Персоны энциклопедии
/
Маннинен Илмари Юстус Андреас
Выборг, г. | |
Рубрики | |
ВЫБОРГ (швед. – Wiborg; фин. – Viipuri, до 1948), город, адм. центр Выборгского р-на. Нас. – 79,2 тыс. чел. Топоним «Выборг» происходит от древнескандинавского Wiborg – «святая крепость». Осн. в 1293 на месте впадения р. Вуокса в Финский зал. швед. военачальником Т. Кнутссоном как швед. форпост на Карельском перешейке. Права города дарованы В. в 1403 швед. королем Эриком XIII Померанским. С 1527 – стапельный город (получил право принимать иностр. корабли). С 1710 в составе России (юрид. с 1721, по Ништадтскому мир. договору). В течение ста лет рос. город, адм. центр Выборгской губ. В 1811 В. присоединен к автономному Вел. княжеству Финляндскому в составе России. В 1917 вошел в состав независимой Финляндии, развивался и стал в ней вторым по величине городом. В 1920-30-е В. – центр рус. диаспоры в Вост. Финляндии (к кон. 1930-х из 86 тыс. жителей В. русскоязычными были ок. 4,5 тыс. чел.). После Сов.-финл. войны 1939-40 отошел к СССР. Местное нас. было эвакуировано в глубь Финляндии, и В. заселялся переселенцами из разл. областей России. В 1940-44 – районный центр Карело-Финской ССР, с 1944 – в Лен. обл. В В. сохр. многочисл. фортификационные сооружения XIII–XVIII вв.: Выборгский замок (см. «Выборгский замок», государственный музей), Анненские укрепления, бастион Панцерлакс, Круглая башня. Образцами ср.-век. архитектуры являются Часовая башня (XV в.), башня ратуши. Сохр. здания жил. домов XVI–XVII вв., среди к-рых наиб. изв. «дом купца» (Прогонная ул., 7а), «дом горожанина» (Крепостная ул., 13а), дом быв. купеческой гильдии (Выборгская ул., 8), «дом на скале» (Прогонная ул., 5). В рос. период истории В. появились дворец наместника (1779-84), дом през. суда (1845-47, арх. Э. Лорман). Быстрый рост экономики В. начался после открытия Сайменского кан. (1856) и жел. дороги Рихимяки – СПб. (1870). В 1860-е были частично разобраны укрепления, проложены бульвары. К нач. ХХ в. – периоду наиболее активного стр-ва в В. – относятся здания Объединенного банка Сев. стран (1900, арх. В. Аспелин; 1901, арх. К.Г. Нюстрем). Архит. достопримечательностями 1920–30-х являются здания Выборгской библиотеки центральной городской им. Алвара Аалто, Ленинградского областного государственного архива (быв. Выборгский провинциальный архив), здание Школы живописи и картинной галереи (1931, арх. У. Ульберг), здание быв. Морского торг. уч-ща (1938, арх. Р. Упуя). В сов. период были построены новое здание ж.-д. вокзала (1953; арх. Д.С. Гольдгор, С.Б. Сперанский), гостиница «Дружба» (1982, арх. В.Н. Щербин). В 1967 в реконструированном быв. здании ратуши открыт кинотеатр «Выборг» – первый широкоформатный кинотеатр в Лен. обл. В В. установлены пам. Т. Кнутссону (1908, скульп. В. Вальгрен), Петру I (1910, скульп. Л.А. Бернштам), В.И. Ленину (1957, скульп. Ш.В. Микатадзе); скульптура «Лось» в гор. парке (1924, скульп. Ю. Мянтюнен; авторские копии – в г. Лахти и Хельсинки). На окраине В. расположен парк Монрепо. В 1970 Пост. пр-ва РСФСР В. включен в список ист. городов России. В В. жили и работали мн. деятели фин. культуры: музыкант Э. Сивори (см. Выборгское культурное общество им. Э. Сивори), литераторы Я. Ютейни, А. Рахконен, К. Вала, здесь родился фин. этнограф И. Маннинен. В городе имеются две муз. школы, худож. школа, десять филиалов высших учеб. заведений. Работают Выборгская библиотека центральная районная, дет. районная б-ка, Дворец культуры, гор. дом культуры, драм. и кукольный театр «Святая крепость», центр рус. фольклора «Вереск», центр дет. эстрадного иск-ва «Эльфы», Ленина В.И. дом-музей, Музей боевой славы. В городе проводятся многочисл. фестивали: кинофестиваль «Окно в Европу» (с 1992), межрегиональный воен.-ист. фестиваль «Рыцарский замок», междунар. фестиваль камерной музыки «Вечера в Монрепо», междунар. фольклорный фестиваль «Руна Балтики», мор. фестиваль «Паруса Выборга», фестиваль циркового иск-ва «Цветы России», джазовый фестиваль «Серенады Выборгского замка», дет. фестиваль «Цветы планеты», междунар. фестивали театров кукол и мн. др. Издается св. 10 журн. и более 20 газ., в т. ч. «Выборг», «Выборгские ведомости», «Новая Выборгская газета». Работает «Выборгское радио» и телередакции «Выборг-ТВ», «СТС–Выборг». С кон. XIII в. В. – центр христианизации Вост. Финляндии (католичества, с XVI в. – лютеранства). С 1554 – центр самостоятельной Выборгской лютеранской епархии. С В. связаны жизнь и деятельность М. Агриколы. К пам. церк. архитектуры относятся Преображения Господня собор, лютеранский Выборгский кафедральный собор, Доминиканский монастырь, Лютеранская церковь Святых Петра и Павла, Францисканский монастырь, костел Св. Гиацинта (он же Рыцарский дом). В наст. время в В. функционируют как правосл. приходы, так и приходы Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Лит.: Золочевская Н.И., Кепп Е.Е., Новоселова З.А. Выборг: Очерк-путеводитель. Л., 1980; Выборг / Сост. Е.Е.Кепп, фото Ю.Ф. Березовский. Л., 1986; Страницы Выборгской истории. Кн. 1-2. Выборг, 2002–2004; Kauppi, U.-R., Milcik M. I. Viipuri: Vanhan Suomen paakaupunki. Helsinki, 1993; Viipuri. 2000. – http://www.viipuri2000.vbg.ru/index_ru.html А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
История изучения вепсов | |
Рубрики | |
Вепсы, в числе западно-финских народов России, являлись почти единственным народом, совершенно не изученным до второй половины 20-х гг. ХХ в. В виду этого в 1926 г. в план исследовательских работ этнографического отдела Русского Музея и Академии истории материальной культуры была включена работа по изучению вепсов. Для работы были выбраны наиболее глухие районы Лодейнопольского уезда, а в 1927 г. работа была перенесена в верховье р. Ояти. Этнографическая работа, в виду отсутствия лингвиста-этнографа, велась преимущественно в области материальной культуры. Первые упоминания о веси находим у готского историка середины VI в. Иордана, жившего в северной Италии. В своем труде «О происхождении и деяниях гетов» он называет в списке народов, якобы покоренных готским королем Германарихом в середине IV в., северное племя «васинабронки» (Vаsinаbrоnkаs). Комментатор Иордана Е. Ч. Скржинская перевела термин «васинабронки», представив его, как «весь в местности Абронкас» (vаs in Аbrоnkаs). Польский историк X. Ловмяньский и академик Б. А. Рыбаков считали, что в термине «Абронкас» следует видеть искаженное название «Биармия» или «Пермь». Исходя из этого Б. А. Рыбаков полагал, что сочетание «васинабронки» следует переводить как «весь из Биармии». Более подробные сведения о веси дал германский хронист второй половины XI в. Адам Бременский. Его труд «Деяния епископов Гамбургской церкви», написанный в 1073–1076 гг., состоит из четырех книг, последняя из которых посвящена географии Севера. На основе данных, полученных, вероятно, от скандинавских мореплавателей, он пишет о северном племени вицци (Wizzi). Первым исследователем, отождествившим племя вицци или вису арабских источников с населением Белозерья, был академик Х. Д. Френ (1782–1851). Так же и финский этнолог И. Маннинен, считал, что слово «албаны» (аlbаni), означающее в переводе с латыни «белое», указывает на Белое озеро. Еще одному средневековому хронисту Саксону Грамматику принадлежит труд «Деяния датчан» («Gеstа Dаnоrаm»), созданный на рубеже ХII–ХIII вв. Он представляет компиляцию мифологических, фольклорных, поэтических и реальных сведений. В первой книге этого сочинения дан географический обзор Дании, Прибалтики, Скандинавии и сопредельных территорий, причем реальные факты перемежаются с вымыслом. Саксон Грамматик упоминает в нем народ «висины» (visinnus`), который историки идентифицируют с весью. Множество упоминаний о веси содержится в сочинениях восточных авторов. Наибольший интерес представляют сведения о веси в сочинениях Ахмеда ибн Фадлана и Абу Хамида ал-Гарнати, которые сами побывали в Булгаре на Волге. Секретарь посольства багдадского халифа в государстве Булгар Ахмед ибн Фадлан совершил путешествие по Волге в 921—922 гг. В своих записках он трижды упомянул о веси, называя ее со слов царя булгар «вису». Неоднократно упоминает о веси и древнейшая дошедшая до нас русская летопись «Повесть временных лет». Ее первая редакция была составлена около 1110–1113 гг. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Впервые Нестор упомянул весь в самом начале своей летописи, среди народов, живущих «в земле Иафета, сына Ноя»: «В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, емь, угра...». В летописи есть и первое датированное упоминание о веси. Под 862 годом значится: «Сказали (варягам) руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». В Воскресенской летописи XVI в., в сообщении о принятии Русью христианства говорится о том, что князь Владимир крестил «и мерьску и кривическу весь, рекше Белозерскую». Здесь, очевидно, имеются в виду группы веси в областях, сопредельных с территорией расселения кривичей и мери. Письменные источники VI – начала XIII в. позволяют сделать вывод, что весь в то время была могучим племенем, хорошо известным во многих странах Западной Европы, мусульманского Востока и, естественно, Руси. В IХ–ХI вв. весь принимала активное участие в политической и военной жизни Руси. В эпоху раннего средневековья весь приняла участие в формировании карельской народности, а также частично растворилась среди славянского населения. Упоминания о ней исчезают из письменных источников. В начале XIX в. существовало даже мнение, что весь вообще уже исчезла из числа народов России. Так, Н. М. Карамзин писал в примечаниях к первому тому своей «Истории Государства Российского»: «Весь, Меря, Мурома, наконец обратились в Славян». Вновь стало известно о вепсах благодаря академику А. Шёгрену. | |
Тематические группировки | |
подробнее… |