Персоны энциклопедии / Топелиус Сакари (Захариас)
Финляндия
Рубрики
ФИНЛЯНДИЯ, государство в Сев. Европе. Граничит со Швецией, Норвегией, РФ (Мурманская обл., Республика Карелия, Лен. обл.). Расположена на побережье Ботнического и Финского зал. Балтийского моря. Пл. – 338 тыс. кв. км (ок. 10% – внутренние водоемы). Нас. (на 1998) – 5147 тыс. чел. (93% – финны, ок. 6% – шведы). Плотность нас. – 14,8 чел./кв. км. 2/3 нас. – горожане. Гос. языки – финский (родной для 96% нас.) и шведский. К Евангелическо-лютеранской церкви принадлежит 90% нас., к Православной – 1,1%. В адм. отношении делится на ляни (laani – губерния). На рубеже I–II тыс. н. э. Ф. населяли прибалт.-фин. общности сумь (зап. р-ны), емь или тавасты (центр), корела (восток). В XII–XIII вв. юго-запад Ф. был присоединен к Швеции, вост. р-ны находились в сфере интересов Вел. Новгорода, что обусловило многовековое рус.-швед. вооруженное соперничество на Карельском перешейке. Гл. городом Ф. был Турку (швед. и устар. рус. – Або), вторым по значению – Выборг. Впервые вост. граница Швеции была установлена Ореховецким мирным договором 1323 и проходила по р. Сестра и далее на север, оставив Выборг в составе Швеции, а Корелу (ныне – Приозерск) – в Новгородских владениях. В XVI в. в Ф. и Швеции лютеранство стало гос. религией. В 1642 издана Библия на фин. яз. (Новый Завет перевел М. Агрикола в XVI в.). В 1581 Ф. стала вел. княжеством (герцогством). Столбовский мирный договор 1617 передал Швеции всю Ф. и Ингерманландию. После Сев. войны 1700-21, завершившейся поражением Швеции, Россия получила Карельский перешеек, где была образована Выборгская губ. (т. наз. Старая, или Русская Ф.). После Рус.-швед. войны 1808-09 вся терр. Ф. вошла в состав России, получив статус Великого княжества Финляндского (в соответствии с формой правления 1772, установленной швед. королем Густавом III). В 1811 к Ф. была присоединена Выборгская губ. В 1812 столица перенесена в Хельсинки (швед. и устар. рус. – Гельсингфорс). В 1860-е Александр II начал проведение в Ф. либеральных реформ. В 1863 был созван сейм (парламент), к-рый регулярно собирался с 1869. В 1879 приняты законы о свободе предпринимательства, передвижения. В XIX в. в Ф. развернулось фенноманское движение, выступавшее за расширение прав фин. яз. (официальным яз. в Ф. был шведский) и развитие фин. нац. культуры. Его лидерами были фольклорист и создатель эпоса «Калевала» Э. Лённрот, писатель Ю.Л. Рунеберг, журналист и гос. деятель Ю.В. Снельман, писатель и историк С. Топелиус, этнограф и языковед М.А. Кастрен, историк Ю.С. Юрьё-Коскинен. В дек. 1917 Ф. официально стала независимым гос-вом. Весной 1918 в Ф. произошла гражд. война, в к-рой победила белая армия под команд. К.Г. Маннергейма. В 1919 Ф. провозглашена республикой, принята Конституция (глава гос-ва – президент, высший законодательный орган – однопалатный парламент). В результате поражения в Сов.-финл. (Зимней) войне 1939-40 Ф. потеряла Карельский перешеек (терр. совр. Выборгского и Приозерского р-нов Лен. обл.), Сев. Приладожье, приграничные земли в Сев. Карелии. Нас. отошедших к СССР р-нов было эвакуировано в глубь Ф. В 1941-44 Ф. участвовала в боевых действиях на стороне Германии. Парижский мир 1947 подтвердил границу 1940 в Приладожье, к СССР также перешел р-н Печенги (Мурманская обл.). Во второй пол. ХХ в. Ф. проводила политику нейтралитета. С 1995 – в составе Европ. Союза. Лит.: Клинге М. Очерк истории Финляндии. Хельсинки, 1990; Расила В. История Финляндии. Петрозаводск, 1996; Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии. М., 1998. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Фольклор (карелы)
Рубрики
Устное поэтическое творчество карельского народа очень богато. Карельские эпические песни (руны), возникновение которых относится к раннему периоду развития народа, послужили основой создания широко известного эпоса «Калевала». Первый, кто записал руны со слов карел, был доктор Захарий Топелиус, губернский врач, который впоследствии издал сборник «Древние руны и новейшие песни финского народа». Именно Топелиус подтолкнул другого финского исследователя Элиаса Лённрота на мысль пойти собирать руны «к карелам в Россию». Руны, записанные им в 20-40-х гг. XIX в. в пределах Карелии (Кемском и Сегежском районах) со слов замечательных карельских рунопевцов А.Перттунена, А.Малинена, В.Киэлевяйнена и др., были впервые опубликованы в 1835 г., затем в 1849 г. К концу XIX в. «Калевала» была переведена на многие языки и получила мировое признание. Основной мотив «Калевалы» - борьба героев, сынов Калевалы, Вяйнямёйнена, Илмаринена, Лемминкяйнена и других за мир и счастье своего народа. Образным выражением мечты о всеобщем счастье и изобилии является представление о «сампо». Это древняя мечта народа о счастье, обращенная в будущее и реализуемая трудом человека. Наряду с эпическими песнями-рунами широко бытуют песни и иных жанров (свадебные, шуточные, плясовые, лирические и т.д.). Разновидность карельской песенной лирики являются четырехстрочные песни (пиирилейки лаулу), напоминающие русские частушки. Старинные народные песни карелов одноголосны. Напевы их лаконичны, устойчивы по своему музыкальному складу. Карельские сказки (суарнат) делятся на волшебные, о животных, бытовые, сатирические и сказки-анекдоты. Большое влияние на карельскую сказку оказала русская народная сказка. Распространены у карелов поговорки и загадки. Следует отметить карельские плачи. В деревнях существовали специальные плачеи, которых приглашали на похороны и на свадьбы. Своеобразно и самобытно музыкальное творчество карелов, создавших оригинальный народный инструмент – кантеле, по типу очень близки к русским гуслям и эстонскому каннеле. Довольно разнообразны и оригинальны карельские танцы «Карельская кадриль», «Лучинки», «Кумардус», «Восьмёрка», «Лансе», «Ристу кондра». Они отличаются плавными и спокойными движениями, спеняющимися лихим, задорным переплясом. Библиография Народы Европейской части СССР. Том 2 / Академия наук СССР; ин-т этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 1964. – Стр. 329-363.
Тематические группировки
подробнее…