Адреса
/
Ленинградская обл/Гатчинский р-н/Лампово д
Гатчинский район | |
Рубрики | |
ГАТЧИНСКИЙ РАЙОН, муниц. образование. Нас. – 111,6 тыс. чел. Терр. – 2850,3 кв. км. Образован в 1927. В связи с переименованиями г. Гатчина в 1927-29 наз. Троцким, в 1929-44 – Красногвардейским. Граничит с СПб., Лужским, Волосовским, Тосненским, Ломоносовским р-нами. В состав Г. р. входят гг. Гатчина и Коммунар, пять г. п.: Вырица, Дружная Горка, Кобринское, Сиверский, Тайцы; 234 сел. поселения. Адм. центр – г. Гатчина. По терр. р-на проходит автотрасса СПб. – Киев. Ж.-д. ветки связывают р-н с СПб., Кингисеппом, Ивангородом, Псковом. Г. р. расположен на вост. отрогах Ижорской возвышенности и Лужско-Оредежской равнине. В сев. части р-на находятся Дудергофские высоты. Леса занимают ок. 50% пл. р-на (в осн. на юге и востоке), болота – ок. 10%, с.-х. угодья – 21%, луга – 8%. Наиболее значимые рр. Оредеж, Ижора, Суйда. В окрестностях Пудости находятся залежи камня (мягкий желтый известняк), к-рый использовался при стр-ве Гатчинского дворца и мн. зданий в СПб. На терр. Г. р. организован «Верхний Оредеж», природно-исторический парк. Пам. природы является ледниковый валун «Лунный камень» у пос. Сиверский. На терр. р-на сделаны многочисл. археол. находки (см. Археологические памятники): ср.-век. курганные, жальничные и грунтовые погребения. В дер. Лампово сохр. пам. дерев. зодчества, связанные с культурой рус. крестьян-старообрядцев. Близость к СПб. способствовала появлению на терр. Г. р. большого числа помещичьих усадеб (в разн. степени сохр. 26 усадебных комплексов XVIII–XIX вв.): Батово, Белогорка, Выра, Дружноселье, Дылицы, Жабино, Ивановка, Кобрино, Орлино, Рождествено, Сиворицы, Тайцы. В разные годы в Г. р. жили писатели К.Ф. Рылеев, А.Н. Майков, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Гончаров, А.Н. Плещеев, А.М. Горький, А.Н. Толстой, И.А. Ефремов; худ. И.Н. Крамской, В.Г. Перов, В.В. Верещагин, И.Е. Репин, И.И. Шишкин; арх. И. Е. Старов, А. Д. Захаров, А. И. Штакеншнейдер. Музеефицированы усадьбы Рождествено, где провел дет. годы писатель В.В. Набоков; Суйда, принадлежавшая предку А.С. Пушкина А.П. Ганнибалу. С пушкинскими местами связаны музеи «Дом станционного смотрителя» в дер. Выра; «Домик няни А.С. Пушкина» в дер. Кобрино (см. Яковлева Арина Родионовна). На терр. р-на установлены многочисл. монументы в память о событиях ВОВ (см.: «Защитникам Ленинградского неба», мемориал). В наши дни р-н является традиционным местом дачного отдыха петербуржцев, в 1970–80-е возникли кр. массивы коллективных садоводств. В Г. р. работают 79 учреждений культуры, в т. ч. 34 клуба, 37 б-к (см. Вырицкая библиотека поселковая, Гатчинская библиотека центральная районная, Сиверская народная библиотека-читальня им. А.Н. Майкова), 8 дет. муз. школ, коллективы худож. самодеятельности, в т. ч. детский академический хор «Апрель» и хореогр. ансамбль «Сюрприз» (пос. Войсковицы), нар. театр «Лица». Культурная жизнь р-на освещается в газ. «Гатчинская правда». Правосл. приходы функционируют в пос. Белогорка, Вырица, Дылицы, Карташевская (см. Петра и Павла Апостолов ц.), г. Коммунар, Орлино (см. Преображения Господня ц.), Рождествено, Сиверском, Суйде (Воскресенском), Сусанино, Сяськелево, Тайцах. К Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии относятся приходы Колпанский (см.: Лютеранская церковь Святого Петра) и Скворицкий (см.: Лютеранская церковь Святой Екатерины). См. также: Гатчинского района герб и флаг. Лит.: Иванова И.П. Культурная жизнь Гатчинского района // 75 лет Ленинградской области. Прошлое, настоящее и будущее. СПб., 2002; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Южное направление. Гатчина, 2003. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Деревянное зодчество | |
Рубрики | |
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО. На востоке и северо-востоке Лен. обл. (Бокситогорский, Подпорожский, Лодейнопольский р-ны) сохр. значительное кол-во дерев. построек, характерных для Рус. Севера: крест. избы, амбары, сенники, бани, гумна, риги, скотные дворы, мельницы. В основе таких сооружений – прямоугольные в плане срубы (клети), к к-рым при необходимости расширения прирубались новые срубы. Для защиты от снежных заносов и половодья устраивались подклеты – дополнительные ниж. срубы. Покрытие изб самцовое (т. е. на фронтонных бревнах, на к-рые укладывают продольные слеги) или стропильное (на «быках»-стропилах, врубаемых в верх. венцы сруба). Значительный интерес представляют дерев. церкви, отличающиеся стройностью пропорций. Это достигалось размещением на прямоугольном срубе (четверике) утончавшегося граненого восьмерика, завершаемого шатровым покрытием. Иногда церкви строились «круглые», с десятигранным срубом (Воскресенская ц. в дер. Курпово, Подпорожский р-н). Иногда прямоугольные срубы перекрывались покрытием «бочкой» с килевидным завершением (ц. Дмитрия Солунского Великомученика в дер. Щелейки, Подпорожский р-н). Нарядное пятиглавие с луковичными маковками, крытыми лемехом (продолговатыми резными дощечками), также типично для сев. церквей. Наиб. известные ц. Сретения Господня в дер. Юксовичи (нач. XVI в.) и ц. Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Гимрека (вторая пол. XVII в.), ц. Николая Чудотворца Святителя в дер. Согинцы (нач. XVIII в.) и ряд др. По дорев. адм. делению они находились на терр. Олонецкой губ. (часть Обонежской пятины Вел. Новгорода в XV–XVI вв., с 1649 – Олонецкое воеводство; ныне – в Подпорожском р-не). В 1926-29 на терр. совр. Лен. обл. проходили экспедиции (В.И. Равдоникас и др.), выявившие ряд интересных крест. построек в Подпорожье, Вознесенье. В 1935-36 было описано техн. состояние и составлены перечни сохр. произв. декорат.-прикладного иск-ва и росписей 32 пам. церк. архитектуры. В годы ВОВ значительная часть выявленных пам. была уничтожена в результате пожаров и разборки, что было зафиксировано экспедициями по обл. в 1946 и 1951 (арх. Б.А. Смирнов, С.В. Попова-Гунич и др.). По решению Ученого совета по охране пам. Леноблисполкома с 1968 экспедиции, выявляющие пам. дерев. архитектуры, стали проводиться ежегодно. За три года было выявлено и описано более 150 объектов. Планомерная инвентаризация пам. по р-нам велась с 1980 ЛО НИИ Спецпроектреставрация. Был разработан проект арх.-этногр. музея-заповедника (арх.-реставратор М.И. Коляда при участии М.А. Дементьевой и И.А. Хаустовой), место для к-рого было намечено на правом берегу Невы в р-не лесопарка «Невский». Осуществление проекта затянулось по разным причинам, но в 2005 работы возобновились, параллельно с восстановлением дерев. дома Зиновьевых в усадьбе «Богословка». В 1973-76 проведена реставрация шатровой ц. с шестигранным срубом колокольни в дер. Согинцы. В 1972-83 реставрировали ц. Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Гимрека, характерный для Обонежья столпный шатровый храм из двух восьмериков на четверике. Нек-рые поселения на востоке обл. (напр., дер. Красный Бор, Бокситогорский р-н) представляют собой комплексы разнообразных жил. и хоз. построек, отражающих особенности традиционного крест. быта и неразрывно связанных с окружающей местностью. Декорат. резьба подзоров, коньков и наличников, распространившаяся в сел. быту в XIX в., сохр. на дерев. избах в юж. р-нах обл. (Лужском, Гатчинском). Особенно примечателен комплекс построек 1880–90-х в дер. Лампово Гатчинского р-на (дома Федорова, Павловой, Ермолаева, Климентьевой и др.). Мн. из находящихся на учете дерев. построек сгорели в 1990–2000-е вследствие неправильной эксплуатации и отсутствия охранных обязательств владельцев. Традиции дерев. архитектуры стилизованы в развлекательно-коммерческом комплексе этнической дер. Верхние Мандроги (ХХ в.). Лит.: Ополовников А.В. Реставрация памятников народного зодчества. М., 1974; Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Л., 1978; Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 197-229. Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Старообрядчество | |
Рубрики | |
СТАРООБРЯДЧЕСТВО. Течение в рус. православии (староверы, «раскольники»), сохр. обряды, существовавшие до реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона (сер. XVII в.). Подразделяется на поповцев (белокриницкого согласия и беглопоповцев), сохр. священство, и утративших его беспоповцев (поморского, федосеевского и филипповского согласий). На терр. С.-Петерб. губ. согласия беспоповцев возникли в 1730-е, поповство – с нач. царствования имп. Елизаветы Петровны. Первонач. старообрядцы подвергались гонениям. При имп. Екатерине II (в 1760-е) им разрешили создавать общины в СПб., тогда же на терр. губ. возникли дер. староверов, переселившихся из Речи Посполитой (в осн. в Гатчинском у.). В 1809 прошел петерб. собор федосеевцев. В 1883 С. уравняли в правах с православием и староверам разрешили строить молитвенные здания, но без куполов и крестов; в 1905 все ограничения были сняты. Старообрядцы белокриницкого согласия имели в СПб. шесть церквей (последние закрыты в 1939), беглопоповцы – один храм (закрыт в 1920-х). Поморцы (ок. 5 тыс. членов) имели три молельных дома (последний закрыт в 1934), федосеевцы (ок. 6 тыс.) имели три моленных (последняя закрыта в 1936), филипповцы (ок. 300) – одну моленную (осн. в 1767, закрыта в 1920-е). В С.-Петерб. губ. больше всего церквей и молельных домов было в Гатчинском (г. Гатчина, с. Ратково, дер. Лампово) и Лужском у. (дер. Логовище, дер. Лубино, с. Луговое), а также на востоке губ. Перед рев-цией 1917 в Петрограде и губ. проживало ок. 15 тыс. старообрядцев всех толков. До кон. 1920-х их деятельность активизировалась, затем начались массовые гонения. В 1930-х – нач. 1940-х были закрыты все храмы и молельные дома, последними – ц. в Гатчине (1 нояб. 1940) и в с. Ратково (7 июня 1941). В послевоен. период в Лен. обл. удалось возродиться только С. поморского (Древлеправославная Поморская церковь) и белокриницкого (Русская Православная старообрядческая церковь) согласий. 8 дек. 1946 официально открыт молельный дом поморцев в дер. Лампово (действует в наст. время). В 1946-60 действовала молельная поморцев в Ленинграде; в 1961 община перебралась в Рыбацкое, где открыла моленную (в наст. время – ц. Знамения Пресв. Богородицы; с нач. 1990-х действует духовно-благотворительный центр «Невская Обитель»). В 1960-е в Ленинграде и области имелись две зарегистрированные и три незарегистрированные общины поморцев (ок. 4 тыс. чел.), а также 2,5 тыс. поповцев белокриницкого согласия, существовавших нелегально. В наши дни в СПб. и Лен. обл. зарегистрировано восемь общин старообрядцев (около 2 тыс. членов). Лит.: Старообрядчество: Опыт энциклопедического словаря / Сост. С.Г. Вургафт, И.А. Ушаков. М., 1996; Шаров В.Г. Религиозные объединения С.-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 2005. С. 33-50. М.В. Шкаровский, А.В. Берташ | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Фасадная резьба | |
Рубрики | |
ФАСАДНАЯ РЕЗЬБА. С развитием дерев. крест. архитектуры развивалась и резьба по дереву. Резной обработке подвергались несущие водоспуски на кровле. Резьбой (первоначально глухой, в кон. XIX в. – пропильной) украшались крыльца, фронтоны домов, балконы, усадебные постройки. Причелины фронтона состояли из 2-3 накладных резных досок: ниж. чаще всего оформлялась геометрическим узором из полукружий или треугольных зубцов с круглыми отверстиями над ними, верх. украшалась рядом круглых отверстий. Доски, спускающиеся с конца фронтона («полотенца»), орнаментировались узором из кругов, розеток, квадратов, ромбов. Распространенными мотивами резьбы наличников были круги и полукруги с лучами, прямоугольники, ромбы, фестоны. Резьба на наличниках часто покрывалась яркими масляными красками. Типичные для сев. архитектуры дома, украшенные резьбой, встречаются в Подпорожском р-не (дер. Гимрека, Шилейка, г. п. Важины). У вепсов орнаменты, украшавшие детали дома, повторяли сюжеты традиционных вышивок. Большинство резных наличников на домах Ладвинского об-ва (совр. Подпорожский р-н; см. Ладва) изготовил в 1920-е вологодский плотник Сергей Прокич с сыновьями Константином и Николаем. Для вепсских домов Корвальского сельсовета Бокситогорского р-на характерны крыльца с резными столбиками. В водских и ижорских дер. Ямбургского у. до 1930-х сохранялись дома с кровлями, опирающимися на корневища елей («курицы»), с резными подзорами под крышей и под оконами, со ставнями, украшенными глухой резьбой и разноцветной росписью. В окрестностях с. Котлы верх. и ниж. части наличника украшали резьбой и раскрашивали в 2-3 цвета. Своими резчиками по дереву славился г. Тихвин. Дерев. дома, богато украшенные резьбой (наличники, фронтоны, балконы) сохр. в дер. Лампово Гатчинского р-на. Лит.: Габе Р.М. Материалы по народному зодчеству западных финнов Ленинградского округа // Западнофинский сборник: Труды КИПС. Вып. 16. Л., 1930; Малиновская З.П. Из материалов по этнографии вепсов // Там же; Динцес Л., Большева К. Народные художественные ремесла Ленинградской области // Советская этнография. 1939. № 2; Архитектурное наследие Ленинградской земли. Л., 1983. И.П. Рыжова | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… |