Персоны энциклопедии
/
Александр Невский, кн.
«Венок Славы Александра Невского», праздник | |
Рубрики | |
«ВЕНОК СЛАВЫ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО», обл. праздник в честь 750-летия Невской битвы в устье р. Ижора (ныне Колпинский р-н СПб.). Впервые состоялся 7-8 июля 1990. Его инициатором выступил Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. Впоследствии проведение праздника стало традиционным. После выхода Указа Президента РФ «О праздновании 775-летия со дня рождения Александра Невского» (1995), в местах, связанных с жизнью и подвигами полководца, стал проводиться праздник, к-рый получил совр. назв. На терр. Лен. обл. местом торжественных мероприятий является с. Старая Ладога. В их орг-ции наряду с музеем-заповедником участвуют К-т по культуре Пр-ва Лен. обл., администрация МО «Волховский район», Ленинградский областной учебно-методический центр культуры и искусства. Программа праздника включает театрализованное представление, выступление муз. и хореогр. коллективов из разных р-нов Лен. обл., нар. гулянья. Отмечается во второе воскресенье июля. Лит.: Войцехович Л. «Венок славы Александра Невского» – областной праздник // Информационный сборник ЛОУМЦКиИ. 2002. № 9. С. 7-8; «Венок славы Александра Невского»: Сб. / Сост. Д.А. Горб, А.Г. Рыжов, И.П. Рыжова. СПб., 2003. И.П. Рыжова | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ижора (Ижорцы) | |
Рубрики | |
ИЖОРА (ижорцы, самоназв. – изурит), этническая общность. Яз. относится к прибалт.-фин. подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. По наиболее распространенной версии, И. отделились от южнокарельских племен в кон. I – нач. II тыс. н. э., расселялись в басс. рек Ижора и Нева, с XI–XII вв. продвигались по юж. берегу Финского зал. до р. Нарва, контактируя с водью и славянами. С XII в. Ижорская земля – во владении Вел. Новгорода. И. несла пограничную стражу. В 1240 ижорский староста Пельгусий предупредил кн. Александра Невского о высадке шведов на берегу Невы. В 1897 И. насчитывали ок. 14 тыс. чел. Делились на пять отличавшихся диалектами групп: сойкинская (нас. Сойкинского п-ова), нижнелужская (низовья р. Луга), хэвасская (окрестности р. Коваша, фин. – Хеваа), оредежская (верхнее течение р. Оредеж) и И. юж. части Карельского перешейка (к ХХ в. ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами). В 1926-36 существовал Сойкинский нац. ижорский сельсовет; работали сел. школы с обучением на ижорском яз. В 1989 числ. И. в Лен. обл. – 276 чел.; всего в СССР – 820 чел. В 2002 в Лен. обл. – 177 чел. (в осн. в Сойкинской и Усть-Лужской вол. Кингисеппского р-на), в СПб. – 53 чел.; всего в РФ – 327 чел. Традиционные занятия: земледелие, животноводство, мор. рыболовство (в т. ч. подледный лов салаки в Лужской губе для изготовления шпрот). В XIX – нач. XX вв. распространились отходничество, посредническая торговля. До ХХ в. сохр. архаические элементы жен. одежды: поверх рубахи (рятсиня) одевали два несшитых полотнища (аануа и хурстут), державшихся на плечевых лямках. Верующие исповедают православие. Еще в XVI в. многие И. оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). Дохристианские элементы сохр. в обрядности вплоть до ХХ в. У И. существовала эпическая поэзия, ее элементы использовал Э. Лённрот при создании «Калевалы» (цикл о Куллерво). Наиболее известны ижорские сказители Онтропо Мельников и Ларин Параске. Предметы ижорской культуры представлены в экспозициях Ижорского народного музея, Кингисеппского краеведческого музея. В дер. Вистино и Горки существуют фольклорные коллективы, исполняющие песни на ижорском яз. В июне 2004 в дер. Вистино прошел «Ижорский праздник». Лит.: Лаанест А. Ижорские диалекты. Таллин, 1966; Ингерманландская эпическая поэзия / Сост. Э.С. Киуру. Петрозаводск, 1990; Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. СПб., 1992. С. 89-109; Рябинин Е.А. Ижора // Природа. 1992. № 9. С. 82-89; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 592-620. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ижора, р. | |
Рубрики | |
ИЖОРА, река, левый приток р. Нева. Общая дл. – 76 км. Площадь басс. – ок. 1 тыс. кв. км. Берет начало у дер. Скворицы Гатчинского р-на. Протекает по терр. Гатчинского, Тосненского р-нов Лен. обл. и Колпинского р-на СПб. В обл. на И. расположены г. Коммунар, пос. Пудость, пос. Тельмана, дер. Ям-Ижора. Имеет ок. 200 притоков, девять из них протяженностью более 10 км. От назв. реки происходит этноним ижора (ижорцы). В 1240 в устье И. произошла Невская битва, в к-рой кн. Александр Невский нанес поражение шведам. В XIII–XV вв. земли в басс. И. входили в состав Ижорского погоста Водской пятины Вел. Новгорода. В кон. XV в. на И. располагались 62 селения и «торговых рядок у клетей». В нач. XVII в. земли по И. захвачены Швецией, возвращены России в ходе Сев. войны. В месте пересечения И. с Моск. трактом (ныне ш. Москва – СПб.) с нач. XVIII в. существовала почтовая станция – ям (отсюда назв. пос. Ям-Ижора). Участок И. от ст. Антропшино до Колпина доступен для походов на байдарках. Лит.: Плечко Л.А. Водные маршруты Ленинградской области. Л., 1978. С. 107-110; Ильина Л.Л., Родионов В.З. Воды и веси: Эколого-ист. очерк. СПб., 1997; Ижора. Река и люди: Популярный эколого-краевед. атлас / Авт. текста Л.Л. Стогова. Б.м., б.г.; Река Ижора. – http://www.sablino.ru/oblast/ijora.php ; http://private.peterlink.ru/dtdm/Kolpino/river.htm А.Д. Марголис, А.А. Трипольская | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Копорская крепость | |
Рубрики | |
КОПОРСКАЯ КРЕПОСТЬ (с. Копорье, на берегу р. Копорка) расположена на вершине скалы, окруженной долиной реки и оврагами, в 12 км от берега Финского зал. Удобная стратегическая позиция с XIII в. привлекала фортификаторов. В 1240 немцы сожгли погост Копорье и поставили дерев. замок, вскоре уничтоженный новгородской ратью Александра Невского. В 1279 кн. Дмитрий, сын Александра Невского, возвел дерев. город, а в 1280 заменил его каменным. В 1282 Дмитрий потерял новгородское княжение, и новгородцы разрушили укрепления. В связи с опасностью вторжений шведов, датчан и немцев в 1297 новгородцы строят новую кам. крепость, ставшую центром Водской земли. В кон. XIII в. К. к. с ее криволинейными замкнутыми стенами – образец кам. фортификации доогнестрельного периода. После 1361 первонач. стены были надстроены примерно на 2 м. К. к. упоминается в летописях в связи с боями с немцами (1338), пожалованиями служилым князьям (1333, 1383) и как убежище новгородских бояр (1342, 1350). После постройки крепости Ям (1384) оборонительное значение К. к. снижается. В 1520-25 она была перестроена с учетом возросшей мощи артиллерии. Стр-вом руководили итал. фортификаторы, направленные пр-вом Василия III. Они учли особенности рельефа. С юж. и юго-зап. стороны, защищенной речной долиной, стены XIII в. были сохранены и утолщены. Сев. и вост. стены с четырьмя пятиярусными башнями высотой 20 м и прямолинейными пряслами между ними построены заново. Двухпролетное воротное устройство с подъемным мостом, фланкированное двумя башнями на вост. стороне крепости, пятиметровые в основании стены со стрелковыми бойницами наверху, пушечные бойницы с печурами, сводчатые казематы первых ярусов башен рассчитаны на противоборство огнестрельному нападению. В нач. XVII в. крепость захвачена шведами и до 1703 являлась опорой швед. владычества на берегу Финского зал. В ходе Сев. войны после осады была взята рус. войсками. Сохр. широкий пролом в юго-зап. стене – результат действия рус. артиллерии. В 1707 Петр I пожаловал Копорье А.Д. Меншикову в вечное пользование. В XVIII в. К. к. утратила воен. значение. Археол. раскопки проведены О.В. Овсянниковым в 1970-73. Культурные отложения содержат слои XIII–XV, XV–XVI, XVII–XVIII вв. В ниж. слое встречены остатки срубных домов, предметы новгородских типов, а также украшения води и эстов. Вскрыты участки стен XIII в., фундаменты ц. Преображения Господня (воссоздана в 2003), комендантской канцелярии XVII в. С 2002 работает краевед. музей «Копорская крепость». Лит.: Овсянников О.В. Копорье: Ист.-архит. очерк. Л. 1976; Кирпичников А.Н. Овсяников О.В. Древнерусский храм в Копорье // Культура средневековой Руси. Л., 1974. С. 139-146; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. С. 150-159 К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Копорье, с. | |
Рубрики | |
КОПОРЬЕ, село в Ломоносовском р-не. Нас. – 1,4 тыс. чел. Расположено при р. Копорка, рядом с одноим. ж.-д. станцией ветки Калище – Усть-Луга (открыта в 1926). Топоним К. предположительно происходит от глагола «копать» – т. е. «выкопанное место». Впервые упоминается в 1240, когда нем. рыцари вторглись в новгородские владения и построили здесь дерев. крепость. В 1241 крепость захвачена новгородцами под предводительством кн. Александра Невского и разрушена. В 1279 возникло новгородское укрепление (см. Копорская крепость, «Копорская крепость» музей). К. являлось адм. центром Каргальского погоста Водской пятины, но значимым экон. центром никогда не было. На терр. крепости сохр. руины Преображения Господня собора. В XVI в. на посаде К. находились Рождественский и Пречистенский мон. В 1575-76 отмечена дерев. ц. Успения Пресв. Богородицы (возобновлена в 1715, перестраивалась в 1835 и 1853, закрыта в 1933, не сохр.). В 1583-95, 1617–1703 – в составе Швеции, центр Копорского лена (уезда). В 1590 в К. (фин. – Kaprio) возник первый в Ингерманландии лютеранский приход. В нач. XVIII в. К. находилось в личном владении А.Д. Меншикова. В XVIII – нач. ХХ вв. рядом с селом существовала усадьба, принадлежавшая роду Зиновьевых (см. Копорье, усадьба). В 1919 под К. развернулись бои между красноармейцами и Ингерманландским батальоном, участвовавшим в наступлении на Петроград на стороне армии Н.Н. Юденича. На терр. крепости имеются обелиски воинам, павшим в 1919 и 1941. В селе работают дом культуры, б-ка. С 2000 ежегодно проводится ист.-фольклорный праздник «Копорская потеха» с участием воен.-ист. клубов, аэроклуба г. Сосновый Бор. 6 июля 2003 состоялся День рус. музыки, в к-ром участвовали хор и молодежный камерный оркестр СПбГУ. В К. расположена центральная усадьба АОЗТ «Копорье». Лит.: Овсянников О. В. Копорье: Ист.-архит. очерк. Л., 1976. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Корбеничи, дер. | |
Рубрики | |
КОРБЕНИЧИ, деревня в Тихвинском р-не. Нас. – 44 чел. Расположена на сев.-зап. берегу Капшозера, в 2 км от истока р. Капша. По понтонному мосту через озеро имеется выход на автомоб. дорогу до Тихвина. Коренное нас. – вепсы, к-рые называют деревню Корбал. Возможно, наим. связано с вепсским «корьб» – «глухой лес». Предположительно, поселение возникло не позднее сер. II тыс. н. э. Совр. деревня имеет уличную планировку и состоит из одноэтажных домов, к-рые протянулись вдоль берега Капшозера. В К. имеются клуб, б-ка, часовня (2000). До 1989 существовала дерев. ц. Св. Александра Невского (1889). Рядом с К. вокруг местного кладб. сохр. старинная кам. ограда. Лит.: «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. м, б. г. С. 20. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ленинградский областной колледж культуры и искусства | |
Рубрики | |
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА (ЛОККиИ) (СПб., ул. Гороховая, 57а). Старейшее в России уч. заведение ср. проф. образования в сфере культуры. Осн. в 1938 как 2-я Лен. обл. полит.-просвет. школа, с 1960 – Лен. обл. культ.-просвет. уч-ще, с 1986 – Лен. обл. уч-ще культуры. В 1994 получил статус колледжа и совр. назв. Осуществляется подготовка по специальностям: инструментальное исполнительство, соц.-культурная деятельность и нар. худож. творчество, декорат.-прикладное иск-во и нар. промыслы, менеджмент, туризм. Обучаются юноши и девушки из всех р-нов Лен. обл., к-рые по окончании получают квалификацию «педагог-организатор соц.-культурной деятельности» и одну из перечисленных специализаций. Среди выпускников ЛОККиИ – члены пр-ва области, дир. музеев, дворцов и домов культуры, рук. худож. коллективов, преподаватели высших и ср. уч. заведений. Студенты ЛОККиИ под рук. преподавателей принимают участие в культурных мероприятиях обл. (Пушкинские праздники, дни рождения Н.К. Рёриха, В.В. Набокова, торжества в честь Александра Невского); они являются инициаторами обл. конкурсов «Барышня-крестьянка», «Аринушка – Арина – Арина Родионовна», «Шаг за горизонт». На базе ЛОККиИ действуют четыре нар. коллектива. Организуются поездки творческих коллективов в заруб. страны. Первоначально колледж помещался на ул. Кирилловской, 19, с 1976 – по совр. адресу. Во дворе здания ЛОККиИ установлен пам. О.Ф. Берггольц (1998, скульп. Н.Г. Сухорукова). Лит.: Нам – 65: Сб. материалов. СПб., 2003; Школа театра жизни: Сб. статей, посвящ. 30-летию специализации «Постановка театрализованных представле-ний и праздников». СПб., 2005; Сайт ЛОККиИ. – www.lokkii.uspb.ru О.Н. Ансберг | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Макарий (1482-1563), митрополит, церковный деятель | |
Рубрики | |
МАКАРИЙ (1482–1563), митрополит Московский и всея Руси, духовный писатель, в миру – Михаил Леонтьевич. В юности принял монашество в Пафнутьево-Боровском мон. С 1523 – архим. Можайского Лужецкого мон. С 1526 – еп. Вел. Новгорода и Пскова с возведением в сан архиеп. В новгородских, а затем и др. рус. обителях с 1527 вводил общежительный устав, что привело к сооружению обширных трапезных при церквях (напр., в Александро-Свирском Свято-Троицком мон.). При М. активно велось кам. церковное стр-во. Занимался духовным просвещением края, искоренением остатков язычества: в 1526 благословил прп. Трифона Печенгского на миссионерское служение лопарям. В 1529 собственноручно поновлял чудотворную икону Божией Матери «Знамение», в 1555 – икону свят. Николая «Великорецкого». 19 марта 1542 возведен на митрополичий престол. Благословил на осн. монастырей прпп. Адриана Пошехонского (1543) и Феодосия Тотемского (1554). Составил «Чин венчания на царство», по к-рому 16 янв. 1547 происходила церемония венчания на царство Ивана IV; в дальнейшем оказывал влияние на его политику, входил в «Избранную Раду». Способствовал браку царя и в 1547 совершил венчание Иоанна с царицей Анастасией. Внес особый вклад в прославление рус. святых. На созванных им в 1547 и 1549 поместных соборах канонизированы 45 местночтимых угодников, в т. ч. св. Александр Невский. При участии М. в Новгороде начался сбор рус. духовной литературы и составление крупнейшего житийного свода Русской церкви (Великие Макарьевские Четьи Минеи), при работе над к-рыми М. выступал как рук., ред. и автор. При М. в 1551 состоялся Стоглавый Поместный собор. Руководил антиеретическими соборами 1553-54. Под рук. М. составлены своды канонических правил («Сводная Кормчая») и рус. ист. док-тов – продолжена «Книга степенная царского родословия». По благословению М. в 1563 начал свои труды первопечатник Иван Федоров. В 1988 канонизирован. Лит.: Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. М., 1996; Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи. 992–1892. Т. 2. М., 2003. С. 275-280; Гордиенко Э.А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001; Макарий, митрополит Московский и всея Руси. – http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=669 свящ. Александр Берташ | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Общие сведения (ижора) | |
Рубрики | |
ИЖЕРА. ИЖЕРЯНЕ прибалтийское финно-угорское племя, обитавшее и низовьях Луги, на реке Оредеж, Ижора и в районе озера Вялье. Были союзниками Великого Новгорода в битве Александра Невского со шведами в 1240 г. Это сражение, известное как Невская битва, произошло в районе впадения Ижоры в Неву. Первое летописное упоминание ижоры относится к l228 г. Библиография: Ижора // http://www.hrono.ru/etnosy/izhora.html | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
«Саблинский», памятник природы | |
Рубрики | |
«САБЛИНСКИЙ», гос. комплексный памятник природы. Расположен на терр. Тосненского р-на, занимает пл. 220 га. Находится в управлении Пр-ва Лен. обл. Цель создания – сохр. природного комплекса долины рр. Саблинка и Тосна, включающего выходы древних геол. пород (кембрийские и ордовикские песчаники), залежи целебных глин, водопады (Тосненский и Саблинский), искусств. пещеры, образовавшиеся в ходе более 150-летней разработки песчаника камерно-столбовым способом, Саблинский лесопарк, редкие виды флоры и фауны (в пещерах расположена самая крупная в обл. зимовка летучих мышей). Кроме того, на этой терр. находятся курганы, а также предполагаемое место лагеря Александра Невского перед битвой со шведами в 1240. В наст. время здесь расположена Саблинская учебно-науч. база СПбГУ. Лит.: Комплексный памятник природы Саблинский. – http://www.paslo.ru/content.php?12 А.А. Трипольская | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Собор Санкт-Петербургских и Ладожских Святых | |
Рубрики | |
СОБОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ И ЛАДОЖСКИХ СВЯТЫХ. В Собор вошли святые, совершавшие свои подвиги в пределах совр. и ист. территории С.-Петерб. епархии. В епархии почитаются мощи нек-рых святых, прославленных до XX в.: св. кн. Александра Невского (ск. в 1263), прп. Антония Дымского (1224), прп. Арсения Коневского (1447), прп. Александра Свирского (1533) и его родителей прпп. Сергия и Варвары (XVI в.), прп. Трифона Городецкого (1593), прп. Киприана Стороженского (после 1598), прп. Корнилия Паданского (XVI в.), прп. Мартирия Зеленецкого (1603) и прп. Макария Римлянина (XVI в.). В условиях антирелигиозной политики гос-ва процесс канонизации был затруднен и возобновился в кон. 1980-х. С этого времени прославлены в лике святых блж. Ксения Петербургская (1988), св. прав. Иоанн Кронштадтский (1990) и более 70 новомучеников и исповедников российских XX в., пребывавших в пределах С.-Петерб. епархии. В их числе свт. Патриарх Тихон (1990), сщмч. митр. Петроградский Вениамин и расстрелянные с ним в 1922 сщмч. архим. Сергий (Шеин) и мчч. Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров (1992), прмц. вел. кн. Елисавета Федоровна (1992), сщмч. митр. Киевский Владимир (1992), первомученик царскосельский прот. Иоанн Кочуров (1994), сщмч. митр. Ленинградский Серафим (1997), сщмч. архиеп. Верейский Иларион (1999). На юбилейном Архиерейском соборе 2000 прославлены вошедшие в Собор прп. Серафим Вырицкий и новомученики: свв. царственные страстотерпцы, митр. Казанский Кирилл, архиепископы Пермский Андроник, Херсонский Прокопий, Великоустюжский Николай, епископы Ревельский Платон, Вятский Виктор, Лубненский Аркадий, Уфимский Симон, Белгородский Никодим, Прилукский Василий, протоиереи Владимир Лозина-Лозинский, Александр Сахаров, Иоанн Стеблин-Каменский, Философ Орнатский с сыновьями мчч. Николаем и Борисом, священники Николай Кулаков, Павел Брянцев, Георгий Никитин, Павел Гайдай, протодиакон Никита Алмазов, прмчч. Гавриил (Владимиров), Арефа (Митренин), Владимир (Пищулин) и мц. Анна Лыкошина. В 2001-05 канонизированы убиенные в 1918-38 сщмчч. еп. Шлиссельбургский Григорий, петерб. протоиереи Петр Скипетров, Алексий Ставровский, Николай Сперанский, Борис Клеандров, Вячеслав Силин, Петр Успенский, Карп Эльб, Михаил Чельцов, Викторин Добронравов, прмч. Лев (Егоров), мцц. княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская; кронштадтские: сщмчч. прот. Николай Симо и свящ. Григорий Поспелов; тихвинские: сщмчч. протоиереи Иоанн Сарв, Николай Покровский, иереи Емелиан Панасевич, Василий Канделябров, игумен Арсений и игумения Иоанникия; ивангородские: сщмчч. прот. Димитрий Чистосердов и свящ. Александр Волков; прот. Николай Кулигин из с. Рыбацкое; везенбергский прот. Сергий Флоренский и валкский свящ. Иоанн Петтай. День памяти новомучеников российских установлен в воскресенье, следующее за днем убиения митр. Киевского Владимира (25 янв./7 февр. 1918). Множество новомучеников погребено в братских могилах на Левашовской пустоши (ст. Левашово), на Ржевском полигоне (Пороховые), в Аракчеевском лесу (г. Пушкин), на кладб. Жертв 9-го января в СПб. и во дворе Кронштадтской тюрьмы. Празднование Собора установлено на заседании Св. Синода 19-20 апр. 2000. Лит.: Собор новомучеников и исповедников Петроградских // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 24. С. 5-26; Санкт-Петербургский мартиролог. СПб., 2002. С. 5-16; Попов И. Новомученики и исповедники Петербургские // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 30/31. С. 216-218. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Староладожский Николаевский монастырь | |
Рубрики | |
СТАРОЛАДОЖСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Никольский; с. Старая Ладога). По местному преданию, осн. в XIII в. в честь победы св. кн. Александра в Невской битве. Археол. раскопки (1971-72) указывают на вторую пол. XII в. (нач. 1160-х?). Первоначально был сооружен одноглавый четырехстолпный крестово-купольный каменный собор Свят. Николая Чудотворца. Храм перестраивался в XV–XVI вв. В Смутное время обитель служила убежищем для валаамских иноков. После шведского разорения 1617 мон. в 1622 возобновлен; Никольский собор в 1628 полностью перестроен. Тогда же сооружена трапезная ц. Свят. Иоанна Златоуста. С 1714 мон. состоял в ведении Александро-Невской лавры. В 1771 упразднен. Повторно открыт как заштатный в 1811 указом имп. Александра I. Тогда же к обители был приписан Староладожский Иоанно-Предтеченский мон. В 1818 построена мон. часовня в г. Новая Ладога, в 1827 – в СПб. В 1826-27 перестроены сев. Тихвинский и Антипиевский приделы собора, в 1841 к нему пристроена паперть. Гл. престол ниж. храма в 1847 освящен во имя Собора Пресв. Богородицы, тогда же возобновлен иконостас (арх. Г.Х. Штегеман, худ. Н.Г. Шишкин). Наибольшего расцвета мон. достиг при игум. Аполлосе (1850-59), при к-ром активно велось стр-во из кирпича собственного произ-ва. В 1852 к западу от собора сооружен трехэтажный корпус, тогда же обновлен Антипиевский придел. В 1860-73 сооружена новая теплая ц. Свят. Иоанна Златоуста с приделом Мч. Назария (арх. А.М. Горностаев). Последние перестройки осуществлялись в 1907-08 (ограда, арх. Н.Н. Никонов) и в 1910-13 (Тихвинский придел, арх. А.П. Аплаксин). В 1810-22 при обители работало уездное уч-ще для детей новоладожского духовенства. Одним из его ректоров был изв. миссионер архим. Гедеон (Федотов). В 1841 открылось уч-ще для крест. детей, преобразованное в 1862 в бесплатную школу. Ее окончил худ.-передвижник В.М. Максимов. Духовником обители в 1852-57 был иером. Антоний (Бочков). В соборном храме находились чудотворные иконы свят. Николая и вмц. Параскевы. Почитался также крест-мощевик (1627). В 1917 обитель была определена в качестве места проживания викарных епископов Ладожских. В 1918 мон. закрыт, церкви действовали как приходские до 1935. Здания использовались под машинно-тракторную ст. и жилье, внутр. убранство утрачено. В ходе реставрац. работ 1950-х разрушены приделы и паперть собора. В 1980–1990-е восстановлены Св. ворота XVII в. с лемеховым покрытием, колокольня XVII в. В 2002 мон. комплекс, кроме собора, находящегося в аварийном состоянии, передан С.-Петерб. епархии, настоятель – игумен Варфоломей (Чупов). Совершаются регулярные службы в Златоустовской ц. (отремонтирована снаружи, росписи сохр. частично). Восстанавливаются корпуса в сев. части мон. Святыни – частицы мощей свят. Николая и др. святых, Черниговская икона Божией Матери. Лит.: Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996. С. 43-48; Святыни Волховской земли /Авт.- сост. послушник Роман Левшин. Старая Ладога, [2006]. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Территория расселения | |
Рубрики | |
Проблема формирования ижорского этноса остается дискуссионной. Традиционно принято рассматривать ижору как группу, выделившуюся из состава карельских племен на рубеже I-II тыс. н.э. и первоначально обитавшую в южной части Карельского перешейка и в районе р. Ижора, откуда в дальнейшем происходит постепенное продвижение ижор на запад вплоть до р. Нарвы. В последние годы высказана гипотеза об автохтонности ижорского населения или по крайней мере раннем его появлении на южном берегу Финского залива (XI – XIV вв.). Из основного региона (бассейн Невы) ижора стала расселяться в западном направлении по южному берегу Финского залива. По сведениям XVII-XIX вв. в этом регионе рядом с водью действительно жила ижора. В летописных материалах свидетельств раннего расселения ижоры в этом регионе не обнаруживается. Наиболее ранние захоронения в названных грунтовых могильниках, относимых к ижоре, датируются XIII в. О расселении ижоры по низменному побережью Финского залива ранее можно предполагать лишь на основе косвенных языковых данных. В конце I тыс. территория расселения ижоры вошла в состав Новгородских земель, а с конца XV в. – Русского централизованного государства. Принадлежность ижоры к православному вероисповеданию способствовала ассимиляции со стороны русского населения. В XVII в., когда после Столбовского мира 1617 г. территория Приневья (историческая область Ижорская земля или Ингерманландия) являлась шведской провинцией, часть ижоры была ассимилирована финнами. Отсутствие древнерусских курганов в Ижорской земле говорит о том, что здесь не было широкой земледельческой колонизации. Культурное воздействие со стороны славян проявилось лишь в сравнительно немногочисленном распространении вещей древнерусских типов в регионе ижоры, а может быть, и в погребальной обрядности (западная ориентировка некоторых погребенных вместо меридиональной, характерной для финно-угров). Первоначально зависимость Ижорской земли от Новгорода выражалась в выплате дани и участии в военных делах. Ижора, подобно кореле и води, поставляла отряды в состав новгородской рати, о чем сообщают летописи, а также выполняла сторожевую службу на невском рубеже Новгородской земли. В вошедшей в летопись повести об Александре Невском содержится рассказ о представителе феодализирующейся знати, ижорском старейшине, состоящем на службе Новгорода Великого, обязанностью которого являлась охрана водных рубежей – «стража морская». Имя его Пелгусий, он крестился (наречен был Филиппом) и жил «посреде роду своего погана суща». В начале XIV в. в условиях нарастающей шведской экспансии в земле ижоры, на острове в истоке Невы, строится сначала деревянно-каменный, а затем полностью каменный новгородский город-крепость Орешек, ставший важным форпостом на северо-западе Руси. В XVIII – начале ХХ вв. ижоры расселялись в пределах современной Ленинградской области (западные районы и южная часть Карельского перешейка) чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью. В 1943 г. ижорское население с территории, оккупированной немецкими войсками, было вывезено в Финляндию. После возвращения в СССР в 1945 г. до середины 1950-х гг. существовали ограничения на расселение ижоры в местах прежнего проживания. С 1926 г. до конца 1930-х гг. на территории Ленинградской области существовал Сойкинский национальный ижорский сельсовет; работали сельские школы с обучением на ижорском языке. В настоящее время ижоры в основном проживают на территории Кингисеппского района Ленинградской области. Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 2000 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. Сайт Русская Цивилизация - www.rustrana.ru // http://www.rustrana.ru/print.php?nid=394 Финно-угры и балты в эпоху средневековья / под общ. ред. академика Б. А. Рыбакова. – М. : Наука,1987. – С. 42-43. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |