Статьи
/
«Кобона: Дорога жизни», музей
Кировский район | |
Рубрики | |
КИРОВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2590,9 кв. км. Нас. – 97,0 тыс. чел. Расположен в центральной части Лен. обл., на севере ограничен побережьем Ладожского оз., на северо-западе и западе граничит с Всеволожским р-ном, на западе – с СПб., на юго-западе – юге с Тосненским, на юго-востоке – с Киришским, на востоке и северо-востоке – с Волховским р-нами. Образован 1 апр. 1977 из смежных частей Тосненского и Волховского р-нов. В состав К. р. входит 102 сел. населенных пункта, объединенных в 3 сел. поселения, а также 8 гор. поселений, в т. ч. гг. Отрадное и Шлиссельбург, гор. поселки Мга, Назия, Павлово, Приладожский, Синявино. Адм. центр – г. Кировск. По северу р-на проходит автомоб. трасса СПб. – Новая Ладога, сеть дорог местного значения более развита на западе и востоке. Через р-н пролегают ж.-д. линии, наиболее важными из к-рых являются пути из СПб. на Волховстрой и Кириши. По р. Неве и Новоладожскому кан. осуществляется водное сообщение. В археол. отношении терр. района мало исследована. Вероятно, ее заселение относится к эпохе неолита, хотя обнаружены лишь пам. ср.-век. периода. Топонимия прибалт.-фин. происхождения свидетельствует о дославянском нас. региона. С XIV в. начинается славянское освоение края, в истоке Невы в 1323 появляется крепость Орешек. В XVII в. регион находился в приграничной полосе между Швецией и Россией. В XVIII в. здесь строится Ладожский кан., возникают дворянские усадьбы, в XIX в. сооружается Новоладожский кан., в ХХ в. происходит интенсивное пром. развитие, возникают гор. поселения, формируются дачные массивы жит. Ленинграда. В период ВОВ в 1941-43 на терр. р-на велись кровопролитные бои. В К. р. имеется ряд архит. пам. Наиболее древним из них является крепость Орешек (см. Шлиссельбургская крепость). К XVIII в. относится здание почтовой ст. Пелла в г. Отрадное (см. Пелла, дворцовый ансамбль). Сохр. правосл. храмы XVIII–XIX в., в т. ч. Никольская ц. в дер. Верола и Николая Чудотворца Святителя церковь в дер. Кобона, ц. Тихвинской Божьей Матери в с. Путилово. Пам. гидротехники являются Ладожские каналы. В р-не 39 монументов, обелисков и братских захоронений, связанных с событиями ВОВ, в т. ч. «Невский пятачок», музей, обелиск в честь встречи воинов Волховского и Ленинградского фронтов во время прорыва блокады 18 янв. 1943. На терр. р-на действует «Прорыв блокады Ленинграда», музей-заповедник; в дер. Кобона находится Прокофьева А.А. музей. В К. р. работает 22 учреждения культуры, в т. ч. Кировская библиотека центральная межпоселенческая с 17 филиалами, 6 дет. муз. и худож. школ, имеется парк культуры и отдыха. Успешно развивается сфера туризма. См. также: Кировского района герб и флаг. Лит.: Аркадьев В. Кировск. Л, 1974; Даринский А.В. Ленинградская область. Л., 1975. С. 214-218; Кировск: Фотоальбом. Л., 1979; По Неве и Волхову. СПб., 1982; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 62-63; Информационный портал Кировского района. – http://www.kirovsk-online.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=28 С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Кобона, дер. | |
Рубрики | |
КОБОНА, деревня в Кировском р-не. Нас. – 133 чел. Расположена при Ладожских кан. на берегу Ладожского оз., в устье р. Кобонка. Топоним происходит от hapana (фин.) – гнилой. Упоминается в Новгородской писцовой книге 1499/1500. В 1568-69 упоминается ц. Свв. Мчч. Фрола и Лавра. Исторически нас. К. занималось рыболовством. С XVIII в., после прокладки Ладожского (Староладожского) кан., жители К. и соседних прибрежных поселений в осн. занимались торговлей. В период ВОВ в 1941-44 К. являлась важным трансп. узлом на «Дороге жизни»; здесь находился порт, к к-рому была подведена ж.-д. ветка, а также эвакуационный пункт. В К. создан музей «Кобона: Дорога жизни», в 2001 установлен памятный поклонный крест в честь 60-летия открытия «Дороги жизни». В К. родился и вырос поэт А.А. Прокофьев, в 1980-е создан Прокофьева А.А. музей. Действует ц. Николая Чудотворца Святителя. Окрестности К. – популярное место среди любителей рыбалки. Лит.: Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004. С. 89-141. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Октябрьская железная дорога | |
Рубрики | |
«ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА», федеральное гос. унитарное предприятие. Протяженность путей – более 10 тыс. км (в 2003 эксплуатационная дл. путей составила 10143 км, развернутая дл. – 13168,8 км). Проходит по терр. СПб., Ленингр., Новгородской, Псковской, Тверской, Московской, Вологодской, Мурманской обл. и терр. Республики Карелия. Связывает Петерб., Выборгский, Мурманский, Кандалакшский мор. порты, порты Сев.-Зап. речного пароходства. Крупнейший узел – СПб. В 2003 в состав О. ж. д. входили 750 ст., 25 локомотивных депо, 15 грузовых вагонных депо, 5 пасс. вагонных депо. Образована приказом НКПС №1313 от 27 февр. 1923, согласно к-рой Николаевская ж. д. (линия Петроград – Москва) была переименована в О. ж. д. Первым пред. Правления О. ж. д. (1923-28) стал П.Е. Безруких. Постепенно в состав О. ж. д. включались отдельные ж.-д. линии Северо-Запада России. В 1940-42 и 1947-53 функционировала самостоятельная Ленингр. ж. д. (линии Л. – Нарва, Л. – Пыталово, Л. – Сущево, Л. – Мга, Л. – Усть-Луга). В 1959, после включения в состав О. ж. д. Кировской ж. д. (включала линии Лен. обл. восточнее Мги, Карелии, Мурманской обл.), все ж.-д. пути Лен. обл. перешли в подчинение О. ж. д. Совр. терр. О. ж .д. сформировалась в 1961. На терр. Лен. обл. и СПб. ж.-д. стр-во началось в 1830-е. В 1837 открыта первая жел. дорога России, соединившая СПб. и Царское Село, в 1838 она продлена до Павловска. Далее последовало стр-во линии СПб. – Москва (построена в 1843-51); Варшавской ж. д. (1853, СПб. – Гатчина – Луга); Петергофской ж. д. (1857); Финляндской ж. д. (1870, СПб. – Выборг – Рихимяки); Балтийской ж. д. (1870, Гатчина – Нарва); Ириновской ж. д. (1892); Сестрорецкой ж. д. (1894), линии СПб. – Мга – Званка (Волхов) – Вологда (1906). В Выборгской губ. Вел. княжества Финляндского были построены ветки: Выборг – Антреа (Светогорск) – Иматра (1892), Антреа – Хиитола – Сортавала (1893), Тюрисевя (Ушково) – Койвисто (Приморск) (1916), Хиитола – Рауту (Сосново) (1917). В 1914 построен ж.-д. мост через Неву. В 1920–1930-е строились жел. дороги для обслуживания воен. объектов в приграничных р-нах: ветка Ораниенбаум – Котлы – Веймарн (1926), Котлы – Усть-Луга (1931; участок Усть-Луга – Кургальский п-ов не сохр.), Веймарн – Сланцы (1940), Веймарн – Чудово – Будогощь (не сохр.). Строились многочисл. узкоколейные жел. дороги для обслуживания торфоразработок. В 1933 был электрифицирован участок Ленинград – Лигово – Ораниенбаум, в 1935 – Лигово – Красное Село, в 1936 – Красное Село – Тайцы, в 1937 – Тайцы –Гатчина-Балтийская. Работы по электрификации продолжаются в наст. время. В 1996 электрифицирован участок Волховстрой – Лодейное Поле, в 2000 – Волховстрой – Тихвин, в 2001 – Тихвин – Бабаево. Неэлектифицированными остаются пути в зап. р-нах Лен. обл. (Гатчина – Ивангород, Веймарн – Сланцы – Гдов, Веймарн – Калище). В годы ВОВ работники О. ж. д. участвовали в снабжении блокадного Ленинграда. Зимой 1941-42 была построена ж.-д. ветка к порту в дер. Кобона (Войбокало – Кобона – Коса, действовала до 1943). После прорыва блокады в 1943 за 17 суток была построена ветка Поляны – Петрокрепость через Неву, получившая назв. «Дорога победы» (действовала до марта 1944). В 2003 в ведении О. ж. д. находился 41 объект соц.-культ. сферы в разных регионах России (в т. ч. санаторий-профилакторий «Мельничный ручей» во Всеволожском р-не). В СПб. расположен Центральный музей О. ж. д. (открыт в 1979), в Лен. обл. на ст. Петрокрепость – музей «Дорога победы», в дер. Кобона – музей «Кобона: Дорога жизни». С 1933 издается газ. «Октябрьская магистраль». Лит.: Магистраль имени Октября. М., 1990; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 351-361; От Царскосельской до Октябрьской: История. Развитие. Перспективы. СПб., 2003. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
«Прорыв блокады Ленинграда», музей-заповедник | |
Рубрики | |
«ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА», музей-заповедник (дер. Марьино, Кировский р-н). Осн. в 1985. Центром музейной экспозиции (открыта 7 мая 1987 в пандусе Ладожского моста через Неву) является диорама, посвященная прорыву блокады Ленинграда в янв. 1943. Создатели диорамы – участники Ленинградской битвы худ. Ю.Н. Гариков, Л.В. Кабачек, Б.В. Котик, Н.М. Кутузов, Г.К. Молотеннинов, Ф.В. Савостьянов, В.И. Селезнев. Наряду с музеем-диорамой в состав заповедника входят мем. комплекс «Невский пятачок» в 3 км южнее дер. Марьино, воинский мемориал «Синявинские высоты» и «Место встречи двух фронтов» (войск Ленингр. и Волховского фронтов в р-не рабочих пос. №1 и №5). Филиалами музея также являются Выставочный зал в г. Кировске (Пионерская ул., 1), музей «Кобона: Дорога жизни», мем. братские захоронения в г. п. Назия и пос. Старая Малукса. В музейных фондах св. 9 тыс. ед. хр. Ср. кол-во посетителей в год – более 100 тыс. чел. Лит.: Джигарханян М.Б. Подвиг, запечатленный на века // Ленинградская панорама. 1986. №1. С.8-11; Туристский путеводитель по Ленинградской области. М.; СПб., 2003. С.101, 232-233; Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда». – http://oblmuseums.spb.ru/rus/museums/16/info.html А.Д. Марголис | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |