Адреса
/
Исторические топонимы/Санкт-Петербургская губерния/Царскосельский уезд
Вырица, г.п. | |
Рубрики | |
ВЫРИЦА, городское поселение в Гатчинском р-не. Нас. – 13,7 тыс. чел. Находится на р. Оредеж. Назв. происходит, очевидно, от рус. слова «вырь»– пучина, омут. Крупнейший по пл. (ок. 50 кв. км) дачный поселок. Образован в нач. ХХ в. в результате слияния дер. Вырица, Ново-Петровское и пос. Княжеская долина, Бор, Заречье (Михайловка) и Поселок. В зап. части поселка сохр. курганы XI–XII вв. (обследовались в 1907 и 1974). Упоминается в писцовой книге Водской пятины 1499/1500. Дер. Wiritza обозначена на швед. карте 1699. С 1710-х относилась Царскосельскому у. С.-Петерб. губ. В сер. XIX в. деревня, состоящая из 16 дворов, принадлежала жандармскому ген. Ф.С. Ракееву. В 1868 значительная ч. земель по течению р. Оредеж приобретена кн. Ф.Л. Витгенштейном. Бурное развитие пос. приходится на 1904, когда В. была связана с СПб. жел. дорогой; началась распродажа участков под дачи и застройка кварталов, составлен генеральный план поселения. Было проложено 13 верст шоссейных дорог, 8 верст рельсовой дороги, по к-рой ходила конка; на жел. дороге устроено пять платформ. В пос. появился вокзал, кинематограф, был устроен гор. парк. Со столицей установлена телеф. связь. В 1906-08 построена ц. Петра и Павла Апостолов на Сиверском ш., рядом с ней устроено кладб.; в 1914 – ц. Казанской иконы Божией Матери, в память 300-летия Дома Романовых. В 1970-е пос. приобрел статус дет. курорта – были построены пионерские лагеря и дачи дет. садов. В В. родился и жил ученый и писатель И.А. Ефремов. С 1906 по 1929 в В. действовала община трезвенников под рук. И.А. Чурикова (возобновилась в 1989). В 1930-49 в пос. жил прп. Серафим Вырицкий. В В. отдыхали худ. Е.Е. Волков, философ В.В. Розанов, артист Р.Б. Аполлонский, акад. Д.С. Лихачев, писатель В.В. Бианки и мн. др. Сохр. отд. дачи постройки нач. ХХ в., охотничий замок Витгенштейнов на берегу р. Оредеж. Работает Вырицкая библиотека поселковая им. И.А.Ефремова. Лит.: Бурлаков А. Туристские маршруты Гатчинского района. Южное направление. Гатчина, 2003. С. 81-84, 108-112; Барановский А. Вырица при царе (Дачный Петербург). СПб., 2007; Вырица: История поселка. – http://vyritsa.narod.ru/history.htm Ю.М. Пирютко | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Гончарное дело | |
Рубрики | |
ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО. До нач. XX в. Г. д. в России было связано с нар. бытом и распространено практически повсеместно. Гончарные центры возникали обычно близ торг. путей, на базе месторождений качественной гончарной (горшечной) или огнеупорной глины. Сохранялись осн. технол. приемы изготовления и традиционные формы хоз. посуды, выработанные еще в древности. Т. н. «крест. керамика» (горшки, кувшины, миски, бутыли, рукомойники, подойники-«носаки», бочонки, подставки для цветов, кружки, масляники, чайники, латки), как правило, изготавливалась на гончарном круге из красной или серой глины. На терр. совр. Лен. обл. зафиксированы многочисл. центры гончарного произ-ва. В Лодейнопольском у. Олонецкой губ. широкую изв. получила оятская керамика. Гончарный промысел охватывал круг деревень, расположенных в ср. течении р. Оять и на р. Сясь. Здесь изготавливали разнообразную столовую посуду. В Явосемском гончарном центре на рр. Явосьме и Паше (совр. Тихвинский р-н) посуда изготавливалась на ручных гончарных кругах, употреблялся старинный способ обработки поверхности – обварка (сосуд опускали в отвар из льняных головок). Изделия отличались вытянутым овальным туловом, высокой придонной частью и тяжеловесным круглым венчиком-валиком. Как правило, они не были украшены (иногда наносили 2-3 углубленные бороздки под венчиком и на горле сосудов). В Выскатской вол. Гдовского у. наряду с изготовлением гончарной посуды занимались изготовлением кирпича. В Лисинской вол. Царскосельского у. в рус. и фин. деревнях, а также в г. Гатчина и пос. Тайцы помимо гончарных изделий изготавливали игрушки и свистульки. В Тарантаевской вол. Тихвинского у. гончары-карелы занимались изготовлением молочных и печных горшков. В Стремленской вол. Ямбургского у. в ижорских и рус. деревнях в нач. ХХ в. Г. д. занималось 60 чел. Гончарным промыслом занимались также в Перечицкой и Павской вол. Лужского у., в Копорской и Вовашевской вол. Петергофского у. и др. местах. В каждом центре гончарного произ-ва сложилась своя школа, специфические особенности решения форм сосудов и их орнаментики. Керамическая посуда чаще всего удовлетворяла потребности местного нас., она продавалась в своей округе на рынках и ярмарках, развозилась по деревням. Часть продукции попадала в СПб. Близость столицы способствовала ориентации промыслов на вкусы и потребности горожан. Крест. керамика была достаточно популярна в деревенском быту до 1950-х. Помимо сел. гончарных промыслов, в С.-Петерб. губ. простую и поливную посуду из местных глин выпускали гончарные з-ды. Значительные коллекции крест. гончарной керамики имеются в фондах Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, Тихвинского историко-мемориального и архитектурно-художественного музея, Лодейнопольского историко-краеведческого музея и ряде др. Лит.: Горб Д.А. Гончарные промыслы Ленинградской области // Промыслы и ремесла народов СССР: Сб. науч. тр. ГМЭ. Л., 1986; Кузнецова И.А. О двух малоизвестных центрах традиционной глиняной игрушки Ленинградской области // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства: Сб. науч. тр. Л., 1991. Д.А. Горб | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Промыслы и ремесла традиционные | |
Рубрики | |
ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА ТРАДИЦИОННЫЕ, выделились из домашних занятий и ремесел, к-рые были направлены на изготовление предметов крест. быта для собственных нужд. Своеобразие традиционных промыслов Лен. обл. связано с особенностями ист., соц.-экон. и этногр. развития населения. Длительные контакты рус. и финноязычных народов сыграли важную роль в формировании быт. иск-ва края. Нельзя исключить и влияние на творчество мастеров древних центров худож. ремесла – Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Тихвина, а позже СПб. Одним из важнейших занятий народов, населяющих терр. совр. Лен. обл., было ткачество. Встречались практически все изв. в ткачестве техн. приемы: двухремезное, многоремезное, двууточное, браное тканье. Повсеместное распространение имело двухремезное тканье, применяемое для изготовления тонких белых холстов и «пестряди» – клетчатой или полосатой ткани. Большого опыта требовала многоремезная техника тканья с рельефным узором, особенно распространенная в Новоладожском у. Браное ткачество с красно-белыми узорами было развито в Лужском и Лодейнопольском у. Здесь же встречаются и закладные ткани. Интересной разновидностью крест. ткачества являлось изготовление тканных поясов. Их ткали из разноцветных шерстяных нитей на ткацких станах и нестандартных орудиях: дощечках, бердечках и на ниту. Красочностью и нарядностью выделялись вепсские и карельские пояса. С 1930-х широкое распространение получило тканье половиков с хл.-бум. основой и утком из цветных тряпичных лент. Вышивка – традиционный вид нар. творчества. Это иск-во было развито в дер. Лужского, Новоладожского, Лодейнопольского, Тихвинского, Устюженского у. Еще в 1920-е многие местные вышивальщицы владели старинными декорат. швами и узорами, к-рые передавались из поколения в поколение. Широко применялся двухсторонний шов-«роспись», иногда в сочетании с гладью-«атласником» и «набором». Часто в вышивке использовали такие приемы как «крест», «тамбур», а также различные варианты «строчки». Рус. мастерицы Лужского и Новоладожского у. вышивали тамбуром пышные растительные узоры, используя нити, окрашенные яркими анилиновыми красителями. Узоры с геометрическим орнаментом, выполненные двухсторонним швом цветной шерстью, украшали детали одежды ижор и води. В Новоладожском у. местные портные шили к праздникам и свадьбам «щегольские» дубленые полушубки, правую полу и воротник к-рых украшали узорным шитьем. «Стародавний», «досюльный» двусторонний шов применялся для вышивки обрядовых полотенец у русских и вепсов. Орнамент вышивки представлял собой геометризованные мотивы, образующие бордюры, или сложные сюжетные композиции, изображающие фигуры людей, животных, птиц, а также растительные узоры. В сюжетных вышивках нередко встречаются также геральдические птицы, напр., двуглавый орел. У южных вепсов встречались многоцветные узоры, выполненные «строчкой по сетке». Новоладожские мастерицы украшали головные уборы жемчужным шитьем («низание», «саженье»). Такие предметы являлись семейной ценностью и нередко передавались по наследству по жен. линии. Применение жемчуга было закономерным, т. к. он добывался в сев. реках басс. Ладожского и Онежского оз. Полотенца, подзоры простыней, домотканые скатерти обычно обшивались кружевом, плетенным на коклюшках или связанных крючком, реже – на спицах. Коклюшечное кружево изготовляли крестьянки Никольской вол. Шлиссельбургского у., Мозинской, Покровской, Дудергофской и Тосненской вол. Царскосельского у. Широкой изв. пользовались кружевницы Новоладожского у., к-рые плели на коклюшках в осн. предметы большого размера: покрывала, накидки, пелерины, косынки и пр. (см. Захожское кружево). Произ-во кубовой набойки (старинной техники крашения тканей) с крупно- или мелкоузорными геометрическими и растительными орнаментами сохранялось еще в 1930-е в вепсских и рус. деревнях Тихвинского р-на. Резьбой и росписью по дереву украшались избы, предметы домашней обстановки и утварь (см. Фасадная резьба). В любом крест. х-ве встречались изделия, плетенные из корней ели или сосны, а также изделия из щепы, прутьев и берестяная «серебр.» посуда, выполненная диагональным или прямым плетением. К пам. нар. иск-ва относятся прялки. Делали их в каждой семье для собственных нужд. Наиболее искусные мастера изготовляли прялки и на заказ. Прялки из Новоладожского у. расходились по неск. уездам. Широко бытовали цельные «корневые» прялки, вырубавшиеся из дерева с корнями. В каждой местности складывались свои формы прялок и приемы их украшений (см. Волховская школа росписи). Изготавливалась разнообразная глиняная утварь. В селениях по ср. течению рр. Оять, Явосьма, Паша находились центры гончарного произ-ва. Занятие гончарным промыслом было зафиксировано в отд. волостях Ямбургского, Лужского, Царскосельского уездов (см. Гончарное дело; Оятская керамика). Одним из старинных центров металлообработки являлся г. Тихвин. Выполненные здесь накладные или врезные замки с фигурно кованными личинами, а также ключи и светцы, украшенные ажурным орнаментом, отличаются разнообразием и изяществом. Кустарное произв-во гармоней было развито в кон. XIX – нач. ХХ вв. в с. Большое Заборовье (ныне Тихвинский р-н), в г. Тихвин и др. С XIX в. на терр. обл. получили развитие кустарные промыслы – мелкотоварное произ-во изделий, ориентированое на рынок. Оно стало дополнительным хоз. занятием крест. нас. и осн. занятием значительной части гор. жит. В большинстве своем кустари сохраняли традиционные инструменты и техн.-технол. приемы обработки природных материалов (дерева, глины, волокнистых веществ, кожи, металла). В осн. эти изделия были рассчитаны на небогатого гор. потребителя. Приспосабливаясь к его вкусу, мастера совершенствовали технику изготовления, форму и отделку изделий. Помимо своего осн. назначения, эти предметы обладали худож. ценностью и отражали эстетические представления и вкусы их создателей. На терр. совр. Лен. обл. кустарные промыслы существовали повсеместно, но в структуре хоз. занятий нас. занимали разл. место. Процесс индустриализации привел к постепенному исчезновению мн. промыслов, в т. ч. направленных на произ-во с.-х. орудий, средств передвижения, столярного промысла и пр. Отд. промыслы сохранялись до наших дней. Наибольший их расцвет связан с образованием в 1968 Лен. обл. производственного объединения нар. худож. промыслов, деятельность к-рого была направлена на возрождение, сохр. и развитие традиционных промыслов. После распада объединения в нач. 1990-х произошло угасание работы его центров. В настоящее время мастеров поддерживает Ассоциация нар. худож. промыслов и ремесел, общественная орг-ция «Палата ремесел» и Ленинградский областной учебно-методический центр культуры и искусства. Лит.: Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей: Путеводитель-каталог: Этнографические коллекции и предметы религиозного назначения. СПб., 2001; Киселев В.И. «От добрых рук ничего не уходит» // Область культуры. 2006. № 5. С. 57-60. Д.А. Горб | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Путро Моосес (1848-1919), музыкант | |
Рубрики | |
ПУТРО (Putro) Моосес (Моисей Матвеевич) (1848, дер. Кюллиси Царскосельского у. С.-Петерб. губ. – 1919), композитор, музыкант, просветитель. Из крест. семьи. В 1866 окончил Колпанскую учительско-кистерскую семинарию. В 1867-72 работал в ней преподавателем, сел. учителем в Дудергофской вол. В 1878 окончил курсы Имп. музыкального об-ва при С-Петерб. консерватории. С 1872 – органист и кантор фин. лютеранской ц. Св. Марии в СПб. В 1872 на основе приходского хора организовал «Союз песни петерб. финнов» (в 1902 преобразовано в «Петерб. финское муз. об-во»), был его председателем. Автор инструментальных произв. для органа (музыка к «Церк. руководству фин. евангелическо-лютеранских приходов Российской империи»), хоровых миниатюр, ряда песен, в т. ч. песни «Nouse, Inkeri» («Поднимайся, Ингрия», 1888; в соавт. с П. Ряйкконеном), ставшей нац. гимном ингерманландских финнов. В 1884–1905 ред. газеты «Inkeri», к-рая изд. в СПб. на фин. языке в 1884–1905 и 1907-17). Чл. комитета «Фин. благотворительного об-ва», инициатор проведения в Ингерманландии певческих праздников (с 1899 по 1913 организованы шесть праздников в разл. сел. приходах). Деятельность П. оказала большое влияние на формирование этнического самосознания ингерманландских финнов. Во время Гражд. войны пропал без вести в Петрограде. Лит.: Прокопенко С. Творец национального гимна // Inkeri / Ингрия: Газета ингерманландских финнов. 1998. № 6. С.7; Григорьева И.П. О роли Моосеса Путро в музыкальной жизни финнов Петербурга и Ингерманландии // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе. 1862–2002. СПб., 2002. С. 52-55. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… | |
Санкт-Петербургская губерния | |
Рубрики | |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ, историческая адм.-терр. единица в составе России. Образована в 1708 указом Петра I о разделе России на восемь губ. Включала терр. совр. Ленинградской, Новгородской, Псковской, Тверской обл., частично –Архангельской, Вологодской, Ярославской обл. и Республики Карелия (пл. 482,5 тыс. кв. км). До 1710 также именовалась Ингерманландской. В ходе реформы 1727 терр. СПб. губ. значительно уменьшилась: была создана Новгородская губ., часть Ярославской и Углицкая провинции переданы Московской губ., Нарвская провинция – Эстляндии. В 1744 из СПб. г. выделена Выборгская губ. В сер. XVIII в. СПб. губ. состояла из четырех дистриктов (уездов): Петерб., Шлиссельбургского, Копорского, Ямбургского. В 1780, в период губ. реформы Екатерины II, реорганизована в губернию с семью уездами: С.-Петербургский, Шлиссельбургский, Софийский, Рождественский, Ораниенбаумский, Ямбургский, Нарвский. В 1802 упразднены Рождественский и Нарвский у., прибавлены Гдовский, Лужский, Новоладожский. В 1808 после включения г. София в состав г. Царское Село Софийский у. переименован в Царскосельский. В 1812 Сестрорецк передан Выборгской губ., в 1864 возвращен в СПб. губ. В 1848 Ораниенбаумский у. преобразован в Петергофский в связи с переносом центра в г. Петергоф. Уезды делились на волости. В состав СПб. губ. входили два портовых города – Кронштадт и Нарва. В 1897 население СПб. губ. (не считая СПб.) – 840,7 тыс. чел. (городское – всего 8%). Пл. – 53,8 тыс. кв. км. На терр. губернии проживали русские, ингерманландские финны, ижора, водь, эстонцы, немцы. Близость к столице обусловила развитие промыслов, в т. ч. дачного (см. Дачная архитектура, Дачники). В СПб. губ. возникли многочисл. дворянские усадьбы. В 1870 СПб. выделен из состава СПб. губ. в отд. градоначальство (объединены вновь в 1920). В 1914 переименована в Петроградскую губ., в 1924 – в Ленинградскую. В 1918 входила в состав Союза коммун Северной области. В 1922 в губ. включены Вытегорский и Лодейнопольский у. упраздненной Олонецкой губ. В 1927 вошла в состав новообразованной Лен. обл. Территория СПб. губ. занимала зап. часть совр. Лен. обл. Юж. половина быв. Гдовского у. СПб. губ. с г. Гдов входит в состав Псковской обл. Лит.: Пушкарев И. Описание С.-Петербургской губернии. СПб.,1842; Жуковский (полк.). Военно-статистическое обозрение С.-Петербургской губернии. СПб., 1851; Россия. Полное географическое описание нашего Отечества / Под ред. В.П.Семенова. СПб., 1900. Т.3: Озерная область; Кащенко С.Г. Реформа 19 февраля 1861 г. в С.-Петербургской губернии. Л., 1990. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Тюнни Каапре (1877-1953), ученый | |
Рубрики | |
ТЮННИ (Tynni) Каапре (Габриэль) (1877, дер. Нижняя Загвоздка / Ala-Sakoska Царскосельского у. С-Петерб. губ. – 1953), просветитель, общественный деятель. В 1899 закончил Колпанскую учительско-кистерскую семинарию. Работал сел. учителем, в 1905 преподавал рус. язык, историю и географию в нем. сиротском доме в СПб., в 1906-12 – в Петерб. фин. средней школе. Редактор газет социал-демокр. направления «Ууси Инкери» («Новая Инкери», 1905-06), «Нева» (с 1907). В 1917 закончил Гельсингфорский (Хельсинкский) ун-т, магистр философии. По убеждениям социалист, в 1917 близок к меньшевикам, выступал за предоставление финноязычному населению Ингерманландии культурной автономии. Делегат съездов ингерманландских финнов, проходивших в Петрограде в апреле (избран предс. Центрального Ингерманландского к-та), в сент. 1917 и марте 1918 (избран предс. Ингерманландского нац. совета). В 1917-19 ректор Колпанской учительско-кистерской семинарии. В 1919 эмигрировал в Финляндию. Принимал активное участие в орг-циях ингерманландских эмигрантов. В 1929 составил и издал сб. «Десять роковых лет борьбы за свободу Ингерманландии». Дочь Т. – Аале Тюнни стала известной фин. поэтессой и переводчицей. Лит.: Карху Э.Г. Малые народы в потоке истории. Исследования и воспоминания. Петрозаводск, 1999. С. 159-161; Tynni A. Inkeri, Inkerini. Porvoo, Helsinki, Juva, 1990. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Уезды | |
Рубрики | |
УЕЗДЫ, адм.-терр. единицы на Руси с XIII в., объединявшие неск. волостей и управлявшиеся наместниками. В XV–XVI вв. в ходе образования единого Русского гос-ва стали осн. звеном терр. устройства. С начала XVII в. У. возглавлялись воеводами. Реформой 1708 У. были выведены из системы адм. деления и восстановлены только в 1727, при этом более высокой ступенью, вслед за губернией, стала провинция. По реформе 1775 провинции ликвидировались, но создавались наместничества и губ., делившиеся на У. Во главе уездной администрации находился исправник. После ряда изменений кон. XVIII – нач. XIX вв. устанавливается вплоть до нач. ХХ в. стабильное адм.-терр. деление, согласно к-рому У. стали составными частями губерний или областей. В 1864 проведена земская реформа, согласно к-рой создавались органы местн. самоуправления: уездное земское собрание и уездная земская управа. После 1917 У., изменив систему управления, сохр. в качестве среднего звена адм.-терр. деления. Были ликвидированы первой сов. реформой адм.-терр. деления в 1923-29 и заменены округами и районами. В Новгородских землях уездная система сосуществовала с пятинной организацией до нач. XVIII в. В кон. XV – XVI вв. в пределах совр. Лен. обл. находились земли восьми У.: Новгородского, Ивангородского, Ямского, Корельского, Копорского, Ореховского и Ладожского. В результате территориальных утрат и разорения нач. XVII в. здесь остались только Новгородский и Ладожский у. В XIX – нач. ХХ вв. на терр. совр. Лен. обл. находились земли С.-Петерб., Гдовского, Лужского, Новоладожского, Петергофского, Царскосельского, Шлиссельбургского и Ямбургского у. С.-Петерб. губ., Выборгского и Кексгольмского у. Выборгской губ., Новгородского, Тихвинского и Устюженского у. Новгородской губ., Лодейнопольского, Олонецкого и Петрозаводского у. Олонецкой губ. Лит.: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
подробнее… |