Адреса
/
Ленинградская обл/Кировский р-н/Леднево д
«Зеленый пояс Славы», комплекс мемориальных сооружений | |
Рубрики | |
«ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС СЛАВЫ», комплекс мем. сооружений на рубежах битвы за Ленинград 1941-44, созданный с целью увековечить память его героических защитников. Первое сооружение будущего комплекса появилось еще во время ВОВ – это стела между Лигово и Сосновой Поляной (1944; арх. К.Л. Иогансен, В.А. Петров); затем был поставлен обелиск на Петергофском ш. у развилки дорог на Красное Село и Петродворец (1946; те же авторы). В наст. время эти пам. входят в состав мемориала «Кировский вал» на терр. СПб. 23 июня 1956 опубликовано первое решение гор. пр-ва о стр-ве памятников героям обороны Ленинграда. В соответствии с ним были открыты: обелиск у Московского ш. (1957), ныне входящий в мемориал «Штурм» (арх. М.К. Меликова), гранитная стела на 32-м км Петергофского ш. (1961; арх. О.И. Соколова), позднее ставшая частью мемориала «Приморский». Идея о необходимости создания единого комплекса воен. мемориалов вокруг Ленинграда была высказана в 1965 и получила одобрение руководства города. Проект общей планировки мемориала разрабатывался в 1958-64 сотрудниками архит.-планировочного управления Ленгорисполкома и 1-й мастерской ин-та Ленпроект (в состав рабочей группы входили арх. Г.Н. Булдаков, В.Л. Гайкович, М.А. Сементовская). В основу планировки «З. п. с.» положен рубеж обороны, на к-ром в сент. 1941 были остановлены войска противника. Работу по уточнению линии фронта и мест дислокации войск провел Штаб ЛВО. Мемориал возводился «методом народной стройки», в его создании участвовали жители и крупнейшие орг-ции Ленинграда. Общая протяженность «З. п. с.» составила 200 км. Он подразделяется на неск. участков: 1) «Большое блокадное кольцо» (юж. берег Финского зал. в р-не Лигово – Пулковские высоты – севернее г. Пушкин – южнее г. Колпино – г. Кировск – правый берег Невы – зап. берег Ладожского оз. – дер. Верхние и Нижние Никулясы – пос. Васкелово – р. Сестра – сев. берег Финского зал.). На этой терр. расположены мемориалы «Кировский вал», «Пулковский рубеж», «Ополченцы», «Непокореные», «Штурм», «Ижорский таран», «Невский порог», «Невский пятачок», «Прорыв», «Безымянная высота», «Лемболовская твердыня», «Сад мира» и «Сестра». 2) «Малое блокадное кольцо» (г. Петродворец – Гостилицкое ш. – дер. Порожки – р. Воронка – дер. Керново). Он включает в себя мемориалы «Приморский», «Атака», «Якорь», «Январский гром», «Гостилицкий», «Дальний рубеж» и «Берег мужественных». 3) Зап. и вост. участки «Дороги жизни» (дер. Леднево – Кобона – Лаврово – Войкобало) с пам. «Цветок жизни», «Румболовская гора», «Катюша», «Разорванное кольцо», «Переправа», «Стальной путь» и мемориал «Кронштадский» на о. Котлин. В комплекс воен. мемориалов вошли разнообразные архит. произв., сочетающие в единой композиции скульптуру, памятные знаки и сохраненные или восстановленные оборонит. сооружения. Связующим звеном между пам., находящимися на больших расстояниях друг от друга, являются парки, мем. аллеи и скверы. Стр-во первых пам. «З. п. с.» завершено в 1965, в 20-ю годовщину Победы. На местах будущих мемориалов были поставлены закладные камни, высажены первые деревья. В том же году проекты, разработанные ленингр. арх. и скульп., были выставлены в Исполкоме Ленгорсовета, а в начале 1966 – в Доме архитектора. Стр-во мемориалов велось в неск. этапов. Первые были построены к 9 мая 1967. В кон. 1960-х – нач. 1970-х работы продолжались, большинство объектов было завершено к маю 1975 (30-я годовщина Победы). К этому времени на быв. линии фронта находилось свыше 80 пам., обелисков и иных сооружений. В качестве самостоят. элементов в состав «З. п. с.» включены братские воинские кладб. и захоронения, образцы воен. техники, здания и сооружения, отмеченные мем. досками (напр., здание в пос. Борисова Грива, где в 1941-42 располагался эвакопункт). В 1974 «З. п. с.» получил статус пам. истории республ. значения и был принят под охрану гос-ва. Его символическим центром является Монумент героическим защитникам Ленинграда, открытый 9 мая 1975 на пл. Победы в СПб. Стр-во продолжалось во второй пол. 1970-х – первой пол. 1980-х. В этот период совершенствовались уже построенные и создавались новые мемориалы, благоустраивалась прилегающая терр., высаживались деревья. Лит.: Лукьянов Ю.А. Рубежи стойкости и мужества. Л., 1985. С. 65-171; Ганшин В., Сердобольский О. Кольцо памяти, кольцо славы. Л., 1988. С. 60-118; Семенова Т.М. «Каменная летопись» Великой Отечественной войны // Труды ГМИ СПб. Вып. 5. СПб., 2000. С. 324-343. И.А. Карпенко | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Ладожские каналы | |
Рубрики | |
ЛАДОЖСКИЕ КАНАЛЫ. Соединяют устье р. Волхов и исток Невы, проходят вдоль юж. побережья Ладожского оз. Существуют два канала – Староладожский и Новоладожский. Стр-во канала было вызвано необходимостью иметь надежный водный путь в обход труднопроходимой Ладоги, на к-рой гибло множество судов (до трети от общего кол-ва). Указ о начале стр-ва был издан Петром I 18 нояб. 1718. Для обеспечения сооружения канала был установлен особый общеимперский подворный налог. Из-за недостатка вольнонаемных рабочих в стр-ве активное участие принимали воинские подразделения. Первоначально работами руководил Г.Г. Скорняков-Писарев, в 1723 на его место назначен гр. Х.А. Миних. Петр I лично инспектировал сооружение канала в 1723 и 1724. С 1724 кол-во рабочих на стр-ве было увеличено с 16 до 25 тыс. чел. В 1731 канал, названный им. Петра Великого был введен в эксплуатацию. Он стал частью Вышневолоцкой водной системы, сооруженной к 1709. Дл. канала составляла ок. 111 км, шир. – более 20 м, глубина – св. 2,4 м. Укрепления берегов были выполнены из фашин, дерева и дикого камня. Кан. отходил в 4 км от устья Волхова и соединялся с Невой в 1 км от истока. Между рр. Кобона и Волхов вдоль кан. были созданы спец. водохранилища, т. н. «резервы» для поддержания необходимого уровня воды. При них, а также на местах соединения кан. с Невой и Волховом были устроены шлюзы с водоспусками. В 1766–1802 к северо-востоку от Ладожского кан. до устья р. Сясь был прорыт Сясьский кан., а в 1802-10 он был продолжен до устья р. Свирь, став частью Мариинской водной системы. В 1820–1830-е прошла реконструкция нек-рых гидротехн. сооружений (шлюзов и водоспусков). В 1861-66 из-за обмеления старого канала ближе к береговой линии был прорыт новый безшлюзовый канал, получивший имя имп. Александра II. Его открыли 1 сент. 1866. Прежний канал стал называться Староладожским, а вновь сооруженный – Новоладожским. Новый кан. принял на себя осн. нагрузку по транспортировке грузов, а старый использовался как дополнительный путь. На концах Л. к. находятся гг. Новая Ладога и Шлиссельбург. Вдоль трассы расположен ряд сел. населенных пунктов, наиболее значительными и древними из к-рых являются дер. Дубно, Лигово, Черное, Леднево, Кобона, Лаврово. В наст. время Новоладожский кан. используется для местных перевозок, Староладожский постепенно разрушается. Лит.: Казнаков В.Г. Исторический очерк Ладожских каналов, старого и нового. СПб., 1866; Горелов В. Речные каналы в России. Л.; М., 1953; Евгеньев Г. По водным путям Северо-Запада. Л., 1958; Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978. С. 120-121. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |