Адреса / Топографические ориентиры/Волга р.
Бокситогорский район
Рубрики
БОКСИТОГОРСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Нас. – 34,8 тыс. чел. Терр. – 7163 кв. км. Адм. центр – г. Бокситогорск. В состав р-на входит г. п. Ефимовский и 275 населенных пунктов. На севере и западе граничит с Тихвинским р-ном Лен. обл., на юго-западе – с Любытинским р-ном Новгородской обл., на юге – с Хвойнинским р-ном Новгородской обл., на юго-востоке – с Чагодощенским р-ном Вологодской обл., на востоке и северо-востоке с Бабаевским р-ном Вологодской обл. Образован 25 мая 1952 на смежных терр. Тихвинского и Ефимовского р-нов. В 1965 в состав Б. р. включен упраздненный Ефимовский р-н и Корвальский сельсовет Капшинского р-на. В 1992 из состава Б. р. выделился г. Пикалёво, получивший обл. подчинение. Кроме преобладающего рус. населения на северо-востоке живут вепсы, на юго-востоке – этнолокальная группа тихвинских карел. По терр. Б. р. проходит жел. дорога СПб. – Вологда. От узловой ст. Подборовье на юг ведет ж.-д. ветка на ст. Кобожа Новгородской обл. В направлении с северо-запада на юго-восток по р-ну пролегает ш. Новая Ладога – Ярославль. Заселение региона началось с периода мезолита (VII тыс. до н. э.) по левым притокам Волги. Свой след в истории края оставили этнические группы славянского, балтского и прибалт.-фин. происхождения. В период Средневековья по терр. р-на проходили водно-волоковые пути, соединявшие басс. Балтийского и Каспийского морей, что получило отражение в местной топонимике. В нач. XIX в. регион получил водную трансп. магистраль – Тихвинскую водную систему, к-рая сохраняла свое значение до сер. 1960-х. Остатки многочис. шлюзов системы, являющихся пам.и гидротехнич. стр-ва, сохранились до наст. времени. Наиболее важным природным пам. на терр. Б. р. является карстовая р. Рагуша. Кроме того, здесь имеются многочисл. карстовые озера. Сев.-вост. часть р-на включена в состав природного парка «Вепсский лес». В Б. р. находится ряд архит. пам. XVI–XIX вв. Среди них постройки Антониево-Дымского мон., дерев. цц. в дер. Лиственка (1599), в дер. Усадище (XVII в.), в дер. Усадище-Дыми (XVIII в.), часовни в дер. Красный Бор и Врачёво (XVIII в.), в дер. Михеево и Заголодно (XIX в.), здания помещичьих усадеб в с. Сомино, дер. Спирово, Галично, монумент в память посещения края Петром I, многочисл. обелиски в честь земляков, погибших в ВОВ, мем. комплекс у дер. Астрача. На берегах водоемов сосредоточены десятки археол. пам., начиная с периода мезолита и до Средневековья: стоянки, селища, городище, сопки, курганы, жальничные могильники. В р-не работает Бокситогорский Дворец культуры, районный дом культуры в г. п. Ефимовский, пять сел. культурных центров, шесть сел. домов культуры, координационно-методический центр, 27 б-к, Центр истории и культуры родного края, Музей «Астрача. 1941», Бокситогорская школа иск-в, муз. школа г. п. Ефимовский. Издается газ. «Новый путь». Традиционным стал проводимый с 1993 обл. муз. фестиваль «Провинциальные встречи мастеров иск-в России». В учреждениях культуры р-на действуют ок. 90 коллективов худож. самодеятельности. Среди них вепсская фольклорная группа из дер. Боброзеро. С нач. 1990-х в вепсских поселениях организуются нар. праздники, в дер. Сидорово проходит традиционный праздник вепсов «Сырное воскресенье». Лит.: Кисловский С.В. Бокситогорск. Л., 1960; Калинин М.А., Федяев А.И. Бокситогорск – Пикалёво. Л., 1983; Культура Ленинградской области на рубеже тысячелетий. СПб., 2003. С. 40-41; Горлова И.В. Краеведение. Бокситогорск, 2005. С.Б. Егоров
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
История изучения вепсов
Рубрики
Вепсы, в числе западно-финских народов России, являлись почти единственным народом, совершенно не изученным до второй половины 20-х гг. ХХ в. В виду этого в 1926 г. в план исследовательских работ этнографического отдела Русского Музея и Академии истории материальной культуры была включена работа по изучению вепсов. Для работы были выбраны наиболее глухие районы Лодейнопольского уезда, а в 1927 г. работа была перенесена в верховье р. Ояти. Этнографическая работа, в виду отсутствия лингвиста-этнографа, велась преимущественно в области материальной культуры. Первые упоминания о веси находим у готского историка середины VI в. Иордана, жившего в северной Италии. В своем труде «О происхождении и деяниях гетов» он называет в списке народов, якобы покоренных готским королем Германарихом в середине IV в., северное племя «васинабронки» (Vаsinаbrоnkаs). Комментатор Иордана Е. Ч. Скржинская перевела термин «васинабронки», представив его, как «весь в местности Абронкас» (vаs in Аbrоnkаs). Польский историк X. Ловмяньский и академик Б. А. Рыбаков считали, что в термине «Абронкас» следует видеть искаженное название «Биармия» или «Пермь». Исходя из этого Б. А. Рыбаков полагал, что сочетание «васинабронки» следует переводить как «весь из Биармии». Более подробные сведения о веси дал германский хронист второй половины XI в. Адам Бременский. Его труд «Деяния епископов Гамбургской церкви», написанный в 1073–1076 гг., состоит из четырех книг, последняя из которых посвящена географии Севера. На основе данных, полученных, вероятно, от скандинавских мореплавателей, он пишет о северном племени вицци (Wizzi). Первым исследователем, отождествившим племя вицци или вису арабских источников с населением Белозерья, был академик Х. Д. Френ (1782–1851). Так же и финский этнолог И. Маннинен, считал, что слово «албаны» (аlbаni), означающее в переводе с латыни «белое», указывает на Белое озеро. Еще одному средневековому хронисту Саксону Грамматику принадлежит труд «Деяния датчан» («Gеstа Dаnоrаm»), созданный на рубеже ХII–ХIII вв. Он представляет компиляцию мифологических, фольклорных, поэтических и реальных сведений. В первой книге этого сочинения дан географический обзор Дании, Прибалтики, Скандинавии и сопредельных территорий, причем реальные факты перемежаются с вымыслом. Саксон Грамматик упоминает в нем народ «висины» (visinnus`), который историки идентифицируют с весью. Множество упоминаний о веси содержится в сочинениях восточных авторов. Наибольший интерес представляют сведения о веси в сочинениях Ахмеда ибн Фадлана и Абу Хамида ал-Гарнати, которые сами побывали в Булгаре на Волге. Секретарь посольства багдадского халифа в государстве Булгар Ахмед ибн Фадлан совершил путешествие по Волге в 921—922 гг. В своих записках он трижды упомянул о веси, называя ее со слов царя булгар «вису». Неоднократно упоминает о веси и древнейшая дошедшая до нас русская летопись «Повесть временных лет». Ее первая редакция была составлена около 1110–1113 гг. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Впервые Нестор упомянул весь в самом начале своей летописи, среди народов, живущих «в земле Иафета, сына Ноя»: «В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, емь, угра...». В летописи есть и первое датированное упоминание о веси. Под 862 годом значится: «Сказали (варягам) руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». В Воскресенской летописи XVI в., в сообщении о принятии Русью христианства говорится о том, что князь Владимир крестил «и мерьску и кривическу весь, рекше Белозерскую». Здесь, очевидно, имеются в виду группы веси в областях, сопредельных с территорией расселения кривичей и мери. Письменные источники VI – начала XIII в. позволяют сделать вывод, что весь в то время была могучим племенем, хорошо известным во многих странах Западной Европы, мусульманского Востока и, естественно, Руси. В IХ–ХI вв. весь принимала активное участие в политической и военной жизни Руси. В эпоху раннего средневековья весь приняла участие в формировании карельской народности, а также частично растворилась среди славянского населения. Упоминания о ней исчезают из письменных источников. В начале XIX в. существовало даже мнение, что весь вообще уже исчезла из числа народов России. Так, Н. М. Карамзин писал в примечаниях к первому тому своей «Истории Государства Российского»: «Весь, Меря, Мурома, наконец обратились в Славян». Вновь стало известно о вепсах благодаря академику А. Шёгрену.
Тематические группировки
подробнее…
Пятины
Рубрики
ПЯТИНЫ, адм.-терр. районы осн. ядра Новгородской земли в составе единого Русского гос-ва кон. XV – XVII в. Известны по письменным источникам (писцовым книгам и актам) с кон. XV в. Всего было пять П. (отсюда и наим.): Бежецкая, Водская, Деревская, Обонежская, Шелонская. В сер. XVI в. П. были разделены на половины: Бежецкая – на Белозерскую и Тверскую, Водская – на Корельскую и Полужскую, Деревская – на Григорьеву Морозова и Жихореву Ряпчикова, Обонежская – на Нагорную и Заонежскую, Шелонская – на Зарусскую и Залесскую. Бежецкая п. располагалась между р. Мста и левыми притоками Волги, Водская п. занимала терр. междуречья рр. Волхов и Луга и лежащие севернее земли, Деревская п. лежала между рр. Ловать и Мста, Обонежская п. – вокруг Онежского оз. и на сопредельных землях, Шелонская п. – между рр. Луга и Ловать. П. состояли из низовых адм. образований – погостов и волостей. В XVI–XVII вв. терр. Водской, Шелонской и Обонежской п. изменялись в результате рус.-швед. войн. Наряду с пятинным параллельно развивалось уездное деление. Пятинное деление сохр. до губернской адм. реформы 1708. Ряд исследователей считает, что деление на П. связано с терр. устройством Новгорода, включавшего пять концов. Их существование обуславливалось формированием Новгорода из самостоятельных поселений. Три П. начинались от Новгорода и расширялись в виде радиальных полос во все стороны. Поблизости от Новгорода начиналась Деревская п., а Бежецкая п. была территориально обособлена от него. Предшественниками П. были терр. образования, именовавшиеся сотнями, а также землями. Так, на терр. будущей Водской п. в 1260-х известна «Вочская сотня», а в 1330-х упоминается Вотская земля (см. Водская земля). На крайнем зап. и юго-зап. участке терр. современной Лен. обл. располагались земли Шелонской п., др. западные, центральные р-ны и часть Карельского перешейка относились к Водской п., вост. часть обл. за р. Волхов находилась в пределах Обонежской п. и лишь неск. погостов на юго-востоке принадлежали Бежецкой п. Лит.: Неволин К.А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в. СПб., 1853; Аграрная история Северо-Запада России XVI в. Л., 1974; Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. Монголы и Русь. СПб., 2002. С. 64-114. С.Б. Егоров
Авторы
  •  
подробнее…