Статьи / Октябрьская железная дорога
Дороги
Рубрики
ДОРОГИ. Дорожная сеть на терр. Лен. обл. исторически развита неравномерно: р-ны восточнее р. Волхов хуже обеспечены Д., поскольку основные экон., воен. и культурные центры всегда были сосредоточены на западе. В нач. ХХI в. плотность Д. в зап., прилегающих к СПб. районах, достигает 217 км на 1000 кв. км, тогда как на востоке (Тихвинский, Бокситогорский, Лодейнопольский р-ны) этот показатель в 2,5 раза меньше. В древности Д. служили водные пути: зимой по замершим рекам передвигались на санях (см. Гидрографическая сеть, «Путь из варяг в греки»). Развитие сухопутных путей связано с развитием государственности и городов. В ср. века водные и сухопутные пути (Лужский, Водский, по р. Волхов, Ладожскому оз., р. Нева) связывали Новгород с побережьем Балтики. С кон. XV в. они постепенно преобразуются в ямские «государевы дороги» до Копорья, Ивангорода (Ивангородская д.), Ладоги – Орехова – Корелы (с ответвлением к Тихвину и Олонцу). В XVII в. отмечены Д. Ниеншанц – Выборг с ответвлением на Кексгольм (Приозерск) и Ниеншанц – Нарва (в XVIII в. известна как Копорская д.). Наиболее густая сеть проселочных Д. сформировалась на Ижорской возвышенности – самом густонаселенном с.-х. р-не. С XVIII в. влияние на формирование дорожной сети оказывает СПб. В результате в зап. части Лен. обл. дорожная сеть приобрела радиальный характер: крупные Д. соединяют центр (СПб.) с различными пунктами периферии. Важнейшей становится трасса СПб. – Москва. Первая «большая перспективная дорога» СПб. – Москва через Старую Руссу, Ржев, Волоколамск была открыта в 1746 (участок от СПб. до Сосницкого яма – в 1742). Именно на ней были организованы почтовые ст. В XIX в. появились шоссейные Д., заменившие грунтовые на гл. направлениях (первой стала новая д. СПб. – Москва, построенная в 1817-35). В сер. XIX в. к разряду почтовых Д. относились Ковенское (ныне Киевское) ш., Нарвское ш., Архангелогородский тракт (д. через Шлиссельбург параллельно Ладожским каналам). В XX в. началось стр-во Д. для автомоб. транспорта, произошла практически полная замена брусчатки на асфальтовое покрытие. Стр-во новых Д. (в том числе и ж.-д. путей; см. Октябрьская железная дорога) и совершенствование уже существовавших способствовало повышению товарности сел. хозяйства, проникновению в деревенский быт элементов гор. культуры. В сов. период стр-во Д. было связано и с воен. целями: это т. н. «ворошиловские» Д., построенные в 1930-е на Сойкинском и Кургальском п-овах; две дугообразные Д., огибающие СПб. с юга и севера, неофициально наз. «бетонки» из-за использования при первоначальном покрытии бетонных плит (одна из них проходит от Большой Ижоры до Кировска, вторая – от Ушково до пос. им. Морозова). В 1970-90-е проводились многочисл. спрямления и расширения Д., строились Д., минующие населенные пункты (Мурманское ш. от СПб. до Ладожского моста, автотрасса «Скандинавия»), объездные Д. вокруг ряда городов (Гатчина, Кингисепп, Пикалево). В наст. время ведется стр-во кольцевой Д. вокруг СПб. Часть завершенного вост. полукольца проходит по терр. Всеволожского р-на. В 2004 протяженность д. общего пользования в Лен. обл. составила 10909 км (федеральных – 1245 км, территориальных – 9664 км). Плотность автодорог общего пользования в целом по обл. – 127 км на 1000 кв. км терр. (ср. показатель по России – 31 км на 1000 кв. км). Дорожное стр-во в Лен. обл. осуществляется в рамках региональной программы совершенствования и развития сети автомоб. дорог до 2020. Лит.: Дороги России. М., 1996; Селин А.А. Ивангородская дорога. СПб., 1996; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 346-365; Плоткин К.М. Русские и шведские источники XVII в. о путях сообщения Новгородской земли // Псков: Памяти Юрия Павловича Спегальского. 1909–1969. Псков, 1999. С. 176-202; Официальное представительство Лен. обл. – http://www.lenobl.ru/economics/transport А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Желязевич Рудольф Андреевич (1811-187?), архитектор
Рубрики
ЖЕЛЯЗЕВИЧ Рудольф Андреевич (1811–187?), архитектор, специалист по строительным конструкциям. Учился за границей. Акад. архитектуры (1842), проф. СПб. АХ (1845). Служил в Гл. управлении путей сообщения и публичных зданий (1832-54), ст. арх. деп-та жел. дорог. Участник сооружения Николаевского (ныне Московского) вокзала в СПб. (1844-51), автор образцовых проектов станционных зданий и инспектор стр-ва Николаевской ж. д. (см. Вокзалы железнодорожные, Октябрьская железная дорога). В СПб. построил здание Пассажа Н.М. Стенбок-Фермора (1846-48, перестроено в 1900-12), съезжий дом 4-й Адмиралтейской (Коломенской) части (1849-51) и др . Автор проекта здания ж. д. станции в Любани. Лит.: Архитекторы-строители Санкт-Петербурга сер. XIX – нач. ХХ вв.: Справочник / Под общ. ред. Б.М.Кирикова. СПб., 1996. С. 132; Зодчие Санкт-Петербурга. XIX – нач. ХХ вв. / Сост. В.Г. Исаченко. СПб., 1998. С. 995. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Журавский Дмитрий Иванович (1821–1891), архитектор
Рубрики
ЖУРАВСКИЙ Дмитрий Иванович (1821–1891), инженер, тайный советник (1876), лауреат Демидовской премии (1855). Окончил Ин-т корпуса инж. путей сообщения (1842). В 1842-50 участвовал в изысканиях, проектировании и стр-ве жел. дороги СПб. – Москва (см. Октябрьская железная дорога), в 1851-57 – С.-Петерб. – Варшавской и южных ж. д. В 1857-58 совм. с инж. А.С. Рехневским и П.П. Мельниковым произвел замену дерев. шпиля Петропавловского собора на железный. В 1871-76 участвовал в переустройстве Мариинской водной системы и Ладожских каналов. В 1877-84 дир. Деп-та жел. дорог Мин-ва путей сообщения. В 1883-89 член Совета этого мин-ва. Осн. труды в области строительной механики: разработал теорию дерев. ферм с жел. тяжами и применил ее к расчету мостов через рр. Веребья, Волга, Волхов и др. Член Рус. техн. об-ва (с 1866, с 1876 поч. ч.; в 1866-76 пред. его строительного отдела). Похоронен на Митрофаньевском кладб. в СПб. (могила не сохр.). Лит.: Ракчеев Е.Н. Дмитрий Иванович Журавский. М., 1984. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…