Персоны энциклопедии
/
Карамзин Николай Михайлович
История изучения вепсов | |
Рубрики | |
Вепсы, в числе западно-финских народов России, являлись почти единственным народом, совершенно не изученным до второй половины 20-х гг. ХХ в. В виду этого в 1926 г. в план исследовательских работ этнографического отдела Русского Музея и Академии истории материальной культуры была включена работа по изучению вепсов. Для работы были выбраны наиболее глухие районы Лодейнопольского уезда, а в 1927 г. работа была перенесена в верховье р. Ояти. Этнографическая работа, в виду отсутствия лингвиста-этнографа, велась преимущественно в области материальной культуры. Первые упоминания о веси находим у готского историка середины VI в. Иордана, жившего в северной Италии. В своем труде «О происхождении и деяниях гетов» он называет в списке народов, якобы покоренных готским королем Германарихом в середине IV в., северное племя «васинабронки» (Vаsinаbrоnkаs). Комментатор Иордана Е. Ч. Скржинская перевела термин «васинабронки», представив его, как «весь в местности Абронкас» (vаs in Аbrоnkаs). Польский историк X. Ловмяньский и академик Б. А. Рыбаков считали, что в термине «Абронкас» следует видеть искаженное название «Биармия» или «Пермь». Исходя из этого Б. А. Рыбаков полагал, что сочетание «васинабронки» следует переводить как «весь из Биармии». Более подробные сведения о веси дал германский хронист второй половины XI в. Адам Бременский. Его труд «Деяния епископов Гамбургской церкви», написанный в 1073–1076 гг., состоит из четырех книг, последняя из которых посвящена географии Севера. На основе данных, полученных, вероятно, от скандинавских мореплавателей, он пишет о северном племени вицци (Wizzi). Первым исследователем, отождествившим племя вицци или вису арабских источников с населением Белозерья, был академик Х. Д. Френ (1782–1851). Так же и финский этнолог И. Маннинен, считал, что слово «албаны» (аlbаni), означающее в переводе с латыни «белое», указывает на Белое озеро. Еще одному средневековому хронисту Саксону Грамматику принадлежит труд «Деяния датчан» («Gеstа Dаnоrаm»), созданный на рубеже ХII–ХIII вв. Он представляет компиляцию мифологических, фольклорных, поэтических и реальных сведений. В первой книге этого сочинения дан географический обзор Дании, Прибалтики, Скандинавии и сопредельных территорий, причем реальные факты перемежаются с вымыслом. Саксон Грамматик упоминает в нем народ «висины» (visinnus`), который историки идентифицируют с весью. Множество упоминаний о веси содержится в сочинениях восточных авторов. Наибольший интерес представляют сведения о веси в сочинениях Ахмеда ибн Фадлана и Абу Хамида ал-Гарнати, которые сами побывали в Булгаре на Волге. Секретарь посольства багдадского халифа в государстве Булгар Ахмед ибн Фадлан совершил путешествие по Волге в 921—922 гг. В своих записках он трижды упомянул о веси, называя ее со слов царя булгар «вису». Неоднократно упоминает о веси и древнейшая дошедшая до нас русская летопись «Повесть временных лет». Ее первая редакция была составлена около 1110–1113 гг. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Впервые Нестор упомянул весь в самом начале своей летописи, среди народов, живущих «в земле Иафета, сына Ноя»: «В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, емь, угра...». В летописи есть и первое датированное упоминание о веси. Под 862 годом значится: «Сказали (варягам) руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». В Воскресенской летописи XVI в., в сообщении о принятии Русью христианства говорится о том, что князь Владимир крестил «и мерьску и кривическу весь, рекше Белозерскую». Здесь, очевидно, имеются в виду группы веси в областях, сопредельных с территорией расселения кривичей и мери. Письменные источники VI – начала XIII в. позволяют сделать вывод, что весь в то время была могучим племенем, хорошо известным во многих странах Западной Европы, мусульманского Востока и, естественно, Руси. В IХ–ХI вв. весь принимала активное участие в политической и военной жизни Руси. В эпоху раннего средневековья весь приняла участие в формировании карельской народности, а также частично растворилась среди славянского населения. Упоминания о ней исчезают из письменных источников. В начале XIX в. существовало даже мнение, что весь вообще уже исчезла из числа народов России. Так, Н. М. Карамзин писал в примечаниях к первому тому своей «Истории Государства Российского»: «Весь, Меря, Мурома, наконец обратились в Славян». Вновь стало известно о вепсах благодаря академику А. Шёгрену. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Карамзин Николай Михайлович (1766-1826), литератор, ученый | |
Рубрики | |
КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766–1826), писатель, публицист, историк, поч. ч. Петерб. АН (1818), действительный статский советник (1824). Воспитывался в частном пансионе в Симбирске, потом в моск. пансионе проф. И.М.Шадена (1776-81). Служил в л.-гв. Преображенском полку (1782-84). После выхода в отставку путешествовал по Европе (1789-90), затем жил гл. обр. в Москве. Автор «Писем русского путешественника» (1791-92), повестей «Бедная Лиза» (1792), «Наталья, боярская дочь» (1792), «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» (1803) и др., трактата «Записка о древней и новой России» (1811), стих., очерков, критических статей, переводов. В 1802-03 издавал лит.-полит. журн. «Вестник Европы». В 1803 указом Александра I назначен историографом и приступил к работе над своим гл. трудом – «Историей государства Российского» (Т.1-12, 1816-29). В 1816 вместе с семьей переехал в СПб. Похоронен в Александро-Невской лавре (Некрополь мастеров иск-в). В последние годы жизни К. был частым гостем в имении Олениных Приютино (ныне г. Всеволожск), подолгу жил в Гатчинском дворце у вдовствующей имп. Марии Федоровны. Соч.: Избр. соч. М., 1964; Письма русского путешественника. М., 1984 (Лит. памятники); История государства Российского. Т. 1-12. М., 1988–1989. Лит.: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С. 171; Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А. Орлова. Л., 1977. С. 424; Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М., 1983; Лотман М.Ю. Сотворение Карамзина. М., 1998. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
«Приютино», литературно-художественный музей-усадьба | |
Рубрики | |
«ПРИЮТИНО», лит.-худож. музей-усадьба (г. Всеволожск, Приютино, 1). Открыт 17 дек. 1974 в быв. усадьбе президента АХ и директора Имп. Публичной б-ки А.Н.Оленина. Его жена – Елизавета Марковна Оленина в 1795 купила у И.Э. Гертеля 776 десятин земли между р. Лубьей и Смольным ручьем в 16 верстах от СПб. Мыза Приютино построена к 1805. Постепенно дерев. строения сменились каменными, из неоштукатуренного кирпича. К 1820-м усадьба, к-рой Оленины владели до 1841, включала два господских дома, оранжереи, многочисленные хоз. и служебные постройки, пейзажный парк на берегу пруда. В Приютине, как и петерб. домах Олениных, в разные годы бывали литераторы Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, В.А. Озеров, Н.И. Гнедич, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, А.С. Грибоедов, П.А. Плетнев, А.Мицкевич, музыканты М.И. Глинка, А.Ф. Львов, А.Н. Верстовский, Михаил Ю. и Матвей Ю. Виельгорские, А.А. Алябьев, худ. В.Л. Боровиковский, А.Г. Венецианов, К.П. Брюллов, О.А. Кипренский, Г.Г. Гагарин, А.О. Орловский, И.А. Иванов, Ф.П. Толстой, Ф.Г. Солнцев, скульп. И.П. Мартос, арх. А.П. Брюллов и др. В спектаклях на сцене домашнего театра участвовали актеры Е.С. Семенова, И.И. Сосницкий, В.А. Каратыгин, А.М. Колосова. Совр. экспозиция открыта в гл. усадебном доме в 1990 после завершения реставрац. работ. В комнатах первого этажа воссозданы кабинет, гостиная, галерея, столовая, спальня. Дополняют картину усадебного быта первой трети XIX в. жилые покои на муж. и жен. половинах второго этажа. В парке восстановлены здание Молочной и кузница на берегу пруда. В собр. музея (более 16 тыс. ед. хр.) – личные вещи семьи Олениных, быт. предметы пушкинского времени, коллекция изданий И.А. Крылова, портреты гостей приютинской усадьбы и др. материалы. Среднее кол-во посетителей в год – ок. 9 тыс. чел. Лит.: Оленина А.А. Дневник. Воспоминания. СПб., 1999; Тимофеев Л.В. В кругу друзей и муз: Дом Олениных. Л., 1983; Мурашова Н., Мыслина Л. Усадьбы Всеволожского района // Санкт-Петербургская панорама. 1992. №3. С. 35-37; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 25-260; Сайт музея. – http://www.oblmuseum.spb.ru/pri/pri.htm. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |