Персоны энциклопедии / Иоанн IV, царь
Александро-Свирский Свято-Троицкий монастырь
Рубрики
АЛЕКСАНДРО-СВИРСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (с. Старая Слобода / Свирское, Лодейнопольский р-н). Осн. прп. Александром Свирским. В 1484 он поселился в лесной местности близ р. Свирь, на берегу Рощинского оз. С приходом его учеников (прп. Адриан Андрусовский, Афанасий Сяндемский, Геннадий и Никифор Важеозерские, Геннадий Костромской и др.) образовалась монашеская община. В 1508 рядом была устроена пустынь (в 1533 прп. Александр погребен здесь на братском кладб.). Вскоре были сооружены деревянные Троицкий собор, Преображенский и Никольский храмы. В период игуменства прп. Александра началось стр-во кам. Покровской ц. Эта бесстолпная одноглавая ц. с трапезной – старейшая из сохранившихся монастырских построек. Богатые вклады в обитель направляли цари Иоанн IV, Феодор Иоаннович, Борис Годунов. В Смуту мон. трижды разоряли; восстановлен при участии царственной инокини Марфы. В 1644 в быв. пустыни построен кам. Преображенский собор. В 1668 к юж. фасаду храма пристроена ц. Свв. Захарии и Елисаветы, в 1716 к сев. – придел Прп. Александра Свирского. Между 1647 и 1674 заново отстроена многошатровая звонница Троицкой части мон. При архим. Ермогене (1673-99) мон. стал центром церк. управления Олонецкого края. В 1677-90 построена кам. ограда из двухэтажных корпусов со рвом снаружи (окружность 525 м). В 1694-97 разобран обветшавший Троицкий собор и построен новый. Храм на высоком подклете с трех сторон окружен галереей, в его архит. облике сочетаются черты новгородской и моск. школ. В 1708-15 храм расписан Леонтием Марковым с товарищами (сохр.). В 1716 к северу возведена больничная ц. Св. Иоанна Дамаскина. Мон. являлся кр. землевладельцем в Межозерье (34 деревни). В 1723 к мон. были приписаны 27 обителей. С 1817 стал центром старчества. В 1873-74 расширен Преображенский собор. Новый расцвет обители связан с архим. Агафангелом (Амосовым). В 1903-4 возведена колокольня Преображенского части (гражд. инж. С.М. Беляков). В 1915 была освящена ц. в скиту на сев. берегу озера, в 1917 – на пристани. К 1917 – первоклассный общежительный мон., насчитывал 109 чел., владел 6 тыс. га земли. В 1918 разорен, произведено первое в Сов. России официальное вскрытие св. мощей. В 1919 закрыт мон., в 1925 – церкви (скитская – в 1933); внутреннее убранство и колокола утрачены. С 1927 на терр. разместилась колония, с 1956 и по наст. время (в кельях Троицкой части) – психиатрич. больница. Разрушены все строения на пристани и ц. в скиту. В 1997 мон. официально передан РПЦ, в 1998 возвращены мощи прп. Александра Свирского. После ремонтных работ богослужения начались в Захариевском приделе (ныне здесь собрание икон XVI – нач. XX в.), с 2001 – в Преображенском соборе, в 2005 – в Покровской трапезной ц. Настоятель – архим. Лукиан (Куценко). Ист. подворье обители в СПб. (Боровая ул., 1) полностью перестроено; с 2000 действует новое (ул. Челиева, 10), с храмом Рождества Христова; с 1998 – подворье в пос. Свирьстрой с Никольской ц. Лит.: Ивановский Я. И. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. СПб., 1901; Святой преподобный Александр Свирский. М., 2003; Свирский патерик / Авт.-сост. иеромонах Нестор (Кумыш). СПб., 2004. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Клады
Рубрики
КЛАДЫ, умышленно спрятанные, чаще всего зарытые владельцем ценности. На терр. Лен. обл. при разл. обстоятельствах обнаружено ок. 40 монетных, монетно-вещевых и вещевых К. Уникальный К. ремесл. инструментов и изделий скандинавского кузнеца 760-х найден при раскопках Старой Ладоги. Пять К. вост. монет (кон. VIII – нач. IX в.) из Ладоги и окрестностей подтверждают ее роль центра междунар. торговли. Еще два К. вост. монет нач. IX в. в устье р. Нева на терр. совр. СПб. (Петергоф, Галерная гавань) указывают на Неву как начало пути в страны Халифата. Серия К. датируется XI – нач. XII вв., т. е. временем славянского расселения по Ижорской возвышенности, юж. р-нам Приладожья. 20 К. найдены в землях приладожской чуди, води, карел, ижоры, лопи, а также в Старой Ладоге. По составу К. можно проследить изменения в денежном обращении: арабские дирхемы постепенно вытесняются западноевроп. денариями, появляются византийские монеты. Вместе с монетами укрывают массивные серебр. украшения, слитки. Особо кр. размерами выделяются К. второй пол. – кон. XI в. из дер. Вихмес (13,4 тыс. денариев и дирхемов) и дер. Комолема (ок. 6 тыс. денариев) на р. Паше (Волховский р-н), зарытые в медных котлах. Два К. серебр. украшений, обнаруженные на Карельском перешейке (Тиверский городок, Громово/Саккала), относятся к XIII–XV вв. К. серебр. копеек, зарытых при Иване IV и Федоре Иоанновиче, отмечают хоз. кризис 1570–1580-х, вызванный Ливонской войной и опричным разорением. К швед. периоду относятся шесть К. шведских и один – западноевроп. монет XVII в. в зап. р-нах Лен. обл. Лит.: Марков А. Топография кладов восточных монет (сасанидских и куфических). СПб., 1910; Корзухина Г.Ф. Русские клады. М.; Л., 1954; Кропоткин В.В. Клады византийских монет на территории СССР // Свод археологических источников. Е4-4. М., 1962; Потин В.М. Топография находок западноевропейских монет X–XIII вв. на территории Древней Руси // Труды Гос. Эрмитажа. 1967. Т. 9. С. 106-194; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Макарий (1482-1563), митрополит, церковный деятель
Рубрики
МАКАРИЙ (1482–1563), митрополит Московский и всея Руси, духовный писатель, в миру – Михаил Леонтьевич. В юности принял монашество в Пафнутьево-Боровском мон. С 1523 – архим. Можайского Лужецкого мон. С 1526 – еп. Вел. Новгорода и Пскова с возведением в сан архиеп. В новгородских, а затем и др. рус. обителях с 1527 вводил общежительный устав, что привело к сооружению обширных трапезных при церквях (напр., в Александро-Свирском Свято-Троицком мон.). При М. активно велось кам. церковное стр-во. Занимался духовным просвещением края, искоренением остатков язычества: в 1526 благословил прп. Трифона Печенгского на миссионерское служение лопарям. В 1529 собственноручно поновлял чудотворную икону Божией Матери «Знамение», в 1555 – икону свят. Николая «Великорецкого». 19 марта 1542 возведен на митрополичий престол. Благословил на осн. монастырей прпп. Адриана Пошехонского (1543) и Феодосия Тотемского (1554). Составил «Чин венчания на царство», по к-рому 16 янв. 1547 происходила церемония венчания на царство Ивана IV; в дальнейшем оказывал влияние на его политику, входил в «Избранную Раду». Способствовал браку царя и в 1547 совершил венчание Иоанна с царицей Анастасией. Внес особый вклад в прославление рус. святых. На созванных им в 1547 и 1549 поместных соборах канонизированы 45 местночтимых угодников, в т. ч. св. Александр Невский. При участии М. в Новгороде начался сбор рус. духовной литературы и составление крупнейшего житийного свода Русской церкви (Великие Макарьевские Четьи Минеи), при работе над к-рыми М. выступал как рук., ред. и автор. При М. в 1551 состоялся Стоглавый Поместный собор. Руководил антиеретическими соборами 1553-54. Под рук. М. составлены своды канонических правил («Сводная Кормчая») и рус. ист. док-тов – продолжена «Книга степенная царского родословия». По благословению М. в 1563 начал свои труды первопечатник Иван Федоров. В 1988 канонизирован. Лит.: Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. М., 1996; Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи. 992–1892. Т. 2. М., 2003. С. 275-280; Гордиенко Э.А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001; Макарий, митрополит Московский и всея Руси. – http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=669 свящ. Александр Берташ
Авторы
Тематические группировки
подробнее…
Тихвинский Введенский монастырь
Рубрики
ТИХВИНСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (г. Тихвин). Основан на правом берегу р. Тихвинка, вероятно, как и Свято-Успенский мон., по указу Ивана Грозного в 1560. Под руководством Ф.Д. Сыркова были возведены дерев. стены. Вблизи мон. у дер. Иссады возник Малый посад, населенный ремесленниками и торг. людьми. В 1613 в мон. находился лагерь воеводы С.В. Прозоровского, затем шведы захватили обитель и устроили в ней гл. лагерь, а при отступлении 14-17 сент. ее сожгли. После заключения Столбовского мира мон. возрожден при игум. Дарии. Имеются сведения, что кам. Введенский собор построен в сер. 1600-х, после Смутного времени; в 1645 пристроены приделы во имя Свят. Николая Чудотворца и Прп. Кирилла Белозерского. В 1645 построена кам. одностолпная трапезная с двухапсидной двуглавой теплой ц. Рождества Богородицы и Свят. Иоанна Новгородского (перестраивалась после пожаров в 1676, 1685, 1704). На 1764 мон. владел 1338 душами и 380 десятинами пахотной земли. Тогда же, при введении штатов, был отнесен ко второму классу. При игум. Августе (Свешниковой; настоятельница в 1823-58) обитель обновлена: введена общая трапеза, расширена терр., построена ограда с четырьмя угловыми башенками (сохр. фрагменты), келейный и настоятельский кам. корпуса (сохр.), четырехъярусная колокольня со Св. воротами и ц. Св. Вмц. Екатерины и Св. Мц. Августы в стиле классицизма (1834-36, арх. И.И. Шарлемань). При игум. Серафиме (Тимковской, настоятельница в 1858-76) мон. 19 июня 1859 посетил имп. Александр II. В 1861-72 в мон. жила Мария Солопова, будущая игум. Таисия Леушинская, подвижница благочестия. В 1882 при игум. Рафаиле (Варнот, настоятельница в 1876–1900) Введенский собор был реставрирован и приобрел богатое декорат. убранство в рус. стиле XVII в. В мон. была заключена и впоследствии похоронена на местном кладб. Е.А. Ганнибал, первая жена А.П. Ганнибала. 27 марта 1844 во Введенском соборе крещен Н.А. Римский-Корсаков. Обитель не раз посещали Мария (Мирра) Лохвицкая и ее сестра Надежда (Тэффи). В кон. XIX в. при мон. создан приют для девочек-сирот. К 1917 в обители находилось ок. 200 монахинь. Последняя игум. Иоанникия (Кожевникова) жила в мон. до 1920 в келье, расположенной в колокольне. Расстреляна 3 дек. 1937, канонизирована как новомученица. Церкви закрыты в 1924-26, в мон. зданиях разместилась дет. колония. Сохр. здания перестроены, внутр. убранство утрачено, церкви лишены заверший, заняты жил. и спорт. учреждениями; полностью уничтожено кладб. 4 дек. 1998 у Введенского собора воздвигнут памятный поклонный крест. Весной 2005 Тихвинскому Свято-Успенскому мон. передана колокольня, и в 2006 началось совершение молебнов в надвратной ц. Предполагается формирование монашеской общины. Лит.: Виноградова Л.В. Тихвинский Введенский девичий монастырь. СПб., 2005; Описание Тихвинского Введенского девичьего монастыря / Сост. Ю.Ю. Черемская. СПб., 2006. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Тихвинский Успенский монастырь
Рубрики
ТИХВИНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (г. Тихвин). В память об обретении 26 июня 1383 на берегу р. Тихвинка чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии (впоследствии – Тихвинская) была построена приходская дерев. ц. Успения Богородицы. Между 1507 и 1515 на том же месте по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича сооружен кам. Успенский собор по образцу Успенского собора Моск. Кремля – кубический пятиглавый шестистолпный храм с тремя апсидами (строители Дм. Сырков и Фрязин). Храм посещали Василий III (1526) и Иван IV (1547). По указу Ивана IV при храме 12 февр. 1560 устроен муж. общежительный мон. Комплекс, сооруженный Ф.Д. Сырковым, окружали дерев. стена и ров. В 1581 сооружена двухэтажная трапезная палата с ц. Рождества Богородицы, в 1591-93 – Св. врата с ц. Вознесения Господня и приделом Св. Вмч. Феодора Стратилата. В 1593–1600 на средства Бориса Годунова построена пятишатровая трехъярусная звонница. В 1613 мон. выдержал осаду швед. войск. В 1623 сильно пострадал при пожаре. В 1668-70 к собору пристроены приделы Прор. Илии и Ап. Иоанна Богослова (арх. Ларион Осипов), сооружены кам. башни над зап. и вост. вратами монастыря, где в дальнейшем были устроены цц. Тихвинской иконы Божией Матери и Свят. Николая. В 1682-90 построены кам. больничные палаты с ц. Св. Ап. Андрея (позднее – Двенадцати Апостолов), архимандричьи, келарские, казенные, братские кельи. Последние сооружениями XVII в. были Покровская ц. (1691, 1699–1702) и часовня иконы Божией Матери «Споручница грешных». С 1721 в обители открыты первые в Тихвине школа и богадельня. Мон. был отнесен к I классу, он пользовался особым вниманием рос. императоров: здесь бывали Петр I (1717), Елизавета Петровна вместе с будущими Петром III и Екатериной II (1747), Павел I (1799), Александр I (1823) и Александр II (1858). Во время ремонта собора в 1795-98 устроены четырехскатная кровля и луковичные главы, он был расписан ярославскими мастерами под рук. Лонгина Шустова. В 1784–1801 возведены башни и кирпичные стены. В 1802-04 построено кам. здание богадельни с ц. Божией Матери «Всех скорбящих радости», в 1803 открыто духовное уч-ще. Парадные ворота (установлены в 1805) по приказу Павла I украсила решетка с ограды Аничкова дворца. В 1860-65 Тихвинская ц. расширена кам. часовней «Крылечко», выдержанной в формах рус. «узорочья» XVII в. (арх. Н.Л. Бенуа, он же перестроил в 1871-77 в «русско-романском» стиле Покровскую ц., позднее переосвященную в Крестовоздвиженскую). В 1871-76 перестроена и переосвящена в честь Покрова трапезная ц. На терр. обители были похоронены иноки и настоятели мон., один из рук. обороны мон. в Смутное время кн. Симеон Прозоровский (схимонах Сергий), историк Я.И. Бередников, исследователь старины И.П. Мордвинов; А.П. Римский-Корсаков, отец комп. Мон. закрыт не ранее 1924, Успенский собор – в 1930-е, Тихвинская ц. – в 1937. Полностью уничтожены кладб., гостиница, вост. стена с Никольской башней и церковью и сев. стена. Кельи и церкви использовались как жилье и под произв-во. 158 икон из собора после 1955 перевезены в ГРМ. Часть архива и б-ки находится ныне в СПб. Ин-те истории РАН. В 1968 ряд помещений передан Тихвинскому историко-мемориальному и архитектурно-художественному музею. В окт. 1944 приходу возвращена Тихвинская ц., к-рая до 1989 была единственной действующей в р-не. Мон. вновь открыт в июле 1995, 9 июля 1997 первую литургию в соборе служил митр. С.-Петерб. и Ладожский Владимир. С сент. 1998 настоятель игумен Евфимий (Шашорин). В 2000-03 установлены колокола. Чудотворная икона Божией Матери, захваченная нем. войсками в 1941 во время оккупации Тихвина, 8 июля 2004 возращена в мон. Лит.: Тихвинская чудотворная. Тихвин, 1993; Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: Иконография – история – почитание. СПб., 2001; Колесникова Л.А., Александр Гарклавс, прот. Тихвинская икона Божией Матери. Возвращение. СПб., 2004; К Тихвинской на богомолье. СПб., 2004; Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской / Сост. Е.В. Крушельницкая. СПб., 2004; Виноградова Л.В. С Тобою, Богородица… СПб., 2004. А.В. Берташ
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…