Статьи
/
Ижора (Ижорцы)
1
2
Большая Ижора, г.п. | |
Рубрики | |
БОЛЬШАЯ ИЖОРА, городской поселок в Ломоносовском р-не. Нас. – 3800 чел. Расположен на юж. берегу Финского зал. при ж.-д. ст. Б. Ижора ветки Ораниенбаум–Калище. Через Б. И. протекает Черная речка (в XVIII в. – Ижорка, ижор. – Сапаоя или Сапайоки). Топоним связан с этнической общностью ижора, часть к-рой в XVII в. приняла лютеранство и вошла в состав ингерманландских финнов. Пос. образован в 1939. Совр. Б. И. включила с. Б. Ижора, дер. Сагомилье, часть дачного пос. Приморский хутор. В XVII в., когда Ингерманландия входила в состав Швеции, здесь по берегу Финского зал. проходила королевская дорога, соединявшая Ниеншанц и Нарву. На рус. карте 1740 на этом месте отмечена дер. Ижорин. В нач. XVIII в. западнее Б. И. близ оз. Ижорского находился путевой дворец Петра I. В нач. ХХ в. в Б. И. на даче жил проф. Военно-мед. акад. И.Э. Гаген-Торн. Его дочь этнограф Н.И. Гаген-Торн в 1920-е изучала культуру ижоры; оставила восп. о жизни в Б. И. На быв. церковном кладб. находится братская могила красных матросов-кронштадцев, погибших в 1919; могила капитана I ранга И.П. Белавенца, нач. Кронштадтской компасной обсерватории. В Б. И. работают дом культуры, б-ка. В 1960–80-е в р-не Б. И. возникли садоводства коллективные. В наст. время разрабатываются планы стр-ва между Б. И. и ж.-д. ст. Бронка рекреационно-развлекательной зоны, включающей спорт. сооружения, аквапарк. Лит.: Гаген-Торн Н.И. Memoria. М., 1994; Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. СПб., 2002; С. 362-366; Сайт «Большая Ижора – наша родина». – http://izora.spb.ru/ А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Вербное воскресенье (водь) | |
Рубрики | |
У води, ижоры и русских Кингисеппского и Волосовского районов в этот день было принято посещать кладбище и приносить с собой яйца, конфеты и т.д., которые оставляли их на могилах вместе с несколькими веточками вербы. В некоторых деревнях финны также приходили кладбище в этот день (например, д. Кирьямо Кингисеппского района). В то же время в ряде деревень у финнов такой обычай зафиксирован не был (например, д. Везиково Волосовского района). Библиография: Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Водский свадебный обряд | |
Рубрики | |
Утром в день свадьбы родные жениха или сам жених ехали за невестой и везли ее в церковь на венчание или в сельсовет на регистрацию. После венчания (регистрации) отправлялись праздновать свадьбу в дом жениха (иногда первый день праздновали в доме невесты). Существовали приметы: если бричка или телега перевернется в дороге, или же во время венчания погаснет свеча, то молодые долго не проживут вместе. Во время всех переездов свадебному поезду устраивали различные преграды (особенно, если жених был не местный) и требовали выкуп - одну или две бутылки водки. Иногда крестный шел впереди свадебной процессии с кнутом, он же первым заходил в дом и крестил кнутом углы. На свадьбу жених и невеста одевались нарядно. Жених был в парадном костюме с цветком на картузе и в петлице. На невесте были одеты широкие длинные юбки, кружевные кофты, украшенные лентами; сарафан с кисейной блузкой, венок из живых цветов с лентами. При входе невесты в дом ее встречала свекровь, смотрела как та перешагивала через порог. На свадьбе обязательно присутствовали крестные и родители с обеих сторон, дружка жениха и подружка невесты, также старались пригласить всех родственников и соседей. Во время трапезы невеста сидела вместе с гостями за столом. Избу специально не украшали. Лишь один информант отметил, что пол в избе устилали соломой, а высоко под потолком ставили маленькую украшенную елочку. Празднование свадьбы обычно продолжалось 2-3 дня, но в богатых семьях могли гулять неделю. Для брачной ночи молодым отводили отдельное помещение: комнату, сеновал, амбар или сени. В дальнейшем молодые, если им не предоставляли отдельной комнаты, спали в общем помещении за ширмой или занавеской, иногда уходили на сеновал. На второй день (после брачной ночи) невеста меняла венок на повойник - головной убор замужней женщины. Собранные сведения характеризуют свадебную обрядность ижоры и води 1920-30-х гг. В целом можно говорить об исчезновении уже в то время ряда архаических элементов (многоэтапного сватовства, празднования свадьбы одновременно в доме жениха и невесты). Библиография: Трипольская, А. А. Традиционная свадебная обрядность ижоры и води (Усть-Лужская волость Кингисеппского района Ленинградской области) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. История инкери // http://vpoluyahtov.narod.ru/Vod/vod.htm | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Волосовский район | |
Рубрики | |
ВОЛОСОВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2680,5 кв. км. Нас. – 46,9 тыс. чел. Адм. центр – г. Волосово. В состав р-на входят г. п. Кикерино, 202 сел. поселения. Граничит с Кингисеппским, Ломоносовским, Гатчинским, Лужским р-нами. Образован в 1927 (в 1963-65 входил в состав Кингисеппского р-на). Ж.-д. сообщение связывает В. р. с Гатчиной, СПб., Кингисеппом, Ивангородом. В сев. части В. р. проходит Таллинское ш. К дорогам обл. значения относятся трассы Гатчина – Ополье, Пружицы – Осьмино – Толмачево, Кемполово – Выра – Тосно – Шапки. Расположен в центральной части Ижорской возвышенности, для к-рой характерны обширные открытые пространства и небольшие лесные массивы. Юж. часть находится в басс. среднего течения р. Луга в лесной зоне (в общей сложности леса занимают до 60% площади В. р.). На юге В. р. сосредоточены практически все водоемы (р. Лемовжа, Саба, Вруда, Оредеж). Природным пам. является урочище «Донцо». На терр. р-на находится часть природно-ист. парка «Верхний Оредеж». В В. р. выявлено множество археол. пам., связанных с культурой славян и прибалт.-фин. народов (ижоры, води). Практически у каждой дер. находятся курганно-жальничные погребения. Топонимы сохранили память о древних языческих верованиях, элементы к-рых сохр. еще в XVI в., несмотря на распространение православия (Волосово – от славянского бога Волоса/Велеса; дер. Арбонье – от «арбуев», языческих жрецов-колдунов ср.-век. води). В XVIII–XIX вв. на терр. р-на появились многочисл. дворянские усадьбы (Гомонтово, Губино, Извара, Каськово, Раскулицы, Сельцо, Смердовицы, Сяглицы, Терпилицы, Торосово, Хревицы). В. р. связан с биографиями Н.К. Рёриха, Н.А. Римского-Корсакова, Н.Н. Демидова (см. Демидову Н.Н. памятник). В В. р. работают Волосовский историко-краеведческий музей, Рёриха Н.К. музей-усадьба (дер. Извара), Вильде Бориса дом-музей (дер. Ястребино), выставочный зал «Калитино». В память о событиях ВОВ установлены многочисл. пам., в т. ч. мем. комплекс «Малая Хатынь» в дер. Большое Заречье, музей-диорама «Лужский рубеж» в дер. Большой Сабск. В В. р. функционируют 17 домов культуры, 9 клубов, 19 б-к (см. Волосовская библиотека центральная районная), 3 муз. школы, Волосовская школа искусств им. Н.К. Рёриха. Издается газ. «Сельская новь». Подготовку специалистов для села ведут Бегуницкий агролицей, Беседский техникум в пос. Беседа. С 2001 на базе конефермы в пос. Бегуницы (АО «Гомонтово») проводятся соревнования на Кубок губернатора Лен. обл. по конному спорту. В дер. Калитино, где находится Сев.-Зап. машинно-испытательная ст. (осн. в 1949), ежегодно проводятся обл. состязания механизаторов-пахарей. В наст. время действуют правосл. приходы в Волосово, Бегуницах, Большой Вруде, Волгово, Изваре, Ильешах (см.: Николая Чудотворца Святителя ц.), Кикерино, Курковицах, Хотнеже, Ястребино, Яблоницах. Ист.-культурное значение имеют и остающиеся невосстановленными пам. церковной арх.: цц. Николая Чудотворца Святителя (дер. Ястребино), Троицы Пресвятой (дер. Пятая Гора), Свв. Апп. Петра и Павла (дер. Клопицы), комплекс Пятогорского Богородицкого мон. Совр. приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии зарегистрированы в Волосове и Губаницах, где в 1991 восстановлена Лютеранская церковь Святого Иоанна Крестителя, ставшая одним из центров возрождения фин. ингерманландской культуры. Лит.: Волосово: История родного края / Гл. ред. и сост. Н.П. Михина. Волосово, 2002; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 42-43. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Всеволожский район | |
Рубрики | |
ВСЕВОЛОЖСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2945,4 кв. км. Нас. – 215,2 тыс. чел. Адм. центр – г. Всеволожск. Включает г. Сертолово и шесть гор. пос. (Дубровка, им. Морозова, им. Свердлова, Кузьмоловский, Рахья, Токсово), 126 сел. населенных пунктов. Расположен в юж. и юго-вост. части Карельского перешейка. Граничит с СПб. и Приозерским р-ном. Юж. граница проходит по р. Нева, вост. – по побережью Ладожского оз. Образован в 1936 (выделен из состава Пригородного р-на Лен. обл.). Через р-н проходит автомоб. дорога СПб. – Мурманск, а также ж.-д. ветки, связывающие СПб. с Сортавалой и вост. р-нами Лен. обл. Сев. и юго-вост. части В. р. не имеют прямого трансп. сообщения (только через СПб.), т. к. проезд по Ржевскому полигону, находящемуся на терр. р-на, запрещен. Во В. р. расположены ст. метро «Девяткино» и аэропорт «Ржевка»; проходит часть вост. полукольца кольцевой автодороги вокруг СПб. В Новодевяткино и Кудрово планируется стр-во гор. поселений-спутников СПб. Ландшафт р-на разнообразен. Вост. и южн. часть занимают заболоченные равнины; к западу начинаются холмистые участки (Лемболовские высоты, Колтушская возвышенность), крайний северо-запад р-на представляет собой волнистую равнину, где начинаются рр. Охта, Сестра, Волчья. На терр. р-на созданы «Карельский перешеек», национальный парк и «Невский» лесопарк. Археол. находки во В. р. немногочисл. – это стоянки кам. века у оз. Лемболовского и Хепоярви, ср.-век. селище близ устья р. Морье. На рубеже I–II тыс. н. э. терр. района в осн. была заселена ижорами. В IX–XI вв. по этой терр. проходил «Путь из варяг в греки». В XVII в. р-н входил в состав Швеции. С 1708 – в С.-Петерб. губ. (с 1780 запад В. р. относился к С.-Петерб. у., восток – к Шлиссельбургскому у.). Значительную часть нас. составляли ингерманландские финны, наиболее компактно проживавшие в окрестностях Токсово и Колтушей. В XVIII–XIX вв. появляются многочисл. дворянские усадьбы (Вартемяки, Островки, Приютино, Пущина Горка, Рябово, Ириновка). С деятельностью физиолога акад. И.П. Павлова связаны Колтуши (см.: Павлова И.П. музей). В 1941-44 В. р. вместе с Ленинградом оказался в кольце блокады. Через район и г. Всеволожск проходила «Дорога жизни». В янв. 1943 с терр. В. р. началась операция войск Ленингр. фронта по прорыву блокады. О событиях воен. лет напоминают многочисл. монументы («Безымянная высота», «Разорванное кольцо» и др.), музеи «Дорога жизни», «Дорога Победы», «Невский пятачок». В р-не функционируют 13 домов культуры и др. объекты соц.-культ. сферы, учреждения среднего спец. образования: два проф.-техн. уч-ща и с.-х. колледж. Издается газ. «Всеволожские вести». В 1990-е началось восстановление правосл. храмов (см. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Мучениц ц. в дер. Вартемяки; Петра Афонского преподобного и Ольги Святой благоверной княгини ц. в дер. Морье). В 1997 построена дерев. ц. Свтт. Геннадия и Евфимия Новгородских на Ковалевском кладб. Центры приходов Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии находятся в Токсово и Колтушах (см. также: Лютеранская церковь Святой Екатерины в пос. Новосаратовка, Теологический институт Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии им. С.-Я. Лаурикалы). Лит.: Ивлев В.В. Всеволожский район Ленинградской области: Ист.-геогр. справочник. СПб., 1994; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 48-49; Всеволожск. Открытая книга. – http://www.vsev.net. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Депортации этнические | |
Рубрики | |
ДЕПОРТАЦИИ ЭТНИЧЕСКИЕ, принудительные переселения, осуществляемые по этническому признаку. В 1935-36 в Лен. обл. проводились мероприятия по очистке полосы шириной 22 км на границе с Финляндией «от кулацкого и антисоветского элемента», в ходе к-рых граждане фин. национальности (кроме семей членов партии и лиц, призванных на службу в Красную армию) были депортированы преим. в Вологодскую обл. После начала ВОВ, в к-рой Финляндия вступила на стороне Германии, в кон. авг. 1941 планировалось депортировать в Сибирь и Казахстан финнов и немцев Ленинграда и обл. Блокирование Ленинграда не позволило провести эту операцию. «Обязательная эвакуация» финнов и немцев из Ленинграда и неоккупированных окрестностей (в т. ч. с Ораниенбаумского плацдарма) была осуществлена в марте 1942 (пост. Воен. Совета Ленингр. фронта № 00713). Нем. оккупационные власти провели депортацию нас. незадолго до отступления осенью 1943: русские вывозились в Прибалтику и Германию, финноязычное нас. (ингерманландские финны, ижора, водь) – в Финляндию. После выхода Финляндии из войны (сент. 1944) началась репатриация сов. граждан, находившихся на ее терр. Возвращавшихся финноязычных жит. Лен. обл. принудительно размещали в Ярославской, Калининской, Новгородской, Псковской, Великолукской обл. (пост. ГКО от 19 нояб. 1944 «О переселении из Финляндии ранее проживавшего в Ленинградской области населения ингерманландского происхождения»). Поселенцам планировалось предоставить ряд льгот (освобождение от налогов на 1945-46, ссуды для приобретения домашнего скота, кредиты на стр-во домов и т. п.), к-рые в полной мере не выполнялись. Большинство репатриантов бежали из мест поселения, но поскольку в Лен. обл. разрешалось проживать только семьям участников войны (распоряжение СНК СССР от 19 сент. 1945), многие из них осели в Эстонии и Карелии. Ограничения на проживание в Лен. обл. были сняты в сер. 1950-х. Согласно пост. Верховного Совета РФ «О реабилитации российских финнов» от 29 июня 1993, все акты, принятые в 1930-40-е в отношении финнов России, признаны «противоправными и утратившими силу». На кладб. у дер. Гакково (Кингисеппский р-н) в 1989 установлен пам. местным жителям (ингерманландские финны, ижора, водь), погибшим в годы сталинских репрессий. Кроме того, в СПб. на Левашовском кладб., где захоронены жертвы террора 1937-38, установлены пам. ингерманландским финнам (1994), рос. немцам (1998). Лит.: Гильди Л.А. Судьба "социально-опасного" народа (Засекреченный геноцид финнов в России и его последствия. 1930–2002 гг.). СПб., 2003; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX – ХХ вв. СПб., 2004. С. 252-339. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Европеус Даниэль (1820-1884), ученый | |
Рубрики | |
ЕВРОПЕУС (Europaeus) Давид Эммануель Даниэль (фин. – Танели; рус. – Давид Петрович) (1820–1884), фольклорист, археолог, этнограф. Родился в семье пастора в усадьбе Олккола прихода Савитайпале Выборгской губ. (ныне Финляндия). Окончил нем. лицей в Выборге и в 1844 поступил в Гельсингфорский (Хельсинкский) ун-т (не окончил). В 1845 в качестве пом. фольклориста Э. Лённрота собирал в Вост. Финляндии фольклор и материалы для фин.-швед. словаря, в 1846 продолжил работу в Карелии. Впоследствии Е. регулярно совершал экспедиции по Финляндии и Севере России. В 1847, 1848, 1853 Е. собирал фольклор ижоры, води, ингерманландских финнов в С.-Петерб. губ. Здесь он записал руны из цикла о рабе Куллерво, включенные Лённротом во вторую ред. «Калевалы» (1849). В общей сложности в Карелии и Ингерманландии Е. записал ок. 2500 рун. В 1847 Е. посетил р-ны расселения вепсов (Новгородская губ.), в 1848 – тверских карел (Тверская губ.). Е. был сторонником точной публ. фольклорных текстов, что обусловило его критическое отношение ко второй ред. «Калевалы». В 1872, 1874, 1877-79 вел археол. раскопки в Тверской и Новгородской губ. (в т. ч. на востоке Лен. обл. – в районе р. Оять). Занимался журналистской деятельностью, в 1847 стал одним из создателей финноязычной газ. «Суометар» («Suometar»). Автор многочисл. науч. публикаций на фин., швед., нем., рус. языках. Е. регулярно жил в СПб., поддерживал тесные контакты с рус. учеными (П.И. Кёппеном, исследователем культуры рус. Севера П.С. Ефименко, фольклористом и этнографом Е.В. Барсовым и др.). В 1876 работал домашним учителем в семье Ю. Сааринена, пастора фин. лютеранского прихода Лисино (фин. – Liisila, дер. Кайболово Тосненского р-на близ пос. Лисино-Корпус). Умер и похоронен в СПб., в дек. 1884 прах был перевезен и захоронен в Гельсингфорсе (Хельсинки). В 1999 на родине Е. открыт музей. Лит.: Карху Э.Г. Карельский и ингерманландский фольклор в историческом освещении. СПб., 1994. С. 162-171; D.E.D. Europaeus – suurmies vai kummajainen // Kalevalaseuran Vuosikirja. 1988. № 67. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Жертвоприношения животных на летних календарных праздниках карел | |
Рубрики | |
В карельских календарных традициях устойчиво сохранялись праздники с ритуальными жертвоприношениями животных. Мясо их затем варили и устраивали коллективную трапезу. Эти обряды проводились в разных местностях Карелии в разные дни, причем несмотря на их языческий характер, в дни почитания святых православного календаря: в день св. Ильи, на Успение Богородицы, на Покров и т.д. Преобладала традиция проводить этот праздник в день св. Ильи. Видимо, образ св. Ильи, вознесенного на небо на огненной колеснице, как-то контаминировался с образом языческого бога-громовержца. Интересно, что и церковь в целом не препятствовала проведению этих праздников, видимо, на том основании, что они были связаны с днями христианских святых. В качестве жертвенных животных резали молодых быков, телок, баранов, овец. В Карелии известны такие острова, где эти праздники проводились традиционно и на них собирались люди с обширных территорий. Так, в средней Карелии это были острова Махосоари на Селецком озере и Каличие на Сегозере. На них праздники проводились в Петров день и на Успение Богородицы (15.08/28.08). В южной Карелии на о. Мантинсаари праздник проводили на Ильин день - он назывался "праздником быка". Жертвенного быка здесь откармливал сторож при часовне, который и исполнял роль руководителя праздника. Он начинался с того, что в часовне читалась молитва, обращенная к св. Илье, в которой просили о приросте стада. Сторож продавал свечи, которые ставили в часовне, затем читал Евангелие и просил св. Илью освятить пищу. Затем начинался праздник. Мясо для трапезы готовили в нескольких котлах, и у каждой деревни было свое место для трапезы. Ели на расстеленных на земле белых скатертях, к столу приносили из дома разную снедь, женщины вынимали и раздавали приготовленное в котлах мясо. Часть привезенной еды шла в пользу церкви, в часовнях оставляли также "завещанные" платки, полотенца, платки, деньги, свечи. На Махосоари обряды исполнялись вплоть до 1930-х годов. На острове Мантинсаари последний праздник проведен был в 1892 г. - здесь его отменили по настоянию местной церкви, выступавшей против языческого культа, явно ощутимого в характере праздника. По народным представлениям, проведение этих праздников способствовало росту трав, обилию урожая; кроме того, считалось, что Илья Пророк охранял скот. В характере проведения праздника сохранились определенные традиции родовой общины. Стоит отметить, что аналогичные праздники были известны у води, ижоры, части финнов. При этом они также были приурочены к дням св. Петра и св. Ильи и проходили в форме общинной братчины (vakkove) с варкой общинного пива, в ряде случаев и с закланием жертвенного быка. Библиография: КАЛЕНДАРНАЯ обрядность и праздники карел // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://vottovaara.ru/karelia/obrad/kalenveps.html ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ животных на летних календарных праздниках карел: (материалы к описанию обряда) // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://www.vottovaara.ru/karelia/obrad/zhertv.html | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Жилище (водь) | |
Рубрики | |
Древним жилищем води являлась рига подобная эстонской жилой риге. В такой постройке жилое помещение и помещение для просушки снопов (собственно рига) были объединены под одной крышей. На бытование в древности такого типа жилища указывает и тот факт, что слово "рихи" обозначало в водском языке жилой дом вообще. В XIX в. также как и у соседних этнических общностей – ижоры, ингерманландских финнов, русских жилой постройкой являлась изба. Дома и хозяйственные постройки как правило строили из бревен. При строительстве дворов часто использовали местный камень. Были распространены дома состоящие из двух изб, соединенных сенями; а также пятистенки. Крыши были стропильной конструкции двускатные, а также полувальмовые; их крыли соломой или дранкой. Еще в 20-е гг. нашего века встречались курные избы. В большинстве домов были русские печи или печи с подвесным котлом, характерные для прибалтийско-финских народов. Связь дома и двора двурядная или однорядная, старинной формой считают покоеобразную связь. К хозяйственным постройкам относились клети, бани, риги. Библиография: 1.Финно-угорский информационный центр // http://www.finugor.ru/ 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 3. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ижора, р. | |
Рубрики | |
ИЖОРА, река, левый приток р. Нева. Общая дл. – 76 км. Площадь басс. – ок. 1 тыс. кв. км. Берет начало у дер. Скворицы Гатчинского р-на. Протекает по терр. Гатчинского, Тосненского р-нов Лен. обл. и Колпинского р-на СПб. В обл. на И. расположены г. Коммунар, пос. Пудость, пос. Тельмана, дер. Ям-Ижора. Имеет ок. 200 притоков, девять из них протяженностью более 10 км. От назв. реки происходит этноним ижора (ижорцы). В 1240 в устье И. произошла Невская битва, в к-рой кн. Александр Невский нанес поражение шведам. В XIII–XV вв. земли в басс. И. входили в состав Ижорского погоста Водской пятины Вел. Новгорода. В кон. XV в. на И. располагались 62 селения и «торговых рядок у клетей». В нач. XVII в. земли по И. захвачены Швецией, возвращены России в ходе Сев. войны. В месте пересечения И. с Моск. трактом (ныне ш. Москва – СПб.) с нач. XVIII в. существовала почтовая станция – ям (отсюда назв. пос. Ям-Ижора). Участок И. от ст. Антропшино до Колпина доступен для походов на байдарках. Лит.: Плечко Л.А. Водные маршруты Ленинградской области. Л., 1978. С. 107-110; Ильина Л.Л., Родионов В.З. Воды и веси: Эколого-ист. очерк. СПб., 1997; Ижора. Река и люди: Популярный эколого-краевед. атлас / Авт. текста Л.Л. Стогова. Б.м., б.г.; Река Ижора. – http://www.sablino.ru/oblast/ijora.php ; http://private.peterlink.ru/dtdm/Kolpino/river.htm А.Д. Марголис, А.А. Трипольская | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Ижорский праздник | |
Рубрики | |
ИЖОРСКИЙ ПРАЗДНИК, фольклорный фестиваль. Устраивается с целью сохр. культуры ижоры. Впервые состоялся в июне 2004 в дер. Вистино на базе Ижорского народного музея. В 2005 И. п. был объединен с мероприятиями в честь Дня рыбака (второе воскресенье июля), поскольку рыболовство традиционно было гл. занятием ижоры Сойкинского п-ова. В празднике принимают участие фольклорные коллективы Кингисеппского р-на и СПб. Проведение И. п. способствует усилению общественного интереса к истории ижоры. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ингерманландия | |
Рубрики | |
ИНГЕРМАНЛАНДИЯ (швед. – Ingermanland, рус. – Ижорская земля, Ингрия), ист.-культурный регион в зап. части Лен. обл. (Кингисеппский, Волосовский, Ломоносовский, Всеволожский, Гатчинский, Тосненский, зап. часть Кировского р-на). Зап. границей И. является р. Нарова, вост. – р. Лава, сев. – р. Сестра (далее соответствует границе с Финляндией, существовавшей до 1940, ныне – сев. границе Всеволожского р-на). Юж. рубеж четких природных ориентиров не имеет и совпадает с границей между Швецией и Россией, установленной Столбовским договором 1617. Топоним И. происходит от фин. Inkerinmaa (Inkeri – народ ижора или р. Ижора, maa – земля). И. входила во владения Вел. Новгорода (примерно с XII в.), с кон. XV в. – в составе Русского гос-ва. Пограничное положение региона обусловило стр-во кам. крепостей: Орешек, Копорье, Ям, Ивангород. С 1617 И. перешла к Швеции и была выделена в самостоятельное адм. образование, получив статус завоеванной провинции (provinserna) с центром в г. Нарва. В нач. XVIII в. в результате побед в Сев. войне Россия вернула терр. И., к-рая вошла в 1708 в состав Ингерманландской губ. (с 1710 – С.-Петерб. губ.). Культура нас. формировалась в результате длительных контактов прибалт.-фин. этнических общностей (води и ижоры; ингерманландских финнов – переселенцев XVII в. с Карельского перешейка и из Вост. Финляндии) и славян, проникавших в регион с VIII в. С сер. XVIII в. в И. селились немцы-колонисты, с XIX в. – эстонцы. В наст. время подавляющее большинство нас. – русские; этому способствовали приток рус. крестьян из др. регионов в XVIII–XX вв. и естественная ассимиляция финноязычных жит., а также депортации, к-рым подверглись в XX в. немцы и прибалт.-фин. народы (см. Депортации этнические). Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998; Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в кон. XIX – ХХ в. СПб., 2004; Amburger E. Ingermanland. Koln; Wien, 1980; Inkeri. Historia, kanssa, kulttuuri. Helsinki, 1991. А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
История води | |
Рубрики | |
Самые ранние археологические находки, которые можно отнести к предкам водского народа, восходят к IV-V1I вв. и. э. Вместе с ижорцами водь являлась коренным населением территории Ингерманландии. Их земли лежали вдоль важнейших торговых путей с востока на запад на юго-восточном побережье Финского залива. Переселенческий поток восточнославянских племен (кривичей и словен) в VI-VIII вв. достиг земель между озёрами Пейпус (Чудским) и Ильмень, а в Х в. постепенно распространился и на другие области Ингерманландии. В древнерусских летописях название различных прибалтийско-финских народов впервые встречается в связи с рассказом об основании Новгорода (859 г.) в форме "чудь" - этноним, в котором наряду с другими следует видеть, вероятно, и водский народ. Под 1069 г. водский народ первый раз упоминается отдельно под именем "водь", когда водская рать в союзе с полоцким князем напала на Новгород, но потерпела поражение. Начиная с XI в. водь попадает в зону влияния Новгорода, и их зависимость от феодальной Новгородской республики в последующие столетия возрастает всё больше. Населённые водью земли стали северной частью Новгородского княжества. С середины XII в. водь уже сражается вместе с новгородцами с племенем Ямь (Емь по-фински h(me), а в XIII в. - против шведских и немецких рыцарей-крестоносцев причём земли води часто разоряют чужие войска, а сотни и тысячи жизней её жителей уносят различные эпидемии. С 1270 г. водь и ижора несли воинскую повинность в новгородских дружинах. В Новгороде военная и политическая власть находилась в руках восточных славян, хотя, по сведениям одного письменного источника, на новгородском вече говорили главным образом "по-чудски". Таким образом, водь играла достаточно важную роль в жизни новгородского города-государства. В XIII в. населённые водью территории простирались от реки Нарвы до реки Ижоры и от Финского залива до города Гдова. Интерес к водским территориям проснулся и у католической церкви. Папа Александр III в своей булле конца XII в. упоминает язычников Водской земли (pagani Watlandiane). Несмотря на то, что водь приняла православие, папа римский в 1255 г. назначает на карельских и водских землях своего епископа. Водской землей живо интересовался и немецкий рыцарский орден, его войска часто вторгались туда. В 1440-е гг. они увели с собой захваченных водских пленников, которых затем поселили в Курляндии. К середине XIX в. называемые местным латышским населением "кревепсши" (русскими) потомки водских пленников были полностью ассимилированы. В 1478 г. Московское великое княжество присоединило к себе Новгород, разделив его земли на пять административных единиц, одна из которых стала называться "Водской (Вотской) пятиной". В 1484 и 1488 гг. большое количество води было силой вывезено в среднерусские земли, а на их место переселили русских. Вероятной причиной насильственного выселения была необходимость обеспечения безопасности пограничных областей Русского государства. Этой же цели служило также обращение в православие, распространению которого на водских землях уделялось особое внимание, ибо оно служило опорой власти и верным залогом русской гегемонии. Несмотря на это, в середине XVI в. два новгородских епископа жалуются, что водь по-прежнему держится своих языческих верований. Позже на этих территориях усилилась миссионерская деятельность русской церкви. На внедрение православия указывает тот факт, что в среде коренного населения вошли в обиход русские имена, дававшиеся при крещении. С 1617г. на протяжении почти целого столетия Водская земля была частью Швеции. Из-за насильственного обращения в протестантство и налогового бремени многие из водского народа бежали в Россию, а на их место поселили финнов из Юго-Восточной Финляндии, исповедовавших евангелистскую веру. В годы Северной войны (1700-1721 гг.) этот край вновь сменил хозяев, после тяжёлых битв русский царь Пётр Великий основал на его землях город Санкт-Петербург (1703 г.), а большое количество води выслали в Казань. В новую столицу и её окрестности прибыло много русских жителей, что привело к значительному усилению уже начавшейся ранее ассимиляции води. Фавориты царя получили земельные угодья и поместья в Ингерманландии, и повинности сельского населения ещё более возросли. К середине XIX в. стало ещё слабее самосознание води как народа, последним бастионом которого являлся водский язык. К этому времени почти половина води знала русский язык, ибо почти полностью находилась под воздействием русской культуры, его усилению способствовало и православие. Хотя у води имелся свой самобытный фольклор, материальная культура и обычаи, всё больше распространялись русские песни и русский уклад, русский быт. Во второй половине XIX в. численность карел, ижорцев и вепсов существенно выросла, в то время как количество води уменьшилось до одной пятой от прежнего количества. Библиография: 1.Финно-угорский информационный центр // http://www.finugor.ru/ 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. 3. Сородичи по языку. – Будапешт, 2000. 4. Общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Бизнен Юл» : Водь // http://beznen-yul.narod.ru/strana/vod.htm | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
История финнов-ингерманландцев | |
Рубрики | |
Ижорская земля (по-шведски Ingermanland (Ингерманланд), по-русски Ингерманландия) - это территория площадью примерно в 15 тыс. кв. км, лежавшую по обоим берегам Невы между Ладожским озером и Финским заливом. Она получила свое название от левого притока Невы реки Ижоры (по-фински Inkeri). Ингерманландия уже почти три столетия не является административной единицей. С 1710 г. официальное название этой территории - Санкт-Петербургская губерния, с 1927 г. и до настоящего времени – Ленинградская область. Вследствие ее выгодного стратегического расположения на Ингерманландию претендовали многие большие державы. Почти не было столетия, чтобы ее не разоряли шведские или русские войска, уничтожая живущих там финнов. Часть Ингерманландии разделили между шведской знатью в качестве пленных земель-феодов. Новые феодалы-землевладельцы переселили на свои новые уделы крестьян из прежних поместий, часть из которых была выслана туда в наказание, кроме этого, шёл процесс спонтанного переселения жителей восточных финских провинций Швеции в эту славившуюся своими плодородными землями провинцию. Финские переселенцы в 1656 г. составили 41,1 % населения; в 1671 г. - 56,9 %; а в 1695 - уже 73,8%. Финские колонисты прибывали сначала из прихода Яуряпяя (Эуряпяя), занимавшего северо-западную часть Карельского перешейка, а также из соседних с ним приходов Яэски, Лапес, Рантасальми и Кякисальми (Кексгольм), именовались эвримейсет, т. е. люди из Эуряпяя. Одна часть эвримейсет заняла ближайшие юго-восточные части Карельского перешейка, другая расселилась на южном побережье Финского залива между Стрельной и низовьями р. Коваши. Ещё одна значительная группа эвримейсет жила на левом берегу р. Тосны и ок. Дудергофа. Группа переселенцев из земли Саво (провинции Саволакс) известна под названием савакот. В качестве третьей, обособленной группы финского населения нужно отметить финнов Куземкино (Нарвуси), проживающих между реками Нарва и Луга. Со временем различия между группами стёрлись, и образовалось единое ингерманландско-финское население (инкери), которое постоянно увеличивалось и обновлялось за счёт свежего притока прибывавших из Финляндии переселенцев. В результате Северной войны 1700-1721 гг. Ингерманландия была возвращена России, что решающим образом изменило положение ингерманландских финнов, сделав их подданными государства с чуждой культурой. В период после Октябрьской революции началось физическое истребление ингерманландских финнов. В начале 30-х гг. с первой волной спецпереселенцев, отправленных в ссылку в связи с событиями коллективизации, согласно некоторым оценкам, были насильственно депортированы из мест постоянного проживания около 18 тыс. чел. В 1935-1936 гг. под предлогом расширения пограничной нейтральной полосы из Северной Ингерманландии выселили 27 тыс. чел. К концу 30-х гг. из Ингерманландии было сослано примерно 50 тыс. чел., они рассеялись на территориях от Кольского полуострова до Дальнего Востока и Сахалина. Во время Великой Отечественной войны блокадное кольцо вокруг Ленинграда разделило надвое населённые финнами-ингерманландцами районы. Большинство финнов-ингерманландцев оказалось на оккупированных немцами территориях. В результате немецко-финских переговоров они получили возможность переселяться на жительство в Финляндию. В три потока в Финляндию было эвакуировано в общей сложности 62 848 финнов-ингерманландцев. Параграф 10 подписанного 19 сентября 1944 г. советско-финского соглашения о прекращении военных действий стал для финнов-ингерманландцев окончательным. На основании этого параграфа все ранее эвакуированные в Финляндию ингерманландцы должны были быть выданы финскими властями Советскому Союзу. Финляндия передала Советскому Союзу почти 55 тыс. финнов-ингерманландцев, судьба их трагична. Разбросанным по всему СССР финнам-ингерманландцам только в конце 40-х гг. разрешили переселиться на земли по соседству с их отчим краем - в Карельскую АССР. Разрешение вернуться в Ингерманландию было получено только в 1956. Грядущие годы покажут, какова будет участь этнической группы финнов-ингерманландцев. Окажется ли она способна сохранить свой язык, культуру, обычаи, или окончательно обрусеет, а возможно, изберёт путь массовой эмиграции. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Кёппен Петр Иванович (1793-1864), ученый | |
Рубрики | |
КЁППЕН Петр Иванович (1793–1864), статистик, историк. Чл.-корр. СПб. АН (1826), адъюнкт (1837), акад. (экстраординарный – 1839, ординарный – 1843). Окончил Харьковский ун-т, магистр правоведения (1814). В1814-22 чиновник почтового деп-та в СПб. В 1822-24 предпринял путешествие по славянским землям на средства мецената гр. Н.П. Румянцева. Д-р философии Тюбингенского ун-та (1826). Занимал различные посты в Мин-ве внутр. дел, 5-м отделении СЕИВК, Мин-ве гос. имуществ. Автор ряда работ по истории, географии, этнографии Крыма. Один из инициаторов создания в 1845 Рус. географического об-ва, упр. отделения статистики (1845-47). В 1846 разработал план по созданию этногр. карт России. На осн. официальной статистики и сведений, собранных им в ходе поездок по сел. приходам, в 1849 издал «Этнографическую карту Петербургской губернии» (на нем. яз.). Эта карта является важнейшим док-том о расселении финноязычных общностей в сер. XIX в. (единственная, где обозначены терр. этнических групп савакот и эвремейсет). Автор иссл. о води, ижоре, петерб. немцах. В 1851 под ред. К. издана «Этнографическая карта Европейской России» (переизд. 1852, 1855). Инициатор изд. серии «Списков населенных мест Европейской России»; первая кн. серии – «Города и селения Тульской губернии в 1857 г.» появилась в 1858 под ред. К. Лит.: Кеппен Ф.П. Биография П.И. Кеппена // Сб. Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук. СПб., 1911. Т. 89. № 5. С. 1-170; Сухова Н.Г. Петр Иванович Кеппен как географ // Известия РГО. 1993. Т. 125. Вып. 5. С. 1-11; Сухова Н.Г., Красникова О.А. К биографии П.И. Кеппена (1793–1864) // Деятели русской науки XIX – ХХ вв. СПб., 2000. С. 31-61. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Кантеле | |
Рубрики | |
КАНТЕЛЕ, прибалт.-фин. щипковый струнный муз. инструмент (фин. и карел. – kantele, эст. – kannel). Подобные инструменты известны у литовцев (канклес), латышей (кокле). К. похоже на крыловидные (звончатые) гусли, распространенные у русских Северо-Запада России. К. отличается от них отсутствием открылка (часть гуслей, на к-рые опиралась рука музыканта при полунаклонном или вертикальном положении инструмента). Традиционное К. имело пять струн из жил. В XIX в. появились К. с 10, 12, 14, 16, 24 струнами. В 1930-е карельский фольклорист В.П. Гудков создал хроматическое К. с 36 струнами, на к-ром можно исполнять как нар., так и классические произв. Во время игры К. держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении, пальцами обеих рук защипывают струны. К. использовали для аккомпанемента карельские и ижорские рунопевцы. У ижор К. встречалось в быту еще в 1920–30-е гг. В карельской и фин. традиции К. приобрело символическое значение: согласно «Калевале» (руны 40-44), это волшебный инструмент, созданный одним из гл. эпических героев – Вяйнямёйненом (Vainamoinen). Лит.: Тынурист И.В. Где во гусли звонили (Опыт картографирования народных музыкальных инструментов) // Этнографические исследования Северо-Запада СССР. Л., 1977. С. 16-29. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Кингисеппский район | |
Рубрики | |
КИНГИСЕППСКИЙ РАЙОН в составе Лен. обл. Население 74,3 тыс. чел., в т. ч. 52,1 тыс. чел. проживают в адм. центре – г. Кингисепп. Терр. – 2842,1 кв. км. Включает 191 сел. поселение. Образован в 1927. Граничит с Ломоносовским, Волосовским и Сланцевским р-нами, Эстонией. Через р-н проходит Таллиннское ш., ж.-д. пути связывают К. р. с СПб., Эстонией. С сер. 1990-х в Лужской губе ведется стр-во портовых сооружений, в т. ч. паромного комплекса «Усть-Луга – Балтийск – порты Германии» (см. Усть-Луга). Зап. часть К. р. находится на Принарвской низменности, вост. – на Ижорской возвышенности. В К. р. мн. озер: Липовское, Белое, Хаболовское, Судачье, Бабинское, Глубокое, Копанское. Осн. реки: Луга, Нарова, Россонь, Систа. Ок. 12% пл. заболочено. Границы р-на проходят по Нарвскому и Финскому зал. В состав К. р. входят и о-ва Финского зал. (Гогланд, Сескар, Мощный). Среди ценных природных объектов: карстовые источники у дер. Велькота, дюны «Лисьи Горы» у г. Кингисепп, обнажения пород девона в долине р. Хревицы от дер. Ивановское до устья. С целью сохр. исчезающих видов животных и растений созданы заказники «Кургальский», «Котельский», «Дубравы у дер. Велькота». На терр. района сохр. многочисл. археол. памятники, связанные со ср.-век. прибалт.-фин. населением – предками ижоры и води, а также со славянами. Близ дер. Кайболово обнаружены остатки городища нач. XIII в. На старых деревенских кладб. (напр., дер. Монастырьки, Мышкино) сохр. отд. намогильные каменные кресты XV–XVI вв. В XVIII–XIX вв. на терр. К. р. возникли помещичьи усадьбы (мызы): Утешение, Великино, Преображенка, Сала, Лялицы, Мариенгоф, Новопятницкое, Нежинская (Нежново) и др. Наибольшую архит. ценность представляет усадебно-парковый ансамбль Котлы. С 1960-х важная роль в экономике р-на принадлежит пром. произ-ву: развивается хим., пищевая, рыбоперерабатывающая пром-ть (см. Кингисепп), ведутся лесозаготовки, разрабатываются месторождения известняка. Осн. отрасль сел. х-ва – животноводство. В К. р. (включая г. Кингисепп) функционируют 24 учреждения клубного типа и 24 б-ки, к-рые ежегодно посещают 35 тыс. чел. (см.: Кингисеппская библиотека детская, Кингисеппская библиотека центральная районная, Кузёмкинская библиотека сельская). Многие сел. б-ки являются центрами культурного досуга: в Пустомержской сел. б-ке собирается краевед. клуб «Пустомержский край – земля моя родная», в Нежновской – клуб любителей иск-ва при музейном уголке О.А. Кипренского, в Ивановской – клуб пожилых людей «Мои года – мое богатство». В К. р. работают Кингисеппский историко-краеведческий музей, Ижорский народный музей. Проводятся мероприятия, ориентированные на возрождение культур малочисл. финноязычных народов (см.: Ижорский праздник, Лужицы). Издаются газ. «Восточный берег», «Время». С 2002 на о-ве Гогланд ведется стр-во междунар. туристического центра на 350 мест, первая очередь к-рого вступила в строй в 2004 (гостиница на 32 места, причал на 30 яхт или катеров). Правосл. приходы функционируют в г. Кингисепп, дер. Котлы, Ополье, Ручьи, пос. Усть-Луга, Ивановское (см. также: Екатерины Великомученицы собор, цц. Михаила Архангела в дер. Удосолово, Николая Чудотворца Святителя в дер. Котлы). Приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии зарегистрированы в дер. Большое Кузёмкино и г. Кингисепп. В прошлом сел. лютеранские церкви находились в Котлах, Заозерье (приход Сойкино), Калливере, Новоселках (не сохр.). Прихожанами лютеранских ц. были ингерманландские финны, эстонцы, немцы. С 1995 в К. р. функционирует Центр соц. реабилитации наркозависимых и алкоголиков «Новая жизнь» (в дер. Преображенка, с 1998 перенесен в дер. Котлы). Лит.: Жулев П.И. Очерк истории Кингисеппского уезда и города Кингисеппа (бывшего Яма – Ямбурга). Кингисепп, 1924; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 58-59. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Клады | |
Рубрики | |
КЛАДЫ, умышленно спрятанные, чаще всего зарытые владельцем ценности. На терр. Лен. обл. при разл. обстоятельствах обнаружено ок. 40 монетных, монетно-вещевых и вещевых К. Уникальный К. ремесл. инструментов и изделий скандинавского кузнеца 760-х найден при раскопках Старой Ладоги. Пять К. вост. монет (кон. VIII – нач. IX в.) из Ладоги и окрестностей подтверждают ее роль центра междунар. торговли. Еще два К. вост. монет нач. IX в. в устье р. Нева на терр. совр. СПб. (Петергоф, Галерная гавань) указывают на Неву как начало пути в страны Халифата. Серия К. датируется XI – нач. XII вв., т. е. временем славянского расселения по Ижорской возвышенности, юж. р-нам Приладожья. 20 К. найдены в землях приладожской чуди, води, карел, ижоры, лопи, а также в Старой Ладоге. По составу К. можно проследить изменения в денежном обращении: арабские дирхемы постепенно вытесняются западноевроп. денариями, появляются византийские монеты. Вместе с монетами укрывают массивные серебр. украшения, слитки. Особо кр. размерами выделяются К. второй пол. – кон. XI в. из дер. Вихмес (13,4 тыс. денариев и дирхемов) и дер. Комолема (ок. 6 тыс. денариев) на р. Паше (Волховский р-н), зарытые в медных котлах. Два К. серебр. украшений, обнаруженные на Карельском перешейке (Тиверский городок, Громово/Саккала), относятся к XIII–XV вв. К. серебр. копеек, зарытых при Иване IV и Федоре Иоанновиче, отмечают хоз. кризис 1570–1580-х, вызванный Ливонской войной и опричным разорением. К швед. периоду относятся шесть К. шведских и один – западноевроп. монет XVII в. в зап. р-нах Лен. обл. Лит.: Марков А. Топография кладов восточных монет (сасанидских и куфических). СПб., 1910; Корзухина Г.Ф. Русские клады. М.; Л., 1954; Кропоткин В.В. Клады византийских монет на территории СССР // Свод археологических источников. Е4-4. М., 1962; Потин В.М. Топография находок западноевропейских монет X–XIII вв. на территории Древней Руси // Труды Гос. Эрмитажа. 1967. Т. 9. С. 106-194; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Колтушское сельское поселение | |
Рубрики | |
КОЛТУШСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ, в составе Всеволожского р-на. Нас. – 9,0 тыс. чел. В 1996–2005 являлось самостоятельным МО «Колтушская волость», с 1 янв. 2006 имеет статус муниц. образования первого уровня. Расположено на Колтушской возвышенности. В состав К. с. п. входят пос. Воейково (адм. центр), с. Павлово, 17 деревень (в т. ч. дер. Колтуши). Наиболее кр. поселение – дер. Старая (нас. – 4,5 тыс. чел.). Автомоб. дорога соединяет К. с. п. с СПб. и г. Всеволожск. Топоним Колтуши (фин. – Keltto) происходит, вероятно, от ижорского koltola – колдун и восходит к дохристианским временам. Колтуши и нек-рые др. поселения волости впервые упомянуты в Новгородской писцовой книге 1499/1500. Природные условия Колтушской возвышенности способствовали развитию земледелия; плотность нас., среди к-рого преобладали ижоры, была высокой. В XVII в. эта терр. была заселена ингерманландскими финнами, к-рые составляли большинство нас. до депортации в марте 1942 (см. Депортации этнические). В сов. период на территории совр. К. с. п. возникли науч. центры: в с. Павлово – Ин-т физиологии РАН им. И.П. Павлова, в пос. Воейково – Ин-т радарной метеорологии, Науч.-иссл. центр дистанционного зондирования атмосферы (филиал Гл. геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова), магнито-ионосферная обсерватория «Воейково» С.-Петерб. филиала Ин-та земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН. На территории К. с. п. в дер. Колбино находятся Теологический ин-т Евангелическо-лютеранской ц. Ингрии им. С.-Я. Лаурикалы и лютеранская ц. Св. Георгия (лютеранский приход возник еще в 1628). Православная ц. Св. Прав. Иоанна Кронштадтского расположена в с. Павлово. В пос. Воейково работает дом культуры, при к-ром создан дет. хореогр. ансамбль «Радуга»; Колтушская библиотека сельская; издается газ. «Колтуши». Холмистая местность способствует развитию горнолыжного спорта (в пос. Воейково работают горнолыжные клубы). Проводятся соревнования по конному спорту (в дер. Токари находится база спец. дет.-юношеской школы олимпийского резерва по конному спорту и пятиборью), авто- и мотокроссу. Одним из организаторов соревнований является спорт.-техн. клуб «Колтушский меридиан» в пос. Воейково, трасса спорт.-техн. стадиона находится у дер. Красная Горка. См. также: Павлова И.П. музей. Лит.: Болондинский В.К., Никитина Т.Б. Памятники Колтушей: Альбом иллюстраций. СПб., 2000. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Кузёмкинская библиотека сельская | |
Рубрики | |
КУЗЁМКИНСКАЯ БИБЛИОТЕКА СЕЛЬСКАЯ (дер. Большое Кузёмкино). В 1897 при Наровском волостном правлении в дер. Кузёмкино была открыта б-ка-читальня об-ва крестьян. После рев-ции 1917 здесь работала изба-читальня. Б-ка организована в 1964 на базе приклубных б-к дер. Б. Кузёмкино и дер. Ропша. С 1977 входила в состав Кингисеппской централизованной библиотечной системы, с 2006 – самостоятельная б-ка. Фонд универсального характера, составляет 12 тыс. ед. хр. Пост. читателей – 600 чел., кол-во посещений – 7 тыс. в год. Имеется ряд изд. на ижорском яз.: учебники и книги для чтения, а также копии ижорского букваря и грамматики ижорского яз. Б-ка занимается изучением истории и культуры местной народности ижора, организован мини-музей предметов быта. Лит.: Трипольская А.А., Чистяков А.Ю. Кузёмкинская библиотека и культурная жизнь Нижнего Полужья // Этнографическое изучение Северо-Запада России (Итоги полевых исследований 2003 г.). СПб., 2003. С. 61-63. Л.К. Блюдова | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ломоносовский район | |
Рубрики | |
ЛОМОНОСОВСКИЙ РАЙОН. Терр. – 1990,8 кв. км. Нас. – 65,3 тыс. чел. Образован в 1927. В состав Л. р. входят гор. пос. Большая Ижора и Лебяжье и 140 сел. населенных пунктов. Граничит с СПб., Кингисеппским, Волосовским, Гатчинским р-нами Лен. обл. Органы администрации Л. р. находятся на терр. Ломоносовского р-на соседнего субъекта федерации – в СПб. По терр. р-на проходит ж.-д. ветка СПб. – Калище – Усть-Луга (построена в 1926-31), ш. СПб.–Таллин. Л. р. расположен в сев. части Ижорской возвышенности и на юж. побережье Финского зал. В Л. р. находятся Гос. природный ботанический заказник «Гостилицкий» (см. Гостилицы), гос. гидрологический и геол. пам. природы «Радоновые источники и озера у пос. Лопухинка» (создан в 1976), водно-болотное угодье «Лебяжье» (см. Лебяжье). На терр. Л. р. нет крупных рек. Характерной геол. особенностью этих земель являются многочисл. валуны, принесенные в древности отступавшим на север ледником. В 3 км от Ломоносова находится самый большой на Северо-Западе России валун «Бизон» (дл. 4,5 м, выс. 2 м). В древности эти территории населяли прибалт.-фин. племена – предки ижоры. С проникновением славян связывают распространение ср.-век. курганно-жальничных погребений. В XIII в. возник новгородский адм. центр и крепость Копорье (см. Копорская крепость).В XVII в. здесь, как и в др. р-нах Ингерманландии, селились выходцы из Финляндии (ингерманландские финны). На побережье Финского зал. находятся форты Красная Горка, Серая Лошадь, входившие в систему обороны Кронштадтской крепости. В память о воен. действиях, проходивших на терр. Л. р. во время Гражд. и Вел. Отеч. войн, установлены монументы, ряд из них входит в «Зеленый пояс Славы». К наиболее значимым архит. памятникам р-на относится Ропшинский дворцово-парковый ансамбль (пос. Ропша). Близость к СПб. определила возникновение большого числа помещичьих усадеб на терр. Л. р.: Воронина, Гостилицы, Копорье, Лопухинка, Усть-Рудица. С Л. р. связаны биографии ученых М.В. Ломоносова (см. Усть-Рудица), Н.И. Пирогова, И.П. Белавенца (см. Большая Ижора), писателей М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.В. Бианки, худ. И.Е. Репина. В г. Ломоносов (СПб.) находятся Ломоносовский историко-краеведческий музей, Ломоносовская библиотека центральная районная, Ломоносовская дет. б-ка; 22 б-ки работают в нас. пунктах. В районе имеется 22 дома культуры, Центр дет. творчества, театральная школа «Рубикон» (открыта в 2002), горнолыжный центр «Туутари-парк» на Дудергофских высотах. Издается газ. «Балтийский луч» (с 1931). Правосл. приходы действуют в гор. пос. Лебяжье, Большая Ижора, дер. Гостилицы, пос. Аннино, дер. Гора-Валдай (см. Троицы Пресвятой ц.), дер. Горбунки, с. Копорье. В дер. Иннолово в 1995 построена дерев. лютеранская ц. Свв. Апп. Петра и Павла (приход Хиетамяки Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии). На месте прежней приходской кирки в дер. Яльгелево (разрушена во время ВОВ) в 1997 установлен памятный крест. См. также: Ломоносовского района герб и флаг. Лит.: Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Ломоносовский район. СПб., 1999; Сайт газ. «Балтийский луч». – http://bluch.spb.ru/ А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Лужицкая складчина 2000 г (деревне Лужицы 500 лет) | |
Рубрики | |
Девиз праздника: "Нас мало, но мы есть!" На фото: • На праздник собралось более 300 человек • Староста деревни - Ягодников Ф.В. с праздничным пирогом "500" • Импровизированное выступление кракольских ваддя под руководством Цикало Е.И. • Ижорский ансамбль "Рыбачка" под руководством Костровой Е. Библиография: Ингерманландия : водь и ижора // http://www.vatland.ru/ | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Мобильный музей «Коренные народы Петербургской земли» | |
Рубрики | |
В середине декабря 2006 г. открылся интерактивный мобильный музей «Коренные народы Петербургской земли», созданный как просветительская передвижная выставка, которую можно развернуть в любом месте – от городских музейных залов до сельских клубов, школ, библиотек. Музей создан Петербургским обществом ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто» при поддержке комитета по молодежи и связи с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга. Его создавали представители коренных народов Петербургской земли – финнов, ижор и води. Всего в создании музея приняли участие более ста человек. Автор и руководитель проекта – научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН Ольга Конькова. 28 февраля 2007 года, в День Калевалы, музей открылся как выставка музея антропологии и этнографии. Музей содержит редкие бытовые вещи рубежа XIX – XX веков. На стендах размещены более тысячи уникальных фотографий и рисунков. Во время создания музея была проделана огромная работа по воссозданию народных костюмов ингерманландских финнов, води и ижор. Многие комплексы народной одежды были буквально воссозданы по отдельным фрагментам, сохранившимся в музеях Финляндии и Эстонии. Ярким дополнением, вызывающим небывалый интерес не только у детей, но и у взрослых служат жанровые кукольные сцены («Иванов день у финнов – эурямейсет», «Рождество у финнов-савакот» и др.). Деревянные куклы выполнены в народной технике, у них настоящие «финские» лица, а их народную одежду со всеми мельчайшими деталями и вышивками, сшили участники группы реконструкции одежды. Восхищение зрителей неизменно вызывает необычная карта расселения коренных народов Петербургской губернии – она выполнена настоящей ингерманландской мастерицей Лильей Шуваловой в старинной технике лоскутного шитья. Надписи на карте заслуживают особого внимания: для них был специально разработан шрифт на основе старинных ингерманландских знаков собственности – «талонмеркит». Понять историю и культуру Ингерманландии помогает и необычное музыкальное сопровождение: известный музыкант Н. Кочетков, работающий и с ингерманландским хором «Пиетрин куоро» и с фолькгруппой «Корпи», создал специальный диск, где шум моря сменяется старинными наигрышами на пастушьей трубе, а стук дождя перекрывается древними финскими и ижорскими песнями. Мобильный музей должен обогатить культуру Петербурга и Ленинградской области, раздвинуть горизонты нашей истории, включив в нее самобытную и пока малоизвестную культуру и историю коренных народов нашей земли. Библиография: 1. Митюрин Д. Наша инициатива // Соседи: Ингерманландия – история, культура, современность: [Сборник].[СПб.], 2002. – С. 9-11. 2. Сакса Л. Музей коренных народов Петербургской земли в Кунсткамере // Инкери. – 2007. - № 1. – С. 2-3. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Могильники ижоры | |
Рубрики | |
МОГИЛЬНИКИ ИЖОРЫ, сосредоточены на ее племенной терр. в басс. рр. Ижора и Нева и по юж. берегу Финского зал. (см. Ижора). Имеются сведения о 33 грунтовых могильниках. Раскопки производились в дер. Усть-Рудица Ломоносовского р-на, дер. Гамалово Кингисеппского р-на (XV–XVII вв), дер. Кирсино Кировского р-на (сер. XII – XIII вв.) Позднесредневековые грунтовые могильники исследованы на терр. СПб. Изв. находки украшений карельских типов XI–XIII вв. (дер. Колтуши, дер. Мишкино в междуречье рр. Мга и Назия, дер. Инкере-Войскорово в ниж. течении р. Ижора). Влияние карельско-ижорской культуры прослеживается в нек-рых древнерус. курганно-жальничных могильниках Ижорской возвышенности. В крепости Орешек в слоях XIV–XV вв. обнаружена серия украшений карельских типов, свидетельствующих о присутствии ижоры. К числу М. и. предположит. относят древнерус. могильник XIV–XV вв. в г. Гатчина. Археол. материалы подтверждают, что ижора отделилась от южнокарельских племен не ранее кон. I – нач. II тыс. н. э. Лит.: Рябинин Е.А. Ижора // Финны в Европе. Вып. 2. М., 1990. С. 31-41; Сорокин П.Е. Раскопки ижорских могильников в бассейне р. Невы // Записки Института истории материальной культуры РАН. № 1. СПб., 2006. С.94-111. К.М. Плоткин | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Население | |
Рубрики | |
НАСЕЛЕНИЕ. По данным переписи 2002 в Лен. обл. проживали 1669,205 тыс. чел.; по оценке на 1 июля 2005 – 1647,6 тыс. чел., в т. ч. гор. Н. – 1093,9 тыс. чел. (наиболее кр. города: Гатчина, Выборг, Тихвин, Волхов, Кириши, Кингисепп), сел. – 553,7 тыс. чел. Ср. размер сел. населенного пункта 150-170 чел., поселения с Н. более 500 чел. составляют 5% (сосредоточены на юге Лен. обл. и вблизи СПб.). В ХХ в. числ. Н. Лен. обл. увеличивалась, за исключением периодов Гражд. и Второй мировой войн. По переписи 1897 на терр. совр. Лен. обл. проживало ок. 1 млн. чел., в 1926 – 970 тыс. чел., в 1939 – 1200 тыс. чел., в 1959 – 1245 тыс. чел., в 1970 – 1399 тыс. чел., в 1979 – 1515 тыс. чел., в 1989 – 1659 тыс. чел. На рубеже XX–XXI вв. в Лен. обл. не произошло существенного сокращения числ. Н., чему способствовали иммиграция, так как смертность Н. превышала рождаемость. Так, в первом полугодии 2005 число умерших превысило число родившихся в 2,7 раза (соответственно, 17090 чел. и 6391 чел.). Ср. плотность Н. – 19,8 чел. на кв. км (сельского – 7 чел. на кв. км., что в 2,5-3 раза выше, чем в соседних Новгородской и Псковской обл.). Западные р-ны Лен. обл. традиционно являются более густонаселенными, чем восточные. Уже на рубеже XV–XVI вв. плотность нас. Ижорского погоста, включавшего земли Приневья, была 2,5-3 чел./кв. км. Большое влияние на размещение и занятость Н. Лен. обл. оказывает СПб., являющийся отд. субъектом РФ. В наст. время 39% трудоспособного Н. заняты в пром-сти, 34% – в сфере услуг, 18% – в сел. х-ве, 9% – на транспорте. Во втором квартале 2005 соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума увеличилось по ср. с уровнем 2004 (167,3% и 156,1% соответственно). 60,9% Н. имели доходы ниже среднедушевого дохода в целом по Лен. обл. За последнее тысячелетие этнический состав Н. Лен. обл. (преим. западной ее части) неоднократно изменялся. Не позднее VII в. в регион, заселенный финно-угорскими народами, проникли славяне. После Ореховецкого мирного договора 1323, установившего границу между Швецией и новгородскими владениями, в зап. (шведскую) ч. Карельского перешейка переселяются финны из Центральной Финляндии. В XVII в. после перехода Карельского перешейка и Ингерманландии в состав Швеции произошла миграция правосл. Н. (карелы, русские) в пределы России, опустевшие земли занимали финны-лютеране (см. Ингерманландские финны). В 1930-40-е в Лен. обл. проводились депортации этнические, затронувшие прибалт.-фин. Н. и немцев. Финны, проживавшие на терр. совр. Выборгского и Приозерского р-нов, переселились в Финляндию в ходе Сов.-финл. войны 1939-40 (в 1941-44 часть вернулась на прежние места расселения на короткий срок). В 1940-50-е проводилось организованное переселение русских (в меньшей степени белорусов) из др. областей СССР. В 2002 русские составили 1495,295 тыс. чел., ингерманландские финны – 7965 чел., вепсы – 2019 чел., карелы – 2057 чел., ижора – 177 чел., водь – 12 чел., эстонцы – 1409, немцы – 2372 чел. Среди остальных преобладают восточнославянские народы: украинцы – 41842 чел., белорусы – 26290 чел. В последние десятилетия увеличилась числ. и иных этнических общностей: татары составили 9450 чел., армяне – 5518, цыгане – 4573, азербайджанцы – 3855, чуваши – 2817, мордва – 2245, молдаване – 1977, башкиры – 1102, узбеки – 1001. Числ.ь остальных общин менее 1000 чел. На терр. Лен. обл. пребывают и нелегальные мигранты, не учитываемые официальной статистикой. Лит.: Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области. Л., 1992; Даринский А.В. География Ленинградской области. СПб., 1996. С. 64-71; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С 53-168. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
подробнее… | |
Общие сведения (водь) | |
Рубрики | |
Водь - самоназвание вадьялайн, живут в Ингерманландии, которая простирается от Санкт-Петербурга к западу до границы с Эстонией и к северу до Карельского перешейка между Ладожским озером и Финским заливом. В настоящее время водь проживает в нескольких деревнях в низовьях р. Луги. Относятся к беломорско-балтийской расе большой евоопеоидной расы. Водский язык, относящийся к прибалтийско-финской группе финно-угорских языков, имеет два диалекта: западный и восточный. Водь ("вожане") – древнейшее население Ингрии (Ингерманландии, Ижорской земли) начинает упоминаться в летописях с XI в.; с вхождения в состав Новгородских земель среди води постепенно распространяется православие. В источниках XVIII в. известны также как чудь. Водь, переселенная в XV в. Ливонским орденом на латышские земли, известна как кревинги. Сокращение численности води в средние века связано с войнами на территории Ингрии и постепенной ассимиляцией русскими и ижорой. Традиционные занятия - пашенное земледелие, рыболовство, лесные промыслы. С конца XIX в. усиливается отход в промышленные центры. В традиционной материальной культуре сильно русское влияние. Библиография: Информационный центр финно-угорских народов // http://www.finugor.ru/ Историко-культурный атлас Республики Коми. – М., 1997. Сородичи по языку. – Будапешт, 2000. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Одежда (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
Финны-ингерманландцы в целом держались довольно изолированно от коренного населения края – води, ижоры и местных русских. Женская одежда эвримейсет и савакот существенно различалась. Одежда эвримейсет имела локальные различия. Наиболее красивой считалась одежда в Дудергофе (Туутари). Женские рубахи имели нагрудный разрез сбоку, на левой стороне, а на середине груди трапециевидный вышитый нагрудник – рекко. Разрез застегивался круглой фибулой. Рукава рубахи были длинными, с манжетой у кисти. Поверх надевалась одежда в виде сарафана: синяя юбка, пришитая к лифу с проймами, сделанными из красного сукна. Голову девушки повязывали суконной лентой, украшенной белым бисером и оловянными нашивками. Женщины носили на голове так называемый хунту, небольшой кружок из белой ткани, укреплявшийся на волосах у пробора надо лбом. Волосы носили стриженные, девушки имели обычно короткие волосы с челкой. Православные замужние женщины носили уборы типа сороки с богато вышитым очерельем и небольшим «хвостом» сзади. Здесь девушки заплетали волосы в одну косу, а после выхода замуж – две косы, которые укладывались на темени венцом. Передник у эвримейсет был шерстяной полосатый, а в праздники – белый, украшенный красной вышивкой крестом и бахромой. Теплой одеждой служили белый или серый суконный кафтан и овчинные шубы. Летом носили «костоли» - полотняный кафтан длиной до бедер. Долго сохранялось ношение шитых из полотна (зимой из красного сукна) ноговиц, закрывающих голени. У женщин-савакот рубахи были с широкими рукавами, которые поддергивали до локтя. Рубаха имела разрез посреди груди, её застегивали на пуговицу. Поясной одеждой были пестрые юбки, часто клетчатые. В праздники поверх будничной юбки надевали шерстяную или ситцевую. С юбкой носили или безрукавый лиф или кофты, которые застегивались на талии и у ворота. Обязателен был белый передник. Широко использовались платки – головные и наплечные. В некоторых деревнях Западной Ингрии савакот перешли на ношение сарафанов русского типа. В конце XIX века во многих местностях эвримейсет стали переходить на сакотский тип одежды. Мужчины носили такую же одежду, как окрестное русское и карельское население. Суконные штаны, полотняную рубаху, серый суконный кафтан в талию с клиньями, расширяющими его от пояса. Праздничные высокие сапоги надевали и летом по большим праздником. Они служили определенным символом благосостояния. Наряду с войлочными шляпами носили и кепки, которые покупали в городе. Библиография: 1. www/hrono.ru/etnosy/ingerman.html 2. http:/www/finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ 3. http://vottovaara.ru/karelia/etnos/material.html 4. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482. 5. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). –Из содерж.: Российские финны. Гл. 1. Финны-ингерманландцы. – Хозяйственные занятия и материальная культура. – Одежда : с. 502-508. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Пасха (водь) | |
Рубрики | |
У ижоры (например, в д. Лужицы Кингисеппского района) в этот день приходили на кладбище и там поминали: приносили с собой яйца и крупу, которую рассыпали на могиле, а яйца или крошили на могиле или съедали сами прямо на кладбище (спиртное при этом не употребляли). Подобные обряды были характерны и для финнов. У води, а также у русских на Пасху кладбище как правило не посещали (информанты из Волосовского района указывают, что в этот день на кладбище ходили только староверы). Библиография: Киселев, С. Б. К вопросу о поминальной стороне календарных праздников населения Ингерманландии // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) – IV межведомственная научная конференция аспирантов и студентов. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1999. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Причети (вепсы) | |
Рубрики | |
Вепсы относятся к народам с особенно развитой формой причети, однако вепсские причитания, как и в целом фольклор вепсов, изучены пока недостаточно. Хотя первое же обращение к их исследованию привело к крайне любопытным выводам вепсская мелострофа (названный так структурно-интонационный феномен, зафиксированный в наиболее выразительной и однозначной форме именно в вепсской причети) не только бытует в фольклоре родственных народов (карел, ижор), но и совпадает по композиции и типу интонирования с напевами заонежских и пудожских былин. В связи с этим было высказано предположение об усвоении русскими сказителями вепсской мелострофы из песенной культуры западнофинских народов (вепсов, карел). Библиография: Строгальщикова, 3. И. Этнокультурные процессы в Карелии // http://vottovaara.ru/karelia/obrad/pogr.html | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Рунопевцы | |
Рубрики | |
РУНОПЕВЦЫ (фин. – runonlaulajat), исполнители нар. поэтических произв. у прибалт.-фин. народов (карел, ижор, води, вепсов), сказители (фин. runo – стихотв., руна). Репертуар Р. Ингерманландии отличался от карельской фольклорной традиции меньшим кол-вом архаических мотивов (мало мифологических сюжетов, заклинательной поэзии), распространением песен-легенд на библейские сюжеты, баллад, рекрутских, антикрепостнических, ист., лирических песен. Бытовали как тексты калевальской метрики, так и более поздние рифмованные песни. К кон. XIX в. большое распространение получили рифмованные песни-четверостишия (rekilaulu или rontyska/рёнтюшки), похожие на рус. частушки. Исполнение рун у прибалт.-фин. народов могло сопровождаться игрой на кантеле. На терр. Лен. обл. наиб. изв. Р. были ижоры Ларин Параске, Онтропо Мельников (Карельский перешеек), Мария Луукка (Зап. Ингерманландия). Среди фин. исследователей, к-рые собирали фольклор Р. у народов Лен. обл. – А.М. Шёгрен, Э. Лённрот, Д. Европеус, А. Алквист, А. Борениус-Ляхтеенкорва, А. Вяйсянен, Э. Сетяля. Лит.: Народные песни Ингерманландии. Л., 1974; Карху Э.Г. История литературы Карелии. Т. 1: Карельский и ингерманландский фольклор в историческом освещении. СПб., 1994. С. 139-195; Salminen V. Kertovien runojen historiaa: Inkeri. Helsinki, 1929; Salminen V. Runonlaulajat ja tietajat. Helsinki, 1931; Kuusi M. Maria Luukan laulut ja loitsut: Tutkimus lantisimman Inkerin suomalasiperinteesta. Helsinki, 1983. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
подробнее… |
1
2