Адреса / Ленинградская обл/Подпорожский р-н/Ладва д
Венчание
Рубрики
В день венчания родственники собирались в доме жениха, перед отъездом к невесте обедали. Перед выходом из дома родственники проходили друг за другом вокруг стола и клали на него деньги и подарки – помощь жениху. Перед отъездом к невесте дружка трижды обходил свадебный поезд, очерчивая кнутом круг вокруг него. После этого отправлялись в путь. Дружка скакал верхом впереди поезда, чтобы прибыть к дому невесты первым. Народ ждал на улице свадебный поезд, женщины, завидев его, запевали свадебные песни. Братья невесты спешили запереть ворота перед прибывшими гостями. Дружка стучал в ворота кнутом. Его спрашивали, есть ли угощение, на что он отвечал, что есть, и ударял кнутом по воротам. После этого поезжане заходили в дом. Брат невесты, одетый в вывернутую мехом наружу шубу, не подпускал к своей сестре жениха, пока не получал в качестве отступного монетку. Дружка вел торг со свахой, сидевшей за столом вместе с другими родственниками невесты, предлагал бумажные или золотые деньги, водку и крендели. После этого сваха уступала, жених подходил к невесте, открывал ее лицо и садился рядом, за ним усаживались и его родственники. В деревнях Ладва и Курба стол занимали посторонние женщины, встречавшие жениха свадебной песней. Им давали конфеты, печенье, после чего они выходили из-за стола. За столом гостям вручались дары от невесты. Мужчины обычно получали вышитые полотенца, отрезы ткани на рубаху, а женщины – сорочки или юбки. Жених дарил невесте мыло, гребешок и несколько серебряных монет. Невеста отдаривала его еще одним шелковым платком. После окончания обеда начиналось благословение жениха и невесты, встававших ради этого перед столом на овчинную шубу, разостланную мехом вверх. Благословение произносилось дружкой или крестным отцом невесты. Родители по очереди возлагали трижды на головы жениха и невесты хлеб и икону, те трижды низко кланялись. Когда наступало время ехать в церковь, все выходили из избы. Процессия трижды обходила вокруг лошадей. Дружка трижды ударял кнутом по воротам, а отец крестил хлебом и иконой. После этого рассаживались по экипажам. Был и другой обычай: перед тем как тронуться в путь, отец жениха обходил свадебный поезд по ходу солнца с топором, свечой и иконой. После чего топор врубался в землю, и через него проходили все гости. Такой обход совершался и у карел. После венчания молодые навещали родные могилы и отправлялись вместе с остальными праздновать бракосочетание в дом молодого. По пути следования свадебного поезда встречавшие жгли кошели по обе стороны дороги, при встрече молодых у дома стреляли из ружья вверх три раза. Свекор выходил встречать с полным решетом жита и иконой, свекровь с хлебом-солью; был также обычай бросать на молодых пух и перья. Прежде чем сесть за стол, молодухе делали женскую прическу – заплетали две косы, укладывали их на голове и надевали женский головной убор «повойник» или «сорок» («сорока»). Дружка открывал застолье, наливал всем гостям по рюмке и придумывал какой-нибудь предлог, чтобы заставить молодых поцеловаться. Первым блюдом за свадебным столом была каша, подававшаяся в горшке. После того как ее съедали, дружка разбивал горшок о печь. Во время празднования в дом приходили соседские мужики, чтобы поздравить молодых. Под конец ужина дружка и сваха уводили молодых спать. На следующий день застолье собирали снова. Молодая раздавала подарки, если не сделала этого в свадебный день. Свадебный хлеб разрезали на куски и раздавали гостям. Он ценился как средство, помогающее от некоторых болезней. После свадьбы молодые должны были навестить родителей молодой. Во время угощения на стол подавали яичницу и смотрели, как будет ее есть новобрачный. Если он брал яичницу с краю, значит, невеста была невинна, если с середины - нет.
Тематические группировки
подробнее…
Колдуны (нойды)
Рубрики
Самые непосредственные отношения с "лесной силой" имеют нойды (колдуны). Их бывает несколько на группу деревень. В 1973 г. на шесть деревень Kадвинского куста (Подпорожский район) было три нойды – двое мужчин и одна женщина. К нойдам обращаются, если теряется скот, заблудятся в лесу люди, когда долго болеют и в разных других случаях. И нойды «помогают». Рассказывают, что «метц-ижанд» (лесной хозяин) подчиняется нойдам, выполняет их требования. В д. Ладва Подпорожского района рассказывали, что местная нойда – А. З. Наумова (1887 г. рождения – маленькая старушка) очень строго разговаривает с лесным хозяином, порой кричит на него, ругает. При помощи нойды происходит также договор – «отпуск» – пастуха с «лесной силой». Он делается в строгой тайне в присутствии нойды. Пастух принимает на себя на весь пастуший сезон одно из следующих обязательств: 1) не стричь волос, ногтей, не бриться; 2) не перелезать под изгородью, а перепрыгивать через нее; 3) не ломать в лесу ничего живого, не жечь костров; 4) не резать ничего живого. «Обход» наговаривается на пастуший рожок, на кнут, на ремень и т.д. Затянет пастух на себе ремень вечером – стадо собирается. «Лесные силы» берут на себя обязательство не трогать стадо – помогать пастуху. Если же отпуск нарушается пастухом, то случается беда. П. Д. Морозов (1926 г. рождения, д. Сидорово Бокситогорского р-на) в 1971 г. рассказал, что он в юности, будучи пастухом, нечаянно нарушил «отпуск». И у него на глазах волки порезали часть стада, остальной скот загнали в болото и разогнали по лесу. При том один волк бегал прямо около него и заглядывал в глаза, как будто говорил: «Что же ты наделал?». Только с помощью стариков и нойды удалось собрать оставшееся стадо.
Тематические группировки
подробнее…
Музеи
Рубрики
МУЗЕИ, учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение, экспонирование и пропаганду памятников истории, культуры и природы. Выделяются М. естественнонаучные, технические, художественные, литературные, мемориальные, тематические, исторические и комплексные, в т. ч. краеведческие и музеи-заповедники. Статус М. определяется характером их фондов и принадлежностью. Они бывают всероссийскими и местными (областными, республиканскими, окружными, районными, городскими, сельскими), государственными, муниципальными, ведомственными и частными. На терр. Лен. обл. к первым музейным собраниям можно отнести худож. коллекции, сформировавшиеся в дворцах и усадьбах в XVIII–XIX вв. С нач. XX в. в ряде уездных центров возникают общественные орг-ции, целью к-рых являлось изучение, пропаганда и сохранение ист. наследия; на их осн. создаются М. Одним из первых появился Тихвинский музей древностей (см. Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей) как результат деятельности Тихвинского отделения Новгородского общества любителей древностей, осн. в 1913. Вместе с тем, целенаправленной, скоординированной работы по музеефикации в регионе не проводилось. Подъем краевед. деятельности в 1920-е не привел к существенному росту числа М. на терр. области. В 1930-е музейная деятельность все больше становится идеологическим инструментом. В Выборгской губ. создание М. началось на рубеже XIX–XX вв. В 1894 по инициативе Т. Швиндта открыт этногр. музей в Кексгольме (Приозерске). В Выборге в 1895 в здании быв. гор. ратуши был открыт ист.-этногр. музей (Museum Wiburgense). В 1911 в Выборгском замке открылся воен. музей им. Петра I. В 1930 в спец. построенном здании (Лужская ул., 1; арх. У. Ульберг) разместилась выборгская худож. галерея. Экспонаты этих М. частично были эвакуированы в Финляндию в 1940, частично погибли во время боев. Мн. музейные собрания были утрачены в годы ВОВ. Интерес к краеведению и ист. прошлому, возникший в 1960-е, привел к появлению школьных музеев, на базе к-рых впоследствии был организован ряд районных и гор. музейных учреждений. Так был воссоздан Тихвинский музей, уничтоженный в годы войны. В 1977 оформилась единая музейная сеть во главе с Дирекцией музеев Лен. обл. (с 1998 – «Музейное агентство»). Она включает в свой состав 29 наиболее кр. музеев обл. В их числе краеведческие, историко-краеведческие, военно-исторические, архитектурно-художественные, мемориальные М. В 1990-е сотрудники М. объединились в Союз творческих музейных работников СПб. и Лен. обл. Эта орг-ция с мая 1999 выпускает газ. «Все музеи». Кроме централизованной музейной сети, в Лен. обл. существует более 20 муниц. М., отдельные М., созданные на базе предприятий, образовательных, культ.-просвет. учреждений (б-ки, дома культуры, клубы, культурные центры). Нек-рые из них имеют статус народных. С 1990-х возникают частные музеи. Среди них наиб. известность получили Музей водки в дер. Верхние Мандроги и этногр. музей «Вепсойден перть» («Вепсская изба») им. Т.В. Станюкович в группе вепсских деревень Ладва. Лит.: Розанова А.Т., Тылис И.И. Музеи Санкт-Петербурга, пригородов и области: Справочник. СПб., 2001; Музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Справочник. СПб., 2002; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003; Музеи Ленинградской области. – http://www.oblmuseums.spb.ru; Музейное агентство Ленинградской области. – http://www.lomuza.spb.ru С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Одежда умершего (вепсы)
Рубрики
Одежда и постельные принадлежности умершего сжигались. Обязательное сжигание их зафиксировано в Ладве и Мягозере. Объясняют это боязнью порчи, исходящей от них. У южных и средних вепсов, судя по высказываниям информаторов, сжигать их начали недавно: «раньше не сжигали, постирают, но до сорочин не держали, потом попрошайкам давали». Теперь жгут из-за того, что она никому не нужна, отчасти и по соображениям гигиены: «ею брезгуют». Обычай сжигать стружку от гроба, солому, на которой мыли покойника, березовые ветки и другие предметы, оставшиеся после умершего, известен у многих народов и считается пережитком некогда бытовавшего обряда трупосожжения. У вепсов он также, возможно, восходит к существовавшему в X—XI вв. у древней веси обряду трупосожжения . Время устройства костра сейчас у вепсов различное. Чаще распространено сжигание «вещей» покойного во время погребения, в некоторых районах (у тихвинских и мягозерских вепсов) их сжигают после возвращения с кладбища. При сжигании наблюдали: «куда летит дым, в той стороне скоро будет покойник». На кострище «знающие» клали крест из лучины.
Тематические группировки
подробнее…
Оять, р.
Рубрики
ОЯТЬ, река, левый приток р. Свирь. Дл. 266 км. Ср. расход воды в устье 54,8 куб. м/с, пл. водосбора 5220 кв. км. Берет начало из Чаймозера на Вепсовской возвышенности (терр. Вологодской обл., в 7 км от границы с Лен. обл). По территории Лен. обл. О. протекает в пределах Подпорожского и Лодейнопольского р-нов. Первоначально течет на запад, после дер. Шондовичи поворачивает на север, перед с. Винницы меняет направление на юго-зап., перед с. Алёховщина – на северо-запад, а в р-не дер. Никоновщина делает поворот и далее, сохраняя в целом зап. направление, образует многочисл. излучины и впадает в Свирь ниже дер. Доможирово. Наиболее значительные притоки: Нижняя Курба, Сондала, Тукша, Шокша, Кузра, Тянукса, Шапша, Ащина, Савинка, Вилига, Тикша, Большая Лублога, Чегла. Назв. реки связывается с прибалт.-фин. «ойя» – «ручей». В ср. и ниж. течении О. насчитывается неск. десятков курганов приладожской культуры кон. I – нач. II тыс. н .э. В басс. О. находятся населенные пункты Винницы и Тервеничи, изв. с XII в., Ладва, Озера, Ярославичи, изв. по данным писцовых книг кон. XV в. В этих и в нек-рых др. поселениях в верховьях реки расселена оятская группа вепсов. В ср. течении О. находится усадьба Имоченицы, в к-рой жил худ. В.Д. Поленов. Ландшафт долины реки разнообразен и живописен. Басс. ее верх. течения включен в природный парк «Вепсский лес». Лит.: Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 68; Егоров С.Б. Этнокультурное развитие и хозяйство приоятских вепсов во второй половине XX – начале XXI века // Этнографическое изучение Северо-Запада России: Итоги полевых исследований 2003 г. Материалы VIII Региональной научной конференции молодых ученых / Под ред. В.А. Козьмина. СПб., 2003. С. 7-17; «Вепсский лес». Природный парк: Путеводитель. Б. г., б. м. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…
Поклонение водяному (вэдэхийне)
Рубрики
Одним из наиболее почитаемых духов является водяной. Он соединяет в себе духа – хозяина вод и духа, связанного с царством мертвых. В представлении вепсов – это тучный мужчина с длинными волосами. Но показывается он в разных обличьях: то в виде утопленника, – его взяли в лодку, а он вывалился, только его и видели, то в виде коряги, а то в виде большой старой щуки. О «вэдэхийне» (водяном) ходит много быличек. Указывают места его обитания – глубокие и узкие проливы. В д. Ладва Подпорожского района рассказывают, что «вэдэхийне» много раз утаскивал людей в проливе, где ходит паром, особенно любит хватать молодых светловолосых женщин. У него, как и у лесного хозяина, есть семья: жена, дети. «Часто рассказывают про водяную. Сидит она на берегу, чешет гребнем голову, волосы по песку далеко. Она белая, полная, садится под сосну». «Водяным силам» надо угождать, по-видимому, в древности им приносились большие жертвы, возможно, даже человеческие. Не об этом ли напоминает символическое купание людей и скота («по завету», т.е. обету) в Шидр-ярвь - Сидоровском озере 21 июля (д. Сидорово Бокситогорского района). Праздник, во время которого это происходит, называется «Сурь пигя пяйвь» – Большой день. Он слился с христианским праздником Казанской божьей матери. Проходит он следующим образом: утром люди идут к часовне, приносят туда небольшие жертвы (масло, творог, яйца, хлеб, деньги). Собирается процессия и идет к озеру, впереди – двое с иконой. Подойдя к озеру, все останавливаются, затем проходят, как бы в ворота, под иконой, и идут купаться в озеро. Купаются те, у кого дан обет, т.е. за какую-либо милость со стороны «сил». «По завету» же купают скот (если скотина болела и выздоровела, например). Подобный же праздник наблюдали эстонские этнографы в июле месяце 1972 г. в д. Озёра Подпорожского района.
Тематические группировки
подробнее…
Поклонение лесному хозяину («метц-ижанду»)
Рубрики
Лесные и водяные «силы» обобщены в антропоморфных образах лесного и водяного хозяев – повелителей духов леса и воды. Они являются «силой», с которой считаются до сих пор. Лесного хозяина («метц-ижанд») представляют в виде человека то очень высокого «ростом с большую ель», то маленького, «с куст можжевельника», то в виде молодого мужика – черного, лохматого, то (чаще) в виде маленького старичка. Показывается он людям очень редко, иногда во сне. В д. Ладва Подпорожского района Н. С. Чарандова, 1910 г. рождения, рассказывала, что видела «метц-ижанда», когда ее в лесу из седла сбросила лошадь и она, упав, потеряла сознание. В это время «он» и подошел, и стал ее рассматривать и что-то бормотать. Он (в ее рассказе) – маленький, седенький, с длинными кудрявыми волосами, в колпачке (как у священника). Одежда у него застегнута не так, как у людей, а наоборот. У лесного хозяина есть жена, дети. Женою его может быть обыкновенная женщина. В лесу живут и другие духи. Зла людям особого они не делают, но с ними надо быть вежливыми, ночуя в лесу, спросить разрешения: «Лесные хозяева, позвольте переночевать!», нельзя также ложиться спать на лесной дороге. И. С. Фадеев, (1900 г. рождения), житель д. Ладва Подпорожского района, рассказывал: «Моя бабушка говорила, что если в лесу – чтобы не ложился спать на голой дороге. А я взял, набрал хворосту и лег. Только заснул, во сне чую, мужик говорит: «Чего разлегся, вставай!» и за ноги подергал. Проснулся – никого. Второй раз как будто на лошадях подъехали и опять за ноги дергают с силой. На третий раз я уже сам ушел. А так бы наехали». Раньше лесному хозяину оставляли на пеньке небольшие приношения – калитку (вид пирога), немного каши, блины. Вообще все информаторы утверждают, что лесные духи – добрые. Об этом упоминается в литературе: «Лесной хозяин – добрый дух и довольно благожелательно относится к вепсу, лишь его три года худо не поминай, а в особенности его жену «тойне поль» (другая половина). Ну, а если каким-либо образом рассердишь «метц-ижанда», то предохранить себя от его действий можно лишь путем бегства куда-либо в бурьян, где необходимо как можно скорей схватиться за эту растительность, называемую «роудыг», и тогда сила лесного хозяина парализуется».
Тематические группировки
подробнее…
Поминки
Рубрики
После погребения на кладбище устраивали поминки. У северных вепсов раньше обязательно брали с собой кутью, но теперь это делают редко, поэтому традиция поминальной трапезы на могиле исчезает. Уже появились сведения о том, что на могиле «ничем не поминают». Средние вепсы (вологодские и оятские) кроме кутьи приносили кисель. Только в Ладве поминали одним яичным «блином» (munakurs), который делился на кусочки по числу присутствующих. У южных и их соседей средних вепсов (тихвинских) обязательны были кутья, кисель и вареные яйца, а у сидоровских – и сусло. Разрешалось приносить и другую еду – рыбники, колобы и даже «стопочку». Нельзя поминать лишь мясными кушаньями. Еду вепсы Вологодской области раскладывали на поминальной доске или полотенце, иногда на разостланном на доске полотенце, а вепсы Ленинградской области – только на доске. В Ладве яичный «блин» разрезался прямо на доске. У южных вепсов свежую могилу закрывали хвоей и на ней располагали еду. Существует поверье, что после поминок надо сразу уходить с кладбища, не заходя на другие могилы, – «все покойники встречают, встали хоронить», а членам семьи умершего «нельзя до сорочин на чужие могилки заходить». Поминки в доме покойного сейчас устраивают повсеместно. Раньше они проводились значительно скромнее, лишь для близких. Только у южных вепсов, судя по высказываниям пожилых информаторов, прежде поминок в доме совсем не справляли – их заменял обход односельчан с решетом, наполненным поминальной едой – кутьей, киселем, вареными яйцами. Так сейчас справляют здесь 9-й и 20-й день. Состав поминальной еды по группам вепсов несколько различался. Обязательными везде считались кутья и кисель, но особенно кушанья из яиц: у южных вепсов подавались вареные яйца, у средних и северных готовился яичный «блин». Кроме того, южные вепсы варили сусло, а средние и северные пекли масленые блины с толокном. Кутью принято было подавать в начале поминок, а кисель – в конце. После этого трапеза кончалась, оставшуюся еду раздавали беднякам. На поминках у северных и части средних (озерских) вепсов покойнику за столом места не оставляли. Здесь еда и питье готовились для него только до выноса и вновь лишь на сороковой день: «провоженный, так и не ложут», «у нас, когда вынесут, и чашку разбивают и больше места не выделяли, но на 40-й день ложут». У остальных вепсов покойнику, как почетному гостю, на углу стола клали ложку, выпечку. Через угол, где якобы сидел покойник «нельзя никому проходить, иначе прогонишь покойника». Весьма любопытно, что еда и ложка покойного должны быть закрыты, «чтобы невидимкою ел». Южные и средние вепсы Ленинградской области ложку и колоб клали под скатерть, а вологодские – закрывали сверху яичным «блином», называя прикрытую блином еду для покойника – panafid.
Тематические группировки
подробнее…
Ремесла, промыслы. Общая статья
Рубрики
В ХIХ – начале ХХ в. у вепсов, как и у других народов лесной полосы Европейского Севера, существовал комплексный тип хозяйства. Наряду с земледелием и тесно связанным с ним животноводством – основными направлениями хозяйственной деятельности вепсов – существовал и ряд подсобных занятий: рыболовство, охота, собирательство, а также домашние и отхожие промыслы (лесные разработки, сплав леса, камнетесный промысел и др.). Комплексное хозяйство было характерно для вепсов уже в древности - во второй половине I – начале II тыс. н.э., однако тогда соотношение в нем присваивающих и производящих видов деятельности было другим. Так, у веси, проживающей по р. Суда, основу системы хозяйства составляла охота в сочетании с животноводством и рыболовством. Роль земледелия была ограниченной. Высокого уровня достигли металлургическое производство, ювелирное и костерезное дело. В Юго-Восточном Приладожье IX–XIII вв., судя по археологическим материалам, основными занятиями обитающих здесь древневепсских групп являлись земледелие и животноводство. Важную роль в хозяйстве играли также рыболовство, охота, собирательство, различные ремесла и промыслы. Большое значение в жизни вепсов занимали кустарные промыслы. Доходы от них шли на уплату государственных налогов, мирских сборов, а также на покупку хлеба и другого продовольствия. Кустарные промыслы делились на домашние и отхожие. Домашние промыслы были сосредоточены в пределах своей семьи или деревни. Отхожие - представляли собой временную сезонную работу крестьян за пределами своей деревни. В прошлом у вепсов существовали исторически сложившиеся районы традиционных промыслов. В вепсских деревнях по среднему течению Ояти (центр – д. Надпорожье) был распространен гончарный промысел, которым, что примечательно, в основном занимались мужчины в зимнее время. Изделия оятских гончаров (горшки, кринки, миски и пр., а также свистульки, вылепленные от руки детьми) находили сбыт в северных губерниях России. Промысел просуществовал до 30–х годов ХХ в. В настоящее время его традиции пытаются возродить в гончарном цехе в п. Алеховщина на Ояти. Известным центром бондарного ремесла считалось Тукшозеро. Некоторые тукшозерские бондари, помимо работы у себя дома, в летнее время уходили на заработки в присвирские деревни Креснозеро, Оренжу, Гонговичи и др., где крестьяне занимались скупкой соленых грибов для отправки в города. Выделкою седел занимались в д. Берег (Ярославичи), откуда седла расходились по всей вепсской территории. Оятские вепсы с. Ладва были стекольщиками. Катовальный промысел был распространен среди оятских (с. Озера), исаевских (ныне обрусевших) и шимозерских вепсов. Известны фамилии некоторых изготовителей валяной обуви из Шимозерья: Я. М. Гаврилов, Г. В. Мишкин (Сюрьга), С. Е. Климов (Линжозеро), С. Г. Павшуков (Полозеро). В зимнее время Олонецкая и Новгородская губернии становились местом заработков вепсских катовалов. Каждый хозяин, на которого работал катовал, обязан был, помимо оплаты заказа, обеспечить его ночлегом и питанием на это время, а также необходимым сырьем. Средние вепсы деревень Бахарево и Пелдуши занимались таким доходным делом, как закупка племенного скота для Петербурга. Район закупки был довольно обширный: Ладва, Озера, Шимозеро, деревни Вытегорщины. В конце XIX в. среди вепсов, проживающих вблизи сплавных рек Свири, Ояти, Капши, Паши, широкое развитие получили заготовка и сплав леса. Этими промыслами крестьяне занимались в свободное от полевых работ время - зимой и ранней весной. Жители с. Залесье в вепсском Прионежье были знаменитыми печниками. Вепсы Шокши и Рыбреки прославились своим каменнотесным мастерством: они изготавливали надгробные плиты, памятники, каменные тумбы, жернова, обтесывали камень для фундаментов домов и ступеней.
Тематические группировки
  •  
подробнее…