Персоны энциклопедии
/
Арсений Коневский, прп.
Епархия Выборгская и Финляндская | |
Рубрики | |
ЕПАРХИЯ ВЫБОРГСКАЯ И ФИНЛЯНДСКАЯ. В 1809 Финляндия вошла в состав Российской империи. В 1812 в 16 приходах Финляндии число православных достигало 25 тыс. чел. (большинство – в Приладожье). В 1823 в г. Выборг создано правосл. духовное правление. После 1844 постепенно осуществлялся перевод богослужебных книг и катехизиса на фин. яз., устраивались церк.-приходские школы. В 1859 учреждено Выборгское викариатство. За 33 года сменилось 13 викариев. В 1887-98 кафедру занимал последний викарный еп. Антоний (Вадковский), с 1892 она получила самостоятельность, а владыка Антоний стал правящим архиереем – еп. Финляндским и Выборгским. За время правления Антония был основан Линтульский Свято-Троицкий мон. (1885), создана Комиссия для перевода богослужебных книг на фин. яз., а также Братство прпп. Сергия и Германа Валаамских (1885), целью к-рого было издание на фин. яз. религ.-нравственной литературы. По числу паствы епархия считалась самой маленькой в России (в 1901 – 50 тыс. чел., 33 прихода). На рубеже XIX–ХХ вв. на Карельском перешейке возникло значительное кол-во храмов в дачных местностях, а также при филиалах столичных духовно-просветительских и благотворительных об-в. В 1899–1905 епархией управлял еп. Николай (Налимов), в 1905-17 – архиеп. Сергий (Страгородский). В 1904-05 в архиерейском доме была устроена крестовая ц. Трех Святителей (арх. Н.В. Дмитриев и М.Н. Кириллов; закрыта в 1918). В 1910-11 в Выборге выходил «Правосл. финляндский сборник», в 1913-17 – журн. «Карельские известия». Викарным еп. Сердобольским в 1914-18 являлся Серафим (Лукьянов). После получения Финляндией независимости, 11 февр. 1921 Финляндская правосл. церковь (ФПЦ) получила автономию от Патриарха Тихона. По полит. мотивам летом 1923 она присоединилась к Константинопольскому патриархату. В 1925 ее возглавил архиеп. Карельский и всея Финляндии Герман (Аав), были выделены две епархии: Карельская и Выборгская, к-рую в 1935 возглавил еп. Александр (Карпин). Накануне Сов.-финл. войны 1939-40 в стране проживало 80 тыс. православных. В рез. войны ФПЦ лишилась трех мон. (Валаамского, Коневского и Линтульского), к-рые пришлось эвакуировать, и мн. храмов; кафедра из Выборга переехала в Хельсинки. 30 апр. 1957 РПЦ признала status quo Финляндской автономной православной церкви под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Ныне в ФПЦ три епархии, ок. 60 тыс. верующих. Особо почитаются прпп. Сергий и Герман Валаамские, Арсений Коневский, Трифон Печенгский, Александр Свирский, Герман Аляскинский. Лит.: Куркимиес И.Н. Православные храмы в Финляндии // Невский архив: Ист.-краевед. сб. Вып. 5. СПб., 2001. С. 472-507; Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 2005; Финская православная церковь. – http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-finn.html А.В. Берташ | |
Авторы | |
подробнее… | |
Коневский Рождество-Богородицкий монастырь | |
Рубрики | |
КОНЕВСКИЙ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (о. Коневец, Пpиозеpский р-н). Расположен в юж. части о-ва Коневец, в 7 км от зап. берега Ладожского оз. Основан в 1393 прп. Арсением Коневским, уроженцем Новгорода, к-рый принес с Афона икону Божией Матери, получившую назв. Коневской (в наст. время в соборе Ново-Валаамского мон., Финляндия). Монастырь являлся центром духовного просвещения карел. В третьей четв. XVI в. построен кам. собор. В 1577 и 1610 мон. разорялся шведами, иноки укрывались в Деpевяницком Воскресенском мон. под Новгородом. Возобновлен в 1718 Петpом I, в 1719 построена дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца (иконостас XVI в. утрачен в 1940-е). При настоятеле иером. Адриане (Блинском) мон. становится изв. в России центром старчества, учреждена скитская форма иноческой жизни. Первоначало был создан Казанский скит на Святой Горе с ц. Казанской иконы Божией Матери (1794-98), затем – Коневский, с ц. Коневской иконы Божией Матери (1874-76, арх. И.Б. Слупский). В 1809 завершено стр-во кам. собора Рождества Богородицы (сохр.); его проект, присланный из СПб., был переработан иером. Сильвестром (Петровым). Выс. собора 34 м; верх. алтарь освящен во имя Рождества Богородицы, нижний – Сретения Господня, с приделом Коневской иконы Божией Матери (с 1830). Частично сохр. росписи 1830-х. Ряд икон в храме был выполнен В.Л. Боровиковским (утрачены). В первой четв. XIX в. настоятелем иером. Илаpионом (Киpилловым) отстроена в камне гл. усадьба. В 1810-12 зап. часть монастырского каре завершила 36-метровая колокольня, в арке восстановлены росписи. В 1813-15 вместо дерев. ц. Свят. Николая был устроен новый больничный и кладбищенский храм. Валаамские паломники обычно посещали и Коневец. Здесь в разное время бывали Александр II и члены имп. семьи, писатели Н.С. Лесков, Вас. И. Немиpович-Данченко и А. Дюма, поэт Ф.И. Тютчев; здесь работал арх. А.М. Гоpностаев. Св. Игнатий (Бpянчанинов) в 1849 освятил в мон. ц. Пpп. Аpсения Коневского. При архим. Израиле (Андрееве) возведены Коневский скит, подвоpье в СПб., большинство хоз. и жил. зданий (в осн. по проектам арх. И.Б. Слупского). В 1892 при настоятеле архим. Пимене (Гаврилове) обитель перешла к вновь образованной Финляндской епархии. В 1914 в мон. проживал 321 чел. С 1918 оказался на терр. Финляндии, действовал до 1940. Возобновлен с 1991, первый наместник - архим. Назарий (Лавриненко), с июля 2001 настоятель игумен Исидор (Минаев). Гл. святыня – мощи прп. Арсения (обретены в ноябре 1991) и старинная икона Коневской Божией Матери, перенесенная из церкви с. Важины. С 1996 возобновлено ист. монастырское подворье в СПб. с ц. Коневской иконы Божией Матери. Лит.: Берташ А.В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб.; Коневский мон., 1993; Берташ А., Веселов Н., Ганнибал Б. Остров Коневец и его святыни. СПб., 1998; Житие Преподобного Арсения Коневского, чудотворца. СПб., 2002; Александр Берташ, священник; Игорь Ларин, диакон. Коневец – благословение Афона. СПб., 2005. А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
«Конь-камень», памятник природы | |
Рубрики | |
КОНЬ-КАМЕНЬ, памятник природы и истории на о-ве Коневец (Приозерский р-н). Представляет собой ледниковый валун (дл. – 9,2 м, шир. – 6,4 м, выс. – более 4,3 м, вес более 750 т). В языческие времена карелы использовали о-в как летнее пастбище для лошадей и ежегодно приносили в жертву на этом камне коня (отсюда назв.; кроме того, по форме К.-к. напоминает лошадиную голову). По легенде, прп. Арсений, основатель Коневского Рождество-Богородицкого мон., прибыв в 1393 на Коневец, совершил молебен у камня и окропил его святой водой. Тогда из камня вылетели бесы в облике воронов и улетели в сторону бухты, впоследствии названной Чертовой Лахтой (она же бухта Владимирская). Вместе с бесами с о-ва исчезли и змеи. В память об этом событии на камне установлена часовня (считается, что первую часовню поставил сам прп. Арсений Коневецкий; существующее здание построено в 1815). Лит.: Дмитриев А.П., Лихой А.И. Приозерская земля. История и культура. СПб.; Приозерск, 2004. С. 70-72; Монастыри Санкт-Петербургской епархии: Справочник паломника. СПб., 2001. С. 115-117; Конь-камень. – http://konevets.spb.ru/03/100.htm А.А. Трипольская | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Монастыри православные | |
Рубрики | |
МОНАСТЫРИ ПРАВОСЛАВНЫЕ. Старейшие М. п. на терр. Лен. обл. – Успенский, Николаевский и Георгиевский Застенный в Ладоге основаны, вероятно, в XII в.; Антониево-Дымский Свято-Троицкий, Староладожский Иоанно-Предтеченский – в XIII в.; Коневский Рождество-Богородицкий, Староладожский Успенский – в XIV в.; Череменецкий Иоанно-Богословский – в XV в., Тихвинские: Свято-Успенский, Введенский и Николаевский Беседный, Зеленецкий Свято-Троицкий, Макарьевская пустынь (см. Воскресенский монастырь) – в XVI в.. Среди основателей М. п. – прославленные в лике святых прпп. Антоний Дымский, Арсений Коневский, Феофил и Иаков Омучские, Иларион Гдовский, Александр Свирский и его ученики, Киприан Стороженский, Корнилий Паданский, Мартирий Зеленецкий, Макарий Римлянин. С XIV в. область стала частью «Северной Фиваиды» – терр. наиболее интенсивной «монастырской колонизации». Ряд обителей прекратили существование в период швед. владычества (XVII в.). После 1764, в ходе церк. реформы Екатерины II, у М. п. изъяли земельные владения, часть их закрыли (Передольский, Озерский, Посолотин, Щирский и др.). В кон. XIX – нач. XX вв. нек-рые из М. п. были возобновлены, в частности, Воскресенский и Корнилиево-Паданская пустынь (см. Паданский Введенский мон.), основан ряд новых: Вохоновский Мариинский, Пятогорский Богородицкий, Творожковский, Воскресенско-Покровский и др., в 1919 – Поречский Покровский. К 1917 в епархии имелось 16 мон., в к-рых проживало 1629 монахов. В послерев. время началось закрытие М. п. и репрессии священнослужителей. Первыми, в 1918-19, были закрыты Александро-Свирский Свято-Троицкий, Введено-Островский, Зеленецкий Свято-Троицкий, Антониево-Дымский Свято-Троицкий мон. С кон. 1920-х репрессии усилились, закрыли последние М. п.; на терр. области это был Воскресенский мон. (закрыт в февр. 1932). В период ВОВ на оккупированной терр. Лен. обл. под эгидой Псковской Духовной миссии в пос. Вырица возникли Успенский жен. (11 монахинь) и Богоявленский муж. мон. (7 монахов), их закрыли в 1944. Возрождение М. п. началось в 1990-е, в обл. были открыты мон.: Коневский Рождество-Богородицкий муж. (1991), Зеленецкий Свято-Троицкий муж. (1993), Введено-Оятский жен. (1993), Тихвинский Свято-Успенский муж. (1995), Череменецкий Иоанно-Богословский муж. (1993, 1997), Тервеничский Покровский жен. (1996-97), Александро-Свирский Свято-Троицкий муж. (1998), Староладожский Николаевский муж. (2004) и Староладожский Успенский жен. (2005). На 2005 в Лен. обл. насчитывалось девять М. п. (6 муж. и 3 жен.), три скита, три подворья, одна приписная часовня. Лит.: Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908–1909; Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 2005; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.В. Берташ, М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Собор Санкт-Петербургских и Ладожских Святых | |
Рубрики | |
СОБОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ И ЛАДОЖСКИХ СВЯТЫХ. В Собор вошли святые, совершавшие свои подвиги в пределах совр. и ист. территории С.-Петерб. епархии. В епархии почитаются мощи нек-рых святых, прославленных до XX в.: св. кн. Александра Невского (ск. в 1263), прп. Антония Дымского (1224), прп. Арсения Коневского (1447), прп. Александра Свирского (1533) и его родителей прпп. Сергия и Варвары (XVI в.), прп. Трифона Городецкого (1593), прп. Киприана Стороженского (после 1598), прп. Корнилия Паданского (XVI в.), прп. Мартирия Зеленецкого (1603) и прп. Макария Римлянина (XVI в.). В условиях антирелигиозной политики гос-ва процесс канонизации был затруднен и возобновился в кон. 1980-х. С этого времени прославлены в лике святых блж. Ксения Петербургская (1988), св. прав. Иоанн Кронштадтский (1990) и более 70 новомучеников и исповедников российских XX в., пребывавших в пределах С.-Петерб. епархии. В их числе свт. Патриарх Тихон (1990), сщмч. митр. Петроградский Вениамин и расстрелянные с ним в 1922 сщмч. архим. Сергий (Шеин) и мчч. Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров (1992), прмц. вел. кн. Елисавета Федоровна (1992), сщмч. митр. Киевский Владимир (1992), первомученик царскосельский прот. Иоанн Кочуров (1994), сщмч. митр. Ленинградский Серафим (1997), сщмч. архиеп. Верейский Иларион (1999). На юбилейном Архиерейском соборе 2000 прославлены вошедшие в Собор прп. Серафим Вырицкий и новомученики: свв. царственные страстотерпцы, митр. Казанский Кирилл, архиепископы Пермский Андроник, Херсонский Прокопий, Великоустюжский Николай, епископы Ревельский Платон, Вятский Виктор, Лубненский Аркадий, Уфимский Симон, Белгородский Никодим, Прилукский Василий, протоиереи Владимир Лозина-Лозинский, Александр Сахаров, Иоанн Стеблин-Каменский, Философ Орнатский с сыновьями мчч. Николаем и Борисом, священники Николай Кулаков, Павел Брянцев, Георгий Никитин, Павел Гайдай, протодиакон Никита Алмазов, прмчч. Гавриил (Владимиров), Арефа (Митренин), Владимир (Пищулин) и мц. Анна Лыкошина. В 2001-05 канонизированы убиенные в 1918-38 сщмчч. еп. Шлиссельбургский Григорий, петерб. протоиереи Петр Скипетров, Алексий Ставровский, Николай Сперанский, Борис Клеандров, Вячеслав Силин, Петр Успенский, Карп Эльб, Михаил Чельцов, Викторин Добронравов, прмч. Лев (Егоров), мцц. княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская; кронштадтские: сщмчч. прот. Николай Симо и свящ. Григорий Поспелов; тихвинские: сщмчч. протоиереи Иоанн Сарв, Николай Покровский, иереи Емелиан Панасевич, Василий Канделябров, игумен Арсений и игумения Иоанникия; ивангородские: сщмчч. прот. Димитрий Чистосердов и свящ. Александр Волков; прот. Николай Кулигин из с. Рыбацкое; везенбергский прот. Сергий Флоренский и валкский свящ. Иоанн Петтай. День памяти новомучеников российских установлен в воскресенье, следующее за днем убиения митр. Киевского Владимира (25 янв./7 февр. 1918). Множество новомучеников погребено в братских могилах на Левашовской пустоши (ст. Левашово), на Ржевском полигоне (Пороховые), в Аракчеевском лесу (г. Пушкин), на кладб. Жертв 9-го января в СПб. и во дворе Кронштадтской тюрьмы. Празднование Собора установлено на заседании Св. Синода 19-20 апр. 2000. Лит.: Собор новомучеников и исповедников Петроградских // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2001. № 24. С. 5-26; Санкт-Петербургский мартиролог. СПб., 2002. С. 5-16; Попов И. Новомученики и исповедники Петербургские // С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 30/31. С. 216-218. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |