Персоны энциклопедии
/
Кедринский Александр Александрович
Виолье Анри-Франсуа-Габриэль (Франц-Гавриил, 1750-1829), художник, архитектор. | |
Рубрики | |
ВИОЛЬЕ (Viollier) Анри-Франсуа-Габриэль (Франц-Гавриил; 1750–1829), художник, архитектор. Выходец из Швейцарии. В России с 1776. До 1791 служил при «малом дворе» вел. кн. Павла Петровича. Худ.-миниатюрист, паркостроитель, мастер в области интерьера и малых архит. форм. Автор Собственного сада в Павловске (1780-е, совм. с садовым мастером А.К. Визлером). Участвовал в разработке проекта Михайловского (Инженерного) замка. В царствование Павла I служил инспектором кабинета эстампов и миниатюр в Имп. Зимнем дворце. Похоронен в СПб. на Волковском лютеранском кладб. Совм. с арх. В. Бренна построил павильон «Березовый домик» во Дворцовом парке г. Гатчина (воссоздан в 1975 по проекту арх. А.А. Кедринского). Лит.: Хайкина Л.В. Франц-Гавриил Виолье, коллежский советник из Женевы // Швейцарцы в Петербурге: Сб. статей. СПб., 2002. С.162-167. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
«Гатчина», государственный музей-заповедник | |
Рубрики | |
«ГАТЧИНА», ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК (г. Гатчина, Екатеринвердский пр., 1). Основан в 1918, когда для посещения были открыты Гатчинский дворец и Дворцовый парк с постройками. В орг-ции музея участвовали А.Н. Бенуа, В.Я. Курбатов, Н.Е Лансере, В.Ф. Левинсон-Лессинг, В.К. Макаров, С.Н. Балаева и др. В 1920-е многие произв. иск-ва были изъяты Гос. музейным фондом, занимавшимся перераспределением худож. сокровищ. Летом 1941 удалось эвакуировать свыше 12 тыс. музейных экспонатов (20% коллекции). В результате оккупации сожжен Гатчинский дворец, вырублена часть парков, уничтожены мн. постройки. В 1944 при участии С.Н. Балаевой, дир. музея арх. М.М. Плотникова, арх. А. А. Кедринского и др. начаты ремонтно-восстановительные работы. К 1949 высажено 6 тыс. деревьев, восстановлен ряд построек. В 1985 открыта часть залов Гатчинского дворца (восстановлены парадные помещения бельэтажа гл. корпуса: Аванзал, Мраморная столовая, Тронная Павла I, Малиновая гостиная, Белый зал; в залах третьего этажа и Арсенального каре – выставки из фондов музея). Благоустроены парки Сильвия, Зверинец с постройками, Приоратский дворец и парк. К 2005 в составе музея-заповедника – Гатчинский дворец (в 11 залах представлены коллекции живописи, скульптуры, фарфора, европ. и рос. оружия XVI–XX вв., материалы по истории стр-ва дворцово-паркового ансамбля и его владельцев), парки Дворцовый, Сильвия, Зверинец, Приоратский. В музейных фондах 20300 ед. хр. (1999). Проводятся концерты камерной музыки, оперные спектакли. Лит.: Гатчинский дворец-музей и парк / Сост. А.В.Помарнацкий. Л., 1939; Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Справочник / Авт.-сост.: Ю.Б. Демиденко, Т.Н. Демиденко. СПб., 2002; Самсонова Р.И. Декоративно-прикладное искусство в Гатчинском дворце. Л., 1991; Семенов В.А. Портреты Гатчинского дворца. Л., 1991; Третьяков Н.С. Холодное и огнестрельное оружие Гатчинского дворца. Л., 1991. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Гатчинский дворцово-парковый ансамбль | |
Рубрики | |
ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ. Пам. архитектуры и садово-паркового иск-ва XVIII–XIX вв. федерального значения. Входит в состав Гос. дворцово-паркового и худож.-ист. Музея-заповедника «Гатчина». Включает дворцы, павильоны, мосты, скульптуру и др. декорат.-монументальные сооружения на терр. Дворцового и Приоратского парков. Формирование ансамбля началось, когда владельцем Гатчинской усадьбы был (с 1765) граф Г.Г. Орлов. В это время строился Большой дворец (1766-81, арх. А. Ринальди), романтичный силуэт к-рого определяют две башни (Сигнальная и Часовая), ограничивающие центральный корпус, соединенный полуциркульными галереями со служебными флигелями в виде каре (Арсенальным и Кухонным). Изысканная отделка интерьеров (рококо, ранний классицизм) контрастирует со сдержанной декорировкой фасадов, облицованных местным пудостским камнем. У входов установлены мраморные статуи: на парковом фасаде «Война» и «Мир»; со стороны луга (позже преобразованного в дворцовый плац-парад) – «Бдительность» и «Мудрость» (скульп. И. Морлейтер и Д. Маркиори). Одновременно проходила разбивка т. н. Английского сада на берегах Белого и Серебряного оз. (садовые мастера Д. Буш, Д. Гекет и др.). Последнее слово тогдашнего паркостроения – свободная пейзажная планировка – впервые в России была применена в Гатчине. На Белом оз. устроены искусственные островки, линия берега изрезана живописными бухтами, через парк проложены аллеи и просеки. Органичной ч. Английского сада стали первые декорат. сооружения, появившиеся в 1770-е: колонна Орла, Чесменский обелиск, грот «Эхо», оформивший подземный ход от Большого дворца к Серебр. оз. С 1783, когда хозяином Гатчины стал вел. кн. Павел Петрович (с 1796 – имп. Павел I), произошли значительные изменения. К парку присоединились новые участки, устроенные в регулярном стиле, со стриженным шпалерником, декорат. мраморной скульптурой, геометрической планировкой дорожек и газонов, как-то: Придворцовые сады (Собственный, Верх. и Ниж. Голландские), Ботанический сад, Сильвия. Были устроены водный лабиринт, искусственный Карпин пруд, сооружено неск. мостов, парковые ворота (Адмиралтейские, Березовые, Сильвийские и др.). Среди павильонов, появившихся в парке: дерев. храм Венеры на о-ве Любви; «Березовый домик» (худ. Ф. Виолье) в виде штабеля дров, декорированный 16-колонным порталом «Маска»; Темпль, или павильон Орла; кам. Оранжереи. На Длинном о-ве (архипелаг небольших островков, разделяющий Белое оз.) построена Терраса-пристань, кажущаяся в перспективе цоколем Большого дворца. Перестройка и изменение интерьеров Большого дворца, как и большинство парковых сооружений, осуществлены по проектам В. Бренны в 1790-е. На берегу Черного оз. в 1797-99 по проекту Н.А. Львова построен Приоратский дворец («земляное игуменство») – уникальный образец монументального землебитного сооружения. Одновременно разбивался пейзажный Приоратский парк (садовые мастера Д. Гекет, Ф. Гельмгольц). Терр. двух парков разделяет Б. Порховская дорога (ныне – пр. 25 Октября), на к-рой были сооружены вошедшие в ансамбль мосты: трехарочный Львиный и Адмиралтейский, с кам. балконом и будками-кордегардиями; площадь Коннетабля с 32-метровым обелиском (мастер К. Пластинин). Плац-парад перед зап. фасадом Большого дворца окружен бастионной стенкой и рвом, на Екатерингофском (Красноармейском) пр. построены кам. Дворцовые конюшни. В 1800 на Длинном о-ве сооружен венецианский Горбатый мост, неск. ранее в Сильвии, к сев.-зап. от Английского сада, – павильон Птичник (оба – арх. А.Д. Захаров). На границе с Сильвией – земляной Амфитеатр, близ Птичника – каскад «Наумахия» (оба – арх. Н.А. Львов), павильон Ферма. Последний, как и ряд др. сооружений (напр., павильон Венеры, Дворцовые конюшни), построен по образцам, увиденным Павлом I в Шантийи, поместье принцев Конде. В течение XIX в. значительных изменений в ансамбле не происходило. Появились новые жел. мостики, кирпичные будки у въездов в парки (1880-е, арх. Л.Ф. Шперер). В Большом дворце проводились ремонтные работы, в 1850-е были построены новые Арсенальное и Кухонное каре (арх. Р.И. Кузьмин), на плацу поставлен пам. Павлу I (1851, скульп. И.П. Витали). После рев-ции 1917 пригородные резиденции были объявлены дворцами-музеями, парки использовались для разл. видов культурно-массовой работы. В отличие от Дворцового парка, связанного с музейным комплексом, Приоратский дворец и парк уже перед ВОВ утратили музейное значение, – здесь разместилась экскурсионная станция и база отдыха (после войны дом пионеров; позже, до 1982, – краевед. музей). Во время нем.-фаш. оккупации Гатчины в 1941-44 ансамбль понес значительный ущерб. В янв. 1944 пожар уничтожил интерьеры Большого дворца и ряд др. сооружений. Приоратский дворец был заминирован фашистами, но уцелел. Большинство парковых сооружений (за исключением неск. взорванных мостов) сохр. В послевоен. годы в парках были проведены значительные реставрационные работы. В 1976 восстановлен павильон Березовый домик (проект арх. А.А. Кедринского). Реставрировались Горбатый мост, колонна и павильон Орла, мраморные статуи на Террасе-пристани: «Живопись», «Архитектура», «Скульптура», «Математика» (две подняты со дна Белого оз. в 1971; находятся в музейной экспозиции Большого дворца). В 1990-е были восстановлены мосты: Адмиралтейский, Львиный, Карпин (с каскадом). Первые восстановленные залы Большого дворца открылись в 1985. В 2005 завершена капитальная реставрация Приоратского дворца, вновь ставшего частью музея-заповедника. Многое из того, что было поднято из руин в 1950–70-е, разрушено в последние годы руками совр. вандалов. Лит.: Минкина Г.А., Мамаев К.К. Гатчинский парк. Л., 1956; Пирютко Ю.М. Гатчина. Художественные памятники города и Гатчинского района. 2-е изд. Л., 1979; Елкина А.С. Гатчина. Л., 1980; Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. СПб., 2002. Макаров В.К., Петров А.Н. Гатчина. 2-е изд. СПб., 2006. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Кедринский Александр Александрович (1917-2003), архитектор | |
Рубрики | |
КЕДРИНСКИЙ Александр Александрович (1917–2003), арх.-реставратор, засл. арх. РФ, лауреат Ленинской премии (1986), лауреат премии Президента РФ в области литературы и иск-в (2001). Родился в Петрограде. Учился в Ленингр. ин-те инж. коммунального х-ва (1937-41). Рук. проектных, науч.-иссл. и реставрационных работ в г. Пушкин (восстановление Екатерининского дворца, Эрмитажа, «Зала на острову», Чесменской колонны и др.; автор проекта воссоздания Янтарной комнаты). Участвовал в восстановлении мн. пам. архитектуры в Ленинграде и Павловске. Преподавал в Ленингр. инж.-строительном ин-те (с 1956), Ин-те живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (с 1968). Похоронен на Казанском кладб. в г. Пушкин. В г. Гатчина по проектам К. восстановлены Смоленские ворота (1956) и Березовый домик в Дворцовом парке (1975), паркет Павильона Венеры на о-ве Любви. Соч.: Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение опыта школы ленинградских реставраторов. М., 1999. Лит.: Зодчие Санкт-Петербурга. ХХ век / Сост. В.Г. Исаченко. СПб., 2000. С. 661-662; Кючарианц Д.А., Раскин А.Г. Гатчина. Художественные памятники. СПб., 2001. С. 156-157, 160-167, 278. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |