Статьи / Варшавский вокзал (г. Гатчина)
Вокзалы железнодорожные
Рубрики
ВОКЗАЛЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ. Для разработки проектов станционных вокзалов на первой крупной жел. дороге в России между СПб. и Москвой был образован к-т в составе арх. К.А. Тона, Р.А. Желязевича, Н.Е. Ефимова, А.П. Брюллова. Официальное открытие магистрали, получившей в 1855 назв. Николаевской, состоялось 1 нояб. 1851. К открытию было построено 34 ст. с вокзалами по типовым проектам четырех классов. Крупные ст. I и II классов располагались на расстоянии 73-84 версты, между ними, на расстоянии 18-37 верст, строились ст. III и IV классов. Вокзалы I и II классов (арх. Р.А. Желязевич, инж. М.С. Волков, И.Ф. Кениг и др.) отличаются размерами (длина, соответственно, 115 и 86,7 м). Они построены по т. н. островной системе: здания обнесены крытыми галереями, под к-рыми находятся перроны. Галереи изготовлены из стандартных чугунных колонн и ферм. Ближайшая к СПб. ст. I класса – М. Вишера (в Новгородской обл.). На терр. Лен. обл. сохр. вокзал II класса на ст. Любань. В комплекс входит круглое в плане здание паровозного депо с мастерскими, перекрытое большим куполом. Недалеко от вокзала в 1867 сооружена ц. Петра и Павла Апостолов, в к-рой похоронен строитель дороги П.П. Мельников. Следующая по времени стр-ва жел. дорога СПб. – Варшава открыта 15 дек. 1862. В 1872 в Гатчину подошла соединительная ветка от Петергофской ж. д. (открыта в 1857). На этом направлении сохр. дерев. станционные павильоны на платформах Дудергоф (Можайская) и Мариенбург. Вокзал «Гатчина-Балтийская» не сохр. На его месте – новая постройка павильонного типа (1958, арх. Л.В. Доброницкая). Вокзал в Луге (1951) и вокзал «Гатчина-Варшавская» (1947) построены по проекту арх. Д.П. Бурышкина. Гатчинский вокзал украсил скульпт. фриз, посвященный освобождению города (скульп. Я.А. Троупянский). В 1950-е построены вокзальные здания в духе «сталинского классицизма» на ст. Волховстрой и Петрокрепость. Их подчеркнуто торжественный облик, эмблематика воен. и трудовой славы в оформлении напоминали о недавней Победе. Вокзал на ст. Ладожское озеро (1974), сооруженный в форме стилизованного надолба, включен в мем. комплекс с паровозом блокадного времени. На открытой 1 февр. 1870 линии Финляндской ж. д. станционные здания первоначально были дерев. Их перестройка в камне происходила в 1898–1917 по проектам арх. Б. Гранхольма в духе «сев. модерна». Вокзал в г. Выборг (1913, арх. Э. Сааринен и Г. Гезелиус), разрушенный в годы Второй мировой войны, принадлежал к значительным произв. фин. архитектуры. Новое здание вокзала (1953; арх. А.В. Васильев, Д.С. Гольдгор и др.) включило фрагменты старого сооружения, но по стилю принадлежит к сов. архитектуре классицистического направления. К 150-летию Октябрьской ж. д., отмечавшемуся в 2001, проведены комплексный ремонт и благоустройство станционных сооружений. Реконструкция вокзала в г. Тихвин (построен в 1900) была проведена в 2004 в связи с подготовкой к торжествам, связанным с возвращением в город чудотворного образа Тихвинской иконы Божией Матери. Лит.: Богданов И.А. Вокзалы Санкт-Петербурга. СПб., 2004. С.107-108, 139-140, 182-184. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Некрасов Николай Алексеевич (1821-1877), литератор
Рубрики
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821–1877/78), поэт. Учился в Ярославской гимназии (1832-37, курса не закончил). С 1838 жил в СПб., вольнослушатель ун-та, зарабатывал лит. поденщиной. В 1840 издал первый сб. стихотв. «Мечты и звуки». В 1846 приобрел (вместе с И.И. Панаевым) право на издание журн. «Современник», с 1868 – ред. журн. «Отечественные записки». Поэмы «Саша» (1856), «Мороз, Красный нос» (1863-64), «Русские женщины» (1872-73), «Современники» (1875), незавершенная поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» (1863-77). Мн. стихотв. Н. стали нар. песнями («Тройка», «Назови мне такую обитель», «Меж высоких хлебов затерялося…», «Коробейники»). Под влиянием его поэзии возникла «некрасовская школа». 15 июля 1847 Н. был в пос. Ропша на похоронах лит. критика В.Н. Майкова. В мае 1852 и в июле 1854 приезжал на охоту в имение Осьмино на р. Саба (ныне пос. Осьмино Лужского р-на). Летом 1876 неоднократно бывал в Гатчине на консультациях у врача-клинициста С.П. Боткина, останавливался в трактире Веревкина (не сохр.) на пл. у вокзала ст. Гатчина-Варшавская. Похоронен на Новодевичьем кладб. в СПб. Соч.: Полн. собр. соч. и писем: В 15 т. Л.-СПб., 1981-1998. Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959. С. 72, 96, 120-121, 207; Ломан О.В. Некрасов в Петербурге. Л., 1985; Бурлаков А. Дачная Гатчина. – http://www.gorod.gatchina.biz/dll_9100101 А.Д.Марголис
Авторы
  •  
  •  
подробнее…