Библиография / Карху Э.Г. Карельский и ингерманландский фольклор в историческом освещении. СПб., 1994.
Европеус Даниэль (1820-1884), ученый
Рубрики
ЕВРОПЕУС (Europaeus) Давид Эммануель Даниэль (фин. – Танели; рус. – Давид Петрович) (1820–1884), фольклорист, археолог, этнограф. Родился в семье пастора в усадьбе Олккола прихода Савитайпале Выборгской губ. (ныне Финляндия). Окончил нем. лицей в Выборге и в 1844 поступил в Гельсингфорский (Хельсинкский) ун-т (не окончил). В 1845 в качестве пом. фольклориста Э. Лённрота собирал в Вост. Финляндии фольклор и материалы для фин.-швед. словаря, в 1846 продолжил работу в Карелии. Впоследствии Е. регулярно совершал экспедиции по Финляндии и Севере России. В 1847, 1848, 1853 Е. собирал фольклор ижоры, води, ингерманландских финнов в С.-Петерб. губ. Здесь он записал руны из цикла о рабе Куллерво, включенные Лённротом во вторую ред. «Калевалы» (1849). В общей сложности в Карелии и Ингерманландии Е. записал ок. 2500 рун. В 1847 Е. посетил р-ны расселения вепсов (Новгородская губ.), в 1848 – тверских карел (Тверская губ.). Е. был сторонником точной публ. фольклорных текстов, что обусловило его критическое отношение ко второй ред. «Калевалы». В 1872, 1874, 1877-79 вел археол. раскопки в Тверской и Новгородской губ. (в т. ч. на востоке Лен. обл. – в районе р. Оять). Занимался журналистской деятельностью, в 1847 стал одним из создателей финноязычной газ. «Суометар» («Suometar»). Автор многочисл. науч. публикаций на фин., швед., нем., рус. языках. Е. регулярно жил в СПб., поддерживал тесные контакты с рус. учеными (П.И. Кёппеном, исследователем культуры рус. Севера П.С. Ефименко, фольклористом и этнографом Е.В. Барсовым и др.). В 1876 работал домашним учителем в семье Ю. Сааринена, пастора фин. лютеранского прихода Лисино (фин. – Liisila, дер. Кайболово Тосненского р-на близ пос. Лисино-Корпус). Умер и похоронен в СПб., в дек. 1884 прах был перевезен и захоронен в Гельсингфорсе (Хельсинки). В 1999 на родине Е. открыт музей. Лит.: Карху Э.Г. Карельский и ингерманландский фольклор в историческом освещении. СПб., 1994. С. 162-171; D.E.D. Europaeus – suurmies vai kummajainen // Kalevalaseuran Vuosikirja. 1988. № 67. А.Ю. Чистяков
Тематические группировки
  •  
подробнее…
Мифология, язычество
Рубрики
В 1541 г. М. Агрикола, основатель финской книжности и основоположник литературного языка, в стихотворном предисловии к переводу „Псалтыря" впервые перечислил ряд имен языческих божеств у карел и финского племени хяме (емь). В перечне называются божество леса и охоты Тапио, божество воды и рыбной ловли Ахти, "сыны Калевы", которые "косили луга", Вяйнямейнен (Ainemoinen), который "ковал песни", Ильмаринен, который ведал погодой и "приводил к месту путников". Все эти имена встречаются в карело-финской эпической поэзии, о бытовании которой в народе Агрикола, видимо, знал, поскольку слитно с нею бытовала и языческая мифология. В качестве церковного деятеля Агрикола осуждал язычество, боролся с ним. После перечисления языческих божеств следовало восклицание: "Не глупый ли это народ, верующий в них и поклоняющийся им! Дьявол и грех довели их до такой веры. На могилы усопших приносили они пищу, причитали и плакали там". Характерно, что формально Агрикола был склонен описывать языческие обычаи в прошедшем времени - пусть как недавнее прошлое, но все же прошлое. "Еще недавно, во времена папизма, - писал он, - люди открыто либо тайно поклонялись вместо Бога природным стихиям — огню, воде, земле, деревьям... Но теперь пусть каждый почитает только Отца, Сына и Святого духа". Около 1583 г. Я. Финно, тоже церковный деятель, издал первый на финском языке сборник духовных песен со своим предисловием, которое представляло собой первое в истории финской литературы рассуждение о поэзии. Автор проводил грань между "божественной" (церковной) и "безбожной" (фольклорно-языческой) поэзией. О бытовании последней в предисловии давались уже более подробные сведения. В народе "постыдные" языческие песни пелись "на праздниках и в поездках, ради времяпровождения и веселья", люди "состязались друг с другом в песнопении". При всем идеологическом неприятии язычества Финно косвенно признавал высокие эстетические достоинства народных песен. По словам автора предисловия, бес был столь лукав, что выковал для певцов самые лучшие слова; они слагали песни быстро и складно, народ запоминал их быстрее и охотнее, чем церковные тексты. Э.Г. Карху. Карельский и ингерманландский фольклор. СПб., Наука. – 1994.
Тематические группировки
подробнее…
Языкознание (ингерманландские финны)
Рубрики
Современная лингвистическая наука включает финно-угорские языки в уральскую языковую семью на основании их родства с самодийскими языками (ненецким, селькупским и др.). На проблему происхождения и эволюции уральских языков существуют разные взгляды. Наиболее традиционной является генеалогическая „праязыковая" теория-схема, исходящая из следующих постулатов: 1) у уральских языков была общая прародина — территория по обе стороны Уральского хребта; 2) уральский праязык был изначально более или менее единым; 3) последующее „языковое древо" образовалось путем поэтапного отпочковывания от изначального праязыка новых языковых ответвлений, новых праязыков, что сочеталось с миграционными процессами. Предполагается, что сначала из прауральского языка выделился прафинно-угорский язык; не позднее III тысячелетия до н. э. от него отпочковались угорский праязык (от которого потом образовались венгерский, мансийский и хантыйский языки) и финно-пермский праязык, который разделился в дальнейшем на собственно пермскую группу (коми и удмуртский языки) и волжскую группу (марийский и мордовский языки). От волжской общности в I тысячелетии до н. э. отделились прибалтийско-финская и протосаамская языковые ветви. Прибалтийско-финская языковая группа включает финский, эстонский, карельский, вепсский, ижорский, водский и ливский языки. Считается, что формирование этих отдельных языков из общего прибалтийско-финского праязыка началось в первые века н. э. Подобного взгляда на „родословную" финно-угорских языков продолжают придерживаться и некоторые современные лингвисты (например, известный венгерский финно-угровед П. Хайду и его последователи). Однако в последние десятилетия указанная схема стала все чаще вызывать сомнения со стороны ряда лингвистов (работы эстонца П. Аристе, финнов М. Корхонена, Т. Итконена, К. Хяккинен, шведа Л.Г. Ларссона, англичанина М. Бранча). Карху Э.Г. Карельский и ингерманландский фольклор. – СПб., Наука, 1994.
Тематические группировки
подробнее…