Персоны энциклопедии / Орлов Григорий Григорьевич, граф
Благовещения Пресвятой Богородицы церковь (пос. Ропша, Ломоносовский р-н)
Рубрики
БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ (пос. Ропша, Ломоносовский р-н). По нек-рым сведениям, первонач. Димитровская (?) ц. на кладб. (на Княжьей Горке) заложена в 1500. Во времена швед. владычества имелась лютеранская ц. из бутового камня, построенная в сер. XVII в. После того как в результате Сев. войны эти земли отошли к России, при князе-кесаре Ф.Ю. Ромодановском в 1722 она переделана в правосл. ц. При владельце усадьбы гр. Г.Г. Орлове в 1781 к ц. была пристроена кам. колокольня и над храмом возведен дерев. купол. В 1815-16 проводился капитальный ремонт на средства придворного ведомства (смету составил арх. И.И. Шарлемань, работы проводились под надзором арх. Миллера). Закрыта 23 июля 1939. Пострадала от артобстрелов в годы ВОВ, в период нем. оккупации использовалась в качестве костела. В наст. время в руинированном виде. Является единственным на терр. России сохр. до наших дней произв. культовой швед. архитектуры второй пол. XVII в., находится под охраной ЮНЕСКО. Готовится проект восстановления храма. На Пасху 2002 возобновлены нерегулярные службы. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 184; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. М.В. Шкаровский
Авторы
  •  
подробнее…
Гатчина, г.
Рубрики
ГАТЧИНА (в 1923-27 Троцк, в 1927-44 Красногвардейск), город в Лен. обл., адм. центр Гатчинского р-на. Нас. – 82,9 тыс. чел. (самый крупный из городов обл.). Впервые упоминается в новгородской писцовой книге 1499/1500 как село Хотчино Дяглинского погоста Водской пятины. По одной из версий, назв. происходит от новгородского имени Хот (Хочен). Город с 1796. С 1927 – центр Гатчинского р-на. В 1996-2005 – отд. муниц. образование. В первой пол. XVIII в. мыза Г. находилась во владении сестры Петра I Натальи Алексеевны, затем лейб-медиков Р. Арескина, И. Блументроста, кн. А.Б. Куракина. В 1765 мызу купила Екатерина II и пожаловала ее гр. Г.Г. Орлову, к-рый в 1766 начал в Г. стр-во пейзажного парка, а затем и дворца (см. Гатчинский дворцово-парковый ансамбль). В 1783 имение выкуплено в казну, перешло во владение наследника престола цесаревича Павла (будущий имп. Павел I) и стало его любимой резиденцией. Период правления Павла (1796–1801) сопровождался активным стр-вом в Г. (см. Приоратский дворец, «Коннетабль», обелиск). Во второй пол. XVIII в. начал формироваться Гатчинский посад. В числе пам. архитектуры XIX в. здания в стиле классицизма, построенные в 1820-50-х по проектам или под контролем А.М. Байкова (гл. арх. Г. в 1824-52), а также Ингербургские и Смоленские ворота (1831-32, арх. В.А. Глинка), здание костела Божией Матери Кармелитанской. Во второй пол. XIX в. (после стр-ва в 1853 и 1859 двух ж.-д. веток Гатчина – СПб.) Г. и ее ближайшие окрестности – излюбленное дачное место жит. СПб. С 1880-х Г. становится центром воздухоплавания: здесь проходит обучение летчиков и испытание новых моделей самолетов. В период Гражд. и Вел. Отеч. войн на террр. Г. шли боевые действия, к-рые нанесли серьезный ущерб городу. В сов. время Г. – крупный пром. центр. В разные годы в Г. жили писатель А.И. Куприн, поэт И. Северянин, музыканты М.А. Балакирев, А.К. Глазунов, М.М. Ипполитов-Иванов, карикатурист П.Е. Щербов, худ. А.К. Беггров, Ф.А. Васильев, шахматист М.И. Чигорин, электротехник М.О. Доливо-Добровольский, летчик П.Н. Нестеров и др. деятели науки и культуры. Г. на базе дворцово-паркового комплекса создан музей-заповедник (см. «Гатчина», государственный музей-заповедник), работают Гатчинский городской краеведческий музей, Музей авиационного машиностроения, Музей развития ядерной энергетики, Щербова П.Е. историко-мемориальный музей-усадьба. При гор. доме культуры созданы фольклорный ансамбль «Коляды», нар. академический хор «Акварель», дет. коллектив «Ансамбль гусляров», нар. театр-студия «За углом», нар. цирк «Гротеск». В Г. работают театр костюма «Катюша», муниципальный дет. и юношеский театр «Встречи» (осн. в 1988), оркестр аккордеонистов «Гармоника», дет. школа иск-в (осн. в 1959) и созданная в 1967 на ее базе Нар. филармония, к-рая регулярно организует творческие муз. вечера; муниц. Школа творческого развития (созд. в 1991), Детская музыкальная школа им. М.М. Ипполитова-Иванова, Гатчинская центральная городская библиотека им. А.И. Куприна, Гатчинская библиотека детская городская, Гатчинская библиотека центральная районная. В городе издаются журн. «Весть» и св. десяти газ., в т. ч. «Гатчинская правда», «Гатчина-Инфо», «Спектр-Гатчина», работают «Радио Гатчины» и телередакции «АриТ» и «Ореол-ТВ». В Г. проводятся междунар. театральные фестивали «Авангард и традиции», «Встречи друзей», «Театральный остров», рос. кинофестиваль «Литература и кино», турнир по спорт. бальным танцам на кубок стран СНГ, междунар. конкурс органистов, гор. фестиваль дет. творчества «Звездный дождь», хоровые праздники, в т. ч. фестиваль духовной музыки «Христос рождается, славите!». С 1989 ежегодно, в третью субботу сент., отмечается день города – праздник «Славься, Гатчина». В Г. зарегистрированы приходы РПЦ при Павла Апостола соборе, Покрова Пресвятой Богородицы соборе, ц. Покрова Пресв. Богородицы в Мариенбурге, ц. Св. Троицы при музее-заповеднике «Гатчина», приход Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии при Лютеранской церкви Святого Николая. См. также: Гатчины города герб. Лит.: Пирютко Ю.М. Гатчина: Художественные памятники города и окрестностей: Путеводитель. Л., 1979; Елкина А.С. Гатчина. Л., 1980; Гатчина: Страницы истории / Сост. Т.Ф. Родионова. СПб., 2001; Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина: Худож. памятники. СПб., 2001; Степанов А.А. Здравствуй, Гатчина. СПб., 2002; Гатчина сквозь столетия: Ист. журнал. –http://history.gatchina.ru; Гатчина – вчера, сегодня. Гор. культурно-ист. сервер. – http://www.gorod.gatchina.biz А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Гатчинский дворцово-парковый ансамбль
Рубрики
ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ. Пам. архитектуры и садово-паркового иск-ва XVIII–XIX вв. федерального значения. Входит в состав Гос. дворцово-паркового и худож.-ист. Музея-заповедника «Гатчина». Включает дворцы, павильоны, мосты, скульптуру и др. декорат.-монументальные сооружения на терр. Дворцового и Приоратского парков. Формирование ансамбля началось, когда владельцем Гатчинской усадьбы был (с 1765) граф Г.Г. Орлов. В это время строился Большой дворец (1766-81, арх. А. Ринальди), романтичный силуэт к-рого определяют две башни (Сигнальная и Часовая), ограничивающие центральный корпус, соединенный полуциркульными галереями со служебными флигелями в виде каре (Арсенальным и Кухонным). Изысканная отделка интерьеров (рококо, ранний классицизм) контрастирует со сдержанной декорировкой фасадов, облицованных местным пудостским камнем. У входов установлены мраморные статуи: на парковом фасаде «Война» и «Мир»; со стороны луга (позже преобразованного в дворцовый плац-парад) – «Бдительность» и «Мудрость» (скульп. И. Морлейтер и Д. Маркиори). Одновременно проходила разбивка т. н. Английского сада на берегах Белого и Серебряного оз. (садовые мастера Д. Буш, Д. Гекет и др.). Последнее слово тогдашнего паркостроения – свободная пейзажная планировка – впервые в России была применена в Гатчине. На Белом оз. устроены искусственные островки, линия берега изрезана живописными бухтами, через парк проложены аллеи и просеки. Органичной ч. Английского сада стали первые декорат. сооружения, появившиеся в 1770-е: колонна Орла, Чесменский обелиск, грот «Эхо», оформивший подземный ход от Большого дворца к Серебр. оз. С 1783, когда хозяином Гатчины стал вел. кн. Павел Петрович (с 1796 – имп. Павел I), произошли значительные изменения. К парку присоединились новые участки, устроенные в регулярном стиле, со стриженным шпалерником, декорат. мраморной скульптурой, геометрической планировкой дорожек и газонов, как-то: Придворцовые сады (Собственный, Верх. и Ниж. Голландские), Ботанический сад, Сильвия. Были устроены водный лабиринт, искусственный Карпин пруд, сооружено неск. мостов, парковые ворота (Адмиралтейские, Березовые, Сильвийские и др.). Среди павильонов, появившихся в парке: дерев. храм Венеры на о-ве Любви; «Березовый домик» (худ. Ф. Виолье) в виде штабеля дров, декорированный 16-колонным порталом «Маска»; Темпль, или павильон Орла; кам. Оранжереи. На Длинном о-ве (архипелаг небольших островков, разделяющий Белое оз.) построена Терраса-пристань, кажущаяся в перспективе цоколем Большого дворца. Перестройка и изменение интерьеров Большого дворца, как и большинство парковых сооружений, осуществлены по проектам В. Бренны в 1790-е. На берегу Черного оз. в 1797-99 по проекту Н.А. Львова построен Приоратский дворец («земляное игуменство») – уникальный образец монументального землебитного сооружения. Одновременно разбивался пейзажный Приоратский парк (садовые мастера Д. Гекет, Ф. Гельмгольц). Терр. двух парков разделяет Б. Порховская дорога (ныне – пр. 25 Октября), на к-рой были сооружены вошедшие в ансамбль мосты: трехарочный Львиный и Адмиралтейский, с кам. балконом и будками-кордегардиями; площадь Коннетабля с 32-метровым обелиском (мастер К. Пластинин). Плац-парад перед зап. фасадом Большого дворца окружен бастионной стенкой и рвом, на Екатерингофском (Красноармейском) пр. построены кам. Дворцовые конюшни. В 1800 на Длинном о-ве сооружен венецианский Горбатый мост, неск. ранее в Сильвии, к сев.-зап. от Английского сада, – павильон Птичник (оба – арх. А.Д. Захаров). На границе с Сильвией – земляной Амфитеатр, близ Птичника – каскад «Наумахия» (оба – арх. Н.А. Львов), павильон Ферма. Последний, как и ряд др. сооружений (напр., павильон Венеры, Дворцовые конюшни), построен по образцам, увиденным Павлом I в Шантийи, поместье принцев Конде. В течение XIX в. значительных изменений в ансамбле не происходило. Появились новые жел. мостики, кирпичные будки у въездов в парки (1880-е, арх. Л.Ф. Шперер). В Большом дворце проводились ремонтные работы, в 1850-е были построены новые Арсенальное и Кухонное каре (арх. Р.И. Кузьмин), на плацу поставлен пам. Павлу I (1851, скульп. И.П. Витали). После рев-ции 1917 пригородные резиденции были объявлены дворцами-музеями, парки использовались для разл. видов культурно-массовой работы. В отличие от Дворцового парка, связанного с музейным комплексом, Приоратский дворец и парк уже перед ВОВ утратили музейное значение, – здесь разместилась экскурсионная станция и база отдыха (после войны дом пионеров; позже, до 1982, – краевед. музей). Во время нем.-фаш. оккупации Гатчины в 1941-44 ансамбль понес значительный ущерб. В янв. 1944 пожар уничтожил интерьеры Большого дворца и ряд др. сооружений. Приоратский дворец был заминирован фашистами, но уцелел. Большинство парковых сооружений (за исключением неск. взорванных мостов) сохр. В послевоен. годы в парках были проведены значительные реставрационные работы. В 1976 восстановлен павильон Березовый домик (проект арх. А.А. Кедринского). Реставрировались Горбатый мост, колонна и павильон Орла, мраморные статуи на Террасе-пристани: «Живопись», «Архитектура», «Скульптура», «Математика» (две подняты со дна Белого оз. в 1971; находятся в музейной экспозиции Большого дворца). В 1990-е были восстановлены мосты: Адмиралтейский, Львиный, Карпин (с каскадом). Первые восстановленные залы Большого дворца открылись в 1985. В 2005 завершена капитальная реставрация Приоратского дворца, вновь ставшего частью музея-заповедника. Многое из того, что было поднято из руин в 1950–70-е, разрушено в последние годы руками совр. вандалов. Лит.: Минкина Г.А., Мамаев К.К. Гатчинский парк. Л., 1956; Пирютко Ю.М. Гатчина. Художественные памятники города и Гатчинского района. 2-е изд. Л., 1979; Елкина А.С. Гатчина. Л., 1980; Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. СПб., 2002. Макаров В.К., Петров А.Н. Гатчина. 2-е изд. СПб., 2006. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ропшинский дворцово-парковый ансамбль
Рубрики
РОПШИНСКИЙ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ (пос. Ропша, Ломоносовский р-н). Пам. архитектуры и садово-паркового иск-ва XVIII в. Входит в число дворцово-парковых ансамблей, созданных при Петре I на юж. побережье Финского зал. Расположен на высоте 80 м над уровнем моря. Земли на Княжей горе первоначально принадлежали Петру I, к-рый устроил здесь небольшую усадьбу для пользования минеральными водами. Подземные ключи, обнаруженные в Р., использовались также в качестве источника воды для фонтанов Ниж. парка Петергофа. В 1714 царь пожаловал Р. кн.-кесарю Ф.Ю. Ромодановскому. Второй усадьбой в Р. владел гос. канцлер Г.И. Головкин. В 1734 сын Г.И. Головкина Михаил женился на внучке Ромодановского и стал владельцем обеих усадеб и нового кам. дворца, выстроенного по проекту арх. П.М. Еропкина. После вступления на престол имп. Елизаветы Петровны Головкин был сослан в Сибирь, имение передано в казну и превращено в царскую резиденцию. В 1748 арх. Ф. Растрелли была поручена перепланировка дворца, осн. работы велись в 1750-56. Одноврем. с дворцом, выполненным в стиле «рус. барокко», создавался пейзажный парк с системой водоемов и каскадов, гранитными причалами и арочными мостиками, с фонтаном-гротом. В 1762 в Ропшинском дворце был заточен и вскоре убит Петр III. В 1764 Екатерина II подарила Ропшу Г.Г. Орлову. Долгое время усадьбой никто не занимался, она приходила в упадок. В 1782 наследники Орлова продали усадьбу придворному ювелиру И.Л. Лазареву, к-рый занялся переустройством имения. Работы велись в течение 25 лет. Регулярный сад был заменен ландшафтными англ. парками с разветвленной водной системой (инж. Г.И. Энгельман, садовый мастер Т. Грей). По проекту арх. Антонио Порта дворец расширен и надстроен, пристроены два павильона. К работам в Р. были привлечены мн. изв. зодчие – Е.Т. Соколов, Л.И. Руска и др. В частности, по проекту Ю.М. Фельтена в 1787-89 возведено здание Бумажной фабрики. В 1801 Р. стала собственностью Павла I и вплоть до февр. 1917 являлась увеселительной, охотничей и рыболовной усадьбой царской фамилии. После рев-ции имение национализировано, во дворце устроен дом отдыха для парт. и хоз. рук. В годы ВОВ Р. была оккупирована, дворец неоднократно горел, парк изрыт траншеями и заминирован. В послевоен. время дворцовые здания занимала воинская часть, на терр. усадьбы в разное время располагались с.-х. политехникум, рыбхоз, животноводческий совхоз «Октябрьский», Центральная эксперим. станция НИИ озерного и речного рыбохозяйства. В 1990-е восстановленный дворец пережил два пожара. В 2004 ансамбль включен в программу «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы», реализуемую Пр-вом РФ. Рассматриваются возможности использования Ропши в качестве центра делового туризма, организация во дворце музейных экспозиций, ведутся предпроектные работы. Лит.: Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 296-301; Ропша. – http://www.lenobl.ru/culture/heritage/ropsha О.А. Чеканова
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…