Адреса / Топографические ориентиры/Причудье северо-восточное
Археологические памятники
Рубрики
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ Лен. обл. – поселения, захоронения, культовые объекты и др. вещественные следы прошлого. Заселение терр. области происходит в эпоху мезолита. Возраст древнейшей находки из Антреа (ныне г. Каменногорск) св. 9000 лет. К эпохе неолита относятся керамика и костяные изделия, собранные при прокладке Нового Сясского кан. и в комплексе стоянки Березье Волховского р-на. Ранний неолит (V тыс. до н. э.) представлен стоянками Нарвской культуры (Сяберская III в Лужском р-не) и с керамикой типа Сперрингс. Культура с гребенчато-ямочной керамикой (кон. IV – нач. II тыс. до н. э.) относится к развитому неолиту. Предметы, обнаруженные при раскопках эталонного поселения Усть-Рыбежна I в Приладожье, отличаются высокой сохранностью. Во II – I тыс. до н. э. из Верх. Поволжья на эти земли приходят предки финно-угров. Их поселения, относящиеся к эпохе раннего металла, обнаружены по берегам рр. Волхов, Паша, в ряде др. р-нов области. В басс. верх. течения р. Луга известны погребальные пам. культуры длинных курганов (вторая пол. I тыс. н. э). Немногочисл. находки позволяют датировать наиболее ранние погребения V в. В VIII–X вв. в Полужье и по берегам р. Волхов расселяются словене ильменские. Сооруженные ими сопки (монументальные погребальные насыпи) стали доминатами ист. ландшафта. С этим периодом связано появление пашенного земледелия и первых городищ (на терр. Лен. обл. изв. 30 городищ IX–XV вв.). В сер. VIII в. на перекрестке междунар. торг. путей возникает Ладога (ныне – с. Старая Ладога) – древнейшее гор. поселение и первая столица Руси. Иссл. Ладоги дали ценные материалы о начале рус. государственности, о славяно-финно-скандинавских контактах. Курганы Юж. Приладожья (кон. IX – нач. XIII вв), оставленные местной чудью, выделяются погребальной обрядностью, находками оружия и украшений. Многочисл. древнерус. курганы (X–XIV вв.) и сменившие их жальники (XII-XV вв.) позволяют проследить этапы древнерус. земледельческой колонизации Полужья, Ижорской возвышенности, сев.-вост. Причудья, культуру сел. населения. Вдоль берегов Финского зал., рр. Ижора и Нева, на Карельском перешейке обнаружены грунтовые могильники води, ижоры и карел, с XII в. вступивших в союзническо-даннические отношения с Новгородом. К ср.-век. А. п. относятся построенные в XIII–XIV вв. города-крепости Копорье, Корела, Орешек, Ям и более поздняя Ивангородская крепость. Изучение древностей региона в посл. трети XIX – нач. XX вв. связано с именами Н.Е. Бранденбурга, Л.К. Ивановского, А.А. Иностранцева, Н.К. Рeриха, А.А. Спицына, Т. Швиндта и др. В 1927-31 фиксацию и учет пам. осуществила Комиссия по археол. изучению Лен. обл. ГАИМК. В 1930–1950-х пам. области изучали В.И. Равдоникас, Н.Н. Гурина. С 1970-х иссл. продолжили экспедиции под руководством А.Н. Кирпичникова, Г.С. Лебедева, Е.А. Рябинина и др. Лит.: Гурина Н.Н. Древняя история Северо-Запада Европейской части СССР. Материалы и исследования по археологии СССР. № 87. Л., 1961; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977; Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л. 1984; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995; Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – древняя столица Руси. СПб., 1996; Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Жальники
Рубрики
ЖАЛЬНИКИ, погребальные памятники сел. населения Новгородской земли XII–XV вв. На терр. Лен. обл. известны в зонах древнерус. земледельческой колонизации: Лужско-Оредежский регион, Ижорская возвышенность, сев.-вост. Причудье, юж. окраины Приладожья. Ж. представляют собой грунтовые могилы круглой, овальной или четырехугольной формы с поверхностной кам. обкладкой или отмеченные отд. поставленными валунами, камнями-стелами. Они постепенно сменяют древнерус. курганы. В XII – нач. XIII вв. появляются т. н. «курганы-жальники», насыпи к-рых не превышают кольца валунов и размеров могилы. По мере углубления подкурганных ям насыпи исчезают. В нач. XIV в. появляются кам. кресты, помещаемые в изголовье. Жальничные могилы расположены на периферии курганных некрополей и на свободных участках между насыпями, реже образуют отд. кладбища. Могилы представлены одиночными грунтовыми захоронениями и коллективными семейными усыпальницами с неск. погребениями, оградки к-рых соединяются в единую систему. Появление «жальничных рядов» длиною до 40 м, содержащих до неск. десятков погребенных, возможно, связано с эпидемиями XIV–XV вв. Погребальный инвентарь представлен немногочисл. украшениями, керамикой. Погребения в Ж. («коломищах») практиковались в окраинных чудских погостах вплоть до XVI в. Лит.: Спицын А.А. Сопки и жальники // Записки Русского Археологического общества. Т. XI. Вып. 1-2. СПб., 1899. С. 149-154; Репников Н.И. Жальники Новгородской земли // Известия Гос. Академии истории материальной культуры. Т. IX. Вып. 5. Л., 1931; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. СПб., 1990–1995. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
  •  
  •  
подробнее…
Курганы древнерусские
Рубрики
КУРГАНЫ ДРЕВНЕРУССКИЕ, насыпи над могилами X–XIV вв. В городах Др. Руси курганные захоронения прекратились в XI в. после введения христианства. Сел. нас. продолжало хоронить по языческому обряду. Ареал К. д. на терр. Лен. обл. охватывает Верх. Полужье, Ижорскую возвышенность и Сев.-вост. Причудье. Курганные могильники насчитывают от неск. до тысячи насыпей полусферической формы, выс. 0,5–1,5 м. Основания обложены валунами или окружены ровиками. До X в. славяне практиковали сожжение мертвых. В течение XI в. они переходят к захоронению несожженных останков (трупоположение, ингумация). Покойника ориентировали лицом в сторону загробного мира. Финно-угры укладывали его головой на север или на юг, славяне – на запад (лицом на восток). Похоронный ритуал завершали тризна и поминальный пир («страва»). В XI – первой пол. XIII в. умерших хоронили в основании насыпи. В ногах ставили горшок с пищей. Рядом с женщинами клали серп, мужчин погребали с топором или косой-горбушей, оружием. К поясу прикрепляли нож в чехле, футляр с кресалом. Славянские и финно-угорские погребения различаются украшениями костюма, деталями погребальной обрядности. В сер. XIII в. погребальный обряд претерпевает изменения. Распространяются погребения в ямах, почти без инвентаря, а также жальничные могилы. Этот перелом вызван политикой массовой христианизации сел. нас. В отдаленных чудских погостах курганы продолжали насыпать до XVI в. Массовые раскопки курганов в посл. трети XIX – нач. XX вв. провели Л.К. Ивановский, Н.К. Рёрих, В.Н. Глазов и др.; А.А. Спицын систематизировал эти материалы. В 1927-31 сотрудники ГАИМК осуществили фиксацию и учет сохранившихся пам. С 1970-х иссл. продолжили Г.С. Лебедев, Е.А. Рябинин и др. Лит.: Спицын А.А. Курганы С.-Петербургской губернии в раскопках Л.К. Ивановского // Материалы по археологии России. Вып. 20. СПб., 1896; Спицын А.А. Гдовские курганы в раскопках В.Н. Глазова // Материалы по археологии России. Вып. 29. СПб., 1903; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977; Лапшин В.А. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1-2. Л.; СПб., 1990–1995; Рябинин Е.А. Водская земля Великого Новгорода. СПб., 2001. К.М. Плоткин
Авторы
Тематические группировки
  •  
  •  
подробнее…