Библиография / Кирпичников А. Н., Сарабьянов В. Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб. 1996
Археологические памятники
Рубрики
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ Лен. обл. – поселения, захоронения, культовые объекты и др. вещественные следы прошлого. Заселение терр. области происходит в эпоху мезолита. Возраст древнейшей находки из Антреа (ныне г. Каменногорск) св. 9000 лет. К эпохе неолита относятся керамика и костяные изделия, собранные при прокладке Нового Сясского кан. и в комплексе стоянки Березье Волховского р-на. Ранний неолит (V тыс. до н. э.) представлен стоянками Нарвской культуры (Сяберская III в Лужском р-не) и с керамикой типа Сперрингс. Культура с гребенчато-ямочной керамикой (кон. IV – нач. II тыс. до н. э.) относится к развитому неолиту. Предметы, обнаруженные при раскопках эталонного поселения Усть-Рыбежна I в Приладожье, отличаются высокой сохранностью. Во II – I тыс. до н. э. из Верх. Поволжья на эти земли приходят предки финно-угров. Их поселения, относящиеся к эпохе раннего металла, обнаружены по берегам рр. Волхов, Паша, в ряде др. р-нов области. В басс. верх. течения р. Луга известны погребальные пам. культуры длинных курганов (вторая пол. I тыс. н. э). Немногочисл. находки позволяют датировать наиболее ранние погребения V в. В VIII–X вв. в Полужье и по берегам р. Волхов расселяются словене ильменские. Сооруженные ими сопки (монументальные погребальные насыпи) стали доминатами ист. ландшафта. С этим периодом связано появление пашенного земледелия и первых городищ (на терр. Лен. обл. изв. 30 городищ IX–XV вв.). В сер. VIII в. на перекрестке междунар. торг. путей возникает Ладога (ныне – с. Старая Ладога) – древнейшее гор. поселение и первая столица Руси. Иссл. Ладоги дали ценные материалы о начале рус. государственности, о славяно-финно-скандинавских контактах. Курганы Юж. Приладожья (кон. IX – нач. XIII вв), оставленные местной чудью, выделяются погребальной обрядностью, находками оружия и украшений. Многочисл. древнерус. курганы (X–XIV вв.) и сменившие их жальники (XII-XV вв.) позволяют проследить этапы древнерус. земледельческой колонизации Полужья, Ижорской возвышенности, сев.-вост. Причудья, культуру сел. населения. Вдоль берегов Финского зал., рр. Ижора и Нева, на Карельском перешейке обнаружены грунтовые могильники води, ижоры и карел, с XII в. вступивших в союзническо-даннические отношения с Новгородом. К ср.-век. А. п. относятся построенные в XIII–XIV вв. города-крепости Копорье, Корела, Орешек, Ям и более поздняя Ивангородская крепость. Изучение древностей региона в посл. трети XIX – нач. XX вв. связано с именами Н.Е. Бранденбурга, Л.К. Ивановского, А.А. Иностранцева, Н.К. Рeриха, А.А. Спицына, Т. Швиндта и др. В 1927-31 фиксацию и учет пам. осуществила Комиссия по археол. изучению Лен. обл. ГАИМК. В 1930–1950-х пам. области изучали В.И. Равдоникас, Н.Н. Гурина. С 1970-х иссл. продолжили экспедиции под руководством А.Н. Кирпичникова, Г.С. Лебедева, Е.А. Рябинина и др. Лит.: Гурина Н.Н. Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР. Материалы и исследования по археологии СССР. № 87. Л., 1961; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л. 1984; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996; Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001. К.М. Плоткин
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Староладожский Николаевский монастырь
Рубрики
СТАРОЛАДОЖСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Никольский; с. Старая Ладога). По местному преданию, осн. в XIII в. в честь победы св. кн. Александра в Невской битве. Археол. раскопки (1971-72) указывают на вторую пол. XII в. (нач. 1160-х?). Первоначально был сооружен одноглавый четырехстолпный крестово-купольный каменный собор Свят. Николая Чудотворца. Храм перестраивался в XV–XVI вв. В Смутное время обитель служила убежищем для валаамских иноков. После шведского разорения 1617 мон. в 1622 возобновлен; Никольский собор в 1628 полностью перестроен. Тогда же сооружена трапезная ц. Свят. Иоанна Златоуста. С 1714 мон. состоял в ведении Александро-Невской лавры. В 1771 упразднен. Повторно открыт как заштатный в 1811 указом имп. Александра I. Тогда же к обители был приписан Староладожский Иоанно-Предтеченский мон. В 1818 построена мон. часовня в г. Новая Ладога, в 1827 – в СПб. В 1826-27 перестроены сев. Тихвинский и Антипиевский приделы собора, в 1841 к нему пристроена паперть. Гл. престол ниж. храма в 1847 освящен во имя Собора Пресв. Богородицы, тогда же возобновлен иконостас (арх. Г.Х. Штегеман, худ. Н.Г. Шишкин). Наибольшего расцвета мон. достиг при игум. Аполлосе (1850-59), при к-ром активно велось стр-во из кирпича собственного произ-ва. В 1852 к западу от собора сооружен трехэтажный корпус, тогда же обновлен Антипиевский придел. В 1860-73 сооружена новая теплая ц. Свят. Иоанна Златоуста с приделом Мч. Назария (арх. А.М. Горностаев). Последние перестройки осуществлялись в 1907-08 (ограда, арх. Н.Н. Никонов) и в 1910-13 (Тихвинский придел, арх. А.П. Аплаксин). В 1810-22 при обители работало уездное уч-ще для детей новоладожского духовенства. Одним из его ректоров был изв. миссионер архим. Гедеон (Федотов). В 1841 открылось уч-ще для крест. детей, преобразованное в 1862 в бесплатную школу. Ее окончил худ.-передвижник В.М. Максимов. Духовником обители в 1852-57 был иером. Антоний (Бочков). В соборном храме находились чудотворные иконы свят. Николая и вмц. Параскевы. Почитался также крест-мощевик (1627). В 1917 обитель была определена в качестве места проживания викарных епископов Ладожских. В 1918 мон. закрыт, церкви действовали как приходские до 1935. Здания использовались под машинно-тракторную ст. и жилье, внутр. убранство утрачено. В ходе реставрац. работ 1950-х разрушены приделы и паперть собора. В 1980–1990-е восстановлены Св. ворота XVII в. с лемеховым покрытием, колокольня XVII в. В 2002 мон. комплекс, кроме собора, находящегося в аварийном состоянии, передан С.-Петерб. епархии, настоятель – игумен Варфоломей (Чупов). Совершаются регулярные службы в Златоустовской ц. (отремонтирована снаружи, росписи сохр. частично). Восстанавливаются корпуса в сев. части мон. Святыни – частицы мощей свят. Николая и др. святых, Черниговская икона Божией Матери. Лит.: Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996. С. 43-48; Святыни Волховской земли /Авт.- сост. послушник Роман Левшин. Старая Ладога, [2006]. А.В. Берташ
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Староладожский Успенский монастырь
Рубрики
СТАРОЛАДОЖСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Волховский р-н, с. Старая Ладога,), один из древнейших в С.-Петерб. епархии. Предположительно, основан в первой четв. XII в. как княжеский мон. на терр., не защищенной крепостью от варяжских набегов с севера. Успенская соборная ц. (построена между 1154 и 1158 или во второй четв. XII в. /1143–1153?/) является старейшей в епархии. Это одноглавый трехапсидный храм высотой ок. 20 м, кубической формы, с позакомарным покрытием; сохр. фрагменты росписи. Ц. являлась центром Богородицкого конца г. Ладоги. В 1617 мон. разорен шведами; в том же году возобновлен старицей Акилиной, присоединившей к нему терр. упраздненной муж. Симеоновской обители. Сгорел 24 февр. 1702, окончательно отстроен только к 1727. В 1718-25 являлся местом пребывания монахини Елены (Евдокии Лопухиной), быв. супруги Петра I, к-рый неоднократно посещал мон. Ок. 10 лет к обители был приписан Смольный Воскресенский мон. В 1764 мон. отнесен к третьему классу; в эти годы собор имел приделы Благовещения (1761) и Св. вмц. Варвары, 12 дерев. келий и кам. колокольню (1762). Наиболее изв. настоятельница (1779–1823) – игум. Евпраксия. При игум. Февронии в 1823-25 сооружена ограда, в 1831-33 расширен Благовещенский придел, построена кам. одноглавая кладбищенская ц. Св. Алексия, Человека Божия, в 1836-43 – кам. келейный корпус, в 1853 – дерев. покои настоятельницы. При игум. Дионисии построены приделы собора во имя Казанской иконы Божией Матери (1856) и вмц. Варвары (1855, не сохр.); кам. двухэтажный трапезный корпус, гостиница и ограда (1858-59), больница в рус. стиле XVII в. с Крестовоздвиженской ц. (1860-62, арх. А.М. Горностаев) на месте разоренной шведами ц. Симеоновского мон. В нач. XX в. в мон. проживало ок. 200 сестер, велось обширное х-во. Почитались две чудотворные иконы: Успения и вмц. Варвары. В числе крупнейших жертвователей были семья помещиков Томиловых, новоладожских купцов Луковицких, баронесса М. В. фон Раден. В обители жила духовная писательница схимон. Мария (Шахова), духовная дочь свт. Игнатия (Брянчанинова). Здесь работал худ. Б.М. Кустодиев. Мон. закрыт в 1919, храмы действовали как приходские. В 1925 закрыт Успенский собор, в 1939 – Крестовоздвиженская ц. (приспособлена под спортзал) и ц. Св. Алексия. Внутр. убранство полностью утрачено, кладб. уничтожено (сохр. единичные надгробия), приделы и колокольня собора разобраны при реставрации в 1958-60. На терр. размещался интернат. В 2005 монашеская община (существует с 2002) официально получила статус монастыря. Здания, кроме Успенского собора и Алексиевской ц., отнесенных к ведению Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, переданы С.-Петерб. епархии, в Крестовоздвиженской ц. совершаются богослужения. Лит.: Корольков Н.Ф. Старо-Ладожский Успенский женский монастырь. СПб., 1902; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996. С. 38-40, 98-99. А.В. Берташ
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…