Библиография
/
Малиновская З.П. Из материалов по этнографии вепсов //Западнофинский сборник: Труды КИПС. Вып.16. Л., 1930
История изучения вепсов | |
Рубрики | |
Вепсы, в числе западно-финских народов России, являлись почти единственным народом, совершенно не изученным до второй половины 20-х гг. ХХ в. В виду этого в 1926 г. в план исследовательских работ этнографического отдела Русского Музея и Академии истории материальной культуры была включена работа по изучению вепсов. Для работы были выбраны наиболее глухие районы Лодейнопольского уезда, а в 1927 г. работа была перенесена в верховье р. Ояти. Этнографическая работа, в виду отсутствия лингвиста-этнографа, велась преимущественно в области материальной культуры. Первые упоминания о веси находим у готского историка середины VI в. Иордана, жившего в северной Италии. В своем труде «О происхождении и деяниях гетов» он называет в списке народов, якобы покоренных готским королем Германарихом в середине IV в., северное племя «васинабронки» (Vаsinаbrоnkаs). Комментатор Иордана Е. Ч. Скржинская перевела термин «васинабронки», представив его, как «весь в местности Абронкас» (vаs in Аbrоnkаs). Польский историк X. Ловмяньский и академик Б. А. Рыбаков считали, что в термине «Абронкас» следует видеть искаженное название «Биармия» или «Пермь». Исходя из этого Б. А. Рыбаков полагал, что сочетание «васинабронки» следует переводить как «весь из Биармии». Более подробные сведения о веси дал германский хронист второй половины XI в. Адам Бременский. Его труд «Деяния епископов Гамбургской церкви», написанный в 1073–1076 гг., состоит из четырех книг, последняя из которых посвящена географии Севера. На основе данных, полученных, вероятно, от скандинавских мореплавателей, он пишет о северном племени вицци (Wizzi). Первым исследователем, отождествившим племя вицци или вису арабских источников с населением Белозерья, был академик Х. Д. Френ (1782–1851). Так же и финский этнолог И. Маннинен, считал, что слово «албаны» (аlbаni), означающее в переводе с латыни «белое», указывает на Белое озеро. Еще одному средневековому хронисту Саксону Грамматику принадлежит труд «Деяния датчан» («Gеstа Dаnоrаm»), созданный на рубеже ХII–ХIII вв. Он представляет компиляцию мифологических, фольклорных, поэтических и реальных сведений. В первой книге этого сочинения дан географический обзор Дании, Прибалтики, Скандинавии и сопредельных территорий, причем реальные факты перемежаются с вымыслом. Саксон Грамматик упоминает в нем народ «висины» (visinnus`), который историки идентифицируют с весью. Множество упоминаний о веси содержится в сочинениях восточных авторов. Наибольший интерес представляют сведения о веси в сочинениях Ахмеда ибн Фадлана и Абу Хамида ал-Гарнати, которые сами побывали в Булгаре на Волге. Секретарь посольства багдадского халифа в государстве Булгар Ахмед ибн Фадлан совершил путешествие по Волге в 921—922 гг. В своих записках он трижды упомянул о веси, называя ее со слов царя булгар «вису». Неоднократно упоминает о веси и древнейшая дошедшая до нас русская летопись «Повесть временных лет». Ее первая редакция была составлена около 1110–1113 гг. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Впервые Нестор упомянул весь в самом начале своей летописи, среди народов, живущих «в земле Иафета, сына Ноя»: «В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, емь, угра...». В летописи есть и первое датированное упоминание о веси. Под 862 годом значится: «Сказали (варягам) руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». В Воскресенской летописи XVI в., в сообщении о принятии Русью христианства говорится о том, что князь Владимир крестил «и мерьску и кривическу весь, рекше Белозерскую». Здесь, очевидно, имеются в виду группы веси в областях, сопредельных с территорией расселения кривичей и мери. Письменные источники VI – начала XIII в. позволяют сделать вывод, что весь в то время была могучим племенем, хорошо известным во многих странах Западной Европы, мусульманского Востока и, естественно, Руси. В IХ–ХI вв. весь принимала активное участие в политической и военной жизни Руси. В эпоху раннего средневековья весь приняла участие в формировании карельской народности, а также частично растворилась среди славянского населения. Упоминания о ней исчезают из письменных источников. В начале XIX в. существовало даже мнение, что весь вообще уже исчезла из числа народов России. Так, Н. М. Карамзин писал в примечаниях к первому тому своей «Истории Государства Российского»: «Весь, Меря, Мурома, наконец обратились в Славян». Вновь стало известно о вепсах благодаря академику А. Шёгрену. | |
Тематические группировки | |
подробнее… | |
Ремесла, промыслы. Общая статья | |
Рубрики | |
В ХIХ – начале ХХ в. у вепсов, как и у других народов лесной полосы Европейского Севера, существовал комплексный тип хозяйства. Наряду с земледелием и тесно связанным с ним животноводством – основными направлениями хозяйственной деятельности вепсов – существовал и ряд подсобных занятий: рыболовство, охота, собирательство, а также домашние и отхожие промыслы (лесные разработки, сплав леса, камнетесный промысел и др.). Комплексное хозяйство было характерно для вепсов уже в древности - во второй половине I – начале II тыс. н.э., однако тогда соотношение в нем присваивающих и производящих видов деятельности было другим. Так, у веси, проживающей по р. Суда, основу системы хозяйства составляла охота в сочетании с животноводством и рыболовством. Роль земледелия была ограниченной. Высокого уровня достигли металлургическое производство, ювелирное и костерезное дело. В Юго-Восточном Приладожье IX–XIII вв., судя по археологическим материалам, основными занятиями обитающих здесь древневепсских групп являлись земледелие и животноводство. Важную роль в хозяйстве играли также рыболовство, охота, собирательство, различные ремесла и промыслы. Большое значение в жизни вепсов занимали кустарные промыслы. Доходы от них шли на уплату государственных налогов, мирских сборов, а также на покупку хлеба и другого продовольствия. Кустарные промыслы делились на домашние и отхожие. Домашние промыслы были сосредоточены в пределах своей семьи или деревни. Отхожие - представляли собой временную сезонную работу крестьян за пределами своей деревни. В прошлом у вепсов существовали исторически сложившиеся районы традиционных промыслов. В вепсских деревнях по среднему течению Ояти (центр – д. Надпорожье) был распространен гончарный промысел, которым, что примечательно, в основном занимались мужчины в зимнее время. Изделия оятских гончаров (горшки, кринки, миски и пр., а также свистульки, вылепленные от руки детьми) находили сбыт в северных губерниях России. Промысел просуществовал до 30–х годов ХХ в. В настоящее время его традиции пытаются возродить в гончарном цехе в п. Алеховщина на Ояти. Известным центром бондарного ремесла считалось Тукшозеро. Некоторые тукшозерские бондари, помимо работы у себя дома, в летнее время уходили на заработки в присвирские деревни Креснозеро, Оренжу, Гонговичи и др., где крестьяне занимались скупкой соленых грибов для отправки в города. Выделкою седел занимались в д. Берег (Ярославичи), откуда седла расходились по всей вепсской территории. Оятские вепсы с. Ладва были стекольщиками. Катовальный промысел был распространен среди оятских (с. Озера), исаевских (ныне обрусевших) и шимозерских вепсов. Известны фамилии некоторых изготовителей валяной обуви из Шимозерья: Я. М. Гаврилов, Г. В. Мишкин (Сюрьга), С. Е. Климов (Линжозеро), С. Г. Павшуков (Полозеро). В зимнее время Олонецкая и Новгородская губернии становились местом заработков вепсских катовалов. Каждый хозяин, на которого работал катовал, обязан был, помимо оплаты заказа, обеспечить его ночлегом и питанием на это время, а также необходимым сырьем. Средние вепсы деревень Бахарево и Пелдуши занимались таким доходным делом, как закупка племенного скота для Петербурга. Район закупки был довольно обширный: Ладва, Озера, Шимозеро, деревни Вытегорщины. В конце XIX в. среди вепсов, проживающих вблизи сплавных рек Свири, Ояти, Капши, Паши, широкое развитие получили заготовка и сплав леса. Этими промыслами крестьяне занимались в свободное от полевых работ время - зимой и ранней весной. Жители с. Залесье в вепсском Прионежье были знаменитыми печниками. Вепсы Шокши и Рыбреки прославились своим каменнотесным мастерством: они изготавливали надгробные плиты, памятники, каменные тумбы, жернова, обтесывали камень для фундаментов домов и ступеней. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Фасадная резьба | |
Рубрики | |
ФАСАДНАЯ РЕЗЬБА. С развитием дерев. крест. архитектуры развивалась и резьба по дереву. Резной обработке подвергались несущие водоспуски на кровле. Резьбой (первоначально глухой, в кон. XIX в. – пропильной) украшались крыльца, фронтоны домов, балконы, усадебные постройки. Причелины фронтона состояли из 2-3 накладных резных досок: ниж. чаще всего оформлялась геометрическим узором из полукружий или треугольных зубцов с круглыми отверстиями над ними, верх. украшалась рядом круглых отверстий. Доски, спускающиеся с конца фронтона («полотенца»), орнаментировались узором из кругов, розеток, квадратов, ромбов. Распространенными мотивами резьбы наличников были круги и полукруги с лучами, прямоугольники, ромбы, фестоны. Резьба на наличниках часто покрывалась яркими масляными красками. Типичные для сев. архитектуры дома, украшенные резьбой, встречаются в Подпорожском р-не (дер. Гимрека, Шилейка, г. п. Важины). У вепсов орнаменты, украшавшие детали дома, повторяли сюжеты традиционных вышивок. Большинство резных наличников на домах Ладвинского об-ва (совр. Подпорожский р-н; см. Ладва) изготовил в 1920-е вологодский плотник Сергей Прокич с сыновьями Константином и Николаем. Для вепсских домов Корвальского сельсовета Бокситогорского р-на характерны крыльца с резными столбиками. В водских и ижорских дер. Ямбургского у. до 1930-х сохранялись дома с кровлями, опирающимися на корневища елей («курицы»), с резными подзорами под крышей и под оконами, со ставнями, украшенными глухой резьбой и разноцветной росписью. В окрестностях с. Котлы верх. и ниж. части наличника украшали резьбой и раскрашивали в 2-3 цвета. Своими резчиками по дереву славился г. Тихвин. Дерев. дома, богато украшенные резьбой (наличники, фронтоны, балконы) сохр. в дер. Лампово Гатчинского р-на. Лит.: Габе Р.М. Материалы по народному зодчеству западных финнов Ленинградского округа // Западнофинский сборник: Труды КИПС. Вып. 16. Л., 1930; Малиновская З.П. Из материалов по этнографии вепсов // Там же; Динцес Л., Большева К. Народные художественные ремесла Ленинградской области // Советская этнография. 1939. № 2; Архитектурное наследие Ленинградской земли. Л., 1983. И.П. Рыжова | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… |