Статьи
/
Ладожские каналы
Базен Петр Петрович (1786-1838), архитектор, ученый, педагог | |
Рубрики | |
БАЗЕН (Bazaine) Петр Петрович (Пьер Доминик) (1786–1838), инженер-строитель, механик, математик, педагог, чл.-корр. (1817) и поч. ч. (1827) СПб. АН, ген.-лейт. (1830). Выходец из Франции. С 1810 на рос. службе. В 1815-20 проф. Ин-та корпуса инж. путей сообщения, в 1824-34 его дир. С 1816 чл., в 1824-24 пред. К-та для строений и гидравлических работ. Автор ок. 30 проектов мостов, набережных, эллингов, гаваней, шоссе и др. объектов в СПб. и пригородах. В 1824-27 разработал проект защиты СПб. от наводнений с помощью плотины в Финском зал. (не осуществлен). Автор трудов по математике, транспорту и стр-ву. Разработал проект и руководил сооружением Шлиссельбургских шлюзов Ладожского кан. (1820-33), в т. ч. четырехкамерного шлюза при выходе старого русла канала в Неву, гранитной наб. открытого басс., Петровского моста «на колоннах» (см. «Ладожские каналы»), здания Гостиного двора в г. Шлиссельбург. Лит.: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С.272-279; Гузевич Д.Ю., Гузевич И.Д. Петр Петрович Базен. 1786–1838. СПб., 1995. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Гидрографическая сеть | |
Рубрики | |
ГИДРОГРАФИЧЕСКАЯ СЕТЬ. Более 19500 рек и 1800 озер (крупнейшие - Ладожское и Онежское) образуют Г. с. Лен. обл. Речная сеть густая и разветвленная. Исключение представляет Ижорская возвышенность, где густота речной сети самая низкая на Северо-Западе и Севере России (0,07 км/кв. км). Влияние Балтийского моря и большое кол-во внутр. водоемов определило климат обл. – переходный от континентального к морскому (более мягкий в зап. р-нах). Терр. области относится к басс. Балтийского моря, за исключением водоемов юго-вост. склона сев. отрогов Валдайской возвышенности, относящихся к Волжскому басс. (р. Чагода, Лидь, Колпь). Ср. уклон рек 20-40 см на 1 км пути. Порожистые реки встречаются на юго-западе и востоке обл. в местах пересечения отложений известняков ордовикского и карбонового плато (напр., Тосна, Саблинка). Для большинства рек характерно высокое половодье, т. к. в их питании осадки в виде снега занимают 50%, дожди – 30%, грунтовые и подземные воды – 20%. Однако пять самых кр. рек (Нева, Волхов, Свирь, Нарова, Вуокса) вытекают из озер, что обусловливает малую изменчивость их стока в течение года. На Валдайской возвышенности, где реки проходят через легкорастворимые горные породы, наблюдается явление ухода реки под землю в карстовые воронки и появление на поверхности через неск. сотен метров (р. Рагуша, Б. Пяльица и др.). Озера (без учета Ладожского) занимают ок. 14% терр. области (особенно богат озерами Карельский перешеек). Большинство озер области ледникового происхождения, также есть камовые, лагунные и пойменные озера, карстовые. К искусств. водоемам относятся водохранилища (крупнейшие – Нарвское на р. Нарова и Ивинское на р. Свирь).Среди болот преобладают верховые моховые болота (75% площади болот), образовавшиеся на плоских водоразделах и междуречьях (напр., Синявинское болото на водоразделе Тосны и Мги, Верестинский Мох на водоразделе Тосны и Тигоды, Ларьянское на водоразделе Тихвинки и Воложбы). Наименее заболочены Ижорская возвышенность и Карельский перешеек. Речная система издавна способствовала развитию торговли (см. «Путь из варяг в греки»). С XVIII в. началось стр-во каналов, хотя еще в XVI–XVII в. на Карельском перешейке такие попытки предпринимались швед. администрацией (см. Ладожские каналы, Сясьские каналы, Беломоро-Балтийский водный путь, Волго-Балтийский водный путь, Тихвинская водная система). Каналы способствовали экон. и культурному развитию ряда отдаленных районов обл. На реках строили мукомольные и пильные мельницы. В XX в. реки стали источником электроэнергии. В 1926 на р. Волхов построена крупнейшая Волховская ГЭС, на р. Свирь – Нижнесвирская (1933) и Верхнесвирская ГЭС (1952). Большая часть обл. достаточно обеспечена пресными подземными водами. На ее терр. – ок. 3000 артезианских скважин. В зап. р-нах наиболее значимы Гостилицкие, Ропшинские, Кипенские, Дудерговские, Таицкие, Пудостские, Хревицкие ключи, на востоке – источники Валдайского уступа, образованного Вепсовской возвышенностью и Тихвинской грядой (напр., ключ Гугоя в дер. Лукино Тихвинского р-на). Ключевая вода была использована и для устройства Петергофских фонтанов (см. Ропшинский канал). К минеральным водам относятся гидрокарбонатные кальциевые и магниевые (Дудергофские высоты, окрестности пос. Мга), сульфатно-натриевые (Волховский и Киришский р-ны, пос. Подборовье на р. Сясь), сероводородные (левый берег р. Мги, долины рр. Паши, Колпи), родоновые (устье р. Славянки, окрестности дер. Лопухинка, г. Выборг), железистые (долина Тосны). Реки и озера являются местом отдыха жителей СПб. и Лен. обл. На берегах водоемов расположены многочисл. туристические базы, организуются спорт. мероприятия, связанные с водными видами спорта (напр., водный туристический фестиваль «Вуокса» в Лосево). Лит.: Евгеньев Г. По рекам и озерам Ленинградской области. Л., 1962; ; Кириллова В.А., Распопов И.М. Озера Ленинградской области. Л., 1971; Ильина Л.Л., Грахов А.Н. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 255-311. А.Ю.Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Журавский Дмитрий Иванович (1821–1891), архитектор | |
Рубрики | |
ЖУРАВСКИЙ Дмитрий Иванович (1821–1891), инженер, тайный советник (1876), лауреат Демидовской премии (1855). Окончил Ин-т корпуса инж. путей сообщения (1842). В 1842-50 участвовал в изысканиях, проектировании и стр-ве жел. дороги СПб. – Москва (см. Октябрьская железная дорога), в 1851-57 – С.-Петерб. – Варшавской и южных ж. д. В 1857-58 совм. с инж. А.С. Рехневским и П.П. Мельниковым произвел замену дерев. шпиля Петропавловского собора на железный. В 1871-76 участвовал в переустройстве Мариинской водной системы и Ладожских каналов. В 1877-84 дир. Деп-та жел. дорог Мин-ва путей сообщения. В 1883-89 член Совета этого мин-ва. Осн. труды в области строительной механики: разработал теорию дерев. ферм с жел. тяжами и применил ее к расчету мостов через рр. Веребья, Волга, Волхов и др. Член Рус. техн. об-ва (с 1866, с 1876 поч. ч.; в 1866-76 пред. его строительного отдела). Похоронен на Митрофаньевском кладб. в СПб. (могила не сохр.). Лит.: Ракчеев Е.Н. Дмитрий Иванович Журавский. М., 1984. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Лава, р. | |
Рубрики | |
ЛАВА, река. в Кировском р-не. Дл. - 51 км. Вытекает из болот восточнее гор. пос. Назия, впадает в Ладожское оз. (бухта Петрокрепость). Топоним прибалт.-фин. происхождения (фин. laaja, lavea – широкий, просторный, обширный). По Л. проходила рус.-швед. граница в 1617–1702 (юридически до Ништадтского мирного договора 1721). Каньон, по к-рому Л. протекает при пересечении Ладожского глинта (ордовикского уступа) на участке между дер. Сассары и Подолье, является пам. природы. В каньоне на поверхность выходят отложения ордовикского и кембрийского возраста, сохр. редкие растения: папоротник голокучник Роберта, хохлатка промежуточная. Притоки – рр. Ковра, Сарья. Близ устья у дер. Лаврово река пересекается Староладожским и Новоладожским кан. (см. Ладожские каналы). А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Миних Христофор Антонович (Бурхард Кристоф) (1683-1767), граф, военный деятель, архитектор | |
Рубрики | |
МОНРЕПО, усадьба (г. Выборг, на берегу Защитной бухты Выборгского залива в сев.-зап. части о. Твердыш). Устройство парка на о-ве началось в 1760, когда эта местность стала имением воен. коменданта Выборга П.А. Ступишина. Для этого голые скалы были покрыты слоем плодородной земли и высажены лиственные деревья. Название (от mon repos (фр.) – «мой отдых») было дано усадьбе уже новым владельцем – принцем Фридрихом Вюртембергским, наместником Выборга в 1784-88. При нем был построен дерев. усадебный дом, продолжались работы в парке. В 1788 право на владение имением приобрел през. СПб. АН А.Л. Николаи. Последние 17 лет жизни он провел в М., здесь и похоронен в фамильном склепе. При следующем владельце, дипломате П.А. Николаи в 1820–1830-е М. достигло расцвета. Появились декорат. сооружения (ок. 70-ти), украсившие ансамбль (в частности, гранитный обелиск на скале). Усадебный дом перестраивался в 1820 в стиле рус. классицизма по проекту Ж. Мартинелли. В центральной гостиной находился 56-метровый живописный плафон «Марс и Венера» работы неизв. итал. худ. XVIII в. (похищен в нач. 1970-х); славилась коллекция живописи, скульптуры и старинного оружия. Во флигеле располагалась уникальная б-ка из 9000 томов (ныне в Хельсинкском ун-те). Редкое сочетание морских ландшафтов, скалистых бухт и декорат. построек привлекало в М. многих ценителей. О М. писали М.В. Севергин, А.П. Керн, Я.К. Грот и мн. др. Среди сохр. достопримечательностей: дерев. готические ворота (1830, арх. К. Энгель; воссозданы в 1982); замок Людвигштайн на о-ве; Храм Нептуна (1820-е, арх. А.И. Штакеншнейдер; воссоздан в 1990-е), источник «Нарцисс», колонна Павла I. В 1944 в М. разместился воен. госпиталь, в конце 1940-х – дом отдыха, в 1966-88 использовался как гор. парк. Начатая в 1973 работа по реставрации усадебного дома не завершена. С 1988 – Гос. историко-архитектектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо». Лит.: Кепп Е.Е. Выборг. Художественные достопримечательности. Выборг, 1992. С. 118-135; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 168-171. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Музей истории города Шлиссельбурга | |
Рубрики | |
МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРОДА ШЛИССЕЛЬБУРГА (г. Шлиссельбург, Фабричный о-в, 2а), муниц. музей, филиал «Музейного агентства». Осн. 18 июля 1990, первая экспозиция открыта в февр. 1997 в здании Культурно-спорт. комплекса «Невский». В музее представлены материалы по истории Орешка и Шлиссельбурга XIV–XX вв., о стр-ве Ладожских каналов, о Шлиссельбургской мануфактуре (1763–1941), Невском судоремонтно-судостроительном з-де. В музейных фондах св. 4500 ед. хр. Ср. кол-во посетителей – 1600 чел. в год. Лит.: Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Справочник / Авт.-сост. Ю.Б. Демиденко, Т.Н. Демиденко. СПб., 2002. И.А. Карпенко | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Новая Ладога, г. | |
Рубрики | |
НОВАЯ ЛАДОГА, город в Волховском р-не. Нас. 10 тыс. чел. Расположен в центральной части Лен. обл. на Приладожской низине, в устье р. Волхов, в 25 км к северу от г. Волхов. Адм. в состав города входят также пять сел. населенных пунктов на трассе Новоладожского кан. к западу от р. Волхов – Дубно, Кивгода, Креницы, Лигово и Сумское. Город расположен на п-ове Медведец, являясь пристанью на р. Волхов, Новоладожском кан. и Ладожском оз., а также узловым пунктом автомоб. дорог на СПб., Мурманск и Ярославль. Юж. побережье Ладожского оз. в р-не Н. Л. было освоено людьми не позднее эпохи неолита. В XV в. на месте совр. города существовал Медведский Никольский мон. Город осн. Петром I в сент. 1704 в устье р. Волхов как центр судостроения Юж. Приладожья. В первой четв. XVIII в. на Новоладожской верфи было построено ок. 160 судов. С 1719 Н. Л. в составе Ингерманландской губ., с 1727 – в Новгородской губ., с 1773 – центр одноименного уезда, к-рый в 1781 был присоединен к С.-Петерб. губ. В 1946-63 – центр одноименного р-на, затем в составе Волховского р-на; с 1997 – город обл. подчинения (отд. муниц. образование), с 2006 вновь в Волховском р-не. Город назван по противопоставлению древнему поселению Ладога, к-рая стала называться Старой. Наряду с переносом в Н. Л. адм. центра из Ст. Ладоги и Тихвина, по приказу Петра I сюда была переселена и часть жит. Через Н. Л. в XVIII–XIX вв. проложены трассы Староладожского и Новоладожского кан. До нач. XX в. город развивался как транзитный пункт на водном пути, торг., судостроит. и рыболовецкий центр. В связи с сооружением в нач. ХХ в. ж. д. СПб. – Вологда, трансп. значение каналов утрачивается, они используются для местных нужд. Во время ВОВ в Н. Л. находился центр управления Ладожской воен. флотилией, работали госпитали, судоремонтные мастерские. Планировка города связана с каналами и р. Волхов, по левому берегу к-рого осуществлялась застройка. На терр. Н. Л. расположен комплекс Медведского Никольского мон. Сюда входит Никольский собор (XVI в.) и ц. Иоанна Богослова (нач. – сер. XVII в.). В центральной части города сохранился ряд ист. зданий и сооружений. Пам. архитектуры являются здания быв. офицерского клуба и быв. казарма Суздальского полка (XVIII в.), дерев. Георгиевская ц. (1768), Климентовская ц. (1743). Сохр. корпуса кам. гостиного двора (1840-42; арх. Малинин). В быв. доме купца Тимофеева (сер. XIX в.) находится ист.-краевед. музей; в быв. доме купцов Костровых (XIX в.) – муз. школа. В Н.Л. работают три б-ки, Дом культуры, кинотеатр, Центр творчества юных, худож. школа, шахматный клуб «Ладога», картинная галерея, Центр детско-юношеского туризма и парусного спорта с детским яхт-клубом. Издается газ. «Голос Ладоги». На братском кладб. периода ВОВ сооружен обелиск в память погибших (1978); на доме, где жил в годы ВОВ команд. Ладожской воен. флотилией вице-адмирал В.С. Чероков, установлена мем. доска (1977). В 1985 сооружен мемориал Ладожской флотилии из тральщика «ТЩ-100» и буксирного парохода «Харьков». В 2004 установлен бюст Петра I. Лит.: Рыкованов В.А., Сметана К.П. Новая Ладога: Ист.-краевед. очерк. СПб., 1994; Федосеева Л.Б., Кузьмина Е.В. Новая Ладога: Ист. очерк. Путеводитель. СПб., 1994; Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004; Три века Новой Ладоги // История Петербурга. 2004. № 4 (20). С. 47-52. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Промышленная архитектура | |
Рубрики | |
ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА. Изучение конструктивных и функциональных особенностей производственных сооружений с точки зрения их эстетической выразительности началось сравнительно недавно. На материале Лен. обл. подобных иссл. пока не предпринималось. Немногочисл. дошедших до нашего времени построек пром. назначения XVIII–XIX вв. объясняется, в первую очередь, необходимостью реконструкции и обновления действующего произ-ва. К старейшим техн. сооружениям на терр. области можно отнести Староладожский (Петровский) кан., стр-во к-рого было начато в 1719. Канал протяженностью 104 версты шел параллельно юж. берегу Ладожского оз. Гл. роль в его устройстве сыграл Б.К. Миних, руководивший стр-вом в 1724-31. В р-не г. Новая Ладога сохр. облицованные гранитом вход (т. н. Екатерининское устье) и три водоспуска (Красношлюзный, Кривоколенный и Белозерский), устроенные при реконструкции канала в 1764-67. В 1861-67 прорыт Новоладожский (Александровский) кан., так же, как и Петровский, соединяющий Новую Ладогу с г. Шлиссельбург. Сохр. мост «на колоннах» и четырехкамерный гранитный шлюз на выходе старого кан. в Неву (1836, арх. П.П. Базен). Логичность и ясность формы отличают сохр. до нашего времени пам. раннего классицизма – здание Бумажной фабрики в пос. Ропша (1788-94, арх. Ю.М. Фельтен). Примечательны два рабочих пос., застраивавшиеся в XIX в. Один из них находится в г. п. Дружная Горка, главную улицу к-рого образуют добротные дерев. дома, строившиеся для мастеров-стеклодувов з-да Ритинга (осн. в 1801). До недавнего времени сохранялось здание заводской конторы (1862; полностью сгорело в 1998). Другой – пос. «Парусинка» в юж. части г. Ивангород – комплекс корпусов льноджутовой ф-ки А.Л. Штиглица и кирпичных жил. домов, построенных им для для рабочих в 1850-е. Выдающимися пам. своего времени являются комплексы первых сов. электростанций, сооруженные по проектам Г.О. Графтио, – Волховская (1926) и Нижнесвирская (1933) ГЭС. Обе они – яркие образцы конструктивизма. К этому же ряду можно отнести и 8-ю ГРЭС – тепловую электростанцию, работавшую на торфе (начата сооружением в 1929). Ее стр-во положило начало совр. г. Кировск. Ее прямоугольные корпуса в четком ритме вертикальных членений соединены в динамичной композиции, силуэт к-рой определяют семь труб, видных издалека в панораме левого берега Невы. Не менее выразителен комплекс мельничного и хлебного комбината на Морской наб. в г. Выборг (1931, арх. Е. Хуттунен) с мощными вертикалями цилиндров элеватора. В 1932 в г. Волхов вошел в строй первый в стране алюминиевый з-д. Электролизный цех, фасад к-рого разбит ячейками прямоугольных оконных проемов, построен в монолитном железобетоне по проекту Н.Е. Лансере. Крупнейшие стройки послевоен. времени в Лен. обл.: комб-т «Фосфорит» в г. Кингисепп (первая очередь – 1963), Киришский нефтеперерабатывающий комплекс (с 1966), Ленинградская атомная электростанция в г. Сосновый Бор (первый блок – 1973). Масштабы этих сооружений, при их принципиальной технологичности и функционализме, поражают своим размахом и придают определенный знаковый характер местам их расположения. Лит.: Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А. Орлова. Л., 1977; Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга. Л., 1977. С. 198-199; Промышленность Ленинградской области. История и современность. СПб., 2000; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Гатчина, 2003; Штиглиц М.С., Лелина В.И. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. СПб., 2003. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Скорняков-Писарев Григорий Григорьевич (1686-1747), архитектор | |
Рубрики | |
СКОРНЯКОВ-ПИСАРЕВ Григорий Григорьевич (1686–1747), военный инженер, ген.-майор (1722). В качестве пенсионера Петра I учился математике в Берлине. В 1718-21 руководил сооружением Лиговского кан. в СПб. (засыпан в 1891). В 1719-23 строил по своему проекту Ладожский кан. (см. Ладожские каналы). Президент С.-Петерб. мор. академии (с 1719), обер-прокурор Сената (1722-27). Сослан на Камчатку (1727), руководил стр-вом Охотского порта (с 1731). Вернулся в СПб. в 1743. Соч.: Наука статистическая или техника. СПб., 1722. Лит.: Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII в. СПб., 1997. С.995. А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Старая Ладога, с. | |
Рубрики | |
СТАРАЯ ЛАДОГА (до 1704 – Ладога), село в Волховском р-не. Нас. – 2200 чел. Находится на левом берегу р. Волхов при впадении р. Ладожка (Елена). Топоним прибалт.-фин. происхождения – Alodejogi (Нижняя река), в скандинавской традиции – Aldeigja/Aldeigjuborg. На осн. данных дендрологического анализа археологи датируют основание Ладоги 753 годом. В эпоху раннего Средневековья – кр. торг. поселение на «Пути из варяг в греки», где контактировали славяне, прибалт.-фин. народы, скандинавы (варяги-викинги). Впервые упоминается в летописи под 862 в связи с призванием на княжение Рюрика (в 862-64 Ладога была его резиденцией, что позволяет считать С. Л. первой столицей Руси). В окрестностях С. Л. – мн. курганных погребений, наиб. изв. – сопка Олегова могила. Сохр. Староладожская крепость, на базе к-рой создан Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. В XII в. в С. Л. развернулось кам. стр-во, пл. посада достигла 14-15 га. В XVIII в. в связи с осн. в 1704 Новой Ладоги, куда перевели все адм. учреждения, и стр-вом Ладожских каналов С. Л. потеряла экон. значение, она становится сел. поселением. В С. Л. сохр. многочисл. культовые постройки: комплексы мон.: Староладожского Иоанно-Предтеченского, Староладожского Николаевского, Староладожского Успенского; находящиеся на терр. крепости цц. Георгия Победоносца Великомученика, Дмитрия Солунского Великомученика. В XV–XVII вв. в С. Л. также находились Горицкий Христорождественский мон. (последнее упом. в 1624), Симеоновский Староладожский мон. (разорен в Смутное время). На терр. С. Л. близ Успенского мон. в XVIII – нач. XX в. находилась усадьба Успенское. В С. Л. бывали худ. О.А. Кипренский, И.К. Айвазовский, Н.К. Рёрих, Б.М. Кустодиев. С XIX в. в С. Л. ведутся археол. раскопки (см.: З. Доленго-Ходаковский, Н.Е. Бранденбург). В селе работают дом культуры, б-ка. В 2003 прошли торжественные мероприятия, посвященные празднованию 1250-летия С. Л. В последние годы возрос поток туристов, посещающих С. Л., что отразилось на развитии инфраструктуры (открываются кафе, гостиницы). С 2005 в С. Л. проводится междунар. воен.-ист. фестиваль по эпохе раннего средневековья «Старая Ладога». Село находится на терр. комплексного регионального пам. природы «Староладожский» (создан в 1976, пл. 220 га), в к-рый входят геол. обнажения ордовика на р. Волхов, Староладожская и Таничкина пещеры, образовавшиеся при добыче кварцевого песка для стекольного произ-ва. Длина ходов Таничкиной пещеры превышает 7,5 км, в ней находится крупнейшая в Лен. обл. зимовка летучих мышей. Лит.: Ладога и ее соседи в эпоху Средневековья. СПб., 2002; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога. Древняя столица Руси. СПб., 2003; Селин А.А. Ладога при московских царях. СПб., 2003; Ладога – первая столица Руси. 1250 лет непрерывной жизни. СПб., 2003; Сайт «Старая Ладога». – http://oldladoga.spb.ru/; http://www.oldladoga.ru/166.html А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Шлиссельбург, г. | |
Рубрики | |
ШЛИССЕЛЬБУРГ (в 1944-92 – Петрокрепость), город в Кировском р-не. В 1996–2005 – отд. муниц. образование. Нас. – 12,4 тыс. чел. Расположен у истока р. Нева, на ее левом берегу. Ш. связан автобусным сообщением с Кировском и СПб. Ближайшая ж.-д. ст. Петрокрепость находится на правом берегу Невы, в период навигации перевоз осуществляют теплоход и частные катера. Начало Ш. положила крепость Орешек, построенная новгородцами в 1323 (здесь в 1323 был заключен Ореховецкий мирный договор, определивший рус.-швед. границу на Карельском перешейке). В швед. период Орешек, переименованный в Нотебург (Ореховый город), – центр Нотебургского лена Ингерманландии. В 1702 Орешек отвоеван Петром I, переименован в Шлиссельбург («Ключ-город»), получил статус города. В 1780 Ш. – уездный гор. С.-Петер. губ. В 1784 разработан первый ген. план Ш., предусматривающий создание регулярной планировки. Во время Вел. Отеч. войны в 1941-43 Ш. был оккупирован, сильно пострадал во время боев (крепость Орешек оставалась под контролем сов. войск). В янв. 1943 в р-не Ш. была прорвана блокада Ленинграда. В 1763 в Ш. возникло ситценабивная ф-ка, впоследствии – Шлиссельбургская мануфактура, к-рая работала до 1941. Ныне Ш. – центр судостроительной и судоремонтной промышленности. В гор. находятся Невский судостроит. и судоремонт. з-д, опытный судостроит. з-д «Нордстрой», Охтинская верфь (стр-во и ремонт яхт и катеров водоизмещением до 100 т). Работает швейная ф-ка «Волна». В Ш. начинаются Ладожские каналы. У выхода в Неву Староладожского кан. сохр. гранитная наб., четырехкамерный шлюз (1836) и Петровский мост на колоннах (1824-32), на Малоневском кан. в 1839-41 построен Горбатый мост, по к-рому в XIX в. проходила Архангелогородская дорога. Работы по перестройке шлюзов Ладожского кан. в 1820-е изображены на литографиях худ. К.П. Беггрова. Пам. культовой архитектуры Ш. являются Благовещения Пресвятой Богородицы собор (к нему приписана часовня в честь Казанской иконы Божией Матери перед вост. фасадом собора), Николая Чудотворца Святителя ц., на терр. крепости Орешек – Иоанна Предтечи Рождества собор. В 1909-10 в Ш. был построен кам. католический храм Воздвиженья Креста Господня (закрыт в 1930-е, взорван в 1978). В 1957 в сквере у пристани установлен пам. Петру I (по модели скульп. М.М. Антокольского). Работают Шлиссельбургская библиотека городская, Музей истории города Шлиссельбурга, Лен. обл. мор. лицей, дет. худож. школа, культурно-спорт. комплекс «Невский», в здании к-рого размещаются концертный зал, дет. муз. школа. В крепости находится Шлиссельбургская крепость «Орешек», музей. Издается газ. «Невский исток». См.: Шлиссельбурга города герб, Шлиссельбургская крепость. Лит.: Новорусский М.В. Путеводитель по Шлиссельбургу. М.; Пг., 1923; Гоголицын Ю.М., Гоголицын Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 272-279; Официальное представительство администрации г. Шлиссельбург. – http://www.shlisselburg-lenobl.ru/ А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |