Статьи / Вокзал (ст. Любань)
Вокзалы железнодорожные
Рубрики
ВОКЗАЛЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ. Для разработки проектов станционных вокзалов на первой крупной жел. дороге в России между СПб. и Москвой был образован к-т в составе арх. К.А. Тона, Р.А. Желязевича, Н.Е. Ефимова, А.П. Брюллова. Официальное открытие магистрали, получившей в 1855 назв. Николаевской, состоялось 1 нояб. 1851. К открытию было построено 34 ст. с вокзалами по типовым проектам четырех классов. Крупные ст. I и II классов располагались на расстоянии 73-84 версты, между ними, на расстоянии 18-37 верст, строились ст. III и IV классов. Вокзалы I и II классов (арх. Р.А. Желязевич, инж. М.С. Волков, И.Ф. Кениг и др.) отличаются размерами (длина, соответственно, 115 и 86,7 м). Они построены по т. н. островной системе: здания обнесены крытыми галереями, под к-рыми находятся перроны. Галереи изготовлены из стандартных чугунных колонн и ферм. Ближайшая к СПб. ст. I класса – М. Вишера (в Новгородской обл.). На терр. Лен. обл. сохр. вокзал II класса на ст. Любань. В комплекс входит круглое в плане здание паровозного депо с мастерскими, перекрытое большим куполом. Недалеко от вокзала в 1867 сооружена ц. Петра и Павла Апостолов, в к-рой похоронен строитель дороги П.П. Мельников. Следующая по времени стр-ва жел. дорога СПб. – Варшава открыта 15 дек. 1862. В 1872 в Гатчину подошла соединительная ветка от Петергофской ж. д. (открыта в 1857). На этом направлении сохр. дерев. станционные павильоны на платформах Дудергоф (Можайская) и Мариенбург. Вокзал «Гатчина-Балтийская» не сохр. На его месте – новая постройка павильонного типа (1958, арх. Л.В. Доброницкая). Вокзал в Луге (1951) и вокзал «Гатчина-Варшавская» (1947) построены по проекту арх. Д.П. Бурышкина. Гатчинский вокзал украсил скульпт. фриз, посвященный освобождению города (скульп. Я.А. Троупянский). В 1950-е построены вокзальные здания в духе «сталинского классицизма» на ст. Волховстрой и Петрокрепость. Их подчеркнуто торжественный облик, эмблематика воен. и трудовой славы в оформлении напоминали о недавней Победе. Вокзал на ст. Ладожское озеро (1974), сооруженный в форме стилизованного надолба, включен в мем. комплекс с паровозом блокадного времени. На открытой 1 февр. 1870 линии Финляндской ж. д. станционные здания первоначально были дерев. Их перестройка в камне происходила в 1898–1917 по проектам арх. Б. Гранхольма в духе «сев. модерна». Вокзал в г. Выборг (1913, арх. Э. Сааринен и Г. Гезелиус), разрушенный в годы Второй мировой войны, принадлежал к значительным произв. фин. архитектуры. Новое здание вокзала (1953; арх. А.В. Васильев, Д.С. Гольдгор и др.) включило фрагменты старого сооружения, но по стилю принадлежит к сов. архитектуре классицистического направления. К 150-летию Октябрьской ж. д., отмечавшемуся в 2001, проведены комплексный ремонт и благоустройство станционных сооружений. Реконструкция вокзала в г. Тихвин (построен в 1900) была проведена в 2004 в связи с подготовкой к торжествам, связанным с возвращением в город чудотворного образа Тихвинской иконы Божией Матери. Лит.: Богданов И.А. Вокзалы Санкт-Петербурга. СПб., 2004. С.107-108, 139-140, 182-184. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Любань, г.
Рубрики
ЛЮБАНЬ, город в Тосненском р-не. Нас. – 4600 чел. Расположен на р. Тигода. Через город проходит линия жел. дороги СПб. – Москва, сообщение с др. населенными пунктами р-на и области осуществляется по автомоб. трассам. Назв. поселения имеет славянское происхождение. Педполагается, что основа «люб/луб» указывает на одно из занятий местного нас. – плетение из луба. Первые сведения о поселении встречаются в писцовой книге Водской пятины 1499/1500. С сер. XIX в. Л. – волостной центр Новгородского у. Новгородской губ. В 1851 вступила в эксплуатацию жел. дорога, к-рая прошла через Л. В результате объединения трех осн. населенных пунктов: дер. Любань, усадьбы Горка и поселения при ж.-д. станции образуется пос. Любань-Горка. 13 апр. (по др. сведениям, 3 июня) 1917 он преобразован в г. Любань. С 1927 – районный центр Лен. обл., с 1930 – в составе Тосненского р-на. В период ВОВ с 1941 по нач. 1944 город находился под нем. оккупацией. 30 нояб. 1966 Л. награждена орденом Ленина. В архитектуре совр. Л. сочетаются здания сел. и гор. типа. Жел. дорога и р. Тигода разделяют поселение на отд. кварталы. В Л. сохр. ряд архит. пам. Среди них здание ж.-д. вокзала (1850; арх. Р.А. Желязевич), ц. Петра и Павла Апостолов. В 1955 установлен бронзовый бюст П.П. Мельникова (скульп. Д.М. Епифанов). На кладб. у церкви установлены пам. и обелиски на месте захоронений сов. солдат. С Л. и ее окрестностями связана жизнь и деятельность мн. деятелей рус. культуры. В 1763 через Л. проезжал А.Н. Радищев, посвятивший селению главу в кн. «Путешествие из Петербурга в Москву». Летом 1860 здесь отдыхал и работал Н.Г. Чернышевский. В разное время в Л. жили писатели Н.К. Михайловский и П.В. Засодимский. Возле Л. родились худ. А.П. Боголюбов и В.В. Матэ. С 1887 по 1904 в окрестностях Л. жил и работал худ. А.П. Рябушкин (в 1957 его останки были перезахоронены в Л.). В городе работают дом культуры, Любанская библиотека городская, дет. б-ка, дет. школа иск-в. Лит.: Измайлов А.Ф. Любань. Л., 1979; Толмачев А.Л., Цуканов П.Д. Век Любани. СПб., 2001; Неофициальный сайт г. Любань. – http://lubancity.narod.ru С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Тосненский район
Рубрики
ТОСНЕНСКИЙ РАЙОН, муниципальное образование. Расположен на юге центральной части Лен. обл., на западе граничит с Гатчинским р-ном, на северо-западе – с СПб., на севере–северо-востоке – с Кировским р-ном, на востоке – с Киришским р-ном, на юге — с Новгородской обл. и Лужским р-ном Лен. обл. Образован в 1930 из Любанского и частей Детскосельского и Колпинского р-нов. В 1953 в состав Т. р. включена часть ликвидированного Павловского р-на. В 1977 сев.-вост. часть р-на была передана в состав новообразованного Кировского р-на. Нас. – 115,9 тыс. чел. Территория – 3601,2 кв. км. В составе р-на находится 109 сел. населенных пунктов, объединенных в 12 сел. поселений, и 7 гор. поселений – г. Тосно, г. Любань, г. Никольское, г. п. Красный Бор, г. п. Рябово, г. п. Ульяновка, г. п. Форносово. Через терр. Т. р. проходят жел. дороги из СПб. на Москву и Новгород, а также ветки на г. п. Мга и г. Гатчина. Параллельно им идут автомоб. шоссе, имеется также сеть внутрирайонных дорог. Первые письменные сведения о населенных пунктах на этих терр. относятся к кон. XV в. Они входили в состав Водской пятины Новгородских земель. С 1611 до нач. XVIII в. регион принадлежал Швеции (см. Ингерманландия), земли стали заселяться фин. крестьянами. После возвращения в состав России здесь получили развитие добыча строительного камня, изготовление кирпича и лесозаготовки. Был проложен тракт СПб.–Москва, на к-ром созданы почтовые станции (ямы) – в Ям-Ижоре, Тосно и Померанье. В 1843-51 построена жел. дорога между двумя столицами. В авг. 1941 – февр. 1944 терр. р-на находилась в оккупации. В наст. время в Т. р. динамично развиваются пром. произ-во (более 30 кр. и ср. предприятий), стройиндустрия, транспорт. Получили развитие и худож. промыслы, в т. ч. гончарное и майоликовое произ-во (предприятие «Колорит» в Померанье, а также мастера из г. п. Рябово). Б-ки Т. р. входят в централизованную библиотечную систему, в т. ч. Тосненская библиотека центральная районная; имеются многочисл. культурные центры и дома культуры. Широко известны фольклорные коллективы г. п. Красный Бор и дер. Федоровское, Нурменская школа искусств. В пос. Сельцо имеется совр. культурно-спорт. комплекс. При Лесном колледже в пос. Лисино-Корпус организован музей лесного х-ва. Работает Тосненский историко-краеведческий музей, школьные музеи созданы в пос. Нурма и в гимназии № 1 г. Никольское. Выходит общественно-полит. газ. «Тосненский вестник». В р-не имеются архит. пам. XVIII – нач. XX вв. Среди них парк «Ремиз», корпус Лесного техникума, Охотничий дворец и ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в пос. Лисино-Корпус; усадьба Марьино в дер. Андрианово, где останавливались М.И. Глинка, А.Н. Толстой, А.А. Рылов; почтовая ст. в дер. Померанье (1-я четв. XIX в.); ж.-д. больница в пос. Саблино (нач. ХХ в.). У пос. Шапки находятся остатки усадебного парка сер. XVIII в. В г. Любань сохр. здание ж.-д. вокзала (1850) и ц. Петра и Павла Апостолов. На терр. р-на находятся 23 братских захоронения воинов, погибших в годы ВОВ. В г. п. Красный Бор проходит традиционный фольклорный праздник «Егорьевы игрища» и всерос. конкурс пастухов. Рядом с г. п. Ульяновка на р. Саблинка имеется водопад, а также комплексный пам. природы «Саблинский», привлекающие многочисл. туристов. См. также: Тосненского района герб. Лит.: Даринский А.В. Ленинградская область. Л., 1975. С. 203-214; Тосно и Тосненский район: Проспект. СПб., 1996; Тихомирова Р.В. Из истории Тосненского района: Марьино. Усадьба Строгановых-Голицыных. Тосно, 1998; Двас Г.В. Поездом в Тосно: Тосненский район на старых открытках. СПб., 2003; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 94-95; Яковлев В. Г. История Тосненского края от древнейших времен до реформ Петра I: Краеведческий очерк. Тосно, 2003; Сайт г. Тосно. – http://www.ussr.to/Russia/tosno2000 С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…