Адреса / Исторические топонимы/Новгородская земля
Археологические памятники (водь)
Рубрики
Археологическое изучение води было начато в 70-80-х годах XIX века раскопками Л.К. Ивановского более 5500 курганов и жальников на Ижорском плато. В конце XIX в. курганные исследования на северо-западе Новгородской земли были продолжены В.Н. Глазовым и Н.К. Рерихом. В результате в этом регионе в целом раскопано свыше 7000 курганных и жальничных погребений, которые стали важным источником изучения средневековой води и водско-славянских отношений. Еще в 70-х годах XIX в. финский археолог И.Р. Аспелин в числе восьми групп финно-угорских древностей выделил ингерманландскую, отнеся к ней все раскапывавшиеся в то время Л.К. Ивановским курганы. Эта группа древностей характеризовалась исследователем как единая славяно-водская культура. Несколько сотен курганов и жальников Ижорского плато на рубеже XIX и ХХ вв. раскопал Н.К. Рерих, который склонялся к мысли о принадлежности большинства курганов этого региона славянам. Вместе с тем он допускал наличие в этих курганах погребений местного финского племени, перенявшего погребальный обряд от славян. В 50-х годах ХХ века после тщательного анализа курганных древностей северо-западного региона Новгородской земли в результате изучения взаимовстречаемости между отдельными находками удалось доказать что, среди курганных древностей северо-запада выделяются две разнотипные группы украшений. Курганные могильники, в которых встречены многобусинные височные кольца и характерные финно-угорские украшения были интерпретированы как водские. К водским украшениям нужно отнести и найденные в небольшом количестве нагрудные цепочки ливского типа, и фигурные цепедержатели, тождественные ливским. Собственно водские курганы выделяются среди славянских специфическими женскими украшениями, ритуалом захоронения в сидячем положении, а также данными антропологии. Курганные материалы дают возможность проследить постепенное смешение води со славянами, что привело к славянизации значительных масс местного прибалтийско-финского населения. Использованные источники: 1. Водь // Финно–угры и балты в эпоху средневековья / отв. ред. тома В.В. Седов, д–р ист. наук ; под общей ред. акад. Б.А. Рыбакова. –М.: Изд-во «Наука», 1987. – С. 34–42. – (Археология СССР). 2. Гадзяцкий С.С. Вотская и Ижорские земли Новгородского государства // Исторические записки. Т. 6 /Академия наук СССР ; Институт истории ; отв. ред. акад. Б.Д. Греков. – [М.] : Изд-во Академии наук СССР, 1940. – С. 100–148; 100–103. 3. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 71. 4. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3. – С. 78-86; 85–86.
Тематические группировки
подробнее…
Волости
Рубрики
ВОЛОСТИ, адм.-терр. единицы России. В Др. Руси термин В. был многозначным (земля княжества, полусамостоятельный удел, сел. территория, подчиненная городу). В Моск. гос-ве XIV–XVI вв. В. – сел. адм. единица (часть уезда), управлявшаяся волостелем (в Новгородских землях соответственной терр. единицей были погосты). В XVII в., после окончательного закрепощения помещичьих крестьян, В. сохранялись только у казенных крестьян. Когда в кон. XVIII в. были учреждены волостные правления, В. снова становятся адм.-терр. единицей. В 1837 В. становятся органом самоуправления гос. крестьян (созданы волостной сход и волостные правления, подчинявшиеся Палате гос. имуществ). После реформы 19 февр. 1861 В. – низшие судебно-адм. единицы крест. самоуправления, образованные из неск. сел. общин в пределах одного уезда (помещичьи земли в состав В. не входили). В В. должно было проживать от 300 до 2000 душ муж. пола, расстояние от центра В. до поселения – не превышать 12 верст (на практике было мн. отклонений). Управлялись вол. правлением и вол. старшиной (избирался на сходе и утверждался земским нач.). Существовал вол. суд, к-рый ведал гражд. и мелкими уголовными делами в крест. среде. После Февральской рев-ции 1917 В. стала «всесословной», созданы вол. земства (в 1918 упразднены в связи с образованием сельских советов). В сов. период В. возглавлялись вол. съездом Советов и вол. исполкомом. Упразднены в ходе адм. реформы 1927-30, создана система терр. деления, состоящая из сельских советов (сельсоветов), р-нов, округов, областей. Впоследствии сельсоветы по мере укрупнения приблизились по пл. к прежним волостям. В 1994 сельсоветы были переименованы в В. Закон «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области» от 26 марта 1996 рассматривает В. как муницип. образования, «включающие в свой состав несколько поселений, объединенных общей территорией, для совместного осуществления местного самоуправления по решению населения этих поселений». В 2005 в границах В. образованы муницип. образования первого уровня (сел. поселения). Лит.: Игнатьев В. И. Советская волость и стоящие перед ней задачи, Л., 1924; Горский А.А. Русь в кон. X – нач. XII века: Территориально-политическая структура («земли» и «волости») // Отечественная история. 1992. № 4. С. 154-161; Административно-территориальное деление Ленинградской области / Сост. В.Г.Кожевников. СПб., 2002. А.Ю. Чистяков
Авторы
подробнее…
Пятины
Рубрики
ПЯТИНЫ, адм.-терр. районы осн. ядра Новгородской земли в составе единого Русского гос-ва кон. XV – XVII в. Известны по письменным источникам (писцовым книгам и актам) с кон. XV в. Всего было пять П. (отсюда и наим.): Бежецкая, Водская, Деревская, Обонежская, Шелонская. В сер. XVI в. П. были разделены на половины: Бежецкая – на Белозерскую и Тверскую, Водская – на Корельскую и Полужскую, Деревская – на Григорьеву Морозова и Жихореву Ряпчикова, Обонежская – на Нагорную и Заонежскую, Шелонская – на Зарусскую и Залесскую. Бежецкая п. располагалась между р. Мста и левыми притоками Волги, Водская п. занимала терр. междуречья рр. Волхов и Луга и лежащие севернее земли, Деревская п. лежала между рр. Ловать и Мста, Обонежская п. – вокруг Онежского оз. и на сопредельных землях, Шелонская п. – между рр. Луга и Ловать. П. состояли из низовых адм. образований – погостов и волостей. В XVI–XVII вв. терр. Водской, Шелонской и Обонежской п. изменялись в результате рус.-швед. войн. Наряду с пятинным параллельно развивалось уездное деление. Пятинное деление сохр. до губернской адм. реформы 1708. Ряд исследователей считает, что деление на П. связано с терр. устройством Новгорода, включавшего пять концов. Их существование обуславливалось формированием Новгорода из самостоятельных поселений. Три П. начинались от Новгорода и расширялись в виде радиальных полос во все стороны. Поблизости от Новгорода начиналась Деревская п., а Бежецкая п. была территориально обособлена от него. Предшественниками П. были терр. образования, именовавшиеся сотнями, а также землями. Так, на терр. будущей Водской п. в 1260-х известна «Вочская сотня», а в 1330-х упоминается Вотская земля (см. Водская земля). На крайнем зап. и юго-зап. участке терр. современной Лен. обл. располагались земли Шелонской п., др. западные, центральные р-ны и часть Карельского перешейка относились к Водской п., вост. часть обл. за р. Волхов находилась в пределах Обонежской п. и лишь неск. погостов на юго-востоке принадлежали Бежецкой п. Лит.: Неволин К.А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в. СПб., 1853; Аграрная история Северо-Запада России XVI в. Л., 1974; Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. Монголы и Русь. СПб., 2002. С. 64-114. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
подробнее…
Этнонимы вепсов
Рубрики
Особенности формирования вепсов и их расселения отражаются в отсутствии у них единого самоназвания. Этноним вепсы (vерslаizеd, bерslаizеd) известен лишь в части вепсских говоров. Он распространен в основном у южных вепсов (в форме bерslааnе) и у части средних вепсов на верхнем течении Ояти. В прошлом этот этноним имел явно более широкий ареал. Об этом свидетельствует, например, то, что паданские карелы называют вепсами (vерsаd) своих южных соседей – карел-людиков. В пограничной зоне расселения карел-людиков и собственно карел в северо-западном Обонежье сосредоточена и группа топонимов с основой vерs-/вепс-, что отмечает границу былого распространения вепсов в северо-западном Обонежье. Следы этого этнонима обнаруживаются и в топонимии восточного Обонежья, а также в северо-западном Приладожье и в восточной Финляндии, где термин vерsa-вепся хорошо известен также в качестве антропонимной основы, закрепившейся в целом ряде финских фамилий. Финский этнограф Нийло Валонен склонен связывать распространение этнонима в этих местах с вепсской экспансией, что, однако, не находит убедительных лингвистических и археологических подтверждений. В связи с этим интересно предположение о карельском-ливвиковском посредничестве в распространении названий, в которых выступает вариант vерsu-. Прионежские вепсы, а также часть приоятских вепсов (западные говоры) называют себя так же, как и карелы-людики, людиками (ludinik, ludilаinе), а свой язык соответственно людиковским (ср.: раgistа ludiks – «говорить по-вепсски»). Этот этноним с явными русскими истоками распространился, видимо, вдоль Свири и вытеснил здесь самоназвание вепсы (vерslainе), сохранившееся на окраинах прежнего ареала – на территории, удаленной от Свири. Активное функционирование этнонимов характерно для зон межэтнического контактирования. Там же, где контакты были ограничены, этнонимическая система не получила особого развития. Эта закономерность особенно наглядно проявляется в восточновепсском ареале, в глухом углу Онежско-Белозерского водораздела, где у вепсов никакого особого самоназвания нет. Они называют себя и соплеменников просто tahinе, tagаlаinе «здешний», а его язык характеризуют словами tеidе kаrttе раgizеb – «по нашему говорит», tou kеl'uu раgizеb – «на этом языке говорит». На южной границе вепсского ареала в качестве самоназвания бытует этноним чухарь (cuhаr', мн. ч. cuhаrid), воспринятый из смежных русских говоров. Этноним чухарь проник на восток из Новгородской земли, очевидно, по южным окраинам вепсской территории вдоль того пути новгородской колонизации, который шел из Приильменья в Белозерье. Термин чухарь известен и на других вепсских территориях, однако не в качестве самоназвания, а как пренебрежительное прозвище в среде русских соседей. Русские соседи называли вепсов также кайванами и чудью. Последний этноним широко использовался в XIX – начале XX в. в научной и справочной литературе о вепсах. Лишь в 1920–1930-e годы, в период национально-государственного и языкового строительства, в литературе, а также в сознании носителей вепсского языка постепенно утвердилось единое название народности вепсы. Традиционно считается, что в исторических источниках вепсы известны и как чудь, и как весь. Функционирование двух терминов связано, очевидно, с тем, что западная часть вепсской территории тяготела к Приладожью (чудь), в то время как восточная – к Белозерью (весь), и вследствие этого народ различно назывался их соседями с запада и востока. В действительности это, видимо, слишком упрощенное представление, и литература, освещающая проблему древних этнонимов, полна противоречивых, взаимоисключающих представлений. В древнерусских документах весь устойчиво связывается с Белым озером. Видимо, вследствие того, что в период зарождения Древнерусского государства Белозерский ареал играл благодаря волжской торговле более важную роль, чем Приладожье, в документах упоминается именно белозерская весь.
Тематические группировки
подробнее…