Адреса / Топографические ориентиры/Староладожский канал
Дубно, дер.
Рубрики
ДУБНО, деревня в Волховском р-не. Нас. – 38 чел. Находится в 18 км от г. Новая Ладога, к-рой Д. подчинена административно. Расположена на Староладожском и Новоладожском кан. у юж. побережья Ладожского оз. Известна с нач. XVIII в. как одно из поселений на трассе стр-ва Ладожского обводного кан. (см. Ладожские каналы). В 1724 в Д. бывал Петр I. До кон. XIX в. здесь хранился ботик, на к-ром имп. прошел от Новой Ладоги до Д. На Староладожском кан. имеется гидротехн. пам. XVIII в. – кам. шлюз с водоспуском. В поселении сохр. полуразрушенное кирпичное здание ц. Покрова Пресв. Богородицы (1761-64) с приделами свят. Николая и Всех Святых (закрыта в 1939). В связи с тем, что дер. расположена между каналами, в ней сложилась улично-рядовая планировка. Традиционная застройка сочетается с совр. дачными коттеджами. Сообщение с соседними населенными пунктами осуществляется по Новоладожскому кан. Лит.: Казнаков В. Исторический очерк Ладожских каналов Старого и Нового. СПб., 1873. С. 2-6; Егоров С.Б. Рыболовы Южного Приладожья (Полевые материалы 1998 г.) // Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Материалы научной конференции 13-15 ноября. Ч.2. Великий Новгород, 2000. С. 123-128. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Кобона, дер.
Рубрики
КОБОНА, деревня в Кировском р-не. Нас. – 133 чел. Расположена при Ладожских кан. на берегу Ладожского оз., в устье р. Кобонка. Топоним происходит от hapana (фин.) – гнилой. Упоминается в Новгородской писцовой книге 1499/1500. В 1568-69 упоминается ц. Свв. Мчч. Фрола и Лавра. Исторически нас. К. занималось рыболовством. С XVIII в., после прокладки Ладожского (Староладожского) кан., жители К. и соседних прибрежных поселений в осн. занимались торговлей. В период ВОВ в 1941-44 К. являлась важным трансп. узлом на «Дороге жизни»; здесь находился порт, к к-рому была подведена ж.-д. ветка, а также эвакуационный пункт. В К. создан музей «Кобона: Дорога жизни», в 2001 установлен памятный поклонный крест в честь 60-летия открытия «Дороги жизни». В К. родился и вырос поэт А.А. Прокофьев, в 1980-е создан Прокофьева А.А. музей. Действует ц. Николая Чудотворца Святителя. Окрестности К. – популярное место среди любителей рыбалки. Лит.: Гадло А.В., Верняев И.И., Егоров С.Б., Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России. Южные окрестности Петербурга – Приладожье – центральные районы Псковщины. СПб., 2004. С. 89-141. А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Лава, р.
Рубрики
ЛАВА, река. в Кировском р-не. Дл. - 51 км. Вытекает из болот восточнее гор. пос. Назия, впадает в Ладожское оз. (бухта Петрокрепость). Топоним прибалт.-фин. происхождения (фин. laaja, lavea – широкий, просторный, обширный). По Л. проходила рус.-швед. граница в 1617–1702 (юридически до Ништадтского мирного договора 1721). Каньон, по к-рому Л. протекает при пересечении Ладожского глинта (ордовикского уступа) на участке между дер. Сассары и Подолье, является пам. природы. В каньоне на поверхность выходят отложения ордовикского и кембрийского возраста, сохр. редкие растения: папоротник голокучник Роберта, хохлатка промежуточная. Притоки – рр. Ковра, Сарья. Близ устья у дер. Лаврово река пересекается Староладожским и Новоладожским кан. (см. Ладожские каналы). А.Ю. Чистяков
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Ладожские каналы
Рубрики
ЛАДОЖСКИЕ КАНАЛЫ. Соединяют устье р. Волхов и исток Невы, проходят вдоль юж. побережья Ладожского оз. Существуют два канала – Староладожский и Новоладожский. Стр-во канала было вызвано необходимостью иметь надежный водный путь в обход труднопроходимой Ладоги, на к-рой гибло множество судов (до трети от общего кол-ва). Указ о начале стр-ва был издан Петром I 18 нояб. 1718. Для обеспечения сооружения канала был установлен особый общеимперский подворный налог. Из-за недостатка вольнонаемных рабочих в стр-ве активное участие принимали воинские подразделения. Первоначально работами руководил Г.Г. Скорняков-Писарев, в 1723 на его место назначен гр. Х.А. Миних. Петр I лично инспектировал сооружение канала в 1723 и 1724. С 1724 кол-во рабочих на стр-ве было увеличено с 16 до 25 тыс. чел. В 1731 канал, названный им. Петра Великого был введен в эксплуатацию. Он стал частью Вышневолоцкой водной системы, сооруженной к 1709. Дл. канала составляла ок. 111 км, шир. – более 20 м, глубина – св. 2,4 м. Укрепления берегов были выполнены из фашин, дерева и дикого камня. Кан. отходил в 4 км от устья Волхова и соединялся с Невой в 1 км от истока. Между рр. Кобона и Волхов вдоль кан. были созданы спец. водохранилища, т. н. «резервы» для поддержания необходимого уровня воды. При них, а также на местах соединения кан. с Невой и Волховом были устроены шлюзы с водоспусками. В 1766–1802 к северо-востоку от Ладожского кан. до устья р. Сясь был прорыт Сясьский кан., а в 1802-10 он был продолжен до устья р. Свирь, став частью Мариинской водной системы. В 1820–1830-е прошла реконструкция нек-рых гидротехн. сооружений (шлюзов и водоспусков). В 1861-66 из-за обмеления старого канала ближе к береговой линии был прорыт новый безшлюзовый канал, получивший имя имп. Александра II. Его открыли 1 сент. 1866. Прежний канал стал называться Староладожским, а вновь сооруженный – Новоладожским. Новый кан. принял на себя осн. нагрузку по транспортировке грузов, а старый использовался как дополнительный путь. На концах Л. к. находятся гг. Новая Ладога и Шлиссельбург. Вдоль трассы расположен ряд сел. населенных пунктов, наиболее значительными и древними из к-рых являются дер. Дубно, Лигово, Черное, Леднево, Кобона, Лаврово. В наст. время Новоладожский кан. используется для местных перевозок, Староладожский постепенно разрушается. Лит.: Казнаков В.Г. Исторический очерк Ладожских каналов, старого и нового. СПб., 1866; Горелов В. Речные каналы в России. Л.; М., 1953; Евгеньев Г. По водным путям Северо-Запада. Л., 1958; Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978. С. 120-121. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Новая Ладога, г.
Рубрики
НОВАЯ ЛАДОГА, город в Волховском р-не. Нас. 10 тыс. чел. Расположен в центральной части Лен. обл. на Приладожской низине, в устье р. Волхов, в 25 км к северу от г. Волхов. Адм. в состав города входят также пять сел. населенных пунктов на трассе Новоладожского кан. к западу от р. Волхов – Дубно, Кивгода, Креницы, Лигово и Сумское. Город расположен на п-ове Медведец, являясь пристанью на р. Волхов, Новоладожском кан. и Ладожском оз., а также узловым пунктом автомоб. дорог на СПб., Мурманск и Ярославль. Юж. побережье Ладожского оз. в р-не Н. Л. было освоено людьми не позднее эпохи неолита. В XV в. на месте совр. города существовал Медведский Никольский мон. Город осн. Петром I в сент. 1704 в устье р. Волхов как центр судостроения Юж. Приладожья. В первой четв. XVIII в. на Новоладожской верфи было построено ок. 160 судов. С 1719 Н. Л. в составе Ингерманландской губ., с 1727 – в Новгородской губ., с 1773 – центр одноименного уезда, к-рый в 1781 был присоединен к С.-Петерб. губ. В 1946-63 – центр одноименного р-на, затем в составе Волховского р-на; с 1997 – город обл. подчинения (отд. муниц. образование), с 2006 вновь в Волховском р-не. Город назван по противопоставлению древнему поселению Ладога, к-рая стала называться Старой. Наряду с переносом в Н. Л. адм. центра из Ст. Ладоги и Тихвина, по приказу Петра I сюда была переселена и часть жит. Через Н. Л. в XVIII–XIX вв. проложены трассы Староладожского и Новоладожского кан. До нач. XX в. город развивался как транзитный пункт на водном пути, торг., судостроит. и рыболовецкий центр. В связи с сооружением в нач. ХХ в. ж. д. СПб. – Вологда, трансп. значение каналов утрачивается, они используются для местных нужд. Во время ВОВ в Н. Л. находился центр управления Ладожской воен. флотилией, работали госпитали, судоремонтные мастерские. Планировка города связана с каналами и р. Волхов, по левому берегу к-рого осуществлялась застройка. На терр. Н. Л. расположен комплекс Медведского Никольского мон. Сюда входит Никольский собор (XVI в.) и ц. Иоанна Богослова (нач. – сер. XVII в.). В центральной части города сохранился ряд ист. зданий и сооружений. Пам. архитектуры являются здания быв. офицерского клуба и быв. казарма Суздальского полка (XVIII в.), дерев. Георгиевская ц. (1768), Климентовская ц. (1743). Сохр. корпуса кам. гостиного двора (1840-42; арх. Малинин). В быв. доме купца Тимофеева (сер. XIX в.) находится ист.-краевед. музей; в быв. доме купцов Костровых (XIX в.) – муз. школа. В Н.Л. работают три б-ки, Дом культуры, кинотеатр, Центр творчества юных, худож. школа, шахматный клуб «Ладога», картинная галерея, Центр детско-юношеского туризма и парусного спорта с детским яхт-клубом. Издается газ. «Голос Ладоги». На братском кладб. периода ВОВ сооружен обелиск в память погибших (1978); на доме, где жил в годы ВОВ команд. Ладожской воен. флотилией вице-адмирал В.С. Чероков, установлена мем. доска (1977). В 1985 сооружен мемориал Ладожской флотилии из тральщика «ТЩ-100» и буксирного парохода «Харьков». В 2004 установлен бюст Петра I. Лит.: Рыкованов В.А., Сметана К.П. Новая Ладога: Ист.-краевед. очерк. СПб., 1994; Федосеева Л.Б., Кузьмина Е.В. Новая Ладога: Ист. очерк. Путеводитель. СПб., 1994; Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004; Три века Новой Ладоги // История Петербурга. 2004. № 4 (20). С. 47-52. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Промышленная архитектура
Рубрики
ПРОМЫШЛЕННАЯ АРХИТЕКТУРА. Изучение конструктивных и функциональных особенностей производственных сооружений с точки зрения их эстетической выразительности началось сравнительно недавно. На материале Лен. обл. подобных иссл. пока не предпринималось. Немногочисл. дошедших до нашего времени построек пром. назначения XVIII–XIX вв. объясняется, в первую очередь, необходимостью реконструкции и обновления действующего произ-ва. К старейшим техн. сооружениям на терр. области можно отнести Староладожский (Петровский) кан., стр-во к-рого было начато в 1719. Канал протяженностью 104 версты шел параллельно юж. берегу Ладожского оз. Гл. роль в его устройстве сыграл Б.К. Миних, руководивший стр-вом в 1724-31. В р-не г. Новая Ладога сохр. облицованные гранитом вход (т. н. Екатерининское устье) и три водоспуска (Красношлюзный, Кривоколенный и Белозерский), устроенные при реконструкции канала в 1764-67. В 1861-67 прорыт Новоладожский (Александровский) кан., так же, как и Петровский, соединяющий Новую Ладогу с г. Шлиссельбург. Сохр. мост «на колоннах» и четырехкамерный гранитный шлюз на выходе старого кан. в Неву (1836, арх. П.П. Базен). Логичность и ясность формы отличают сохр. до нашего времени пам. раннего классицизма – здание Бумажной фабрики в пос. Ропша (1788-94, арх. Ю.М. Фельтен). Примечательны два рабочих пос., застраивавшиеся в XIX в. Один из них находится в г. п. Дружная Горка, главную улицу к-рого образуют добротные дерев. дома, строившиеся для мастеров-стеклодувов з-да Ритинга (осн. в 1801). До недавнего времени сохранялось здание заводской конторы (1862; полностью сгорело в 1998). Другой – пос. «Парусинка» в юж. части г. Ивангород – комплекс корпусов льноджутовой ф-ки А.Л. Штиглица и кирпичных жил. домов, построенных им для для рабочих в 1850-е. Выдающимися пам. своего времени являются комплексы первых сов. электростанций, сооруженные по проектам Г.О. Графтио, – Волховская (1926) и Нижнесвирская (1933) ГЭС. Обе они – яркие образцы конструктивизма. К этому же ряду можно отнести и 8-ю ГРЭС – тепловую электростанцию, работавшую на торфе (начата сооружением в 1929). Ее стр-во положило начало совр. г. Кировск. Ее прямоугольные корпуса в четком ритме вертикальных членений соединены в динамичной композиции, силуэт к-рой определяют семь труб, видных издалека в панораме левого берега Невы. Не менее выразителен комплекс мельничного и хлебного комбината на Морской наб. в г. Выборг (1931, арх. Е. Хуттунен) с мощными вертикалями цилиндров элеватора. В 1932 в г. Волхов вошел в строй первый в стране алюминиевый з-д. Электролизный цех, фасад к-рого разбит ячейками прямоугольных оконных проемов, построен в монолитном железобетоне по проекту Н.Е. Лансере. Крупнейшие стройки послевоен. времени в Лен. обл.: комб-т «Фосфорит» в г. Кингисепп (первая очередь – 1963), Киришский нефтеперерабатывающий комплекс (с 1966), Ленинградская атомная электростанция в г. Сосновый Бор (первый блок – 1973). Масштабы этих сооружений, при их принципиальной технологичности и функционализме, поражают своим размахом и придают определенный знаковый характер местам их расположения. Лит.: Достопримечательности Ленинградской области / Сост. И.А. Орлова. Л., 1977; Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга. Л., 1977. С. 198-199; Промышленность Ленинградской области. История и современность. СПб., 2000; Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Гатчина, 2003; Штиглиц М.С., Лелина В.И. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. СПб., 2003. Ю.М. Пирютко
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Сясьстрой, г.
Рубрики
СЯСЬСТРОЙ, город в Волховском р-не. Население 13,7 тыс. чел. Расположен в низовье р. Сясь, при впадении в нее р. Валгомка. Этимология назв. характерна для поселений при возводимых в 1920-е пром. объектах. Возник в 1926 при стр-ве Сясьского целлюлозно-бум. комбината на месте быв. дер. Носок. С 1927 – рабочий пос. Статус города получил в 1992. В 7 км к востоку расположена ж.-д. ст. Лунгачи (на линии Волхов – Петрозаводск), с к-рой город соединен веткой. В сев.-вост. направлении от С. за дер. Селиваново идет узкоколейная жел. дорога. По терр. города проходит автомоб. ш. Новая Ладога – Мурманск, а также Староладожский и Новоладожский кан. Архитектура С. характерна для сов. пром. поселения. Имеется пам. Герою Сов. Союза П. Лаврову. В наст. время восстанавливается кам. Успенская ц. (1751). Работают дом культуры, дет. муз. и худож. школы. В 2002 открылась б-ка семейного чтения. Местному хору ветеранов присвоено звание нар. самодеятельного коллектива. При АО «Сясьский целлюлозно-бум. комбинат» действует музей истории предприятия. Издается газ. «Сясьский рабочий», работает ред. телевещания «Сясь-ТВ». Лит.: Тютенков А.Г. Сясьстрой: Десять шагов в будущее. История Сясьского целлюлозно-бумажного комбината. Л., 1978. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
  •  
подробнее…
Топонимические предания
Рубрики
ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ. Под Т. п. понимают устный рассказ, передающийся из поколения в поколение группой нас. и содержащий информацию о возникновении назв. геогр. объектов (топонимов). Изучением топонимов занимается топонимика, преданий – фольклористика и этнография. Науч. анализ позволяет использовать топонимы в качестве источника культурно-ист. информации. Формирование и функционирование геогр. названий тесно связано с освоением окружающего пространства, ист. прошлым и его отражением в сознании людей. Смена этнического состава нас., ист. изменения в языках, в т. ч. утрата слов или их значений, приводит к переосмыслению происхождения геогр. назв людьми, проживающими в определенной топонимической среде. В таком случае наим. геогр. объекта может истолковываться с позиции обыденного сознания и включать элементы домысла, сочинительства. Такое объяснение происхождения топонима называется нар. этимологией и противопоставляется этимологии научной, основанной на анализе разл. источников. Пытаясь выяснить истоки топонимов, народ опирается на совр. лексику родного яз., фольклорные каноны и элементы ист. знаний. Результатом их синтеза являются топонимические предания – нар. рассказы о происхождении и изменении геогр. объектов. Нередко действующими персонажами Т. п. являются ист. лица гос. и местного масштаба. Ряд исследователей полагает, что Т. п. фантастичны и представляют интерес только для фольклористики. Однако Т. п. могут содержать достоверные сведения об ист. прошлом региона. Чаще всего это рассказы о обитавших прежде народах, о первопоселенцах, чьи имена отразились в назв. населенных пунктов. Наиболее достоверны Т. п. об основании соседних дер. близкими родственниками. Так, в Бокситогорском р-не бытует предание о возникновении назв. соседних дер. Максимова Гора и Фёдорова Гора в результате расселения братьев. Самый распространенный в Лен. обл. ист. персонаж Т. п. – Петр I. С его именем связывается назв. вепсских дер. Пожарище и Петрово в Бокситогорском р-не, в одной из к-рых он поджег пустующий дом, а в другой его приютили местные жит. На Староладожском кан., где рос. император действительно бывал, с его именем связывают названия населенных пунктов Дубно и Сумское. По преданию, в первом из них Петр I дубиной избил нерадивого инж., а во втором оставил свою дорожную сумку. На терр. Лен. обл. распространено истолкование рус. населением прибалт.-фин. топонимов в ключе нар. этимологии. Эта категория Т. п. выглядит наиболее фантастичной. Так, к югу от Ладожского оз., на терр. Кировского р-на, согласно рассказам местного нас., ряд топонимов связан с победой рус. войск над шведами в нач. XVIII в., а именно: после победы был устроен пир горой (отсюда название дер. Пиргора) и далеко был слышен вой бокалов (отсюда назв. дер. Войбокало). По преданию, дер. Милодежь Лужского р-на первоначально называлась Молодежь, т. к. основана высланной царем из СПб. неблагонадежной молодежью. По нар. этимологии, назв. р. Оредеж имеет швед. происхождение и в переводе на рус. язык означает «рубеж», так как по реке проходила в прошлом рос.-швед. граница. У вепсского нас. на востоке Лен. обл. бытует предание, объясняющее происхождение назв. ряда рек басс. Ладожского оз.: «Ночевали три сестры. Имен у них не было. Утром, когда комар завизжал, Сясь первая ушла (вепсское «сяськ» – комар). А потом мужик пошел пахать, значит, Паша вторая пошла. А третья проснулась позже всех и говорит: «Ой, ять». Это в переводе на русский язык «Ой, оставили». И назвали ее, эту речку, Оять». Лит.: Кисловский С.В. «Знаете ли вы?»: Словарь геогр. названий Ленинградской области. Л., 1968; 2-е изд. Л., 1974; Попов А.И. Следы времен минувших: Из истории геогр. названий Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. Л., 1981; Егоров С.Б. Предания вепсов о Петре I // Петербург и Россия. Петербургские чтения-97 / Отв. ред. Ю.В. Кривошеев. СПб., 1997. С. 127-131; Березович Е.Л. Топонимия русского Севера: Этнолингвистические иссл. Екатеринбург, 1998; Егоров С.Б. Топонимия и устная история (По полевым материалам центральных и восточных районов Ленинградской области) // Полевая этнография: Материалы междунар. науч. конференции / Под ред. В.А. Козьмина. СПб., 2004. С. 241-245. С.Б. Егоров
Авторы
подробнее…
Шлиссельбург, г.
Рубрики
ШЛИССЕЛЬБУРГ (в 1944-92 – Петрокрепость), город в Кировском р-не. В 1996–2005 – отд. муниц. образование. Нас. – 12,4 тыс. чел. Расположен у истока р. Нева, на ее левом берегу. Ш. связан автобусным сообщением с Кировском и СПб. Ближайшая ж.-д. ст. Петрокрепость находится на правом берегу Невы, в период навигации перевоз осуществляют теплоход и частные катера. Начало Ш. положила крепость Орешек, построенная новгородцами в 1323 (здесь в 1323 был заключен Ореховецкий мирный договор, определивший рус.-швед. границу на Карельском перешейке). В швед. период Орешек, переименованный в Нотебург (Ореховый город), – центр Нотебургского лена Ингерманландии. В 1702 Орешек отвоеван Петром I, переименован в Шлиссельбург («Ключ-город»), получил статус города. В 1780 Ш. – уездный гор. С.-Петер. губ. В 1784 разработан первый ген. план Ш., предусматривающий создание регулярной планировки. Во время Вел. Отеч. войны в 1941-43 Ш. был оккупирован, сильно пострадал во время боев (крепость Орешек оставалась под контролем сов. войск). В янв. 1943 в р-не Ш. была прорвана блокада Ленинграда. В 1763 в Ш. возникло ситценабивная ф-ка, впоследствии – Шлиссельбургская мануфактура, к-рая работала до 1941. Ныне Ш. – центр судостроительной и судоремонтной промышленности. В гор. находятся Невский судостроит. и судоремонт. з-д, опытный судостроит. з-д «Нордстрой», Охтинская верфь (стр-во и ремонт яхт и катеров водоизмещением до 100 т). Работает швейная ф-ка «Волна». В Ш. начинаются Ладожские каналы. У выхода в Неву Староладожского кан. сохр. гранитная наб., четырехкамерный шлюз (1836) и Петровский мост на колоннах (1824-32), на Малоневском кан. в 1839-41 построен Горбатый мост, по к-рому в XIX в. проходила Архангелогородская дорога. Работы по перестройке шлюзов Ладожского кан. в 1820-е изображены на литографиях худ. К.П. Беггрова. Пам. культовой архитектуры Ш. являются Благовещения Пресвятой Богородицы собор (к нему приписана часовня в честь Казанской иконы Божией Матери перед вост. фасадом собора), Николая Чудотворца Святителя ц., на терр. крепости Орешек – Иоанна Предтечи Рождества собор. В 1909-10 в Ш. был построен кам. католический храм Воздвиженья Креста Господня (закрыт в 1930-е, взорван в 1978). В 1957 в сквере у пристани установлен пам. Петру I (по модели скульп. М.М. Антокольского). Работают Шлиссельбургская библиотека городская, Музей истории города Шлиссельбурга, Лен. обл. мор. лицей, дет. худож. школа, культурно-спорт. комплекс «Невский», в здании к-рого размещаются концертный зал, дет. муз. школа. В крепости находится Шлиссельбургская крепость «Орешек», музей. Издается газ. «Невский исток». См.: Шлиссельбурга города герб, Шлиссельбургская крепость. Лит.: Новорусский М.В. Путеводитель по Шлиссельбургу. М.; Пг., 1923; Гоголицын Ю.М., Гоголицын Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987. С. 272-279; Официальное представительство администрации г. Шлиссельбург. – http://www.shlisselburg-lenobl.ru/ А.Ю. Чистяков
Авторы
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…