Адреса / Топографические ориентиры/Охта р.
Вартемяки, усадьба
Рубрики
ВАРТЕМЯКИ, усадьба. (дер. Вартемяги, Всеволожский р-н). Мыза на берегу р. Охта пожалована Екатериной I выборгскому коменданту ген.-майору И.М. Шувалову в 1726. Усадьба сложилась при его правнуке гр. Шувалове, к-рый владел В. с 1789, а после выхода в отставку в 1801 жил здесь постоянно. Дерев. господский дом и службы располагались среди парка, протянувшегося вдоль Кексгольмского тракта (ныне Приозерское ш.). Наследники П.А. Шувалова построили на вершине холма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии ц. (1826-40, арх. Д.И.Висконти), к-рый стал семейной усыпальницей владельцев усадьбы. Во второй четв. XIX в. при А.П. Шувалове были построены новый усадебный дом и кам. хоз. здания (арх. П.С. Садовников). Терр. усадьбы увеличилась в три раза, пейзажный парк перепланирован. Ручей, впадающий в р. Охта, запрудили, устроили большое оз., на берегу выстроили оранжерею. Последняя владелица В. А.В. Шувалова похоронила своего мужа П.П. Шувалова рядом с церковью и над его могилой возвела часовню (1906). Дерев. усадебные строения не сохр., каменные используются под жилье. Церковь, часовня, два дома причта (в 1993) и часть парка (в 2002) переданы подворью Иоанновского женского мон. Прихожане ц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (восстановлена в 1996) ходят в нее по еловой аллее, проложенной от Кексгольмского тракта в 1840-е. Лит.: Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. СПб., 2005. С.40-44. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Всеволожский район
Рубрики
ВСЕВОЛОЖСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 2945,4 кв. км. Нас. – 215,2 тыс. чел. Адм. центр – г. Всеволожск. Включает г. Сертолово и шесть гор. пос. (Дубровка, им. Морозова, им. Свердлова, Кузьмоловский, Рахья, Токсово), 126 сел. населенных пунктов. Расположен в юж. и юго-вост. части Карельского перешейка. Граничит с СПб. и Приозерским р-ном. Юж. граница проходит по р. Нева, вост. – по побережью Ладожского оз. Образован в 1936 (выделен из состава Пригородного р-на Лен. обл.). Через р-н проходит автомоб. дорога СПб. – Мурманск, а также ж.-д. ветки, связывающие СПб. с Сортавалой и вост. р-нами Лен. обл. Сев. и юго-вост. части В. р. не имеют прямого трансп. сообщения (только через СПб.), т. к. проезд по Ржевскому полигону, находящемуся на терр. р-на, запрещен. Во В. р. расположены ст. метро «Девяткино» и аэропорт «Ржевка»; проходит часть вост. полукольца кольцевой автодороги вокруг СПб. В Новодевяткино и Кудрово планируется стр-во гор. поселений-спутников СПб. Ландшафт р-на разнообразен. Вост. и южн. часть занимают заболоченные равнины; к западу начинаются холмистые участки (Лемболовские высоты, Колтушская возвышенность), крайний северо-запад р-на представляет собой волнистую равнину, где начинаются рр. Охта, Сестра, Волчья. На терр. р-на созданы «Карельский перешеек», национальный парк и «Невский» лесопарк. Археол. находки во В. р. немногочисл. – это стоянки кам. века у оз. Лемболовского и Хепоярви, ср.-век. селище близ устья р. Морье. На рубеже I–II тыс. н. э. терр. района в осн. была заселена ижорами. В IX–XI вв. по этой терр. проходил «Путь из варяг в греки». В XVII в. р-н входил в состав Швеции. С 1708 – в С.-Петерб. губ. (с 1780 запад В. р. относился к С.-Петерб. у., восток – к Шлиссельбургскому у.). Значительную часть нас. составляли ингерманландские финны, наиболее компактно проживавшие в окрестностях Токсово и Колтушей. В XVIII–XIX вв. появляются многочисл. дворянские усадьбы (Вартемяки, Островки, Приютино, Пущина Горка, Рябово, Ириновка). С деятельностью физиолога акад. И.П. Павлова связаны Колтуши (см.: Павлова И.П. музей). В 1941-44 В. р. вместе с Ленинградом оказался в кольце блокады. Через район и г. Всеволожск проходила «Дорога жизни». В янв. 1943 с терр. В. р. началась операция войск Ленингр. фронта по прорыву блокады. О событиях воен. лет напоминают многочисл. монументы («Безымянная высота», «Разорванное кольцо» и др.), музеи «Дорога жизни», «Дорога Победы», «Невский пятачок». В р-не функционируют 13 домов культуры и др. объекты соц.-культ. сферы, учреждения среднего спец. образования: два проф.-техн. уч-ща и с.-х. колледж. Издается газ. «Всеволожские вести». В 1990-е началось восстановление правосл. храмов (см. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Мучениц ц. в дер. Вартемяки; Петра Афонского преподобного и Ольги Святой благоверной княгини ц. в дер. Морье). В 1997 построена дерев. ц. Свтт. Геннадия и Евфимия Новгородских на Ковалевском кладб. Центры приходов Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии находятся в Токсово и Колтушах (см. также: Лютеранская церковь Святой Екатерины в пос. Новосаратовка, Теологический институт Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии им. С.-Я. Лаурикалы). Лит.: Ивлев В.В. Всеволожский район Ленинградской области: Ист.-геогр. справочник. СПб., 1994; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 48-49; Всеволожск. Открытая книга. – http://www.vsev.net. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Дороги
Рубрики
ДОРОГИ. Дорожная сеть на терр. Лен. обл. исторически развита неравномерно: р-ны восточнее р. Волхов хуже обеспечены Д., поскольку основные экон., воен. и культурные центры всегда были сосредоточены на западе. В нач. ХХI в. плотность Д. в зап., прилегающих к СПб. районах, достигает 217 км на 1000 кв. км, тогда как на востоке (Тихвинский, Бокситогорский, Лодейнопольский р-ны) этот показатель в 2,5 раза меньше. В древности Д. служили водные пути: зимой по замершим рекам передвигались на санях (см. Гидрографическая сеть, «Путь из варяг в греки»). Развитие сухопутных путей связано с развитием государственности и городов. В ср. века водные и сухопутные пути (Лужский, Водский, по р. Волхов, Ладожскому оз., р. Нева) связывали Новгород с побережьем Балтики. С кон. XV в. они постепенно преобразуются в ямские «государевы дороги» до Копорья, Ивангорода (Ивангородская д.), Ладоги – Орехова – Корелы (с ответвлением к Тихвину и Олонцу). В XVII в. отмечены Д. Ниеншанц – Выборг с ответвлением на Кексгольм (Приозерск) и Ниеншанц – Нарва (в XVIII в. известна как Копорская д.). Наиболее густая сеть проселочных Д. сформировалась на Ижорской возвышенности – самом густонаселенном с.-х. р-не. С XVIII в. влияние на формирование дорожной сети оказывает СПб. В результате в зап. части Лен. обл. дорожная сеть приобрела радиальный характер: крупные Д. соединяют центр (СПб.) с различными пунктами периферии. Важнейшей становится трасса СПб. – Москва. Первая «большая перспективная дорога» СПб. – Москва через Старую Руссу, Ржев, Волоколамск была открыта в 1746 (участок от СПб. до Сосницкого яма – в 1742). Именно на ней были организованы почтовые ст. В XIX в. появились шоссейные Д., заменившие грунтовые на гл. направлениях (первой стала новая д. СПб. – Москва, построенная в 1817-35). В сер. XIX в. к разряду почтовых Д. относились Ковенское (ныне Киевское) ш., Нарвское ш., Архангелогородский тракт (д. через Шлиссельбург параллельно Ладожским каналам). В XX в. началось стр-во Д. для автомоб. транспорта, произошла практически полная замена брусчатки на асфальтовое покрытие. Стр-во новых Д. (в том числе и ж.-д. путей; см. Октябрьская железная дорога) и совершенствование уже существовавших способствовало повышению товарности сел. хозяйства, проникновению в деревенский быт элементов гор. культуры. В сов. период стр-во Д. было связано и с воен. целями: это т. н. «ворошиловские» Д., построенные в 1930-е на Сойкинском и Кургальском п-овах; две дугообразные Д., огибающие СПб. с юга и севера, неофициально наз. «бетонки» из-за использования при первоначальном покрытии бетонных плит (одна из них проходит от Большой Ижоры до Кировска, вторая – от Ушково до пос. им. Морозова). В 1970-90-е проводились многочисл. спрямления и расширения Д., строились Д., минующие населенные пункты (Мурманское ш. от СПб. до Ладожского моста, автотрасса «Скандинавия»), объездные Д. вокруг ряда городов (Гатчина, Кингисепп, Пикалево). В наст. время ведется стр-во кольцевой Д. вокруг СПб. Часть завершенного вост. полукольца проходит по терр. Всеволожского р-на. В 2004 протяженность д. общего пользования в Лен. обл. составила 10909 км (федеральных – 1245 км, территориальных – 9664 км). Плотность автодорог общего пользования в целом по обл. – 127 км на 1000 кв. км терр. (ср. показатель по России – 31 км на 1000 кв. км). Дорожное стр-во в Лен. обл. осуществляется в рамках региональной программы совершенствования и развития сети автомоб. дорог до 2020. Лит.: Дороги России. М., 1996; Селин А.А. Ивангородская дорога. СПб., 1996; Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: История и ландшафты. СПб., 1998. С. 346-365; Плоткин К.М. Русские и шведские источники XVII в. о путях сообщения Новгородской земли // Псков: Памяти Юрия Павловича Спегальского. 1909–1969. Псков, 1999. С. 176-202; Официальное представительство Лен. обл. – http://www.lenobl.ru/economics/transport А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Мурино, пос.
Рубрики
МУРИНО, поселок во Всеволожском р-не. Нас. – 5000 чел. Находится у границы с СПб. на берегу р. Охта, при ж.-д. ст. и ст. метро «Девяткино». Село известно с нач. XVIII в. По одной из версий, осн. крестьянами, переселенными из Муромского у. Владимирской губ. В 1749–1917 наряду с окрестными деревнями находилось в составе владений рода Воронцовых (Воронцовы проживали в Мурино до 1804). В XIX в. – популярное дачное место. В 1790 в М. построена кам. правосл. ц. Екатерины Великомученицы (арх. Н.А. Львов), к-рая действовала до 1938; возвращена верущим в 1988. В М. работает Театрально-концертное объединение «Маска». Сооружен мемориал «Авиаторам Балтики» в память о воен. аэродроме «Гражданка», находившемся во время ВОВ в окрестностях М. В СПб. существует одноименная ж.-д станция. Лит.: Серебрякова Н.Я., Баранова О.В. Мурино и его окрестности (Страницы истории). – http://nd-school.narod.ru/kray.html А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Нева р.
Рубрики
НЕВА, река на терр. Лен. обл. и СПб. Образовалась ок. 3000 лет тому назад вследствие прорыва воды из Ладожского оз. в Балтийское море по старым долинам рр. Мга и Тосна. Топоним «Нева» заимствован из прибалт.-фин. языков, означает топкое заболоченное место. Дл. – 74 км. Площадь басс. – 281 тыс. кв. км. Вытекает из бухты Петрокрепость (Шлиссельбургской губы) Ладожского оз., впадает в Финский зал. Балтийского моря. Протекает по Приневской низменности – долине шир. 30-50 км. Преобладающая глубина 8-11 м; наибольшая (24 м) у правого берега Н., против Арсенальной ул. в СПб., наименьшая (4-4,5 м) – в Ивановских порогах. Наибольшая шир. – ок. 1200 м (в дельте), наименьшая – 210 м (у Ивановских порогов, напротив мыса Святки), средняя – 400-700 м. По водоносности (годовой расход воды – 77 куб. км) занимает четвертое место среди рек Европ. России (после Волги, Камы, Печоры). В пределах Лен. обл. на Н. расположены три о-ва: Орешек в истоке, Фабричный у г. Шлиссельбург, Главрыба вблизи Ивановских порогов. Крупнейшие о-ва находятся в черте СПб. в дельте Н. Имеет 26 притоков, в том числе Мга, Тосна, Ижора, Охта. Н. не имеет поймы. На ней не бывает половодий и паводков, но в низовьях (в черте СПб.) регулярно происходят наводнения. В Н. водятся лосось, ряпушка, окунь, плотва, ерш, весной из Финского зал. заходит корюшка (осн. промысловая рыба). Н. является важнейшим трансп. путем. В X–XI вв. являлась частью торг. «Пути из варяг в греки». Ныне – часть Волго-Балтийской и Беломорско-Балтийской водных систем. На берегах Н. находятся гг. Шлиссельбург, Кировск, Отрадное, г. п. Дубровка, Павлово, им. Свердлова. В Лен. обл. на Н. построен автомоб. Ладожский мост у дер. Марьино на трассе «Кола», Кузьминский ж.-д. мост у г. п. Павлово. В 1323 на о-ве в устье Н. возникла крепость Орешек (см. Шлиссельбургская крепость). В 1703 в дельте Н. был основан СПб. В р-не излучины Кривое колено расположен Невский лесопарк. В годы ВОВ (1941-44) Н. от истока до Колпина стала линией фронта; в память об этом на ее берегах установлены многочисл. монументы и памятные знаки. Среди них музейные комплексы «Невский пятачок», «Прорыв блокады Ленинграда», мемориалы «Холм Славы», «Невский пятачок», «Ивановский пятачок», «Невский порог», «Прорыв». Топоним «Нева» приобрел символическое значение для региона, встречается в назв. предприятий, учреждений культуры и т. п. (напр.: ЗАО «Бодегас Вальдепабло-Нева»; АОЗТ «Птицефабрика Невская»; газ. «Невская заря»). Лит.: Рузов В.Я. Нева. Путеводитель. Л.; М., 1940; Евгеньев Г.Я. По рекам и озерам Ленинградской области. Л., 1962; Нежиховский Р.А. Река Нева. Л., 1973; Он же. Река Нева и Невская губа. Л., 1981; Он же. Вопросы гидрологии реки Невы и Невской губы. Л., 1988. А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Охта р.
Рубрики
ОХТА (фин. – Медвежья), река на Карельском перешейке, крупнейший правый приток р. Нева. Дл. – 90 км, шир. – 30-40 м, преобладающая глубина 0,5-1 м, максимальная – 5,5 м. Пл. басс. – 768 кв. км. Ср. расход воды в устье 7,2 куб. м/сек. Исток – на южном склоне Лемболовских высот. В пределах Лен. обл. протекает по терр. Всеволожского р-на, в пределах СПб. – от Охтинского разлива (возник в XIX в. после сооружения плотины у Порохового з-да) до впадения в Неву напротив Смольного. Левые притоки в границах обл. – р. Пипполовка, ручьи Каменный, Капральев, правый приток – р. Харвази. Долина реки неясно выраженная, пойма отсутствует. Русло реки хорошо врезанное, слабоизвилистое, шириной в ниж. течнии 40-60 м. Берега крутые, выс. 4-5 м над уровнем воды в межень. Дно ровное, сложено суглинками, илистое. Судоходна только на 8 км от устья. На берегах О. расположены с. Мурино, дер. Агалатово, Лаврики, Капитолово, Энколово, Сярьги, Вартемяги, Елизаветинка. Лит.: Ивлев В.В. Всеволожский район Ленинградской области: Ист.-геогр. справочник. СПб., 1994; Экологическое состояние водоемов и водотоков бассейна р. Невы / Под ред. А.Ф. Ашимова, А.К. Фролова. СПб., 1996. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
  •  
подробнее…