Адреса
/
Ленинградская обл/Волосовский р-н/Черное д
Григорий (Чуков) (1870-1955), митрополит, церковный деятель | |
Рубрики | |
ГРИГОРИЙ (Чуков Николай Кириллович;1870–1955), митрополит, церк. деятель, д-р богословия. Родился в крест. семье. В 1889 окончил Олонецкую духовную семинарию, в 1895 – СПб. ДА. Иерей (1897), протоиерей (с 1907). В 1895 – наблюдатель церк.-приходских школ Олонецкой епархии. Мн. сделал для духовного просвещения Карелии, развития сети школ и б-к. В 1911-18 – ректор Олонецкой духовной семинарии; арестован, выслан из губ., поселился в Петрограде. В 1918-21 – настоятель церкви Петрогр. ун-та, затем – Казанского собора. С 1920 – ректор Петрогр. Богословского ин-та, товарищ пред. правления Об-ва православных приходов Петрограда и губ. В 1922-23 в заключении. В 1924-30 и 1932-35 – настоятель Николо-Богоявленского собора, затем выслан в Саратов. Овдовел, пострижен в монашество. С 14 окт. 1942 – еп. Саратовский, с 26 мая 1944 – архиеп. Псковский и Порховский, упр. Ленинградской и Новгородской епархиями, с кон. 1944 – еще тремя епархиями. 7 сент. 1945 определен митр. Ленинградским и Новгородским. Содействовал сохранению от закрытия более 30 церквей на освобожденной терр. Лен. обл., направив в них в 1944-45 священников. Способствовал открытию в 1945-48 церквей на востоке обл. (в Тихвине, Всеволожске, Новой Ладоге, пос. Саблино, дер. Черное и Рогожа). Помогал восстановлению пострадавших зданий церкви в пос. Елизаветино, собора Павла Апостола в Гатчине и др. С 1946 возглавлял Уч. комитет Патриархии и работу по возрождению богословских школ. Умер в Москве, погребен в СПб. под Крестовой ц. в Свято-Духовом кор. Александро-Невской лавры. 25 августа 1961 останки перенесены в склеп под Троицкий собор. Лит.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 267-269; Владимир Сорокин, прот. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. М.В. Шкаровский | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Свадебная обрядность (ингерманландские финны) | |
Рубрики | |
В свадебном обряде ингерманландских финнов выделяется три последовательных этапа: довенчальный (включал в себя сватовство, сговор, различные обрядовые действия на территории невесты), собственно свадьба (состояла из венчания, свадебного пира и брачной ночи жениха и невесты) и послесвадебный (охватывал второй день свадебного пира и обряды, направленные на приобщение молодой к семье и дому мужа). В случае согласия на брак невеста принимала деньги, которые ей привозил жених. Обычной практикой было смотрение дома и хозяйства жениха и невесты. Кроме того, состоятельность жениха финны проверяли следующим образом: в назначенный день вся деревня собиралась в доме невесты, чтобы курить папиросы, купленные женихом, если папирос не хватало, то жених считался несостоятельным. Во время сговора, "запивок" договаривались о дне свадьбы. Отказ от брака был невозможен, он считался большим позором. В доме невесты финны проводили церемонию, называемую tupakat (буквально - "курение", от глагола tupakoida - курить), на которую жених приглашал парней деревни. Сохранились воспоминания об осмотре невестой дома жениха. Есть сведения о традиции двухконечной свадьбы (праздник проходил раздельно в доме жениха и невесты), типичной для восточных районов Финляндии (Карьяла) и Эстонии. На этапе оформления брака у финнов и русских наблюдается ряд различий: во-первых, у финнов в церкви три раза объявляли о венчании; во-вторых, жених-финн со своей родней ехал к невесте, пообедав, в то время как русские жених и невеста до венчания не ели. На свадьбе девушки у русских (д. Малое Заречье) пели величальные песни. Иногда у русских (д. Черное) пожилые женщины исполняли на свадебном пиру старинные свадебные песни. У финнов (д. Вопша) жениха и невесту "хаяли", а не величали, как это делали русские, и пели свадебные частушки. Финны (д. Пулково) праздновали свадьбы в национальной одежде. И русские и финны на второй день свадьбы смотрели характер невесты, испытывали ее. На этом этапе свадьбы молодая начинала приобщаться к семье мужа: у финнов (д. Пулково) невеста одаривала свекра и свекровь; у русских (д. Холоповицы) невеста после свадьбы дарила подарки свекрови, свекру, золовке, деверям. После свадьбы на голову невесте русские надевали повойник, который с того дня ей надо было носить до самой смерти. У финнов (д. Пулково) подружки невесты ("шаферицы") на второй день свадьбы плели молодой "чуб": косу заворачивали вокруг головы и надевали на нее чепец. Свадебная обрядность финнов сложнее свадебной обрядности русских, особенно это прослеживается в довенчальном этапе (о венчании объявлялось три раза, проверка состоятельности жениха с помощью курения папирос и др.), который длился несколько недель. Кроме того, для свадебной обрядности населения Волосовского и Гатчинского районов характерно наличие архаических элементов (сватовство, хождение невесты в баню, проверка "честности" невесты и др.), которые в советское время постепенно исчезают. Красовская Ю.С. Традиционная свадебная обрядность населения Волосовского и Гатчинского районов Ленинградской области в первой половине XX в. (русские и ингерманландские финны) // Этнографическое изучение Северо-Запада России (итоги полевых исследований 1998 г. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях) - III межведомственная научная конференция аспирантов и студентов - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… |