Персоны энциклопедии
/
Безруких Павел Ефимович
Октябрьская железная дорога | |
Рубрики | |
«ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА», федеральное гос. унитарное предприятие. Протяженность путей – более 10 тыс. км (в 2003 эксплуатационная дл. путей составила 10143 км, развернутая дл. – 13168,8 км). Проходит по терр. СПб., Ленингр., Новгородской, Псковской, Тверской, Московской, Вологодской, Мурманской обл. и терр. Республики Карелия. Связывает Петерб., Выборгский, Мурманский, Кандалакшский мор. порты, порты Сев.-Зап. речного пароходства. Крупнейший узел – СПб. В 2003 в состав О. ж. д. входили 750 ст., 25 локомотивных депо, 15 грузовых вагонных депо, 5 пасс. вагонных депо. Образована приказом НКПС №1313 от 27 февр. 1923, согласно к-рой Николаевская ж. д. (линия Петроград – Москва) была переименована в О. ж. д. Первым пред. Правления О. ж. д. (1923-28) стал П.Е. Безруких. Постепенно в состав О. ж. д. включались отдельные ж.-д. линии Северо-Запада России. В 1940-42 и 1947-53 функционировала самостоятельная Ленингр. ж. д. (линии Л. – Нарва, Л. – Пыталово, Л. – Сущево, Л. – Мга, Л. – Усть-Луга). В 1959, после включения в состав О. ж. д. Кировской ж. д. (включала линии Лен. обл. восточнее Мги, Карелии, Мурманской обл.), все ж.-д. пути Лен. обл. перешли в подчинение О. ж. д. Совр. терр. О. ж .д. сформировалась в 1961. На терр. Лен. обл. и СПб. ж.-д. стр-во началось в 1830-е. В 1837 открыта первая жел. дорога России, соединившая СПб. и Царское Село, в 1838 она продлена до Павловска. Далее последовало стр-во линии СПб. – Москва (построена в 1843-51); Варшавской ж. д. (1853, СПб. – Гатчина – Луга); Петергофской ж. д. (1857); Финляндской ж. д. (1870, СПб. – Выборг – Рихимяки); Балтийской ж. д. (1870, Гатчина – Нарва); Ириновской ж. д. (1892); Сестрорецкой ж. д. (1894), линии СПб. – Мга – Званка (Волхов) – Вологда (1906). В Выборгской губ. Вел. княжества Финляндского были построены ветки: Выборг – Антреа (Светогорск) – Иматра (1892), Антреа – Хиитола – Сортавала (1893), Тюрисевя (Ушково) – Койвисто (Приморск) (1916), Хиитола – Рауту (Сосново) (1917). В 1914 построен ж.-д. мост через Неву. В 1920–1930-е строились жел. дороги для обслуживания воен. объектов в приграничных р-нах: ветка Ораниенбаум – Котлы – Веймарн (1926), Котлы – Усть-Луга (1931; участок Усть-Луга – Кургальский п-ов не сохр.), Веймарн – Сланцы (1940), Веймарн – Чудово – Будогощь (не сохр.). Строились многочисл. узкоколейные жел. дороги для обслуживания торфоразработок. В 1933 был электрифицирован участок Ленинград – Лигово – Ораниенбаум, в 1935 – Лигово – Красное Село, в 1936 – Красное Село – Тайцы, в 1937 – Тайцы –Гатчина-Балтийская. Работы по электрификации продолжаются в наст. время. В 1996 электрифицирован участок Волховстрой – Лодейное Поле, в 2000 – Волховстрой – Тихвин, в 2001 – Тихвин – Бабаево. Неэлектифицированными остаются пути в зап. р-нах Лен. обл. (Гатчина – Ивангород, Веймарн – Сланцы – Гдов, Веймарн – Калище). В годы ВОВ работники О. ж. д. участвовали в снабжении блокадного Ленинграда. Зимой 1941-42 была построена ж.-д. ветка к порту в дер. Кобона (Войбокало – Кобона – Коса, действовала до 1943). После прорыва блокады в 1943 за 17 суток была построена ветка Поляны – Петрокрепость через Неву, получившая назв. «Дорога победы» (действовала до марта 1944). В 2003 в ведении О. ж. д. находился 41 объект соц.-культ. сферы в разных регионах России (в т. ч. санаторий-профилакторий «Мельничный ручей» во Всеволожском р-не). В СПб. расположен Центральный музей О. ж. д. (открыт в 1979), в Лен. обл. на ст. Петрокрепость – музей «Дорога победы», в дер. Кобона – музей «Кобона: Дорога жизни». С 1933 издается газ. «Октябрьская магистраль». Лит.: Магистраль имени Октября. М., 1990; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 351-361; От Царскосельской до Октябрьской: История. Развитие. Перспективы. СПб., 2003. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |