Персоны энциклопедии / Европеус Аарне Элиас (Europeus-Aekapaa A.)
Гипотезы происхождения карел
Рубрики
Проблема происхождения карел долгое время оставалась дискуссионной. По одной из гипотез карелы составляли большую часть населения легендарной Биармии, занимавшей окрестности Белого моря. После распада этого государства карелы двинулись в западном и южном направлении, к Онежскому и Ладожскому озерам и Финскому заливу. В начале XX в. в финляндской литературе получают распространение теории западного происхождения карел, по которым карелы – прямые потомки западнофинского племени хяме (емъ русских источников), предположительно занимавшего в I тысячелетии н.э. земли Карельского перешейка. Однако некоторые финляндские археологи того времени (A. M. Тальгрен, А. Европеус, К. А. Нордман) считали идею западного происхождения карел необоснованной. Так, К. А. Нордман полагал, что карелы сформировались в результате смешения восточных и западных элементов и что их культура уже в I тысячелетии н.э. отличалась от западнофинской. Нордман отверг также распространенное у финляндских исследователей представление, будто походы викингов были причиной подъема и расцвета карельской культуры того времени. Он убедительно показал, что именно их прекращение способствовало подъему Корельской земли в XII–XVI вв. и признавал прогрессивным влияние Новгорода на карел. Гипотеза о заселении Карельского перешейка с востока сформулирована в 1930-е годы известным советским археологом В. И. Равдоникасом на основании археологических материалов из курганов Олонецкого перешейка. Он придерживался распространенной точки зрения о карелах, как довольно поздно сформировавшемся этническом образовании. Равдоникас полагал, что племя корела до конца XI в. жило в восточном Приладожье, а затем в конце XI-XII в. заселило и северо-западное Приладожье. Однако современные археологические материалы не подтверждают этого предположения. Сегодня доказано, что население, оставившее курганы на Олонецком перешейке, не могло принимать участия в формировании племени корела. В середине XX в. крупнейшим российским финно-угроведом Д. В. Бубрихом была разработана концепция происхождения карел, базирующаяся на лингвистическом материале. По его мнению, до возникновения Древнерусского государства на Карельском перешейке кочевали лишь редкие саамские родо-племенные группы. Корела же начала формироваться в период образования Древнерусского государства. Откуда она пришла, Д. В. Бубрих не дал убедительного ответа. Он полагал, что это население частью пришло с запада, из земель еми, частью из мест, близких к Чудскому озеру и Новгороду; допускал также участи в сложении корелы и древней веси. В последние годы в отечественной и зарубежной литературе рассматривают древних карел как особый этнос, возникший на базе местного, западнофинского и пришедшего из юго-восточного Приладожья населения. Однако некоторые ученые, в частности - финляндский историк X. Киркинен, считают, что совокупность археологических, лингвистических и исторических данных говорит против западного участия "емского" элемента в составе корелы. Киркинен считает, что племя корела формировалось одновременно с Новгородским государством в результате смешения чудских, прибалтийско-финских, вепсских, а может быть, и варяжских компонентов. При этом предполагает, что корела сложились только в XI-XII вв. Отечественные исследователи, напротив, считают, что формирование корелы произошло уже в первой половине I тысячелетия н.э. Данные топонимики помогают уточнить территорию расселения карел и пути их миграции в далеком прошлом. В северо-западном Приладожье древними оказываются саамские топонимы, а основной пласт составляют карельские. По отношению к ним топонимы славянского происхождения более поздние, хотя довольно часты в ландшафте Карельского перешейка. Относительно территории расселения корелы в XII-XIV вв. у исследователей в настоящее время нет принципиальных разногласий. Историки, археологи, лингвисты и фольклористы считают, что это были Карельский перешеек и северо-западное побережье Ладожского озера, а г. Корела являлся племенным центром. Населению земли южной Саво и Приладожской Карелии были свойственны многие общие черты культуры. Однако некоторая удаленность ее от карельского центра, влияние западных соседей, политические акции (Ореховецкий мирный договор 1323 г.) привели к нарушению восточных связей. Постепенно местное население стало отличаться по культуре от населения Карельского перешейка. Библиография: КОЧКУРКИНА С. Прибалтийско-финские народы России // Портал Vottovaara [Электр. ресурс]. – Республика Карелия, г. Петрозаводск. - Режим доступа: http://www.vottovaara.ru/karelia/etnos/karel/gipoteza.html
Тематические группировки
подробнее…
Неолита памятники
Рубрики
НЕОЛИТА ПАМЯТНИКИ. Неолит (новый кам. век, VIII–III тыс. до н. э.) – эпоха появления земледелия и скотоводства, прядения и ткачества, новых техник обработки камня, керамики. В лесной зоне Вост. Европы неолит датируется V–II тыс. до н. э. и характеризуется устойчивым рыболовецко-охотничьим х-вом. В период раннего неолита на юге совр. Лен. обл. и в Юж. Приладожье появляются стоянки, относящиеся к Нарвской культуре. Эталонным пам. сев. варианта этой культуры считается ниж. слой стоянки Сяберская III в Лужском р-не (раскопки В.И. Тимофеева, 1988-89). Нарвская керамика и костяные изделия обнаружены и в комплексе стоянки Березье Волховского р-на. Тонкостенные сосуды изготовлялись из узких лент глины с примесью органических остатков и толченой раковины, верх. часть сосудов украшена редким орнаментом из горизонтальных рядов насечек, вдавлений, наколов, оттисков. Характерны расчесы поверхности гребенчатым штампом. Кремневый инвентарь немногочислен. Ряд находок, собранных при прокладке Нового Сясьского кан., вошел в «Коллекцию А.А. Иностранцева». Нарвская культура граничит с ранненеолитической культурой Сперрингс, основной ареал к-рой находился на терр. Финляндии и Карелии. Находки керамики этого типа представлены в составе комплексов стоянок Карельского перешейка, Юж. Приладожья и востока области. В материалах стоянки Забелье на востоке Лен. обл. (раскопки Ю.Н. Урбана, 1987) обнаружена керамика, близкая ранним этапам валдайской и верхневолжской культур. В эпоху развитого неолита на терр. области складывается прибалт. культура с гребенчато-ямочной керамикой. Этот тип керамики был выделен А. Европеусом. Для него характерно преобладание оттисков гребенчатого штампа, покрывающих всю поверхность крупных, полуяйцевидной формы сосудов. Зоны оттисков разделены рядами глубоких ямок. В орнаменте также присутствуют геометрические фигуры и горизонтальные зигзаги, специфические оттиски и насечки. Помимо керамики, комплексы стоянок характеризуются обилием орудий из кремня, а также сериями изделий из кварца. Отмечены находки восточноприбалт. янтарных украшений. Радиоуглеродный анализ дает представление о возрасте пам. с гребенчато-ямочной керамикой: ранние датированы кон. IV тыс. до н. э., наиболее поздние относятся к кон. III – нач. II тыс. до н. э. Эталонным пам. неолитической культуры считается поселение Усть-Рыбежна I при впадении р. Рыбежка в р. Паша (раскопки Н.Н. Гуриной, 1952-54, 1956, 1958-59). Его культурный слой отличается прекрасной сохранностью. Большое кол-во стоянок известно в Приладожье, на Карельском перешейке, в зап. р-нах обл., а также в Лужском р-не. Лит.: Иностранцев А.А. Доисторический человек побережья Ладожского озера. СПб., 1882; Гурина Н.Н. Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР // Материалы и исследования по археологии СССР. № 87. М.; Л., 1961. С. 450-597; Тимофеев В.И. Памятники мезолита и неолита региона Петербурга и их место в системе культур каменного века Балтийского региона // Древности Северо-Запада России (Славяно-финно-угорское взаимодействие, русские города Балтики). СПб., 1993. С. 8-34; Europeus – Aerapaa A. Die relative Cronologie der Steinzeitlichen Keramik in Finnland. I. Acta Archaeologica. Vol. I, fasc. 2. Kobenhavn, 1930. S. 179-186. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…