Статьи / «Катюша», монумент
«Дорога жизни», памятники
Рубрики
«ДОРОГА ЖИЗНИ», ПАМЯТНИКИ. Единственная воен.-стратегическая трансп. магистраль, проходившая через Ладожское оз. и связывавшая в сент. 1941 – марте 1943 блокадный Ленинград со страной (официальное назв. – Военно-транспортная дорога). Память о «Д. ж.» увековечена в памятниках и мем. ансамблях, входящих в «Зеленый пояс славы». Первые пам. появились в 1950-е: в 1958 на берегу Ладожского оз. возведен обелиск в память о 101-й батарее, защищавшей «Д. ж.». Наиболее известные мемориалы построены в 1960-х. Каждый километр автомоб. (45 км) и ж.-д. (56 км) трассы отмечены мем. километровыми столбами (1967-70, арх. М.Н. Мейсель, И.Г. Явейн). Первый мем. закладной камень установлен на 9-м км (1965, арх. М.Н. Мейсель). В память о ленингр. детях на 3-м км трассы возведен мемориал «Цветок жизни» (1968; арх. А.Д. Левенков, П.И. Мельников). Подвиг летчиков, защищавших Л., увековечен в мемориале «Балтийские крылья», расположенном на 5-м км трассы (1968, арх. А.Д. Левенков). На 10-м км находится пам. «Румболовская гора» (1967; арх. П.Ф. Козлов, В.Н. Полухин). На вершине горы расположено мем. братское захоронение защитников Л., погибших на «Д. ж.» в 1941-43 или умерших от ран. На 17-м км, где в 1941-43 находилась зенитная батарея, сооружен монумент «Катюша» (1965; арх. А.Д. Левенков, П.И. Мельников и Л.В. Чулкевич). На 40-м км возведен мемориал «Разорванное кольцо» (1966; авторы В.Г. Филиппов, К.М. Симун). На 45-м км – мемориал «Ладожский курган» (1969), символическое братское захоронение моряков, водителей, курсантов воен.-мор. училищ, погибших на Ладоге в 1941-43. В 1970-е открылись новые пам.: мемориал «Стальной путь» (1972; арх. И.Г. Явейн, худ. Г.Д. Гликман) на ст. Петрокрепость – в память о подвиге железнодорожников; в комплексе «Ладожский курган» – памятник «Броня» (1975; арх. И.И. Павлов, скульп. А.В. Аристов). 12 сент. 1972 в пос. Осиновец открыт «Дорога жизни», музей. В 1980-е напротив крепости Орешек установлен обелиск «Дорога победы» (1983, арх. В.Н. Трофимов) – в память о первом поезде, отправленном в Л. после начала блокады. На 12-м км «Д. ж.» в 1983 восстановлен участок воен. трассы протяженностью 380 м с булыжным покрытием. Рядом – три мем. стелы. На одной из них указано официальное число эвакуированных из Л. по «Д. ж.»: 1,2 млн. чел. На ст. Ржевка установлена мем. стела «Регулировщица» (1986; скульп. Я.И. Имранов, Б.А. Изборский); в память об арт. обстреле 29 марта 1942 на здании ст. установлен барельеф (1990; арх. А.П. Чернов, скульп. А.А. Архипов). К 60-летию Победы большинство пам. отреставрировано. Идет стр-во новых мемориалов: в частности, 23 февр. 2006 в пос. Осиновец состоялось открытие закладной плиты пам. погибшим на Ладожском оз. Лит.: Достопримечательности Ленинградской области. Л., 1977; Лукьянов Ю.А. Рубежи стойкости и мужества. Л., 1985; Павлюченко В.Ф., Редькин П.Л. Музей «Дорога жизни». Л., 1988; Мелуа А. Блокада Ленинграда. М.; СПб., 1999; Семенова Т.М. «Каменная летопись» Великой Отечественной войны // Труды ГМИ СПб. Вып. 5. СПб., 2000. С. 324-343. Богданов Н. Мемориальный ансамбль «Дорога жизни». СПб., 2003. И.А. Карпенко
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
«Зеленый пояс Славы», комплекс мемориальных сооружений
Рубрики
«ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС СЛАВЫ», комплекс мем. сооружений на рубежах битвы за Ленинград 1941-44, созданный с целью увековечить память его героических защитников. Первое сооружение будущего комплекса появилось еще во время ВОВ – это стела между Лигово и Сосновой Поляной (1944; арх. К.Л. Иогансен, В.А. Петров); затем был поставлен обелиск на Петергофском ш. у развилки дорог на Красное Село и Петродворец (1946; те же авторы). В наст. время эти пам. входят в состав мемориала «Кировский вал» на терр. СПб. 23 июня 1956 опубликовано первое решение гор. пр-ва о стр-ве памятников героям обороны Ленинграда. В соответствии с ним были открыты: обелиск у Московского ш. (1957), ныне входящий в мемориал «Штурм» (арх. М.К. Меликова), гранитная стела на 32-м км Петергофского ш. (1961; арх. О.И. Соколова), позднее ставшая частью мемориала «Приморский». Идея о необходимости создания единого комплекса воен. мемориалов вокруг Ленинграда была высказана в 1965 и получила одобрение руководства города. Проект общей планировки мемориала разрабатывался в 1958-64 сотрудниками архит.-планировочного управления Ленгорисполкома и 1-й мастерской ин-та Ленпроект (в состав рабочей группы входили арх. Г.Н. Булдаков, В.Л. Гайкович, М.А. Сементовская). В основу планировки «З. п. с.» положен рубеж обороны, на к-ром в сент. 1941 были остановлены войска противника. Работу по уточнению линии фронта и мест дислокации войск провел Штаб ЛВО. Мемориал возводился «методом народной стройки», в его создании участвовали жители и крупнейшие орг-ции Ленинграда. Общая протяженность «З. п. с.» составила 200 км. Он подразделяется на неск. участков: 1) «Большое блокадное кольцо» (юж. берег Финского зал. в р-не Лигово – Пулковские высоты – севернее г. Пушкин – южнее г. Колпино – г. Кировск – правый берег Невы – зап. берег Ладожского оз. – дер. Верхние и Нижние Никулясы – пос. Васкелово – р. Сестра – сев. берег Финского зал.). На этой терр. расположены мемориалы «Кировский вал», «Пулковский рубеж», «Ополченцы», «Непокореные», «Штурм», «Ижорский таран», «Невский порог», «Невский пятачок», «Прорыв», «Безымянная высота», «Лемболовская твердыня», «Сад мира» и «Сестра». 2) «Малое блокадное кольцо» (г. Петродворец – Гостилицкое ш. – дер. Порожки – р. Воронка – дер. Керново). Он включает в себя мемориалы «Приморский», «Атака», «Якорь», «Январский гром», «Гостилицкий», «Дальний рубеж» и «Берег мужественных». 3) Зап. и вост. участки «Дороги жизни» (дер. Леднево – Кобона – Лаврово – Войкобало) с пам. «Цветок жизни», «Румболовская гора», «Катюша», «Разорванное кольцо», «Переправа», «Стальной путь» и мемориал «Кронштадский» на о. Котлин. В комплекс воен. мемориалов вошли разнообразные архит. произв., сочетающие в единой композиции скульптуру, памятные знаки и сохраненные или восстановленные оборонит. сооружения. Связующим звеном между пам., находящимися на больших расстояниях друг от друга, являются парки, мем. аллеи и скверы. Стр-во первых пам. «З. п. с.» завершено в 1965, в 20-ю годовщину Победы. На местах будущих мемориалов были поставлены закладные камни, высажены первые деревья. В том же году проекты, разработанные ленингр. арх. и скульп., были выставлены в Исполкоме Ленгорсовета, а в начале 1966 – в Доме архитектора. Стр-во мемориалов велось в неск. этапов. Первые были построены к 9 мая 1967. В кон. 1960-х – нач. 1970-х работы продолжались, большинство объектов было завершено к маю 1975 (30-я годовщина Победы). К этому времени на быв. линии фронта находилось свыше 80 пам., обелисков и иных сооружений. В качестве самостоят. элементов в состав «З. п. с.» включены братские воинские кладб. и захоронения, образцы воен. техники, здания и сооружения, отмеченные мем. досками (напр., здание в пос. Борисова Грива, где в 1941-42 располагался эвакопункт). В 1974 «З. п. с.» получил статус пам. истории республ. значения и был принят под охрану гос-ва. Его символическим центром является Монумент героическим защитникам Ленинграда, открытый 9 мая 1975 на пл. Победы в СПб. Стр-во продолжалось во второй пол. 1970-х – первой пол. 1980-х. В этот период совершенствовались уже построенные и создавались новые мемориалы, благоустраивалась прилегающая терр., высаживались деревья. Лит.: Лукьянов Ю.А. Рубежи стойкости и мужества. Л., 1985. С. 65-171; Ганшин В., Сердобольский О. Кольцо памяти, кольцо славы. Л., 1988. С. 60-118; Семенова Т.М. «Каменная летопись» Великой Отечественной войны // Труды ГМИ СПб. Вып. 5. СПб., 2000. С. 324-343. И.А. Карпенко
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…