Адреса
/
Топографические ориентиры/Горюнь р.
Озерёво, дер. | |
Рубрики | |
ОЗЕРЁВО, деревня в Бокситогорскомо р-не. Расположена на левом берегу р. Чагода, образующей в этом месте разлив в виде озера (отсюда происходит назв. поселения). Нас. – 22 чел. Рядом с О. проходит автомоб. дорога Забелино – Красная речка, к-рая выходит на трассу Новая Ладога – Ярославль. Поселение возникло как один из важных пунктов на водном пути из басс. Балтийского моря на Волгу и в центр округи. В 2-3 км к западу от О. сосредоточен комплекс археол. пам.: городище дьяковской культуры и группа сопок и курганов рубежа I–II тыс. н. э. Ниже по течению, в р-не впадения р. Горюнь в Чагоду, находятся поселение и могильник культуры длинных курганов (V–IX вв.). В период средневековья возник Озерёвский Георгиевский погост. В О. сохр. кам. ц. Вмч. Георгия Победоносца (1845-48) на правом берегу Чагоды (закрыта в 1934, в наст. время восстанавливается); в соседней дер. Усадище – дерев. ц. Свят. Николая Чудотворца (XVIII в.). Находившаяся в ней икона «Никола с Козьмой и Дамианом и житием Николы» (первая пол. XIV в.) ныне хранится в ГРМ. В О. был установлен памятник в честь Александра II, в сов. период утрачен. Лит.: Лихачева Л.Д. Икона «Никола в житии» из погоста Озерево // Сообщения ГРМ. Вып. Х. М., 1974; Калинин М.А., Федяев А.И. Бокситогорск – Пикалёво. Л., 1983. С. 53, 59. С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Тихвинская водная система | |
Рубрики | |
ТИХВИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА, трансп. магистраль на северо-западе Европ. части России. Соединяла басс. Балтийского м. и Волги в XIX–XX вв. Начиналась у г. Рыбинск на Волге (позднее у Рыбинского водохранилища), проходила по рр. Молога, Чагодоща, Горюнь, Соминка, Валчина, Тихвинскому кан., далее по рр. Тихвинка, Сясь, Ладожскому кан., Неве и заканчивалась в СПб. Общая протяженность составляла 924 км. Изыскательские работы по сооружению водного пути, призванного обеспечить грузооборот СПб. с Поволжьем, велись в нач. XVIII в., но стр-во осуществилось только в нач. XIX в. В 1811 Т. в. с. вступила в эксплуатацию, но ее реконструкция продолжалась. Использовалась в осн. для грузоперевозок, в меньшей степени – для пасс. сообщения. Трасса Т. в. с. в пределах совр. Лен. обл. проходила через Бокситогорский, Тихвинский, Волховский и Кировский р-ны. Наиб. значительными пристанями являлись Новая Ладога, Колчаново, Сясьские Рядки, Тихвин, Сомино. Сооружение Мариинской водной системы и жел. дорог привело к утрате значения Т. в. с.; в 1956 она была официально закрыта, хотя местные перевозки продолжались до 1965. В наст. время в Тихвинском и Бокситогорском р-нах сохр. остатки гидротехн. сооружений (шлюзы, плотины), являющиеся ист.-культ. памятниками. На месте водораздела (в 6 км к северу от г. п. Ефимовский) в 1862 установлен пам. Петру I, к-рый бывал здесь между 1712 и 1716. Лит.: Бучацкий Л.Х. Тихвинская система: Технические и экономические данные и материалы для проекта улучшения водного пути. СПб., 1893; Ильина Л., Грахов А. Бесценное богатство: Рассказ о реках и озерах Ленинградской области. Л., 1978. С. 66; Калинин М.А., Федяев А.И. Бокситогорск – Пикалёво. Л., 1983. С. 56-58; Виноградова Л.В. Когда сияли купола. Тихвин, 1997; В.Б.Сапунов, Г.Д.Морозова, С.В.Морозов. Тихвинская водная система – история и современное состояние. – http://www.medline.ru/public/art/tom3/art2.phtml С.Б. Егоров | |
Авторы | |
|
|
подробнее… |