Адреса / Ленинградская обл/Всеволожский р-н
1 2
Сестра, р.
Рубрики
СЕСТРА (швед. – Systerback, фин. – Rajajoki / «Пограничная река»), река во Всеволожском и Выборгском р-нах Лен. обл. и СПб. Дл. 74 км. Глубина до 3 м (в р-не устья). Пл. водосбора – 393 кв. км. Начинается в болоте в 5 км сев. урочища Термолово (Всеволожский р-н), впадает в оз. Сестрорецкий Разлив. В осн. топонима С., вероятно, карельское слово siehtari – «черная смородина». Впервые упомянута как р. Сестрея в тексте Ореховецкого мирного договора (1323), являлась одним из природных рубежей, определивших границу между Швецией и Новгородскими владениями. В ср. течении С. сохранился пограничный знак – камень с вырезанным крестом (т. н. крестовый камень). В XVIII в. по С. проходила граница между Выборгской и С.-Петерб. губ., с 1811 – между Россией и Вел. Княжеством Финляндским. В 1930-е на левом берегу С. были построены доты, входившие в сов. Карельский долговременный укрепленный район (КаУР). На берегу С. находится пос. Ленинское. Лит.: Балашов Е.А. Карельский перешеек – земля неизведанная. СПб., 1996. Ч. 1: Юго-западный сектор. С. 61-67. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Театры национальные
Рубрики
ТЕАТРЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ. Нац. театральные труппы (фин., эстонские, польские и др.) начали появляться в СПб. в 1870-е. После 1917 они получили гос. поддержку. В 1930-32 на базе существовавших любительских трупп образованы проф. фин., эстонский, татарский и китайский театры, в сер. 1930-х – латышский. Они получили статус государственных (во второй пол. 1930-х часть их них стала называться передвижными совхозно-колхозными театрами). Их репертуар был рассчитан преим. на представителей нац. меньшинств, проживающих на терр. Лен. обл., труппы постоянно находились в разъездах (до 8 мес. в год), посещая более 100 «точек». Эстонский совхозно-колхозный театр выезжал в Гдовский, Мгинский, Кингисеппский, Полновский, Стругокрасненский, Тосненский, Ораниенбаумский, Красногвардейский (Гатчинский), Плюсский, Волосовский, Новосельский, Лядский и Середкинский р-ны. В 1935 он дал 227 спектаклей в колхозах и совхозах обл., за 9 мес. 1936 – 158. Фин. совхозно-колхозный театр выезжал в Пригородный, Мгинский, Кингисеппский, Тосненский, Токсовский, Оранниенбаумский, Красногвардейский, Полярный, Куйвозовский, Мурманский, Всеволожский и Слуцкий (Павловский) р-ны. В 1935 дал 16 спектаклей в райцентрах обл. и 173 – в колхозах и совхозах, за 9 месю 1936 – 136 спектаклей. Татарский театр в осн. выезжал на пром. стройки обл. (в пос. Волховстрой, Невастрой, гг. Хибиногорск, Кировск, Кандалакша, Мурманск), где компактно проживали привлеченные по оргнабору татарские рабочие. Имелся Ленингр. гор. латышский театр, к-рый обслуживал также латышские колхозы. Летом 1937 он выступил на терр. области 25 раз. Китайский театр, к-рый давал спектакли для китайских рабочих Ленинграда, регулярно выезжал в пригородный колхоз «Красный Восток». Осенью 1937, в связи с изменением гос. политики, Т. н. ликвидированы, Татарский театр прекратил существование еще в 1935. Лит.: Смирнова Т.М. Национальные театры Петрограда–Ленинграда (1917–1941). СПб., 1996; Она же. Национальность – питерские: Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в XX в. СПб., 2002. С. 520-548. О.Н. Ансберг
Авторы
подробнее…
Усадьбы
Рубрики
УСАДЬБЫ. В нач. ХХ в. на терр. совр. Лен. обл. насчитывалось до 2000 усадеб. В осн. они возникли одновременно с СПб. «Родовых гнезд», принадлежавших одной фам. из поколения в поколение, было сравнительно мало. У. часто меняли владельцев, иногда при этом полностью изменяя свой облик. Многие У. служили для представительства и серьезного практического значения для хозяев, располагавших обширными земельными владениями в др. частях страны, не имели. Однако существовали и кр. хоз. комплексы, со скотными дворами, конюшнями, амбарами, оранжереями, с.-х. угодьями. Среди У. в окрестностях СПб. были настоящие шедевры, не уступавшие прославленным царским резиденциям: Ропша Лазаревых; Гостилицы Разумовских и Потемкиных; Тайцы и Сиворицы Демидовых; Рябово Всеволожских; Осиновая роща Лопухиных; Монрепо баронов Николаи; Марьино Строгановых; Дылицы (Елизаветино) Трубецких). В формировании этих У. принимали участие видные мастера рус. архитектуры: А.В. Квасов, С.И. Чевакинский, Ю.М. Фельтен, А. де ла Порто, Ф.И. Волков, И.Е. Старов, Л. Руска, Н.А. Львов, А.Н. Воронихин, В.И. Беретти, А.И. Мельников, А.П. Брюллов, А.И. Штакеншнейдер, Г.А. Боссе, П.С. Садовников, Н.Л. Бенуа, А.И. Кракау; садовые мастера Т. Грей, В. Гульд, Г.И. Энгельман, П.И. Эрлер и др. В архитектуре усадебных домов отразились черты раннего классицизма (Тайцы, Сиворицы), ампира (Марьино, Котлы, Рождествено), эклектики (Лисино-Корпус, Краморская, Торосово). В планировке парков преобладал пейзажный англ. стиль, идеально отвечающий особенностям сев. природы с многочисл. водоемами, просторными лугами, незначительно всхолмленной местностью. В кон. XIX – нач. XX вв. на юге обл. появились впечатляющие усадебные комплексы в стиле модерна и неоклассицизма, принадлежавшие новым финанс. магнатам: Рапти Половцовых, Боровое Львовых в Лужском р-не; Белогорка Фоминых–Елисеевых под Сиверской и др.). Исключительно велико мем. значение усадеб, связанных с именами выдающихся предст. культуры и науки, гос. и воен. деятелей, предпринимателей: М.В. Ломоносова (Усть-Рудица), А.П. Ганнибала (Суйда), А.Н. Оленина (Приютино), А.Р. Томилова (Успенское), К.Ф. Рылеева (Батово), И.И. Пущина (Пущина горка), Ю.Ф. Лисянского (Кобрино), А.К. Толстого (Пустынька), К.И. Бистрома (Романовка), В.Д. Поленова (Имоченицы), М.Н. Муравьева (Сырец), А.Д. Зиновьева (Гревова), А.Л. Штиглица (Краморская), В.В. Набокова (Выра, Рождествено), Н.К. Рериха (Извара); уникальный бальнеологический курорт Лопухинка и т. д. При У., как правило, находились церкви, многие из к-рых представляли значительную худож. ценность (цц. Троицы Пресвятой в Марьино и в дер. Пятая гора, Владимирская ц. в Дылицах, Никольская ц. в Белогорке; ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в пос. Лисино-Корпус и др.). Систематического изучения У. как культурно-ист. пам. в дорев. годы не велось, хотя отд. публикации появлялись (напр., в 1910 – «История одного дома» Н.Н. Врангеля о Мариенгофе Резвых в Ямбургском у.). В 1920-е было обследовано ок. 50 У. Одновременно начались разорения и деградация усадебных комплексов в результате национализации и конфискации худож. ценностей. Помещичьи У. часто становились центральными усадьбами совхозов и колхозов, дома использовались для размещения разл. учреждений, школ, дет. домов, б-ц, санаториев, домов отдыха, воинских частей. Одним из немногих исключений на нек-рое время оставалась усадьба Марьино, ввиду своего худож. и ист. значения объявленная музеем (расформирован в нач. 1930-х). Замечательные произв. декорат.-прикладного иск-ва, живописи и скульптуры, украшавшие усадебные дома, уникальные б-ки, как правило, расхищались. Их незначительная часть оседала в краевед. музеях или перевозилась в Ленинград. Нем. оккупация обширной части Лен. обл. в 1941-44 привела к разрушению и уничтожению многих У. После ВОВ велось восстановление отд. усадебных домов (см. Реставрация архитектурных памятников), однако комплексного восстановления, приведения в порядок зеленых насаждений, гидросистем не производилось. Остатки усадебных парков стремительно исчезали. В 1960–1970-е серьезная работа по выявлению усадебных комплексов, многие из к-рых вообще были не известны, проводилась специалистами Обл. инспекции по охране пам., ин-та Спецпроектреставрация. Результатом многолетних иссл. стали фундаментальные обзоры Н.В. Мурашовой и Л.П. Мыслиной по усадьбам Лен. обл., частично опубл. в журн. «Ленинградская панорама» и выходившие отд. изданиями (по Лужскому, Ломоносовскому, Кингисеппскому, Всеволожскому р-нам). Книга Мурашовой «Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии» (2005) стала своеобразным реквиемом, констатируя многочисл. факты вандализма. Пережив воен. лихолетье, многие У. гибнут в наше время вследствие равнодушия, бесхозяйственности и безответственности. Сгорели ценнейшие пам. дерев. классицизма в пос. Скреблово и в дер. Кобрино; доведен до полного разрушения уникальный парковый ансамбль усадьбы Рапти; разрушен дворец в пос. Ропша, восстановленный после войны; в аварийном состоянии находится усадебный дом в Белогорке, прекрасно сохранявшийся еще в 1960-е. Система гос. охраны пам. федерального значения обнаружила свою малую эффективность. В 2000-е предпринимаются попытки передачи отд. усадебных комплексов в долгосрочную аренду частным лицам и фирмам с обязательством восстановления и реновации дворцов и парков. Реставрируются У. в с. Рождествено и в дер. Дылицы (Елизаветино). Лит.: Громов В.И., Файнштейн Л.А. Памятные места Ленинградской области. Л., 1959; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987; Мурашова Н., Мыслина Л. Усадьбы Гатчинского района // Ленинградская панорама. 1989. № 4. С. 33-36; № 5. С. 10-12; Они же. Усадьбы Волосовского района // Ленинградская панорама. 1990. № 9. С. 14-18; Они же. Усадьбы Всеволожского района // Санкт-Петербургская панорама. 1992. № 3. С. 35-37; Они же. Усадьбы Тосненского района // Санкт-Петербургская панорама. 1993. № 9. С. 26-28; Мурашова Н.В., Мыслина Л.П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Ломоносовский район. СПб., 1999; Они же. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Лужский район. СПб., 2001; Они же. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район. СПб., 2003; Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Фольклор (ижора)
Рубрики
У ижоры было записано большое количество произведений эпической поэзии (так называемые руны). Ижорские руны были использованы финским фольклористом Элиасом Лeннротом (1802-1884) при создании текста «Калевалы» (цикл о Куллерво). Наибольшую известность получила знаменитая ижорская сказительница Ларин Параске (1833-1904) из д. Мискула Лемболовского прихода (современный Всеволожский район). Наряду с эпической поэзией была широко распространена обрядовая. Особую известность получили свадебные и похоронные причитания.
Тематические группировки
подробнее…
Юкки, дер.
Рубрики
ЮККИ (фин. Haapakangas – «Осиновые пески»), деревня во Всеволожском р-не у границы с СПб. Нас. – 793 чел. (до депортации в 1942 здесь жили преим. ингерманландские финны). Расположена у оз. Тохколодское на камовых грядах. С сер. XIX в. – популярное дачное место. В разное время в Ю. отдыхали писатели И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Д.И. Мамин-Сибиряк, художник И.И. Шишкин, геолог А.П. Карпинский. По инициативе худ. И.И. Бродского, крый провел здесь лето 1936, в Ю. была создана база для летней практики студентов АХ. С 1911 в дер. существовала лютеранская ц. (закрыта в 1939, здание сгорело в 1990). В 1996 построена новая дерев. ц. – центр прихода Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии «Хаапакангас». В 2005 начато стр-во правосл. ц. Рождества Иоанна Предтечи. В 1909 и 1912 в Ю. были построены два трамплина с длиной прыжка до 20 м, в 1912 состоялись первые в России официальные соревнования по прыжкам с трамплина. В Ю. расположен горнолыжный курорт «Юкки-парк», проводятся соревнования по авто- и мотокроссу. В дер. работает б-ка. Рядом с Ю. находится Юкковский лесопарк. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
1 2