Персоны энциклопедии
/
Равдоникас Владислав Иосифович
Археологические памятники | |
Рубрики | |
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ Лен. обл. – поселения, захоронения, культовые объекты и др. вещественные следы прошлого. Заселение терр. области происходит в эпоху мезолита. Возраст древнейшей находки из Антреа (ныне г. Каменногорск) св. 9000 лет. К эпохе неолита относятся керамика и костяные изделия, собранные при прокладке Нового Сясского кан. и в комплексе стоянки Березье Волховского р-на. Ранний неолит (V тыс. до н. э.) представлен стоянками Нарвской культуры (Сяберская III в Лужском р-не) и с керамикой типа Сперрингс. Культура с гребенчато-ямочной керамикой (кон. IV – нач. II тыс. до н. э.) относится к развитому неолиту. Предметы, обнаруженные при раскопках эталонного поселения Усть-Рыбежна I в Приладожье, отличаются высокой сохранностью. Во II – I тыс. до н. э. из Верх. Поволжья на эти земли приходят предки финно-угров. Их поселения, относящиеся к эпохе раннего металла, обнаружены по берегам рр. Волхов, Паша, в ряде др. р-нов области. В басс. верх. течения р. Луга известны погребальные пам. культуры длинных курганов (вторая пол. I тыс. н. э). Немногочисл. находки позволяют датировать наиболее ранние погребения V в. В VIII–X вв. в Полужье и по берегам р. Волхов расселяются словене ильменские. Сооруженные ими сопки (монументальные погребальные насыпи) стали доминатами ист. ландшафта. С этим периодом связано появление пашенного земледелия и первых городищ (на терр. Лен. обл. изв. 30 городищ IX–XV вв.). В сер. VIII в. на перекрестке междунар. торг. путей возникает Ладога (ныне – с. Старая Ладога) – древнейшее гор. поселение и первая столица Руси. Иссл. Ладоги дали ценные материалы о начале рус. государственности, о славяно-финно-скандинавских контактах. Курганы Юж. Приладожья (кон. IX – нач. XIII вв), оставленные местной чудью, выделяются погребальной обрядностью, находками оружия и украшений. Многочисл. древнерус. курганы (X–XIV вв.) и сменившие их жальники (XII-XV вв.) позволяют проследить этапы древнерус. земледельческой колонизации Полужья, Ижорской возвышенности, сев.-вост. Причудья, культуру сел. населения. Вдоль берегов Финского зал., рр. Ижора и Нева, на Карельском перешейке обнаружены грунтовые могильники води, ижоры и карел, с XII в. вступивших в союзническо-даннические отношения с Новгородом. К ср.-век. А. п. относятся построенные в XIII–XIV вв. города-крепости Копорье, Корела, Орешек, Ям и более поздняя Ивангородская крепость. Изучение древностей региона в посл. трети XIX – нач. XX вв. связано с именами Н.Е. Бранденбурга, Л.К. Ивановского, А.А. Иностранцева, Н.К. Рeриха, А.А. Спицына, Т. Швиндта и др. В 1927-31 фиксацию и учет пам. осуществила Комиссия по археол. изучению Лен. обл. ГАИМК. В 1930–1950-х пам. области изучали В.И. Равдоникас, Н.Н. Гурина. С 1970-х иссл. продолжили экспедиции под руководством А.Н. Кирпичникова, Г.С. Лебедева, Е.А. Рябинина и др. Лит.: Гурина Н.Н. Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР. Материалы и исследования по археологии СССР. № 87. Л., 1961; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л. 1984; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996; Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Волков Николай Николаевич (1904-1953), ученый | |
Рубрики | |
ВОЛКОВ Николай Николаевич (1904–1953), ученый-этнограф. Окончил этногр. отд. геогр. ф-та ЛГУ (1930). В 1931-35 мобилизован на работу в НКВД. С 1935 – науч. сотрудник Ин-та антропологии, археологии и этнографии и Гос. музея этнографии. Участвовал в этногр. экспедициях, изучал народы Севера, Северо-Запада СССР и Крымской АССР. В 1937-38 смещен с должности. В 1941 добровольно ушел на фронт, был ранен и попал в плен. В 1945 освобожден, работал мл. науч. сотрудником Ин-та этнографии АН СССР, продолжал экспедиц. иссл. Канд. ист. наук (1947). В 1947 арестован и в 1948 осужден по обвинению в антисоветской агитации. Умер в заключении в Вятлаге (пос. Лесное Кировской обл.). Посмертно реабилитирован в 1989. Иссл. деятельность начал в студенческие годы. Первонач. занимался изучением скопцов. В 1930 подготовил монографию «Секты скопцов», в 1937 – «Скопчество и стерилизация». В ходе этногр. экспедиций собрал значительный материал, в т. ч. по вепсам Лен. обл., использованный при подготовке кн. «Народы СССР», к-рая не была издана в связи с нач. ВОВ. К 1947 подготовил иссл. «Саамы СССР» (изд. в 1994). Под влиянием В.И. Равдоникаса стал заниматься изучением вепсов. В кон. 1930-х – 1940-х совершил шесть экспедиционых поездок для иссл. вепсской культуры, в т. ч. на терр. Лен. обл. Готовил монографию о вепсах, к-рую не успел завершить до ареста. Собранные В. материалы хранятся в архиве МАЭ РАН им. Петра Великого (Кунсткамера) и являются важным источником для совр. исследователей. Лит.: Решетов А.М. Репрессированная этнография // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 5-6. СПб., 1994. С. 353-355. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Гипотезы происхождения карел | |
Рубрики | |
Проблема происхождения карел долгое время оставалась дискуссионной. По одной из гипотез карелы составляли большую часть населения легендарной Биармии, занимавшей окрестности Белого моря. После распада этого государства карелы двинулись в западном и южном направлении, к Онежскому и Ладожскому озерам и Финскому заливу. В начале XX в. в финляндской литературе получают распространение теории западного происхождения карел, по которым карелы – прямые потомки западнофинского племени хяме (емъ русских источников), предположительно занимавшего в I тысячелетии н.э. земли Карельского перешейка. Однако некоторые финляндские археологи того времени (A. M. Тальгрен, А. Европеус, К. А. Нордман) считали идею западного происхождения карел необоснованной. Так, К. А. Нордман полагал, что карелы сформировались в результате смешения восточных и западных элементов и что их культура уже в I тысячелетии н.э. отличалась от западнофинской. Нордман отверг также распространенное у финляндских исследователей представление, будто походы викингов были причиной подъема и расцвета карельской культуры того времени. Он убедительно показал, что именно их прекращение способствовало подъему Корельской земли в XII–XVI вв. и признавал прогрессивным влияние Новгорода на карел. Гипотеза о заселении Карельского перешейка с востока сформулирована в 1930-е годы известным советским археологом В. И. Равдоникасом на основании археологических материалов из курганов Олонецкого перешейка. Он придерживался распространенной точки зрения о карелах, как довольно поздно сформировавшемся этническом образовании. Равдоникас полагал, что племя корела до конца XI в. жило в восточном Приладожье, а затем в конце XI-XII в. заселило и северо-западное Приладожье. Однако современные археологические материалы не подтверждают этого предположения. Сегодня доказано, что население, оставившее курганы на Олонецком перешейке, не могло принимать участия в формировании племени корела. В середине XX в. крупнейшим российским финно-угроведом Д. В. Бубрихом была разработана концепция происхождения карел, базирующаяся на лингвистическом материале. По его мнению, до возникновения Древнерусского государства на Карельском перешейке кочевали лишь редкие саамские родо-племенные группы. Корела же начала формироваться в период образования Древнерусского государства. Откуда она пришла, Д. В. Бубрих не дал убедительного ответа. Он полагал, что это население частью пришло с запада, из земель еми, частью из мест, близких к Чудскому озеру и Новгороду; допускал также участи в сложении корелы и древней веси. В последние годы в отечественной и зарубежной литературе рассматривают древних карел как особый этнос, возникший на базе местного, западнофинского и пришедшего из юго-восточного Приладожья населения. Однако некоторые ученые, в частности - финляндский историк X. Киркинен, считают, что совокупность археологических, лингвистических и исторических данных говорит против западного участия "емского" элемента в составе корелы. Киркинен считает, что племя корела формировалось одновременно с Новгородским государством в результате смешения чудских, прибалтийско-финских, вепсских, а может быть, и варяжских компонентов. При этом предполагает, что корела сложились только в XI-XII вв. Отечественные исследователи, напротив, считают, что формирование корелы произошло уже в первой половине I тысячелетия н.э. Данные топонимики помогают уточнить территорию расселения карел и пути их миграции в далеком прошлом. В северо-западном Приладожье древними оказываются саамские топонимы, а основной пласт составляют карельские. По отношению к ним топонимы славянского происхождения более поздние, хотя довольно часты в ландшафте Карельского перешейка. Относительно территории расселения корелы в XII-XIV вв. у исследователей в настоящее время нет принципиальных разногласий. Историки, археологи, лингвисты и фольклористы считают, что это были Карельский перешеек и северо-западное побережье Ладожского озера, а г. Корела являлся племенным центром. Населению земли южной Саво и Приладожской Карелии были свойственны многие общие черты культуры. Однако некоторая удаленность ее от карельского центра, влияние западных соседей, политические акции (Ореховецкий мирный договор 1323 г.) привели к нарушению восточных связей. Постепенно местное население стало отличаться по культуре от населения Карельского перешейка. Библиография: КОЧКУРКИНА С. Прибалтийско-финские народы России // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://www.vottovaara.ru/karelia/etnos/karel/gipoteza.html | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Деревянное зодчество | |
Рубрики | |
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО. На востоке и северо-востоке Лен. обл. (Бокситогорский, Подпорожский, Лодейнопольский р-ны) сохр. значительное кол-во дерев. построек, характерных для Рус. Севера: крест. избы, амбары, сенники, бани, гумна, риги, скотные дворы, мельницы. В основе таких сооружений – прямоугольные в плане срубы (клети), к к-рым при необходимости расширения прирубались новые срубы. Для защиты от снежных заносов и половодья устраивались подклеты – дополнительные ниж. срубы. Покрытие изб самцовое (т. е. на фронтонных бревнах, на к-рые укладывают продольные слеги) или стропильное (на «быках»-стропилах, врубаемых в верх. венцы сруба). Значительный интерес представляют дерев. церкви, отличающиеся стройностью пропорций. Это достигалось размещением на прямоугольном срубе (четверике) утончавшегося граненого восьмерика, завершаемого шатровым покрытием. Иногда церкви строились «круглые», с десятигранным срубом (Воскресенская ц. в дер. Курпово, Подпорожский р-н). Иногда прямоугольные срубы перекрывались покрытием «бочкой» с килевидным завершением (ц. Дмитрия Солунского Великомученика в дер. Щелейки, Подпорожский р-н). Нарядное пятиглавие с луковичными маковками, крытыми лемехом (продолговатыми резными дощечками), также типично для сев. церквей. Наиб. известные ц. Сретения Господня в дер. Юксовичи (нач. XVI в.) и ц. Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Гимрека (вторая пол. XVII в.), ц. Николая Чудотворца Святителя в дер. Согинцы (нач. XVIII в.) и ряд др. По дорев. адм. делению они находились на терр. Олонецкой губ. (часть Обонежской пятины Вел. Новгорода в XV–XVI вв., с 1649 – Олонецкое воеводство; ныне – в Подпорожском р-не). В 1926-29 на терр. совр. Лен. обл. проходили экспедиции (В.И. Равдоникас и др.), выявившие ряд интересных крест. построек в Подпорожье, Вознесенье. В 1935-36 было описано техн. состояние и составлены перечни сохр. произв. декорат.-прикладного иск-ва и росписей 32 пам. церк. архитектуры. В годы ВОВ значительная часть выявленных пам. была уничтожена в результате пожаров и разборки, что было зафиксировано экспедициями по обл. в 1946 и 1951 (арх. Б.А. Смирнов, С.В. Попова-Гунич и др.). По решению Ученого совета по охране пам. Леноблисполкома с 1968 экспедиции, выявляющие пам. дерев. архитектуры, стали проводиться ежегодно. За три года было выявлено и описано более 150 объектов. Планомерная инвентаризация пам. по р-нам велась с 1980 ЛО НИИ Спецпроектреставрация. Был разработан проект арх.-этногр. музея-заповедника (арх.-реставратор М.И. Коляда при участии М.А. Дементьевой и И.А. Хаустовой), место для к-рого было намечено на правом берегу Невы в р-не лесопарка «Невский». Осуществление проекта затянулось по разным причинам, но в 2005 работы возобновились, параллельно с восстановлением дерев. дома Зиновьевых в усадьбе «Богословка». В 1973-76 проведена реставрация шатровой ц. с шестигранным срубом колокольни в дер. Согинцы. В 1972-83 реставрировали ц. Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Гимрека, характерный для Обонежья столпный шатровый храм из двух восьмериков на четверике. Нек-рые поселения на востоке обл. (напр., дер. Красный Бор, Бокситогорский р-н) представляют собой комплексы разнообразных жил. и хоз. построек, отражающих особенности традиционного крест. быта и неразрывно связанных с окружающей местностью. Декорат. резьба подзоров, коньков и наличников, распространившаяся в сел. быту в XIX в., сохр. на дерев. избах в юж. р-нах обл. (Лужском, Гатчинском). Особенно примечателен комплекс построек 1880–90-х в дер. Лампово Гатчинского р-на (дома Федорова, Павловой, Ермолаева, Климентьевой и др.). Мн. из находящихся на учете дерев. построек сгорели в 1990–2000-е вследствие неправильной эксплуатации и отсутствия охранных обязательств владельцев. Традиции дерев. архитектуры стилизованы в развлекательно-коммерческом комплексе этнической дер. Верхние Мандроги (ХХ в.). Лит.: Ополовников А.В. Реставрация памятников народного зодчества. М., 1974; Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Л., 1978; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 197-229. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Исследователи курганов | |
Рубрики | |
Интерес к курганам возник давно. В XVIII в. вскрытие курганов носило хищнический характер, в результате почти все нераскопанные памятники в большей или меньшей степени повреждены. Научные интересы к курганам проявились у Д. Европеуса и Е. В. Барсова. В 70-е гг. XIX в. финляндский ученый Д. Европеус совершил ряд научных поездок по рекам Приладожья и раскопал немало курганов. К сожалению, сам он не обработал материалы раскопок, позднее за него это сделал другой финляндский исследователь (вещи хранятся в Национальном музее в Хельсинки). Е. В. Барсов в период своей службы в Петрозаводске вел активную краеведческую работу по археологии, истории, этнографии и фольклору Олонецкого края. Добытые им археологические материалы хранились в Петрозаводском краеведческом музее, но во время войны были утрачены. В 1878–1884 гг. значительные исследования в Приладожье проводил Н. Е. Бранденбург. Его образованность, точность и тщательность, присущие людям военной науки, самым положительным образом сказались на качестве работ. Раскопки курганов проведены им на высоком для того времени методическом уровне. Большая часть материалов хранится в Государственном Историческом музее в Москве и меньшая – в Эрмитаже. В 20–40-е годы ХХ столетия изучением курганов Приладожского региона занимался известный ленинградский ученый В. И. Равдоникас. Большая заслуга в исследовании оятских памятников принадлежит А. М. Линевскому – археологу, этнографу, историку, известному карельскому писателю. За 1947–1949 гг. под его руководством раскопано 174 кургана. Богатейшие их материалы находятся в фондах Института языка, литературы и истории Карельского филиала РАН. Предметы материальной культуры, добытые при раскопках курганов, являются главным источником при изучении древней истории вепсов X–XIII вв. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Комиссия по археологическому изучению Ленинградской области | |
Рубрики | |
КОМИССИЯ ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. В 1919 в Петрограде учреждена Рос. академия истории материальной культуры (РАИМК, позднее ГАИМК), предшественница совр. центров рос. археологии – Ин-та археологии РАН в Москве и Ин-та истории материальной культуры (ИИМК) РАН в СПб. Согласно декрету ВЦИК и СНК «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» от 7 янв. 1924 ГАИМК в 1927 приступила к сплошному археол. обследованию Лен. обл. (по тогдашнему адм.-терр. делению – весь Северо-Запад РСФСР). Орг-ция иссл. была поручена П.П. Ефименко. Подготовительные работы начались в 1926. В 1927-31 сотрудники ГАИМК М.И. Артамонов, Л.С. Генералова, Г.П. Гроздилов, Г.Ф. Дебец, А.А. Иессен, Б.А. Койшевский, В.И. Равдоникас, П.Н. Третьяков, Н.Н. Чернягин, П.Н. Шульц, а также местные краеведы и музейные работники обследовали более тысячи пам., в т. ч. 214 в пределах совр. границ области. Была проделана значительная работа: сбор лит., архивных и музейных материалов, поиски, регистрация и съемка планов пам., составление археол. карт, изучение причин разрушения пам., подготовка охранных мероприятий, составление каталога сохр. объектов. На осн. собранных материалов были опубл. работы Н.Н. Чернягина и П.Н. Третьякова, посвященные сопкам и длинным курганам, начаты стационарные раскопки В.И. Равдоникаса в Старой Ладоге и Приладожье. Арх.: Архив ИИМК РАН. Ф. 2 (ГАИМК). 1927–1931 (Материалы по учету археологических памятников Ленинградской области). Лит.: Сообщения ГАИМК. 1929. № 2. С. 215-216; 1931. № 6. С. 25-27; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977. С. 70-72; Белова Н.А. Из работ ГАИМК по изучению археологических памятников Ленинградской области // Новое в археологии Северо-Запада СССР. Л., 1985. С. 137-140; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1. Л., 1990. С. 6. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Курганы южного Приладожья | |
Рубрики | |
КУРГАНЫ ЮЖНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ (конец IX – начало XIII вв.), принадлежат т. н. приладожской чуди, потомки которой приняли участие в формировании вепсов и карел. Возможно, это были «колбяги», смешанное финно-скандинавское население, поставлявшее воинские отряды для княжеских походов. Изучались со второй половины XIX в. (Д. Европеус, Н.Е. Бранденбург, В.И. Равдоникас, А.М. Линевский, С.И. Кочкуркина, В.А. Назаренко и др.). Раскопано более 600 насыпей в 140 могильниках, расположенных по берегам рек Паша, Сясь, Тихвинка, Оять, Свирь и их притоков. Они отличаются от древнерусских курганов. В основе погребального ритуала лежит идея загробного жилища с очагом в центре, разделенного на мужскую (восточную) и женскую (западную) половины. Первоначально покойников кремировали, в XI в. появляется обряд трупоположения. На очаге устанавливали набор погребальной посуды (котел, горшки, железную сковороду) и лопату для разгребания углей. Обнаружены одновременные захоронения, когда женщину умерщвляли для сопровождения мужчины в загробный мир, и разновременные. Мужские захоронения иногда сопровождались погребениями коней и отсеченных человеческих голов. В погребения укладывали богатый инвентарь (оружие, конская упряжь, орудия труда и охоты, предметы быта, домашняя утварь, украшения). Оружие подвергалось порче. После завершения ритуала в ровике вокруг насыпи разжигали очистительный огонь. Появление курганной обрядности было инициировано влиянием культуры сопок и появлением среди местного прибалтийско-финского населения скандинавов – посредников в меховой торговле в обмен на оружие и украшения. Центр новой общности сформировался близ слияния рек Паша и Сязнига (укрепленное поселение у д. Городище). Большую роль играли связи с соседней Ладогой. В XII – начале XIII вв. повсеместно распространяются одиночные погребения, где покойник помещен в могильную яму и ориентирован головой на запад, что характерно для древнерусского сельского населения. Лит.: Кочкуркина С.И. Юго-Восточное Приладожье в X–XIII вв. Л., 1973; Мачинский Д.А. Колбяги «Русской правды» и приладожская курганная культура // Тихвинский сборник. Вып. 1: Археология Тихвинского края. Тихвин, 1988; Назаренко В.А. Приладожская чудь // Финны в Европе. Вып. 2. М., 1990. С. 82-93 К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Мордвинов Исаакий Петрович (1871-1925), литератор, ученый | |
Рубрики | |
МОРДВИНОВ Исаакий Петрович (1871, г. Тихвин – 1925, г. Тихвин), краевед, литератор, просветитель. С 1885 служил волостным писарем в Большегорской вол. Тихвинского у. На выбор его деятельности оказал влияние В.Д. Кренке. Окончил Новгородское Александровское уч-ще (1890), получил пед. образование, преподавал. Принял участие в рев. деятельности, подвергался арестам. Публицист и литератор, в т. ч. писал для детей. Первые печатные труды относятся к 1892. Публ. в периодических изд. «Русский учитель», «Ревельские известия», «Новгородский север», «Наука и жизнь», «Вестник трезвости», «Трезвая жизнь», «Стрекоза», «Осколки», «Беседа», «Родник», «Светлячок», «Солнышко», «Русский архив», «Исторический вестник». Увлекся краеведением, в 1911 публ. работу «Тихвинская старина». В 1913 организует Тихвинское отделение Новгородского общества любителей древности, его секретарь. С 1914 издавал краевед. журн. «Тихвинец» и дет. журн. «Наша школа». В 1915 составил и опубл. науч. программу обследования чухарей (вепсов), собирал археол. и этнограф. материал на юге Тихвинского у. Первый ред. тихвинской уездной газ. «Наш край» (1918), участвует в изд. «Тихвинский учитель» (1921), издает букварь. С 1919 занимается изучением док-тов Тихвинского Успенского мон., готовит работу о монастырях Тихвина. В 1925 выходит ист.-краевед. труд М. «Старый Тихвин и Нагорное Обонежье». В 1926 в сб. «Тихвинский край» публикуется «Тихвиниана» – библиография по Тихвинскому у., составленная М. и дополненная В.И. Равдоникасом. В целом опубл. свыше 700 работ М. Им написано ок. 250 стихотворений, часть из к-рых вошла в уч. хрестоматии. Обладая даром художника, часть изданий сопровождал собственными рис. Похоронен на кладб. возле собора Тихвинского Успенского мон. Лит.: Равдоникас В.И. И.П. Мордвинов: Жизнь и деятельность // Тихвинский край. Тихвин, 1926. С. I-XXXX.; Жервэ Н.Н. Тихвинское отделение Новгородского общества любителей древности (1913–1929) // Тихвинский сборник. Вып. 1: Археология Тихвинского края. Тихвин, 1988. С. 31-38; Кутузов В.Н. Первый редактор «Тихвинца» // Тихвинец. 1990. № 1. С. 3-4. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Постройки, жилище древних вепсов | |
Рубрики | |
Древние вепсские постройки, вероятно, возводились столбовой техникой. Пережитком их являются распространенные у некоторых групп вепсов и карел-ливвиков постройки для детских игр – кода (ср. финск. kota; саамск. kata; ливск. koda; морд, kudo и т. д.– термины, которыми в финских языках обозначаются наиболее архаичные, иногда шалашевидные постройки). На следующей ступени жилищем служили срубные постройки полуземляночного типа. Дальнейшее развитие, видимо, пошло по линии выделения специализированных построек: с одной стороны, жилой черной избы (муст пертъ) с очагом, а затем с печью без дымохода, а с другой стороны – отдельных хозяйственных строений (риги – ригъ, бани – кюлъ-бетъ, амбара – айт). В. И. Равдоникас, изучая жизнь вепсов Тихвинского уезда, которые заселяли северо-восточную часть Тихвинского уезда (Борисовщинскую волость, восточную половину Лукинской, почти всю Пелдушскую и часть Красноборской) вместе с прилегающей местностью Белозерского и Лодейнопольского уездов, отмечает следующие детали их построек: он указывает, что крыши были чаще соломенные, по окнам нередки резные и расписные наличники, очень оживляющие вид избы. Балкончик у слухового окна, и особенное резное крыльцо сбоку, – милая архаичная особенность чухарской избы, к сожалению уже исчезающая. На таких балкончиках висели обыкновенно вяленое мясо и рыба, – продукт убийственный для непривычного желудка, у чухарей же считающийся роскошью и употребляющийся по праздникам для гостей. К избе (через сени) примыкал двор для скота с сараем сверху, с сарая наружу шел "спуск" или "въезд". Часто строились особо, вблизи от дома, клети или закрома для хранения разной клади и продуктов, на клети навешивались колоссальные замки – наличники у этих клетей; из них ни одного нет позднее XVIII в. Чухарская изба внутри на четверть занята печью, – фамильным очагом, – и прокопчена насквозь дымом. Когда зимним морозным утром хозяйка растопляет такую печь, – на постороннего свежего человека это производит кошмарное впечатление, особенно, если ветер мешает сразу установиться хорошей тяге в дымовое отверстие потолка (т. н. «хайло»). Изба наполняется удушливым едким дымом, от которого свободна только нижняя часть избы аршина на полтора от полу. Если хочешь спасаться от дыма, ложись на пол или садись на корточки. Чухари же не обращают на дым ни малейшего внимания и спокойно делают свое дело, мелькая, как тени в дыму, при красных отблесках растопляющейся печи. Печь в черной чухарской избе очень часто не из кирпича сложена, а сбита из глины на деревянном основании и только кое-где облицована кирпичом. Нередко печь заменяет баню и потому делается особо просторной. Вдоль стен по всей избе, начиная от двери и кругом до печи, тянется сплошная лавка, а над лавкой идет такая же длинная полка, где сложена всякая утварь, – рукавицы, шапки, горшки, топоры и пр. В красном углу против печи устроено тябло или божница с почерневшими иконами, под божницей стоит стол со скамейками, а где-нибудь неподалеку самодельный шкаф посудник. Если в семье есть грудной ребенок, посредине избы красуется берестяная люлька на очепе. Около печи у входной двери поставлен чан для выливания помоев, – а где-нибудь рядом кадка с водой. Вот и вся скудная обстановка чухаря. Кроватей обычно нет, т. к. спать полагается либо на печке, либо на полу, либо на полатях, если они устроены. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Равдоникас Владислав Иосифович (1894-1976), ученый | |
Рубрики | |
РАВДОНИКАС Владислав Иосифович (1894, Тихвин – 1976), археолог, чл.-корр. АН СССР (1946). В сер. 1910-х увлекся раскопками курганов Тихвинского у. В 1916-17 учился в Михайловском арт. уч-ще, в 1918-23 (с перерывами) – на ист.-филол. ф-те Петрогр. ун-та. Участвовал в культурной и общественной жизни Тихвина, был избран делегатом IX Всерос. съезда Советов. С 1928 сотрудник ГАИМК (с 1937 – Ин-тут истории материальной культуры), в 1944-45 и 1946-49 заведовал его Ленингр. отд. С 1929 преподавал в ЛГУ, проф., в 1936-48 зав. кафедрой археологии. Один из создателей теоретических основ сов. археологии 1930-х – 1940-х. Автор трудов по истории первобытного об-ва, проблемам истории Северо-Запада России (неолит, расселение прибалт.-фин. племен, становление раннего феодализма на землях Приладожья и Карелии). В 1930-х исследовал пам. неолита (Оленеостровский могильник в Карелии, петроглифы Онежского оз. и Белого моря), курганы Приладожья X–XI вв., ижорский могильник в г. Гатчина. В 1938-41 экспедиция ЛГУ под рук. Р. провела раскопки Земляного городища Старой Ладоги. С кон. 1940-х отошел от науч. деятельности. Его иссл. продолжены многочисл. учениками. Соч.: Доисторическое прошлое Тихвинского края. Тихвин, 1924; За марксистскую историю материальной культуры // Известия ГАИМК. Т. 7. Вып. 3-4. Л., 1930; Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря. Ч. 1-2. М.; Л., 1936–1938; История первобытного общества. Ч. 1-2. Л., 1939–1947; Старая Ладога (Из итогов археологических исследований 1938-1947 гг.). // Советская археология. Т. XI. М.; Л., 1949. С. 5-54; Т. XII. М.; Л., 1950. С. 7-40; Raudonikas W.J. Die Normannen der wikingerzeit und das Ladogagebiet. Stockholm, 1930. Лит.: Белановская Т.Д., Шаскольский И.П. 80-летие В.И. Равдоникаса // Вопросы истории. 1974. № 12. С. 127-129; Борисковский П.И. Владислав Иосифович Равдоникас (1894–1976) // Вопросы истории. 1977. № 3. С. 217-218; Международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения профессора В.И. Равдоникаса: Тезисы докладов. СПб., 1994; Столяр А.Д. В.И. Равдоникас как исследователь первобытного искусства // Проблемы археологии. 1994. Вып. 3. С. 5-11, 14-29; Формозов А.А. К столетнему юбилею В.И. Равдоникаса // Российская археология. 1996. № 3. С. 197-202. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Староладожская крепость | |
Рубрики | |
СТАРОЛАДОЖСКАЯ КРЕПОСТЬ (с. Старая Ладога, на берегу р. Волхов при впадении р. Ладожка). Прикрывала новгородские земли от нападений с севера, со стороны Швеции. По летописным данным, первые дерев. укрепления появились в 862 при кн. Рюрике. Первая кам. крепость кн. Олега относится приблизительно к 900. Остатки стен и прямоугольной дозорной башни сложены из плит известняка без раствора. Разрушены, предположительно, при нападении викингов в 997. Вторая кам. крепость (1114) заложена ладожским посадником Павлом при кн. Мстиславе Владимировиче. Сохр. основание юж. стены на гребне вала и вост. стена вдоль берега Волхова (под прикладкой XV в.) с площадкой боевого хода и торговым люком для подъема грузов. Во дворе крепости находится ц. Георгия Победоносца Великомученика (XII в.). В доогнестрельный период крепость оставалась неприступной для нападений еми, шведов и немцев. В 1445 при новгородском архиеп. Евфимии проведена ее реконструкция. Третья кам. крепость возведена заново при Иване III в 1490-х, возможно, под рук. иноземных фортификаторов. За два года было уложено ок. 20 тыс. куб. м камня. Стены и башни сложены из кр. валунов на известковом растворе и облицованы кладками из отесанных плит известняка. С юж. стороны строители оставили вал со стеной XII в. и ров. Толщина стен у подошвы 7 м, высота 7,2-12 м. Стены имеют ритмично расставленные бойницы подошвенного боя с пушечными камерами. Пять трехъярусных башен (выс. 16-19 м, шир. основания 16-24,5 м) расставлены по периметру обороны. Ярусы имели систему бойниц для ведения веерного (фронтального и фланкирующего) обстрела местности. Входы в башни находились во вторых ярусах, совпадающих с поверхностью двора. Площадки боевых ходов стен соединялись через третьи ярусы башен. Въезд через первый ярус прямоугольной Воротной башни был Г-образным в плане, наружные ворота прикрыты подъемной решеткой-герсой и рвом с подъемным мостом. В первом ярусе полукруглой Тайничной башни (не сохр.) располагался колодец. Климентовская, Стрелочная и Раскатная башни были круглыми в плане. В стенах и башнях имелось до 70 пушечных и 45 стрелковых амбразур, однако по описям XVII в. вооружение Ладоги составляли только 9 орудий, пищали и «тюфяки», стрелявшие дробью. В XVI в. крепость избегла нападений, но в период Смутного времени была захвачена отрядом швед. наемников. После швед. оккупации 1610-11 и 1612-17 обветшавшие участки кладок при ремонтах заменяли тарасами (рубленые дерев. конструкции, заполненные землей). В XVIII в. утратила воен. значение. Крепость исследовали в 1884-85 Н.Е. Бранденбург, в 1893 В.В. Суслов, в 1938, 1949, 1958 экспедиция В.И. Равдоникаса (С.Н. Орлов, Г.Ф. Корзухина), в 1972-75 А.Н. Кирпичников, в 1979-83 Н.К. Стеценко. В 1970-х проведены реставрац. работы под руководством А.Э. Экка. С 1971 работает Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. Лит.: Бранденбург Н.Е. Старая Ладога. СПб., 1896; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. С. 20-91; Сайт Староладожского ист.-архит. и археол. музея-заповедника. – htpp://www/oldladoga.spb.ru К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Тихвин, г. | |
Рубрики | |
ТИХВИН, город, адм. центр Тихвинского р-на. Расположен на р. Тихвинка. Нас. 63,3 тыс. чел. Рядом с Т. проходит ш. Новая Ладога – Ярославль. В черте города находится ст. Тихвин на жел. дороге СПб. – Вологда. На терр. Т. обнаружены археол. пам. эпохи неолита (III тыс. до н. э.). С 1383 известен как Пречистенский Тихвинский погост. В XVI в. превращается в посад – торг.-ремесленное поселение, возводятся монастырские укрепления. С периода средневековья становится центром религиозной, экон. и культурной жизни региона. В 1613, в период борьбы со швед. и польско-литовскими захватчиками, Т. выдержал длительную осаду. Позднее развивается как кр. торг.-ремесленный центр при Успенском мон.; в XVII в. его нас. быстро возрастает: от 1,5 тыс. чел. в сер. века до 3 тыс. – в конце. В первой пол. XVIII в. значение Т. падает, числ. нас. уменьшается. 21 марта 1773 Тихвинский посад получил статус города, 24 авг. стал центром уезда Новгородского наместничества (с 1789 – Новгородской губ.). Вновь роль Т. возрастает с 1811 – после открытия судоходства по Тихвинской водной системе. В 1918-27 Т. с уездом входит в состав Череповецкого у., с 1927 – районный центр Лен. обл. Во время ВОВ с 8 нояб. по 9 дек. 1941 находился в оккупации. Тихвинская наступательная операция 1941 г. явилась одной из первых побед Красной армии в ВОВ. 24 окт. 1974 город награжден орд. Отеч. войны I степени. В 1960-80-е – кр. пром. и культурный центр на востоке Лен. обл. В архитектуре Т. отразились все этапы его развития. Самым древними пам. являются постройки XVI–XVII вв. Успенского мон. К XVIII–XIX вв. относится ансамбль Тихвинского Введенского мон., Знаменский, Полковой храмы, Спасо-Преображенский собор, ц. «Крылечко», гостиный двор, а также ряд кам. и дерев. жил. домов. Ист. часть Т. сохр. планировочную структуру кон. XVIII в. С 1960-х в связи с пром. ростом началось интенсивное жилищное стр-во, сформировалась совр. застройка. Т. – родина комп. Н.А. Римского-Корсакова, худ. П.Е. Заболотского, археографа Я.И. Бередникова, археолога В.И. Равдоникаса. В городе действуют Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей, Римского-Корсакова Н.А. мемориальный дом-музей, районный дом культуры, Дворец культуры, Тихвинская школа искусств им. Н.А.Римского-Корсакова, дет. муз. школа, дет. худож. школа, Тихвинская библиотека городская им. Я.И. Бередникова, Тихвинская центральная гор. и дет. б-ки. Иссл. и издательскую работу ведет региональный центр по розыску и сохр. культурных ценностей «Алаборг». Ежегодно проводится муз. фестиваль «Тихвинский Лель». Выходят журн. «Вещий Гамаюн» и «Тихвинец», 13 газ., в том числе «Тихвинская неделя», «Трудовая слава», «Дивья»; работают радиостанция «Радио Тихвина», ред. телевещания «Тихвинское телевидение», «Телевест». Лит.: Мордвинов И.П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье: Ист. очерк. Тихвин, 1925; Крупейченко И.П. Балясов Н.К. Тихвин прежде и теперь. Л., 1970; Краснов Н.В. Тихвин. Л., 1971; Крупейченко И.П. Тайны Тихвинской земли: История края с древнейших времен до XIV в. Тихвин, 1996; Самушенкова М.Л., Файнштейн Л.А., Шаскольский И.П. Тихвин: Ист.-краевед. очерк. Л., 1984. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Тихвинское отделение Новгородского общества любителей древностей | |
Рубрики | |
ТИХВИНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ДРЕВНОСТЕЙ (НОЛД). Создано по инициативе И.П. Мордвинова в 1913 в г. Тихвин как филиал НОЛД, действовавшего в 1894–1904 и в 1908-29. Пред. избран С.А. Цвылёв, секретарем – Мордвинов. К кон. 1913 в отделение входило ок. 50 чл. При об-ве была создана ист. б-ка с разделом книг о Тихвине, собирались сведения для «Тихвинской энциклопедии» и «Тихвинского некрополя», организовывались лекции по истории региона. Тихвинским отделением НОЛД было организовано празднование 300-летия снятия осады шведами Тихвина в 1913. С 1914 началось изд. ист.-краевед. журн. «Тихвинец» (вышло 3 номера). Членами об-ва был организован сбор материалов и предметов старины, к-рые послужили основой Тихвинского музея древностей. С 1915 начинается работа по геол., археол. и этногр. исследованию Тихвинского у. В это время членом об-ва становится В.И. Равдоникас. Во время рев-ции 1917 и в послерев. годы об-во предпринимало действия по охране культурного наследия края. В кон. 1923 – нач. 1924 правопреемником и продолжателем деятельности Тихвинского отделения НОЛД стало Тихвинское об-во изучения местного края, в к-рое вошло более 200 чел. (из них ок. половины составляли учителя). Деятельность об-ва велась на членские взносы и гос. субсидии. В 1925-26 было издано неск. работ по географии, экономике, истории, археологии и этнографии, а также «Тихвиниана» – библиография по Тихвинскому у. К кон. 1920-х деятельность об-ва постепенно сворачивается, и в 1929 оно, одновременно с НОЛД, прекратило существование. Лит.: Жервэ Н.Н. Тихвинское отделение Новгородского Общества любителей древности (1913–1929) // Тихвинский сборник. Вып. 1. Археология Тихвинского края. Тихвин, 1988. С. 31-38; Жервэ Н.Н. Новгородское общество любителей древностей (1894–1930). Основные направления деятельности // Вестник Ленинградского университета. 1990. Вып. 1. C. 89-92 (Сер. 2: История, языкознание, литературоведение). С.Б. Егоров | |
Авторы | |
подробнее… |