Персоны энциклопедии / Сакса Александр Иванович
Вопросы исследования карел
Рубрики
Изучение карельского народа, его культуры и языка осуществлялось представителями русской и финляндской науки. Начало изучению карел, как и других народов России, было положено русской наукой еще в XVIII в. Большая часть описаний относится приблизительно к одному отрезку времени — второй половине XIX–началу XX в., причем особенно много их приходится на 1880–1910 гг. Главную ценность всех этих описаний в настоящее время представляет их фактографическая основа. Во второй половине XVIII в. в России по инициативе Академии наук был начат организованный сбор сведений для «географического описания Российского государства» и для нового «Российского атласа». Анкеты Академии наук, подкрепленные соответствующими правительственными указами, рассылались на места, и в том числе в Карелию. В результате были собраны многочисленные статистические, экономические, географические, исторические, этнографические и тому подобные сведения, составлены описания всей Карелии и многих отдельных погостов. Большую работу по заполнению присланной в Петрозаводск в 1784 г. анкеты, известной под названием «Топографические запросы», проделал тогдашний олонецкий губернатор Г. Р. Державин. Именно ему принадлежит первое в истории описание Никольского свадебного ритуала. С учреждением в середине XIX в. Русского географического общества начался новый этап в развитии русской этнографии. Этнографические материалы, собранные в архиве РГО (ныне – архив ВГО), были в свое время проаннотированы Д. К. Зелениным. С развитием этнографической науки в России заметно возрос на местах интерес к народным обычаям и обрядам, к общественному и семейному быту крестьянства. Огромный вклад в исследование истории средневековой Карелии внес Петер Теодор Швиндт (1851-1917), выдающийся финский археолог, историк, этногроф и музейный деятель, крупнейший специалист по древнекарельской культуре. Как ученый-археолог Теодор Швиндт занимает первое место по объему раскопок на Карельском перешейке и по количеству описанных находок. В 1877 г. Обществом финских древностей было принято решение назначить Швиндту стипендию для проведения на территории Старой крепости в Кексгольме (Корела, сейчас – г. Приозерск Ленинградской области) раскопок, которые продолжались с небольшими перерывами в течение 7 лет. В 1884 г. Швиндт представил обстоятельный отчет, в котором содержалось подробнейшее описание находок каменного и железного веков. Первые раскопки в Кексгольме состоялись в 1885 г., а в 1891 – 1892 гг. Швиндт работал здесь вместе с археологом Альфредом Хакманом (1864 – 1942). Они исследовали ту часть территории крепости, где располагался холм. В его нижней части были найдены предметы, принадлежавшие к языческому периоду. Результаты изучения в 1880-х гг. могильников на территории родного уезда легли в основу диссертации Швиндта, первое издание которой называлось так: "Сведения о железном веке в Карелии на основании находок в уезде Кякисалми" (Хельсинки, 1892). Здесь же были подробно описаны и находки на территории крепости Корела–Кякисалми, подтверждавшие возможность существования тут древнего карельского поселения. Новый этап развития археологии карел начался в 60-70 годы XX века, – были проведены раскопки поселений и подробно исследованы древний Тиверский городок, крепость Корела и Ладожская крепость учеными А. П. Кирпичниковым, С. И. Кочкуркиной и др., были найдены некоторые новые места поселений. Наряду с археологическими материалами, источниками исследования карел для ученых являются также и средневековые письменные памятники: древнерусские летописи и берестяные грамоты, скандинавские саги, папские буллы, сочинения по истории Северных стран. Выявление территории расселения прибалтийско-финских племен, их этническая история и социально-экономическое развитие, культура, национальные особенности являются первоочередной задачей современной археологии Северо-Запада. В последние 30 лет последовательно и результативно изучаются археологические памятники летописной карелы. С конца 1980-х гг. работы на Карельском перешейке и в Приладожской Карелии носили характер международных исследований. Современные ученые-археологи С. И. Кочкуркина, А. Н. Кирпичников, А. И. Сакса (Россия) и П. Уйно, Ю.-П. Таавитсайнен (Финляндия) получили новые интересные данные по истории карел. Библиография: МУЗЕЙ «Крепость Корела»: [Исследования на территории крепости] // Информ. сайт г. Приозерск Ленингр. обл. [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/6/muz/006.shtml ЖУКОВСКАЯ Е. Вклад Теодора Швиндта в изучение истории карел // Информ. сайт г. Приозерск Ленингр. обл. [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http: //www.priozersk.ru/1/text/0004.shtml
Тематические группировки
подробнее…
Корела, крепость
Рубрики
КОРЕЛА, крепость (г. Приозерск, на р. Вуокса). Ист. названия: Кякисальми («Кукушкин пролив»; карел.), Корельский город (новг.), Корела (моск.), Кексгольм (швед.). Впервые упоминается в летописи под 1143. Детинец («Старая крепость») находился на о-ве пл. 6 тыс. кв. м. Дерево-земляные укрепления построены новгородцами в 1310, в 1364 дополнены кам. башней, возведенной новгородским посадником Яковом. Раскопками обнаружены два горизонта застройки 1310-60 и 1365-80. Найдены древнерус. вещевые материалы и украшения карельских типов. В 1295, 1314 и 1337 шведы захватывали город, но новгородцы его возвращали. Швед. нападения в 1322 и 1348 были отбиты. Спасский о-в («Новая крепость») заселен в кон. XV в. Раскопки обнаружили горизонты посадской застройки 1481–1500 и 1513-25. В 1570-х посад обнесен дерево-земляными укреплениям, о-в прорезан каналом. Укрепления обоих островов приобрели бастионные очертания, на выступах-больверках появились дерев. башни, обмазанные глиной. В годы Ливонской войны крепость устояла при нападениях шведов в 1573 и 1578. В 1580 взята войсками П. Делагарди. Шведы реконструировали детинец, построив круглую двухъярусную башню над въездом (1582-85) и «Старый арсенал» (1591), на местах прежних башен были устроены рондели, полукруглые выступы стен (1585-90). Дерев. стены по гребню земляных куртин обмазаны глиной и присыпаны землей. На местах сгоревших башен Спасского о-ва устроены бастионы. По Тявзинскому договору 1595 крепость возвращена России в 1597. В 1611 шведы после шестимесячной осады захватили город. По Столбовскому договору 1617 К. к. отошла к Швеции. В XVII в. пушечные батареи были реконструированы, бастионы и куртины облицованы камнем, в детинце построены комендантский дом и комплекс казарм, на Спасском о-ве – лютеранская ц. В ходе Сев. войны в 1710 взята рус. войсками под командованием Р. Брюса. В окт. 1710 Петр I посетил крепость и дал указание о реконструкции укреплений. В память о победах над шведами юж. ворота «Новой крепости» в 1710 облицованы трофейными латами. В XVIII в. появились новые кам. постройки. Сохр. воен. значение до 1810. В 1762 в крепость на короткий срок был помещен быв. имп. Иоанн VI Антонович, с тех пор она использовалась как полит. тюрьма. С 1775 здесь длительное время находилась в заключении семья Е.И. Пугачева, в 1826-27 – декабристы М.К. Кюхельбекер, А.П. Барятинский, Ф.Ф. Вадковский, И.И. Горбачевский, А.В. Поджио, М.М. Спиридов, в 1849 – член кружка петрашевцев Р.А. Черносвитов. Раскопки проводили в 1891 Т. Швиндт, в 1972-73 и 1975-76 А.Н. Кирпичников, в 1989-90 А.И. Сакса. С 1962 работает ист.-краевед. музей. В 1970-80-е велись реставрац. работы. Лит.: Кирпичников А.Н. Башня посадника Якова в средневековой Кореле // Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 352-358; Кирпичников А.Н. Историко-археологические исследования древней Корелы («Корельский город» XIV в.) // Финно-угры и славяне. Л., 1979. С. 52-73; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984. С. 119-144 К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Культовые камни
Рубрики
КУЛЬТОВЫЕ КАМНИ. Поклонение К. к. зарегистрировано на всем севере Вост. Европы, включая страны Прибалтики и Скандинавию. Широко представлены камни-следовики с выбитым углубленным изображением отпечатков человеческой ступни. Иногда такие изображения сопровождаются углублениями в виде следов животных. Реже встречаются отпечатки человеческой руки и изображения рогов, рыбы, трезубца, треугольника, круга, овала, стрелы и т. д. Особые группы образуют чашечные камни с характерными круглыми углублениями и камни-крестовики. Существует предположение о связи камней-следовиков с культом Велеса, покровителя домашнего скота; позднее он трансформировался в почитание св. Власия. К. к. – характерный элемент традиционной аграрной культуры, отражающий длительное взаимодействие языческих и христианских представлений (т. н. «двоеверие»). В процессе христианизации сел. нас. их уничтожали, исполнение др. обрядов запрещали. Позднейшие легенды и предания о К. к. связаны с христианскими верованиями. В XIX–XX вв. местные жители сохр. представление о лечебных свойствах К. к., обычай приносить им дары. Сведения о камнях со знаками на терр. Лен. обл. систематизированы А.В. Курбатовым. Большая часть К. к. до наших дней не сохр. Нек-рые камни исследованы археологами. Среди них огромный валун с изображением ступни на окраине курганного могильника у дер. Большая Вруда в Волосовском р-не (Е.А. Рябинин, 1971), камень «Пятница» у дер. Большое Конезерье в Лужском р-не (Г.С. Лебедев, 1979), неск. камней в Приозерском р-не (А.И. Сакса, 1980; В.А. Лапшин, 1990) и др. Широко известен Конь-камень на о. Коневец в Ладожском оз., к-рый служил местом языческих жертвоприношений. Лит.: Лебедев Г.С. Памятники урочища «Священка» на оз. Врево в Верхнем Полужье // Археология и история Пскова и Псковской земли: Тезисы конференции. Псков, 1987. С. 67-69; Курбатов А.В. Культовые камни и почитаемые источники на территории Ленинградской области // Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 2. СПб., 1995. С.179-193; Рябинин Е.А. От язычества к христианству (По материалам средневекового прошлого Северо-Западной Руси) // Культурное наследие Российского государства. Вып. III. СПб., 2002. С. 130-149. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Кякисалми-Корела (Корельский город)
Рубрики
Крепость Корела была центром племенного объединения корел. Наиболее масштабные работы здесь были проведены в 1970-х гг. (А. Н. Кирпичников) и в 1989—1990 и 1992—1993 гг. (А. И. Сакса). В результате этих раскопок вскрыты древнейшие горизонты культурного слоя на крепостном острове, выявлена хорошая, сопоставимая с новгородской, сохранность дерева и других органических остатков, а также зафиксированы следы ремесленного производства, собрана богатая коллекция предметов материальной культуры. На этом фоне в новом свете предстают также данные летописных источников, рассказывающие о событиях, связанных с Кякисалми-Корелой. К настоящему времени раскопками исследованы все культурные слои древнего города. Нижний, лежащий на материке (голубая глина), слой датируется первой половиной — серединой XIII в. Расплывчатость в датировке происходит от объективных причин: древесина, которую можно датировать с точностью до года рубки дерева, не всегда имеет такую сохранность, при которой остаются неповрежденными внешние кольца и даже кора. Первые известия о карельском укреплении в устье Вуоксы связаны с попытками шведов взять под свой контроль приладожскую (восточную) часть Корельской земли, центром которой являлась небольшая островная крепость. Попытка эта не удалась: новгородцы, осознав опасность, шведов прогнали и крепость основательно укрепили. По прошествии пятнадцати лет, в 1310 году, как теперь уже документально подтверждено, на этом же месте были построены новые укрепления, ставшие опорой новгородской власти в Карелии. Археологические раскопки прояснили историю городка на Вуоксе. Благодаря исключительной сохранности дерева все периоды его строительной истории, начиная с карельского племенного центра, относящегося ко времени не позднее первой половины XIII в., и продолжая известным по летописи временем его укрепления в 1295 и 1310 гг., хорошо фиксируются в культурных напластованиях крепостного двора. Некоторые вопросы возникают в трактовке слоя крупнозернистого песка мощностью до 0,5 м, перекрывавшего самый ранний строительный горизонт. Его характерной особенностью является большое количество керамики, исключительно круговой, щепы, залегающей также и слоями, оплавленных кусочков бронзы и целых изделий из металла, рыболовных грузил и поплавков. Особо следует отметить, что среди вещей, значительную часть которых составляли украшения (в том числе и карельских типов), имеются формы, бытовавшие задолго до основания поселения и могильника. Для могильников эпохи меровингов и эпохи викингов в Восточной Финляндии и Карелии характерно именно малое количество керамики. Еще одно наблюдение, сделанное в процессе раскопок, свидетельствует о сложной гидрологической ситуации в устье Вуоксы при слиянии её с Ладогой, постоянно изменяющемся уровне воды в реке. Проведенные нами замеры показали, что на момент формирования нижнего строительного горизонта, залегающего на глубине около трех метров от современной дневной поверхности, уровень воды в Вуоксе был всего лишь на 34 см ниже уровня упомянутого горизонта. В дальнейшем тенденция сводилась к повышению уровня, что вынуждало постоянно укреплять берег, существенно также поднимая его, что хорошо видно на планах и разрезах раскопа. По-видимому, в процессе одной из таких подсыпок на край острова была принесена земля (крупнозернистый песок) из центральной части острова либо из какого-то другого расположенного неподалеку места. Такого рода подсыпки делались неоднократно, причем земля бралась из одного места, что видно как по характеру песка, так и по находимым в нем вещам. Библиография САКСА, А. И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей): [Кякисалми-Корела (Корельский город)] // Информ. сайт города Приозерск Ленинградской области [Электр. ресурс] / Е. Кулаков, С. Панченко, С. Войтович. - 2000-2007. – Режим доступа: http://www.priozersk.ru/1/text/0041.shtml САКСА, А. И. Средневековая Корела. Формирование этнической и культурной общности. (Корельская земля новгородских летописей) // Вуокса. Призерский краеведческий альманах. Вып. 2. – СПб.: Б&К, 2001. – Том 1. – С. 95-112, илл.
Тематические группировки
подробнее…
Селища
Рубрики
СЕЛИЩА, остатки неукрепленных поселений, выявляемые по наличию культурного слоя и подъемного материала. Их поиск затруднен отсутствием внешних признаков. На терр. Лен. обл. обнаружено св. 120 С. Большинство С. находится в Лужском (45) и Волховском (38) р-нах, где поиск проводился целенаправленно и систематически. Древнейшие из С. (I тыс. до н. э. – первая пол. I тыс. н. э.) оставлены предками прибалт.-фин. народов; для них характерны находки текстильной и штрихованной керамики. В Верх. Полужье известны отд. С. культуры длинных курганов V–IX вв. (Засобье и др.). С. культуры сопок VIII–X вв. представлены в верховьях р. Луга и низовьях р. Волхов. Они расположены по соседству с погребальными пам. На селище у городища Новые Дубовики на Волховских порогах вскрыты углубленные хоз. постройки IX–X вв. На многослойном поселении Горчаковщина в Волховском р-не исследован слой, датируемый кон. I тыс. н. э. Ведутся раскопки селища Мерево в Лужском р-не. Осн. часть С. относится к древнерус. времени и периоду позднего Средневековья. Пл. С. обычно составляет от 2 до 10 тыс. кв. м, культурный слой незначителен (0,1–0,6 м). Жители этих малодворных поселений похоронены в расположенных по соседству курганных и жальничных могильниках XI–XV вв. В зап. ра-нах области С. немногочисленны. Там известны отд. кр. поселения пл. 2-8 га (дер. Таровицы Гатчинского р-на, пос. Неппово Кингисеппского р-на и др.), исследованы железоделательные центры (дер. Стародворье, Лагуны Ломоносовского р-на). В писцовых книгах кон. XV–XVI вв. в зоне «чудских» погостов также отмечено наличие кр. поселений, центров выплавки и обработки железа. В Приозерском р-не рядом с могильниками карел XII–XIV вв. обнаружены небольшие С. и святилище. Обследования и раскопки С. проводили А.Н. Башенькин, Н.Н. Гурина, С.Л. Кузьмин, В.А. Лапшин, Г.С. Лебедев, Ю.М. Лесман, Е.Н. Носов, В.П. Петренко, Н.И. Платонова, Е.А. Рябинин, А.И. Сакса и др. Лит.: Колчин Б.А. Черная металлургия и металлообработка в Древней Руси // Материалы и исследования по археологии СССР. 1953. № 32. С.28; Носов Е.Н. Поселение у Волховских порогов // Краткие сообщения Института археологии. 1976. № 146. С. 76-81; Петренко В.П., Шитова Т.Б. Любшанское городище и средневековые поселения Северного Поволховья // Средневековая Ладога. Л., 1985. С. 181-191; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Языческие жертвенные камни-чашечники
Рубрики
В 1930-х годах недалеко от могильника Суотниеми было обнаружено несколько языческих жертвенных камней-чашечников с несколькими углублениями - "чашами" каждый. В 1980-х годах А. И. Саксой в непосредственной близости от могильника был обнаружен еще один аналогичный камень с десятью "чашами", а также была обнаружена и описана скала, имеющая углубление явно искусственного происхождения на вершине и выбитую к нему лестницу. По мнению А. И. Саксы и В. Мизина этот комплекс имеет непосредственное отношение к могильнику и, возможно, эксплуатировался как культовый центр окрестными карельскими племенами. Интересно, что ниже и левее "лестницы" находится еще одно углубление, треугольное в плане, причем на одном из краев углубления отчетливо просматривается след некоего инструмента (возможно клина), при помощи которого был отколот кусок гранитной скалы для получения необходимой выемки. С северной стороны скалы, примерно в 4 м от верхнего "жертвенника" при расчистке ото мха было обнаружено некое подобие петроглифа, интерпретируемое как символ рыбы. К югу от скалы примерно в тридцати-сорока метрах находятся две нетипичных группы гранитных глыб, напоминающие по конфигурации рухнувшие дольмены. Группы ориентированы по линии запад-восток. Аналогичные сооружения были описаны в свое время только П.-Т. Швиндтом на островах и более никем не исследовались. Также к югу от скалы с жертвенником имеется несколько крупных мегалитов со сколами и гранями отчетливо правильной формы, однако сделать выводы об их искусственном либо естественном происхождении на основании имеющихся данных не представляется возможным. Характерно, что на одном из упомянутых камней-чашечников в процессе христианизации края после соответствующего ритуала был выбит крест, дабы отвратить местное население от языческих обрядов, однако они практиковались даже еще в конце XIX века. Библиография Корявцев-Игнатьев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://perpettum.narod.ru/vuoksa2.htm Корявцев-Игнатьев П.М. Ландшафтная археология округа Суотниеми в нижнем течении Вуоксы [Электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.antisys.narod.ru/LARS.html
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…