Библиография / Казнаков В. Исторический очерк Ладожских каналов Старого и Нового. СПб., 1873.
Дубно, дер.
Рубрики
ДУБНО, деревня в Волховском р-не. Нас. – 38 чел. Находится в 18 км от г. Новая Ладога, к-рой Д. подчинена административно. Расположена на Староладожском и Новоладожском кан. у юж. побережья Ладожского оз. Известна с нач. XVIII в. как одно из поселений на трассе стр-ва Ладожского обводного кан. (см. Ладожские каналы). В 1724 в Д. бывал Петр I. До кон. XIX в. здесь хранился ботик, на к-ром имп. прошел от Новой Ладоги до Д. На Староладожском кан. имеется гидротехн. пам. XVIII в. – кам. шлюз с водоспуском. В поселении сохр. полуразрушенное кирпичное здание ц. Покрова Пресв. Богородицы (1761-64) с приделами свят. Николая и Всех Святых (закрыта в 1939). В связи с тем, что дер. расположена между каналами, в ней сложилась улично-рядовая планировка. Традиционная застройка сочетается с совр. дачными коттеджами. Сообщение с соседними населенными пунктами осуществляется по Новоладожскому кан. Лит.: Казнаков В. Исторический очерк Ладожских каналов Старого и Нового. СПб., 1873. С. 2-6; Егоров С.Б. Рыболовы Южного Приладожья (Полевые материалы 1998 г.) // Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Материалы научной конференции 13-15 ноября. Ч.2. Великий Новгород, 2000. С. 123-128. С.Б. Егоров
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ладожские каналы
Рубрики
ЛАДОЖСКИЕ КАНАЛЫ. Соединяют устье р. Волхов и исток Невы, проходят вдоль юж. побережья Ладожского оз. Существуют два канала – Староладожский и Новоладожский. Стр-во канала было вызвано необходимостью иметь надежный водный путь в обход труднопроходимой Ладоги, на к-рой гибло множество судов (до трети от общего кол-ва). Указ о начале стр-ва был издан Петром I 18 нояб. 1718. Для обеспечения сооружения канала был установлен особый общеимперский подворный налог. Из-за недостатка вольнонаемных рабочих в стр-ве активное участие принимали воинские подразделения. Первоначально работами руководил Г.Г. Скорняков-Писарев, в 1723 на его место назначен гр. Х.А. Миних. Петр I лично инспектировал сооружение канала в 1723 и 1724. С 1724 кол-во рабочих на стр-ве было увеличено с 16 до 25 тыс. чел. В 1731 канал, названный им. Петра Великого был введен в эксплуатацию. Он стал частью Вышневолоцкой водной системы, сооруженной к 1709. Дл. канала составляла ок. 111 км, шир. – более 20 м, глубина – св. 2,4 м. Укрепления берегов были выполнены из фашин, дерева и дикого камня. Кан. отходил в 4 км от устья Волхова и соединялся с Невой в 1 км от истока. Между рр. Кобона и Волхов вдоль кан. были созданы спец. водохранилища, т. н. «резервы» для поддержания необходимого уровня воды. При них, а также на местах соединения кан. с Невой и Волховом были устроены шлюзы с водоспусками. В 1766–1802 к северо-востоку от Ладожского кан. до устья р. Сясь был прорыт Сясьский кан., а в 1802-10 он был продолжен до устья р. Свирь, став частью Мариинской водной системы. В 1820–1830-е прошла реконструкция нек-рых гидротехн. сооружений (шлюзов и водоспусков). В 1861-66 из-за обмеления старого канала ближе к береговой линии был прорыт новый безшлюзовый канал, получивший имя имп. Александра II. Его открыли 1 сент. 1866. Прежний канал стал называться Староладожским, а вновь сооруженный – Новоладожским. Новый кан. принял на себя осн. нагрузку по транспортировке грузов, а старый использовался как дополнительный путь. На концах Л. к. находятся гг. Новая Ладога и Шлиссельбург. Вдоль трассы расположен ряд сел. населенных пунктов, наиболее значительными и древними из к-рых являются дер. Дубно, Лигово, Черное, Леднево, Кобона, Лаврово. В наст. время Новоладожский кан. используется для местных перевозок, Староладожский постепенно разрушается. Лит.: Казнаков В.Г. Исторический очерк Ладожских каналов, старого и нового. СПб., 1866; Горелов В. Речные каналы в России. Л.; М., 1953; Евгеньев Г. По водным путям Северо-Запада. Л., 1958; Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978. С. 120-121. С.Б. Егоров
  •  
  •  
подробнее…