Персоны энциклопедии / Кузьмин Сергей Леонидович
Погосты
Рубрики
ПОГОСТЫ, термин, широко использовавшийся в X–XVIII вв. для обозначения терр. подразделений и поселений, со временем изменивший значение. П. назывались центры сел. общин, плативших дань князю; места сбора дани (с X в.); округа, с к-рых ее собирали (с XII в.). Учреждение П. связано с поездкой кн. Ольги на р. Мста и р. Луга (947). В письм. источниках XI–XIV вв. упоминания П. редки. Археологически выявлен ряд укрепленных торг.-ремесленных поселков кон. I – первой четв. II тыс. н.э. (городища и селища Городец под Лугой, Косицкое, Передольское, Которск, Надбелье в Лужско-Плюсском регионе, Новые Дубовики на р. Волхов). Вероятно, нек-рые центры терр. округов в сер. – второй пол. X в. приняли на себя функции княжеских П. Другие П. возникали на новых местах. Появление сел. храмов на П. отмечено со второй пол. XII в. В XIV – нач. XVI вв. складывается новое адм.-терр. деление Новгородской земли, отличающееся от центр. и южн. областей России. Эта система П. зафиксирована писцовыми книгами кон. XV – XVII вв. Если в центральной части России в XV–XVI вв. П. потеряли прежнее значение, превратившись в небольшие поселения с церковью и кладб., то на севере, в быв. Новгородских землях, в т. ч. на терр. совр. Лен. обл., они оставались адм.-церк. центрами до их ликвидации в ходе адм. реформы 1775. Некоторые П. со временем выросли в села и города, напр., Засоминский п. в с. Сомино, Пречистенский Тихвинский п. – в г. Тихвин. С XVIII в. погостом называют отд. стоящую церковь с кладб. или сел. кладб. Последнее значение сохр. до наст. времени. Археол. изучение П. на терр. Лен. обл., начатое в 1970–80-х (Г.С. Лебедев, Е.Н. Носов, Н.И. Платонова), продолжается в наши дни (С.Л. Кузьмин, А.А. Селин, И.И. Тарасов). Лит.: Неволин К.А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в. СПб., 1853; Платонова Н.И. Погосты и формирование системы расселения на северо-западе Новгородской земли (По археологическим данным): Автореферат канд. дисс. Л., 1988; Селин А.А. Историческая география Новгородской земли XVI–XVIII вв. Южные уезды Водской пятины: Автореферат канд. дисс. Л. 1998; Сайт Северо-Западной археологической экспедиции НИИКСИ СпбГУ. – htth://www.nwae.spb.ru К.М. Плоткин, С.Б. Егоров
Авторы
подробнее…
Сопок культура
Рубрики
СОПОК КУЛЬТУРА. Сопки – высокие крутобокие насыпи с неск. уплощенной вершиной и кольцом из валунов в основании. Ареал С. к. охватывает бассейны оз. Ильмень, рр. Мста, Волхов и Луга. На терр. Лен. обл. они известны в Лужском, Бокситогорском и Волховском р-нах. Археологи относят эту культуру к словенам новгородским, о к-рых летопись сообщает: «Словени же седоша около езера Илмеря и прозвашася своимъ именемъ». Сопки размещены на участках с плодородными почвами, что свидетельствует о земледельческом укладе жизни нас. Они частично перекрывают ареал более ранней культуры длинных курганов, размещаясь чересполосно с ними (напр., в Верх. Полужье). Позднее нас. этих зон оказалось интегрировано в культуру сопок. Высота сопок более 2-2,5 м. Преобладают насыпи выс. до 5 м. Расположены сопки в одиночку или группируются в небольшие могильники от 2-3 до 12 насыпей. Сопки – коллектив. погребальные сооружения, воздвигнутые в два-три приема. На каждом этапе в насыпь совершали захоронения. В основаниях нек-рых сопок встречаются кам. кладки (помосты и небольшие кучи), иногда связанные с погребениями. В окрестностях с. Старая Ладога раскопаны сопки со сложными кам. обкладками, валунными стенками, выкладками треугольной формы. Такие сооружения характерны для королевских курганов эпохи викингов в Скандинавии. Кремация умерших совершалась на стороне. Остатки сожжения, собранные с погребального костра, помещались в неглубокие ямки или на поверхности (отд. кучкой или разбросанно). Часть костей бросали в насыпь при ее сооружении. Вместе с человеческими костями встречаются кости животных и птиц. Вещественные находки единичны; среди них есть бусы, бронзовые (спиральки, трапециевидные подвески, бубенчики, проволочные колечки, перстни, украшения конской упряжи), жел. (ножи, пряжки, наконечники стрел, удила), костяные изделия, лепная глиняная посуда. Они позволяют датировать сопки VIII–X вв. Поселения представлены селищами и небольшими городищами, расположенными по соседству с погребальными пам. Размеры селищ невелики – от 120 х 30 до 150 х 60 м. Поселение Новые Дубовики у порогов на р. Волхов, состоящее из укрепленного мысового городища и прилегающего селища, было более крупным (300 х 200 м). С С. к. тесно связаны ниж. горизонты раннесредневекового торг.-ремесл. поселения в Старой Ладоге. Раскопки волховских сопок в XIX в. провели З. Доленго-Ходаковский (см. Олегова могила), Н.Е. Бранденбург и др. В 1940–60-х их возобновил С.Н. Орлов, в 1970-х – В.П. Петренко, а также В.А. Назаренко и Е.Н. Носов; в 1989, 1990, 1997 – Д.Л. Яблоник, С.Л. Кузьмин. В Лужском р-не сопки изучали Г.С. Лебедев (у дер. Репьи, 1970-е), С.Л. Кузьмин (у дер. Пристань, 1990-е). А.Н. Башенькин исследовал сопки в Бокситогорском р-не в 1980-е – 90-е. Лит.: Спицын А.А. Сопки и жальники // Записки Русского Археологического Общества. Т. XI. Вып. 1-2. СПб., 1899; Петренко В.П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII–X вв. Сопки Северного Поволховья. СПб., 1994; Седов В.В. Славяне в раннем Средневековье. М., 1995. С. 238-252. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
подробнее…