Персоны энциклопедии / Оленин Алексей Николаевич
Алябьев Александр Александрович (1787-1851), музыкант
Рубрики
АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787–1851), композитор. Закончил Университетский пансион в Москве. Автор ок. 20 опер-водевилей (ряд из них в совторстве с А.Н. Верстовским), неск. опер («Амалат-бек», «Волшебная ночь»), оперы-балета, 150 романсов («Соловей», «Из страны, страны далекой», «Зимняя дорога», «Вечерний звон»), произв. для симф. и духового оркестров, хоров и мн. др. В 1820-х А. поддерживал тесные связи с лит. и театральными кругами СПб. – А.С. Грибоедовым, Н.И. Хмельницким, А.А. Шаховским, И.И. Сосницким и др. Неск. опер-водевилей А. было поставлено на сценах петерб. театров. Первым из комп. стал собирать и гармонизовать муз. фольклор Кавказа. Обрабатывал также песни башкир, киргизов, туркмен. В 1834 издал первый в России сб. обработок украинских нар. песен. В 1820-х А. неоднократно бывал у А.Н. Оленина в его имении Приютино. В 1822 присутствовал на традиционном празднике у В.А. Всеволожского в усадьбе Рябово. Лит.: Штейнпресс Б.С. Страницы из жизни А.А. Алябьева. М., 1956; Доброхотов Б.В. А.А. Алябьев. М., 1966. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Батюшков Константин Николаевич (1787-1855), литератор
Рубрики
БАТЮШКОВ Константин Николаевич (1787–1855), писатель, переводчик. В 1797-1802 воспитывался в петерб. частных пансионах, в 1802-07 служил в Мин-ве нар. просвещения. C 1807 участвовал в войнах с Наполеоном, в Рус.-швед. войне (1808-09). Пом. хранителя манускриптов (1812), пом. библиотекаря (1817) в Имп. Публичной б-ке в СПб. Внештатный секретарь рос. дипломатической миссии в Италии (1818-20). С нач. 1820-х у Б. развивалась неизлечимая душевная болезнь. В 1833 официально уволен от службы и перевезен к родственникам в Вологду, где умер и похоронен. Первое изв. стихотворение «Мечта» (1802) опубл. в журн. «Любитель словесности» в 1806. В 1817 выпустил «Опыты в стихах и прозе» (в 2 т.), в 1821 – цикл переводов «Подражание древним». Автор статей по проблемам поэтики. В 1817-18 был частым гостем в усадьбе А.Н. Оленина Приютино (ныне г. Всеволожск), к-рую воспел в «Послании к А.И. Тургеневу» (опубл. в 1827). Соч.: Полн. собр. стих. М.; Л., 1964; Опыты в стихах и прозе. М., 1977 (Лит. памятники). Лит.: Кошелев В.А. Константин Батюшков: Странствия и страсти. М., 1987; Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А. Орлова. Л., 1977. С. 423-426. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), художник
Рубрики
БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757–1825), живописец. Живописи обучался у отца, начинал с писания икон. В 1775 поступил на воен. службу. С 1788 в СПб, где вошел в круг Г.Р. Державина и Н.А. Львова. До 1792 брал уроки живописи у Д.Г. Левицкого и у И.-Б. Лампи-ст. Акад. живописи (1795), с 1802 – советник АХ. Создал портреты мн. современников, работал также в жанре миниатюры. Среди учеников Б. – А.Г. Венецианов. Умер в СПб., был похоронен на Смоленском кладб.; впоследствии прах перенесен в Некрополь XVIII в. Александро-Невской лавры. В 1796 Б. написал в Гатчине портреты вел. кн. Марии Федоровны и ее дочерей Александры Павловны и Елены Павловны. С 1800-х Б. был постоянным посетителем имения А.Н. Оленина Приютино, где создал ряд портретов хозяев и гостей имения. Лит.: Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII–XIX вв. М., 1975; Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С.131; Чижова И.Б. Судьба придворного художника: В.Л. Боровиковский в Петербурге. СПб., 2001. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847), художник
Рубрики
ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780–1847), художник, педагог. В 1803-06 брал уроки живописи у В.Л. Боровиковского в СПб. В 1807-19 – на службе в Канцелярии дир. почт. С 1811 – акад. живописи (1811), член Об-ва поощрения художеств. До 1820-х работал гл. обр. в жанре портрета и сатирической графики. В 1819 в своем имении устроил худож. школу, к-рую прошло ок. 70 учеников, среди них – А.В. Тыранов, С.К. Зарянко, Г.В. Сорока. Родоначальник быт. рус. крест. жанра в живописи («школа Венецианова»). В 1830 получил звание придворного живописца. В. был частым гостем А.Р.Томилова в его усадьбе Успенское. Летом 1810 В. здесь написал «Автопортрет». С 1810-х – постоянный посетитель имения А. Н. Оленина Приютино, где делал портреты хозяев и гостей имения, в 1826 написал здесь портрет Петра Оленина. Лит.: Савинов А. Н. А. Г. Венецианов. Жизнь и творчество. М., 1955; Алексеева Т. В. Венецианов и развитие бытового жанра // История русского искусства. Т. 8. Кн. 1. М., 1963. С. 546-598; Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А. Орлова. Л., 1977. С. 424. Ю. Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Верстовский Алексей Николаевич (1799-1862), музыкант
Рубрики
ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич (1799–1862), композитор, театральный деятель. Окончил Ин-т Корпуса инж. путей сообщения в СПб., параллельно брал уроки фп. у Дж. Филда и Д. Штейбельта и скрипки у Ф. Бёма и Л. Маурера. С 1822 в Москве, поступил на службу в контору Театральной дирекции. Автор более 30 опер-водевилей (ряд их них в соавторстве с А.А. Алябьевым), является одним из основоположников этого жанра в России. В кон. 1820-х обратился к созданию классических опер. В. написано шесть опер, в частн., «Пан Твардовский» (1828) и «Аскольдова могила» (1835). Автор популярных романсов и баллад («Чёрная шаль» на слова А.С. Пушкина, «Бедный певец» и «Ночной смотр» на слова В.А. Жуковского и др.). В 1827 и 1828 выпустил два «Музыкальных альбома», состоящих из муз. и лит. частей, – одна из первых попыток издания муз. журнала. В 1820-30-е неоднократно бывал в гостях у А.Н. Оленина в усадьбе Приютино, навещал своего друга В.А. Всеволожского в его усадьбе Рябово. Лит.: Доброхотов Б. А.Н.Верстовский. Жизнь, театральная деятельность, оперное творчество. М.; Л., 1949. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Гнедич Николай Иванович (1784-1833), литератор
Рубрики
ГНЕДИЧ Николай Иванович (1784–1833), переводчик, поэт, драматург. Член Рос. АН (1811), чл.-корр. СПб. АН (1826). Учился в Моск. ун-те (курса не окончил). В 1803 определился на должность писца в Деп-т нар. просвещения. В 1811-31 служил в Имп. Публичной б-ке. Печататься начал в 1802. В 1807 приступил к главному делу жизни – переводу «Илиады» Гомера (полностью опубл. в 1829). Активный участник столичной лит.-театральной жизни. Член (с 1818) Вольного об-ва любителей рос. словесности, с 1821 – вице-президент. Дружеские отношения связывали Г. с А.Н. Олениным. В 1810-20-х Г. часто жил в усадьбе Олениных Приютино в течение всего лета. Похоронен в Некрополе мастеров иск-в Александро-Невской лавры. Соч.: Илиада. М., 1978; Стихотворения. Поэмы. М., 1984. Лит.: Тимофеев Л.В. В кругу друзей и муз: Дом А.Н.Оленина. Л., 1983; Шубин В.Ф. Поэты пушкинского Петербурга. Л., 1985. С. 131-143; Голубева О.Д. Н.И. Гнедич. СПб., 2000. А.Д.Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Крылов Иван Андреевич (1769-1844), литератор
Рубрики
КРЫЛОВ Иван Андреевич (1769, по др. данным, 1766 или 1768 – 1844), баснописец, драматург, журналист, д. ч. Российской АН, акад. Петерб. АН (1841), статский советник (1830). Получил домашнее образование. После смерти отца поступил на гос. службу (1778). В 1812-41 служил в Имп. Публичной б-ке под началом А.Н. Оленина. Первая книга басен опубл. в СПб. в 1809, последнее прижизненное изд. из девяти книг басен – в 1843. Комедии К. неоднократно ставились в петерб. театрах. В 1810–1830-х К. нередко жил в имении Олениных Приютино (ныне г. Всеволожск) в течение всего лета. Небольшой дерев. дом, стоявший на холме в усадебном парке, где К. обычно останавливался, наз. «Крыловской кельей» (не сохр.). В Приютине написаны басни «Крестьянин и овца», «Плотичка», пародии на сочинения гр. Д.И. Хвостова («Паук и гром», «Осел и заяц» и др.). В нач. XIX в. К. читал свои басни на лит. вечерах у вдовствующей имп. Марии Федоровны в Гатчинском дворце. Похоронен в СПб. на кладб. Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров иск-в.). Соч.: Полн. собр. соч. Т. 1-3. М., 1944–1946; Басни. Сатирические произведения. Воспоминания современников. М., 1989; Полн. собр. драматич. соч. СПб., 2001. Лит.: Гордин А.М. Крылов в Петербурге. Л., 1969; Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А.Орлова. Л., 1977. С. 424-426; Тимофеев Л.В. В кругу друзей и муз: Дом А.Н.Оленина. Л., 1983. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Оленин Алексей Николаевич (1763/64-1843), художник
Рубрики
ОЛЕНИН Алексей Николаевич (1763 или 1764 – 1843), художник-график, филолог, археолог. В 1774-80 воспитывался в Пажеском кор. Позднее учился в Дрезденской арт. школе, слушал лекции по истории и философии в Страсбургском ун-те. С 1809 – поч. ч. СПб. АН. С 1811 – дир. Имп. Публичной б-ки. В 1817-43 – президент АХ. Собиратель и знаток древностей, автор статей по истории, археологии, живописи, инициатор изд. «Свода русских летописей», организатор первой археогр. экспедиции АН. Иллюстратор произв. Г.Р. Державина, И.И. Хемницера и др. С 1790-х дом О. в СПб. широко известен как гостеприимный салон («Ноев ковчег»), к-рый посещали деятели культуры, науки, сановники. В 1791 О. приобрел участок земли на р. Лубья (ныне – Всеволожский р-н). К 1799 была выстроена усадьба Приютино, ставшая вскоре «святилищем наук, искусств и литературы» (см. «Приютино», литературно-художественный музей-усадьба). Душой дома была Е.М. Оленина, супруга О; с ее смертью в 1838 приютинские встречи прекратились, имение было продано. Похоронен в СПб. на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры (ныне Некрополь мастеров иск-в). Лит.: Тимофеев Л.В. В кругу друзей и муз: Дом А.Н.Оленина. Л., 1983; Голубева О.Д. А.Н.Оленин. СПб., 1997. Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Орловский Александр Осипович (1777-1832), художник
Рубрики
ОРЛОВСКИЙ Александр Осипович (1777–1832), художник-баталист, живописец, график. В 1793–1802 учился живописи в Варшаве. С 1802 поселился в СПб. Акад. живописи (1809). В 1819 был причислен к Ген. Штабу «для сочинения» рисунков воен. мундиров. Мастер портретной и батальной живописи, автор множества жанровых рисунков, карикатур. Одним из первых в России обратился к технике литографии. С 1805 часто и подолгу жил у А.Р. Томилова в его имении Успенское (ныне с. Старая Ладога). Здесь О. писал портреты крестьян, гостей имения, жанровые сцены («Пастух, играющий на дудочке» «Крепостные крестьяне», «Соседка Томилова», «Кваренги в образе Амура», «Поющие крестьяне за столом» и др.). Постоянный посетитель усадьбы А.Н. Оленина Приютино, здесь О. также сделано мн. портретных зарисовок. Лит.: Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л., 1973. С.106, 131; Соломатина Н. Александр Орловский. СПб., 2002; Русские художники в Успенском. – http://www.oldladoga.ru/708.html Ю.Н. Кружнов
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
«Приютино», литературно-художественный музей-усадьба
Рубрики
«ПРИЮТИНО», лит.-худож. музей-усадьба (г. Всеволожск, Приютино, 1). Открыт 17 дек. 1974 в быв. усадьбе президента АХ и директора Имп. Публичной б-ки А.Н.Оленина. Его жена – Елизавета Марковна Оленина в 1795 купила у И.Э. Гертеля 776 десятин земли между р. Лубьей и Смольным ручьем в 16 верстах от СПб. Мыза Приютино построена к 1805. Постепенно дерев. строения сменились каменными, из неоштукатуренного кирпича. К 1820-м усадьба, к-рой Оленины владели до 1841, включала два господских дома, оранжереи, многочисленные хоз. и служебные постройки, пейзажный парк на берегу пруда. В Приютине, как и петерб. домах Олениных, в разные годы бывали литераторы Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, В.А. Озеров, Н.И. Гнедич, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, А.С. Грибоедов, П.А. Плетнев, А.Мицкевич, музыканты М.И. Глинка, А.Ф. Львов, А.Н. Верстовский, Михаил Ю. и Матвей Ю. Виельгорские, А.А. Алябьев, худ. В.Л. Боровиковский, А.Г. Венецианов, К.П. Брюллов, О.А. Кипренский, Г.Г. Гагарин, А.О. Орловский, И.А. Иванов, Ф.П. Толстой, Ф.Г. Солнцев, скульп. И.П. Мартос, арх. А.П. Брюллов и др. В спектаклях на сцене домашнего театра участвовали актеры Е.С. Семенова, И.И. Сосницкий, В.А. Каратыгин, А.М. Колосова. Совр. экспозиция открыта в гл. усадебном доме в 1990 после завершения реставрац. работ. В комнатах первого этажа воссозданы кабинет, гостиная, галерея, столовая, спальня. Дополняют картину усадебного быта первой трети XIX в. жилые покои на муж. и жен. половинах второго этажа. В парке восстановлены здание Молочной и кузница на берегу пруда. В собр. музея (более 16 тыс. ед. хр.) – личные вещи семьи Олениных, быт. предметы пушкинского времени, коллекция изданий И.А. Крылова, портреты гостей приютинской усадьбы и др. материалы. Среднее кол-во посетителей в год – ок. 9 тыс. чел. Лит.: Оленина А.А. Дневник. Воспоминания. СПб., 1999; Тимофеев Л.В. В кругу друзей и муз: Дом Олениных. Л., 1983; Мурашова Н., Мыслина Л. Усадьбы Всеволожского района // Санкт-Петербургская панорама. 1992. №3. С. 35-37; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С. 25-260; Сайт музея. – http://www.oblmuseum.spb.ru/pri/pri.htm. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), литератор
Рубрики
ПУШКИН Александр Сергеевич (1799–1837), поэт, прозаик, драматург, журналист, историк. С кон. XV до нач. XVII в. на терр. Водской земли жили представители новгородской ветви рода Пушкиных. После Сев. войны в Ингерманландии поселились предки П. по двум жен. линиям – Головины и Ганнибалы. Прадеду П. А.П. Ганнибалу в С.-Петерб. губ. принадлежали дер. Суйда (Воскресенское), Кобрино, Пижма, Мельница, Кузнецово, Елицы. А.П.Ганнибал скончался в Суйде и похоронен на местном кладб. (см. «Суйда», музей-усадьба). Вслед за ним дер. Кобрино владел дед П. О.А.Ганнибал, а с 1781 – мать П. Надежда Осиповна. Родители поэта С.Л. Пушкин и Н.О. Ганнибал венчались в церкви с. Воскресенского. В 1780-90-х в Кобрино жила будущая няня П. А.Р. Яковлева. В 1797 она взята кормилицей в дом Пушкиных (см. «Домик няни А.С.Пушкина», музей). Ок. 1800 Пушкины продали Кобрино, его владелицей стала Ш.К. Жандр. П. многократно останавливался на почтовых ст., к-рые находились в пределах столичной губ., по Моск. дороге (Ям-Ижора, Тосно, Любань и др.) и по Белорусскому тракту (Гатчина, Выра, Луга и др.). В повести «Станционный смотритель» отражены путевые впечатления П. и дорожный быт его эпохи (см. «Дом станционного смотри-теля», музей). В 1827-28 П. бывал в усадьбе Олениных Приютино. Он сватался к мл. дочери А.Н. Оленина Анне Алексеевне, но получил отказ ее родителей. С А.А. Олениной связывают цикл лирических стихотв. П. 1828: «Её глаза», «Увы! Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне», «Предчувствие» и др. В альбом Олениной П. вписал стихотв. «Я вас любил: любовь еще, быть может». С 1986 в Гатчинском р-не ежегодно проходят Пушкинские праздники. Соч.: Полн. собр. соч. Т. I–XVI. М.; Л., 1937–1949. Лит.: Модзалевский Б.Л., Муравьев М.В. Пушкин: Родословная роспись. Л., 1932; Вегнер М. Предки Пушкина. М., 1937; А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1-2. М., 1974; Телетова Н.К. Забытые родственные связи А.С. Пушкина. Л., 1981; Тимофеев Л.В. В кругу друзей и муз. Л., 1983; Грановская Н.И. «Если ехать вам случится…»: Очерк-путеводитель. Л., 1983; Иезуитова Р.В., Левкович Я.Л. Пушкин и Петербург: Страницы жизни поэта. СПб., 1999; Сурат И.З., Бочаров С.Г. Пушкин: Краткий очерк жизни и творчества. М., 2002; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района: Южное направление. Гатчина, 2003. С. 20-36. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Усадьбы
Рубрики
УСАДЬБЫ. В нач. ХХ в. на терр. совр. Лен. обл. насчитывалось до 2000 усадеб. В осн. они возникли одновременно с СПб. «Родовых гнезд», принадлежавших одной фам. из поколения в поколение, было сравнительно мало. У. часто меняли владельцев, иногда при этом полностью изменяя свой облик. Многие У. служили для представительства и серьезного практического значения для хозяев, располагавших обширными земельными владениями в др. частях страны, не имели. Однако существовали и кр. хоз. комплексы, со скотными дворами, конюшнями, амбарами, оранжереями, с.-х. угодьями. Среди У. в окрестностях СПб. были настоящие шедевры, не уступавшие прославленным царским резиденциям: Ропша Лазаревых; Гостилицы Разумовских и Потемкиных; Тайцы и Сиворицы Демидовых; Рябово Всеволожских; Осиновая роща Лопухиных; Монрепо баронов Николаи; Марьино Строгановых; Дылицы (Елизаветино) Трубецких). В формировании этих У. принимали участие видные мастера рус. архитектуры: А.В. Квасов, С.И. Чевакинский, Ю.М. Фельтен, А. де ла Порто, Ф.И. Волков, И.Е. Старов, Л. Руска, Н.А. Львов, А.Н. Воронихин, В.И. Беретти, А.И. Мельников, А.П. Брюллов, А.И. Штакеншнейдер, Г.А. Боссе, П.С. Садовников, Н.Л. Бенуа, А.И. Кракау; садовые мастера Т. Грей, В. Гульд, Г.И. Энгельман, П.И. Эрлер и др. В архитектуре усадебных домов отразились черты раннего классицизма (Тайцы, Сиворицы), ампира (Марьино, Котлы, Рождествено), эклектики (Лисино-Корпус, Краморская, Торосово). В планировке парков преобладал пейзажный англ. стиль, идеально отвечающий особенностям сев. природы с многочисл. водоемами, просторными лугами, незначительно всхолмленной местностью. В кон. XIX – нач. XX вв. на юге обл. появились впечатляющие усадебные комплексы в стиле модерна и неоклассицизма, принадлежавшие новым финанс. магнатам: Рапти Половцовых, Боровое Львовых в Лужском р-не; Белогорка Фоминых–Елисеевых под Сиверской и др.). Исключительно велико мем. значение усадеб, связанных с именами выдающихся предст. культуры и науки, гос. и воен. деятелей, предпринимателей: М.В. Ломоносова (Усть-Рудица), А.П. Ганнибала (Суйда), А.Н. Оленина (Приютино), А.Р. Томилова (Успенское), К.Ф. Рылеева (Батово), И.И. Пущина (Пущина горка), Ю.Ф. Лисянского (Кобрино), А.К. Толстого (Пустынька), К.И. Бистрома (Романовка), В.Д. Поленова (Имоченицы), М.Н. Муравьева (Сырец), А.Д. Зиновьева (Гревова), А.Л. Штиглица (Краморская), В.В. Набокова (Выра, Рождествено), Н.К. Рериха (Извара); уникальный бальнеологический курорт Лопухинка и т. д. При У., как правило, находились церкви, многие из к-рых представляли значительную худож. ценность (цц. Троицы Пресвятой в Марьино и в дер. Пятая гора, Владимирская ц. в Дылицах, Никольская ц. в Белогорке; ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в пос. Лисино-Корпус и др.). Систематического изучения У. как культурно-ист. пам. в дорев. годы не велось, хотя отд. публикации появлялись (напр., в 1910 – «История одного дома» Н.Н. Врангеля о Мариенгофе Резвых в Ямбургском у.). В 1920-е было обследовано ок. 50 У. Одновременно начались разорения и деградация усадебных комплексов в результате национализации и конфискации худож. ценностей. Помещичьи У. часто становились центральными усадьбами совхозов и колхозов, дома использовались для размещения разл. учреждений, школ, дет. домов, б-ц, санаториев, домов отдыха, воинских частей. Одним из немногих исключений на нек-рое время оставалась усадьба Марьино, ввиду своего худож. и ист. значения объявленная музеем (расформирован в нач. 1930-х). Замечательные произв. декорат.-прикладного иск-ва, живописи и скульптуры, украшавшие усадебные дома, уникальные б-ки, как правило, расхищались. Их незначительная часть оседала в краевед. музеях или перевозилась в Ленинград. Нем. оккупация обширной части Лен. обл. в 1941-44 привела к разрушению и уничтожению многих У. После ВОВ велось восстановление отд. усадебных домов (см. Реставрация архитектурных памятников), однако комплексного восстановления, приведения в порядок зеленых насаждений, гидросистем не производилось. Остатки усадебных парков стремительно исчезали. В 1960–1970-е серьезная работа по выявлению усадебных комплексов, многие из к-рых вообще были не известны, проводилась специалистами Обл. инспекции по охране пам., ин-та Спецпроектреставрация. Результатом многолетних иссл. стали фундаментальные обзоры Н.В. Мурашовой и Л.П. Мыслиной по усадьбам Лен. обл., частично опубл. в журн. «Ленинградская панорама» и выходившие отд. изданиями (по Лужскому, Ломоносовскому, Кингисеппскому, Всеволожскому р-нам). Книга Мурашовой «Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии» (2005) стала своеобразным реквиемом, констатируя многочисл. факты вандализма. Пережив воен. лихолетье, многие У. гибнут в наше время вследствие равнодушия, бесхозяйственности и безответственности. Сгорели ценнейшие пам. дерев. классицизма в пос. Скреблово и в дер. Кобрино; доведен до полного разрушения уникальный парковый ансамбль усадьбы Рапти; разрушен дворец в пос. Ропша, восстановленный после войны; в аварийном состоянии находится усадебный дом в Белогорке, прекрасно сохранявшийся еще в 1960-е. Система гос. охраны пам. федерального значения обнаружила свою малую эффективность. В 2000-е предпринимаются попытки передачи отд. усадебных комплексов в долгосрочную аренду частным лицам и фирмам с обязательством восстановления и реновации дворцов и парков. Реставрируются У. в с. Рождествено и в дер. Дылицы (Елизаветино). Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987; Мурашова Н., Мыслина Л. Усадьбы Гатчинского района // Ленинградская панорама. 1989. № 4. С. 33-36; № 5. С. 10-12; Они же. Усадьбы Волосовского района // Ленинградская панорама. 1990. № 9. С. 14-18; Они же. Усадьбы Всеволожского района // Санкт-Петербургская панорама. 1992. № 3. С. 35-37; Они же. Усадьбы Тосненского района // Санкт-Петербургская панорама. 1993. № 9. С. 26-28; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Ломоносовский район. СПб., 1999; Они же. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001; Они же. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…