Адреса / Ленинградская обл/Волховский р-н/Сумское д
Новая Ладога, г.
Рубрики
НОВАЯ ЛАДОГА, город в Волховском р-не. Нас. 10 тыс. чел. Расположен в центральной части Лен. обл. на Приладожской низине, в устье р. Волхов, в 25 км к северу от г. Волхов. Адм. в состав города входят также пять сел. населенных пунктов на трассе Новоладожского кан. к западу от р. Волхов – Дубно, Кивгода, Креницы, Лигово и Сумское. Город расположен на п-ове Медведец, являясь пристанью на р. Волхов, Новоладожском кан. и Ладожском оз., а также узловым пунктом автомоб. дорог на СПб., Мурманск и Ярославль. Юж. побережье Ладожского оз. в р-не Н. Л. было освоено людьми не позднее эпохи неолита. В XV в. на месте совр. города существовал Медведский Никольский мон. Город осн. Петром I в сент. 1704 в устье р. Волхов как центр судостроения Юж. Приладожья. В первой четв. XVIII в. на Новоладожской верфи было построено ок. 160 судов. С 1719 Н. Л. в составе Ингерманландской губ., с 1727 – в Новгородской губ., с 1773 – центр одноименного уезда, к-рый в 1781 был присоединен к С.-Петерб. губ. В 1946-63 – центр одноименного р-на, затем в составе Волховского р-на; с 1997 – город обл. подчинения (отд. муниц. образование), с 2006 вновь в Волховском р-не. Город назван по противопоставлению древнему поселению Ладога, к-рая стала называться Старой. Наряду с переносом в Н. Л. адм. центра из Ст. Ладоги и Тихвина, по приказу Петра I сюда была переселена и часть жит. Через Н. Л. в XVIII–XIX вв. проложены трассы Староладожского и Новоладожского кан. До нач. XX в. город развивался как транзитный пункт на водном пути, торг., судостроит. и рыболовецкий центр. В связи с сооружением в нач. ХХ в. ж. д. СПб. – Вологда, трансп. значение каналов утрачивается, они используются для местных нужд. Во время ВОВ в Н. Л. находился центр управления Ладожской воен. флотилией, работали госпитали, судоремонтные мастерские. Планировка города связана с каналами и р. Волхов, по левому берегу к-рого осуществлялась застройка. На терр. Н. Л. расположен комплекс Медведского Никольского мон. Сюда входит Никольский собор (XVI в.) и ц. Иоанна Богослова (нач. – сер. XVII в.). В центральной части города сохранился ряд ист. зданий и сооружений. Пам. архитектуры являются здания быв. офицерского клуба и быв. казарма Суздальского полка (XVIII в.), дерев. Георгиевская ц. (1768), Климентовская ц. (1743). Сохр. корпуса кам. гостиного двора (1840-42; арх. Малинин). В быв. доме купца Тимофеева (сер. XIX в.) находится ист.-краевед. музей; в быв. доме купцов Костровых (XIX в.) – муз. школа. В Н.Л. работают три б-ки, Дом культуры, кинотеатр, Центр творчества юных, худож. школа, шахматный клуб «Ладога», картинная галерея, Центр детско-юношеского туризма и парусного спорта с детским яхт-клубом. Издается газ. «Голос Ладоги». На братском кладб. периода ВОВ сооружен обелиск в память погибших (1978); на доме, где жил в годы ВОВ команд. Ладожской воен. флотилией вице-адмирал В.С. Чероков, установлена мем. доска (1977). В 1985 сооружен мемориал Ладожской флотилии из тральщика «ТЩ-100» и буксирного парохода «Харьков». В 2004 установлен бюст Петра I. Лит.: Рыкованов В.А., Сметана К.П. Новая Ладога: Ист.-краевед. очерк. СПб., 1994; Федосеева Л.Б., Кузьмина Е.В. Новая Ладога: Ист. очерк. Путеводитель. СПб., 1994; Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004; Три века Новой Ладоги // История Петербурга. 2004. № 4 (20). С. 47-52. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Топонимические предания
Рубрики
ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ. Под Т. п. понимают устный рассказ, передающийся из поколения в поколение группой нас. и содержащий информацию о возникновении назв. геогр. объектов (топонимов). Изучением топонимов занимается топонимика, преданий – фольклористика и этнография. Науч. анализ позволяет использовать топонимы в качестве источника культурно-ист. информации. Формирование и функционирование геогр. названий тесно связано с освоением окружающего пространства, ист. прошлым и его отражением в сознании людей. Смена этнического состава нас., ист. изменения в языках, в т. ч. утрата слов или их значений, приводит к переосмыслению происхождения геогр. назв людьми, проживающими в определенной топонимической среде. В таком случае наим. геогр. объекта может истолковываться с позиции обыденного сознания и включать элементы домысла, сочинительства. Такое объяснение происхождения топонима называется нар. этимологией и противопоставляется этимологии научной, основанной на анализе разл. источников. Пытаясь выяснить истоки топонимов, народ опирается на совр. лексику родного яз., фольклорные каноны и элементы ист. знаний. Результатом их синтеза являются топонимические предания – нар. рассказы о происхождении и изменении геогр. объектов. Нередко действующими персонажами Т. п. являются ист. лица гос. и местного масштаба. Ряд исследователей полагает, что Т. п. фантастичны и представляют интерес только для фольклористики. Однако Т. п. могут содержать достоверные сведения об ист. прошлом региона. Чаще всего это рассказы о обитавших прежде народах, о первопоселенцах, чьи имена отразились в назв. населенных пунктов. Наиболее достоверны Т. п. об основании соседних дер. близкими родственниками. Так, в Бокситогорском р-не бытует предание о возникновении назв. соседних дер. Максимова Гора и Фёдорова Гора в результате расселения братьев. Самый распространенный в Лен. обл. ист. персонаж Т. п. – Петр I. С его именем связывается назв. вепсских дер. Пожарище и Петрово в Бокситогорском р-не, в одной из к-рых он поджег пустующий дом, а в другой его приютили местные жит. На Староладожском кан., где рос. император действительно бывал, с его именем связывают названия населенных пунктов Дубно и Сумское. По преданию, в первом из них Петр I дубиной избил нерадивого инж., а во втором оставил свою дорожную сумку. На терр. Лен. обл. распространено истолкование рус. населением прибалт.-фин. топонимов в ключе нар. этимологии. Эта категория Т. п. выглядит наиболее фантастичной. Так, к югу от Ладожского оз., на терр. Кировского р-на, согласно рассказам местного нас., ряд топонимов связан с победой рус. войск над шведами в нач. XVIII в., а именно: после победы был устроен пир горой (отсюда название дер. Пиргора) и далеко был слышен вой бокалов (отсюда назв. дер. Войбокало). По преданию, дер. Милодежь Лужского р-на первоначально называлась Молодежь, т. к. основана высланной царем из СПб. неблагонадежной молодежью. По нар. этимологии, назв. р. Оредеж имеет швед. происхождение и в переводе на рус. язык означает «рубеж», так как по реке проходила в прошлом рос.-швед. граница. У вепсского нас. на востоке Лен. обл. бытует предание, объясняющее происхождение назв. ряда рек басс. Ладожского оз.: «Ночевали три сестры. Имен у них не было. Утром, когда комар завизжал, Сясь первая ушла (вепсское «сяськ» – комар). А потом мужик пошел пахать, значит, Паша вторая пошла. А третья проснулась позже всех и говорит: «Ой, ять». Это в переводе на русский язык «Ой, оставили». И назвали ее, эту речку, Оять». Лит.: Кисловский С.В. «Знаете ли вы?»: Словарь геогр. названий Ленинградской области. Л., 1968; 2-е изд. Л., 1974; Попов А.И. Следы времен минувших: Из истории геогр. названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Л., 1981; Егоров С.Б. Предания вепсов о Петре I // Петербург и Россия. Петербургские чтения-97 / Отв. ред. Ю.В. Кривошеев. СПб., 1997. С. 127-131; Березович Е.Л. Топонимия русского Севера: Этнолингвистические иссл. Екатеринбург, 1998; Егоров С.Б. Топонимия и устная история (По полевым материалам центральных и восточных районов Ленинградской области) // Полевая этнография: Материалы междунар. науч. конференции / Под ред. В.А. Козьмина. СПб., 2004. С. 241-245. С.Б. Егоров
Авторы
подробнее…