская дева" (1881), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1892), "Демон" А. Г. Рубинштейна (1875). "Вагнеромания" как черта петерб. символизма обязана своим появлением пост. "Лоэнгрина" (1869), "Тангейзера" (1873), "Тристана и Изольды" (1899 и 1909), тетралогии "Кольцо нибелунга" (1900-05). Великопостные абонементные спектакли "Кольца нибелунга" (с 1906) стали визитной карточкой муз.-худ. СПб. Как дирижер Н. обладал острым слухом, великолепной памятью, волей, тщательностью в отделке деталей. Артисты ценили его за защиту их интересов, за творч. такт в процессе подготовки спектаклей. Огромная работа Н.-капельмейстера не мешала ему много сочинять. В списке его произв. 77 опусов в разных жанрах: от фп. пьес и романсов до опер, симфоний, кантат, хоров a capella. В Мариинском т-ре были пост. оперы "Нижегородцы" (1868), "Гарольд" (1886), "Дубровский" (1895), "Франческа да Римини" (1902). Судя по "Дубровскому", продержавшемуся на подмостках до сер. 20 в., музыка Н. была обаятельна и профессиональна, но не так смела, как соч. его великих современников. В 1888 Н. Высочайшим указом возведен в потомств. дворянское достоинство. В 1865-77 жил на Офицерскойул., 16, в 1877 переехал в дом напротив т-ра (наб. Крюкова кан., 6-8 / Офицерская 27), где жил до кончины (мем. доска). Погребен на Новодевичьем кладб. Имя Н. носит артистич. фойе в Мариинском т-ре. Лит.: Э. Ф. Направник. Автобиогр., творч. мат-лы, док-ты, письма. Л., 1959; Направник В. Э. Ф. Направник и его современники. М., 1991. А. Л. Порфирьева.

Годы жизни

1839-1916

Год рождения

1839

Год смерти

1916