Статьи
/
«Разорванное кольцо», мемориальный комплекс
Всеволожский район | |
Рубрики | |
ВСЕВОЛОЖСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2945,4 кв. км. Нас. – 215,2 тыс. чел. Адм. центр – г. Всеволожск. Включает г. Сертолово и шесть гор. пос. (Дубровка, им. Морозова, им. Свердлова, Кузьмоловский, Рахья, Токсово), 126 сел. населенных пунктов. Расположен в юж. и юго-вост. части Карельского перешейка. Граничит с СПб. и Приозерским р-ном. Юж. граница проходит по р. Нева, вост. – по побережью Ладожского оз. Образован в 1936 (выделен из состава Пригородного р-на Лен. обл.). Через р-н проходит автомоб. дорога СПб. – Мурманск, а также ж.-д. ветки, связывающие СПб. с Сортавалой и вост. р-нами Лен. обл. Сев. и юго-вост. части В. р. не имеют прямого трансп. сообщения (только через СПб.), т. к. проезд по Ржевскому полигону, находящемуся на терр. р-на, запрещен. Во В. р. расположены ст. метро «Девяткино» и аэропорт «Ржевка»; проходит часть вост. полукольца кольцевой автодороги вокруг СПб. В Новодевяткино и Кудрово планируется стр-во гор. поселений-спутников СПб. Ландшафт р-на разнообразен. Вост. и южн. часть занимают заболоченные равнины; к западу начинаются холмистые участки (Лемболовские высоты, Колтушская возвышенность), крайний северо-запад р-на представляет собой волнистую равнину, где начинаются рр. Охта, Сестра, Волчья. На терр. р-на созданы «Карельский перешеек», национальный парк и «Невский» лесопарк. Археол. находки во В. р. немногочисл. – это стоянки кам. века у оз. Лемболовского и Хепоярви, ср.-век. селище близ устья р. Морье. На рубеже I–II тыс. н. э. терр. района в осн. была заселена ижорами. В IX–XI вв. по этой терр. проходил «Путь из варяг в греки». В XVII в. р-н входил в состав Швеции. С 1708 – в С.-Петерб. губ. (с 1780 запад В. р. относился к С.-Петерб. у., восток – к Шлиссельбургскому у.). Значительную часть нас. составляли ингерманландские финны, наиболее компактно проживавшие в окрестностях Токсово и Колтушей. В XVIII–XIX вв. появляются многочисл. дворянские усадьбы (Вартемяки, Островки, Приютино, Пущина Горка, Рябово, Ириновка). С деятельностью физиолога акад. И.П. Павлова связаны Колтуши (см.: Павлова И.П. музей). В 1941-44 В. р. вместе с Ленинградом оказался в кольце блокады. Через район и г. Всеволожск проходила «Дорога жизни». В янв. 1943 с терр. В. р. началась операция войск Ленингр. фронта по прорыву блокады. О событиях воен. лет напоминают многочисл. монументы («Безымянная высота», «Разорванное кольцо» и др.), музеи «Дорога жизни», «Дорога Победы», «Невский пятачок». В р-не функционируют 13 домов культуры и др. объекты соц.-культ. сферы, учреждения среднего спец. образования: два проф.-техн. уч-ща и с.-х. колледж. Издается газ. «Всеволожские вести». В 1990-е началось восстановление правосл. храмов (см. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Мучениц ц. в дер. Вартемяки; Петра Афонского преподобного и Ольги Святой благоверной княгини ц. в дер. Морье). В 1997 построена дерев. ц. Свтт. Геннадия и Евфимия Новгородских на Ковалевском кладб. Центры приходов Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии находятся в Токсово и Колтушах (см. также: Лютеранская церковь Святой Екатерины в пос. Новосаратовка, Теологический институт Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии им. С.-Я. Лаурикалы). Лит.: Ивлев В.В. Всеволожский район Ленинградской области: Ист.-геогр. справочник. СПб., 1994; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 48-49; Всеволожск. Открытая книга. – http://www.vsev.net. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Всеволожского района герб | |
Рубрики | |
ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА ГЕРБ, официальный символ МО «Всеволожский район». Утвержден решением Собрания представителей Всеволожского р-на от 20 авг. 2001 № 67. Геральдическое описание герба: «В пересеченном червленом и лазоревом поле золотая парусная ладья и над ней в червлени серебряная дуга, выходящая снизу, расторгнутая посередине и слева пониженная». Зол. ладья в синем поле указывает на расположение р-на по берегам Ладожского оз. и р. Нева – древнейших водных путей. Серебр. дуга в красном поле напоминает очертаниями пам. «Разорванное кольцо» и указывает на роль р-на в годы ВОВ, когда по его терр. проходила «Дорога жизни». Внесен в Гос. геральдический регистр РФ под № 985. Лит.: Борисов И.В., Козина Е.Н. Геральдика России. М., 2005. С. 171. А.А. Трипольская | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
«Дорога жизни», памятники | |
Рубрики | |
«ДОРОГА ЖИЗНИ», ПАМЯТНИКИ. Единственная воен.-стратегическая трансп. магистраль, проходившая через Ладожское оз. и связывавшая в сент. 1941 – марте 1943 блокадный Ленинград со страной (официальное назв. – Военно-транспортная дорога). Память о «Д. ж.» увековечена в памятниках и мем. ансамблях, входящих в «Зеленый пояс славы». Первые пам. появились в 1950-е: в 1958 на берегу Ладожского оз. возведен обелиск в память о 101-й батарее, защищавшей «Д. ж.». Наиболее известные мемориалы построены в 1960-х. Каждый километр автомоб. (45 км) и ж.-д. (56 км) трассы отмечены мем. километровыми столбами (1967-70, арх. М.Н. Мейсель, И.Г. Явейн). Первый мем. закладной камень установлен на 9-м км (1965, арх. М.Н. Мейсель). В память о ленингр. детях на 3-м км трассы возведен мемориал «Цветок жизни» (1968; арх. А.Д. Левенков, П.И. Мельников). Подвиг летчиков, защищавших Л., увековечен в мемориале «Балтийские крылья», расположенном на 5-м км трассы (1968, арх. А.Д. Левенков). На 10-м км находится пам. «Румболовская гора» (1967; арх. П.Ф. Козлов, В.Н. Полухин). На вершине горы расположено мем. братское захоронение защитников Л., погибших на «Д. ж.» в 1941-43 или умерших от ран. На 17-м км, где в 1941-43 находилась зенитная батарея, сооружен монумент «Катюша» (1965; арх. А.Д. Левенков, П.И. Мельников и Л.В. Чулкевич). На 40-м км возведен мемориал «Разорванное кольцо» (1966; авторы В.Г. Филиппов, К.М. Симун). На 45-м км – мемориал «Ладожский курган» (1969), символическое братское захоронение моряков, водителей, курсантов воен.-мор. училищ, погибших на Ладоге в 1941-43. В 1970-е открылись новые пам.: мемориал «Стальной путь» (1972; арх. И.Г. Явейн, худ. Г.Д. Гликман) на ст. Петрокрепость – в память о подвиге железнодорожников; в комплексе «Ладожский курган» – памятник «Броня» (1975; арх. И.И. Павлов, скульп. А.В. Аристов). 12 сент. 1972 в пос. Осиновец открыт «Дорога жизни», музей. В 1980-е напротив крепости Орешек установлен обелиск «Дорога победы» (1983, арх. В.Н. Трофимов) – в память о первом поезде, отправленном в Л. после начала блокады. На 12-м км «Д. ж.» в 1983 восстановлен участок воен. трассы протяженностью 380 м с булыжным покрытием. Рядом – три мем. стелы. На одной из них указано официальное число эвакуированных из Л. по «Д. ж.»: 1,2 млн. чел. На ст. Ржевка установлена мем. стела «Регулировщица» (1986; скульп. Я.И. Имранов, Б.А. Изборский); в память об арт. обстреле 29 марта 1942 на здании ст. установлен барельеф (1990; арх. А.П. Чернов, скульп. А.А. Архипов). К 60-летию Победы большинство пам. отреставрировано. Идет стр-во новых мемориалов: в частности, 23 февр. 2006 в пос. Осиновец состоялось открытие закладной плиты пам. погибшим на Ладожском оз. Лит.: Достопримечательности Ленинградской области. Л., 1977; Лукьянов Ю.А. Рубежи стойкости и мужества. Л., 1985; Павлюченко В.Ф., Редькин П.Л. Музей «Дорога жизни». Л., 1988; Мелуа А. Блокада Ленинграда. М.; СПб., 1999; Семенова Т.М. «Каменная летопись» Великой Отечественной войны // Труды ГМИ СПб. Вып. 5. СПб., 2000. С. 324-343. Богданов Н. Мемориальный ансамбль «Дорога жизни». СПб., 2003. И.А. Карпенко | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
«Зеленый пояс Славы», комплекс мемориальных сооружений | |
Рубрики | |
«ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС СЛАВЫ», комплекс мем. сооружений на рубежах битвы за Ленинград 1941-44, созданный с целью увековечить память его героических защитников. Первое сооружение будущего комплекса появилось еще во время ВОВ – это стела между Лигово и Сосновой Поляной (1944; арх. К.Л. Иогансен, В.А. Петров); затем был поставлен обелиск на Петергофском ш. у развилки дорог на Красное Село и Петродворец (1946; те же авторы). В наст. время эти пам. входят в состав мемориала «Кировский вал» на терр. СПб. 23 июня 1956 опубликовано первое решение гор. пр-ва о стр-ве памятников героям обороны Ленинграда. В соответствии с ним были открыты: обелиск у Московского ш. (1957), ныне входящий в мемориал «Штурм» (арх. М.К. Меликова), гранитная стела на 32-м км Петергофского ш. (1961; арх. О.И. Соколова), позднее ставшая частью мемориала «Приморский». Идея о необходимости создания единого комплекса воен. мемориалов вокруг Ленинграда была высказана в 1965 и получила одобрение руководства города. Проект общей планировки мемориала разрабатывался в 1958-64 сотрудниками архит.-планировочного управления Ленгорисполкома и 1-й мастерской ин-та Ленпроект (в состав рабочей группы входили арх. Г.Н. Булдаков, В.Л. Гайкович, М.А. Сементовская). В основу планировки «З. п. с.» положен рубеж обороны, на к-ром в сент. 1941 были остановлены войска противника. Работу по уточнению линии фронта и мест дислокации войск провел Штаб ЛВО. Мемориал возводился «методом народной стройки», в его создании участвовали жители и крупнейшие орг-ции Ленинграда. Общая протяженность «З. п. с.» составила 200 км. Он подразделяется на неск. участков: 1) «Большое блокадное кольцо» (юж. берег Финского зал. в р-не Лигово – Пулковские высоты – севернее г. Пушкин – южнее г. Колпино – г. Кировск – правый берег Невы – зап. берег Ладожского оз. – дер. Верхние и Нижние Никулясы – пос. Васкелово – р. Сестра – сев. берег Финского зал.). На этой терр. расположены мемориалы «Кировский вал», «Пулковский рубеж», «Ополченцы», «Непокореные», «Штурм», «Ижорский таран», «Невский порог», «Невский пятачок», «Прорыв», «Безымянная высота», «Лемболовская твердыня», «Сад мира» и «Сестра». 2) «Малое блокадное кольцо» (г. Петродворец – Гостилицкое ш. – дер. Порожки – р. Воронка – дер. Керново). Он включает в себя мемориалы «Приморский», «Атака», «Якорь», «Январский гром», «Гостилицкий», «Дальний рубеж» и «Берег мужественных». 3) Зап. и вост. участки «Дороги жизни» (дер. Леднево – Кобона – Лаврово – Войкобало) с пам. «Цветок жизни», «Румболовская гора», «Катюша», «Разорванное кольцо», «Переправа», «Стальной путь» и мемориал «Кронштадский» на о. Котлин. В комплекс воен. мемориалов вошли разнообразные архит. произв., сочетающие в единой композиции скульптуру, памятные знаки и сохраненные или восстановленные оборонит. сооружения. Связующим звеном между пам., находящимися на больших расстояниях друг от друга, являются парки, мем. аллеи и скверы. Стр-во первых пам. «З. п. с.» завершено в 1965, в 20-ю годовщину Победы. На местах будущих мемориалов были поставлены закладные камни, высажены первые деревья. В том же году проекты, разработанные ленингр. арх. и скульп., были выставлены в Исполкоме Ленгорсовета, а в начале 1966 – в Доме архитектора. Стр-во мемориалов велось в неск. этапов. Первые были построены к 9 мая 1967. В кон. 1960-х – нач. 1970-х работы продолжались, большинство объектов было завершено к маю 1975 (30-я годовщина Победы). К этому времени на быв. линии фронта находилось свыше 80 пам., обелисков и иных сооружений. В качестве самостоят. элементов в состав «З. п. с.» включены братские воинские кладб. и захоронения, образцы воен. техники, здания и сооружения, отмеченные мем. досками (напр., здание в пос. Борисова Грива, где в 1941-42 располагался эвакопункт). В 1974 «З. п. с.» получил статус пам. истории республ. значения и был принят под охрану гос-ва. Его символическим центром является Монумент героическим защитникам Ленинграда, открытый 9 мая 1975 на пл. Победы в СПб. Стр-во продолжалось во второй пол. 1970-х – первой пол. 1980-х. В этот период совершенствовались уже построенные и создавались новые мемориалы, благоустраивалась прилегающая терр., высаживались деревья. Лит.: Лукьянов Ю.А. Рубежи стойкости и мужества. Л., 1985. С. 65-171; Ганшин В., Сердобольский О. Кольцо памяти, кольцо славы. Л., 1988. С. 60-118; Семенова Т.М. «Каменная летопись» Великой Отечественной войны // Труды ГМИ СПб. Вып. 5. СПб., 2000. С. 324-343. И.А. Карпенко | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |