Могильники води
МОГИЛЬНИКИ ВОДИ. Погребальные памятники сев.-зап. води («чуди») исследованы Е.А. Рябининым в 1983-88 в быв. водском приходе Каттила (дер. Котлы Кингисеппского р-на). Древнейший тип представлен кам. могильниками I–III вв. К ним примыкают грунтовые могилы XII–XVII вв. с кам. оградками на поверхности. Погребальный ритуал характеризуется трупоположениями с зап. и вост. ориентировкой, порчей орудий труда. Жен. убор (нагрудные булавки и цепочки с привесками, орнаментация одежды спиральками, колечками, бляшками и др.) отражает локальные племенные традиции и имеет прибалт.-фин. облик. Славяно-рус. влияние прослеживается только в хоз. деятельности. Сев.-вост. водь, обитавшая на плодородных землях Ижорской возвышенности, оказалась в зоне массового сел. расселения словен и кривичей. В материалах древнерус. курганно-жальничных могильников XI–XV вв. можно проследить сближение чересполосно обитавших разноэтничных общин. Культурное влияние Новгорода способствовало формированию единой обл. культуры, что отразилось в элементах погребального ритуала и инвентаря. Юж. водь (предположит., «норова») обитала в cев.-вост. Причудье, между рр. Нарова и Плюсса. Древнерус. курганы распространяются здесь с XI–XII вв. В их культуре сочетаются славянские и прибалт.-фин. элементы. В теч. XII–XIII вв. под новгородским влиянием местные типы украшений заменяются общерусскими.
См. также: Водь.
Лит.: Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001
К.М. Плоткин
МОГИЛЬНИКИ ВОДИ. Погребальные памятники сев.-зап. води («чуди») исследованы Е.А. Рябининым в 1983-88 в быв. водском приходе Каттила (дер. Котлы Кингисеппского р-на).