Адреса / Ленинградская обл/Кингисеппский р-н/Большие Валговицы д
Буланов Иван Иудович (1830-1893), архитектор
Рубрики
БУЛАНОВ Иван Иудович (1830–1893), петербургский епарх. архитектор. Аттестован СПб. АХ (1866). В 1860-е – 80-е построил в СПб. св. 30 доходных домов, особняки Е.Т. Осиповой (1879), А.Н. Русанова (1885-86) и др. На терр. С.-Петерб. епархии возвел ряд храмов, гл. обр., в «национальном» стиле: ц. Спаса Нерукотворного Образа в дер. Чирковицы (1868, ныне Волосовский р-н), Николая Чудотворца Святителя ц. в дер. Кёрстово (1869-70), Воздвижения Креста Господня ц. в дер. Ополье (1874-85), ц. Спаса Нерукотворного Образа в дер. Глобицы (1879, ныне Ломоносовский р-н), дерев. ц. Вознесения Христова в дер. Б. Валговицы (1879, ныне Кингисеппский р-н; не сохр.), Рождества Пресвятой Богородицы церковь в с. Рождествено (1884-86) и др. Перестроил Воскресения Словущего ц. в дер. Курск (Яблоницы) (1872, ныне Волосовский р-н) и Преображения Господня собор в г. Тихвин (1872-83). Лит.: Архитекторы-строители Санкт-Петербурга сер. XIX – нач. ХХ вв.: Справочник / Под общей ред. Б.М. Кирикова. СПб., 1996. С.63-64; Клавинг В.В. Храмы Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2004; Земля Невская Православная: Краткий церк.-ист. справочник / Науч. ред. В.В. Антонов. СПб., 2006. А.Д. Марголис
Авторы
  •  
подробнее…
Одежда води
Рубрики
Одежда – единственный элемент материальной культуры води, о котором есть ясное и определенное представление. Хотя археологические материалы и данные этнографии дают лишь небольшие фрагменты истории водского костюма, но и по ним можно представить, насколько своеобразной, сложной и красивой была одежда этого народа. Погребения XIII–XVI веков у деревень Великино и Валговицы Кингисеппского района сохранили металлические украшения средневековых вожан – нагрудные булавки, которыми прикалывались к верхней части одежды сложные цепочки с бубенчиками и круглыми ажурными украшениями, многочисленные бляшки, бронзовые пронизки, вплетавшиеся в ткань одежды и порой рядами закрывавшие передники. Такие украшения в прошлом были характерны и для Восточной Прибалтики и для Финляндии, что делает водский костюм живым свидетелем одежды древних финских народов. Первые этнографические описания водской одежды относятся к XVIII – началу XIX века (данные известного историка И.Г. Георги, нарвского пастора Фр.-Л. Трефурта, пастора Л.А. Цетреуса). Мужской и женский костюм конца XVIII века подробно описан Ф. Туманским. Последующие материалы XIX века лишь подкрепляют достоверность и исключительную детальность его труда. Сведения о мужской одежде води того времени бедны: зимой мужчины носили шубы, летом – льняные, осенью – суконные кафтаны. Лишь шапка – с красным верхом, отороченная мехом – была не похожа на русскую или финскую. Женской одежде води Туманский уделил особое внимание, отмечая ее красоту. Большинство деталей костюма сохранено в музеях Эстонии и Финляндии. Поэтому есть возможность его восстановить. Интересна водская женская одежда и тем, что в ней очень важны были различия по возрастным группам. У соседних народов в XVIII веке таких различий уже почти не было. Данные об одежде в XIX веке отрывочны. По видимому, традиционные русские формы одежды стали очень быстро вытеснять старинный костюм води: появились косоклинные, затем прямые сарафаны, головные уборы типа сороки, повойники и т.д. Однако существовала четкая терминологическая разница между прежним национальным костюмом и новой одеждой: одежды, сотканные дома называли «сыват», а одежду новых форм из покупной ткани – «эхтээт». ХХ век привнес в деревни води городской костюм, но некоторые элементы старинной традиционной одежды еще хранятся у пожилых людей, и важно выявить и сберечь их хотя бы для музеев. Использованные источники: 1. Водь // Финно–угры и балты в эпоху средневековья / отв. ред. тома В.В. Седов, д–р ист. наук ; под общей ред. акад. Б.А. Рыбакова.–М.: Изд-во «Наука», 1987.–С.34–42.–(Археология СССР). 2. Конькова О.И. Водь // Мы живем на одной земле : Население Петербурга и Ленинградской области / сост. и науч. ред. К.В. Чистов. – СПб. : Лениздат, 1992. – С. 71-88; 79–82. 3. Прыткова Н.Ф. Одежда ижор и води // Западнофинский сборник. [Вып.] 16. Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран / АН СССР. – Л. : Издательство Академии наук СССР, 1930. – С. 306–340. 4. Рябинин Е.А. Водь // Природа. – 1992. – № 3. – С. 78-86. 5. сайт http://www.vatland.ru (04.04.2008). 6. сайт http://vod.org.ua/index/php?=17&st=1 (03.04.2008)
Тематические группировки
подробнее…
Сундуки
Рубрики
Наиболее старым типом хранилища одежды является круглая, стянутая обручами сосновая кадка на ножках, высотою 67 см. Вся кадка орнаментирована рядами врезанных кружков, диаметром 2см. В такие кадки складывалось прежде приданое невесты. Богатые невесты имели по несколько кадок. Изготовлялись кадки в дер. Валговицы (б. Котельской волости), где население и до сих пор занимается бондарством. Преимуществом кадки-сундука перед громоздким сундуком обычного типа является то, что в случае пожара ее легко может выкатить на улицу один человек. Способ хранения вещей в кадках-сундуках известен и у восточнофинских племен (мари и мордвы). В Белорусии мы находим сходной формы «кубел», в котором наряду с съестными припасами хранится и одежда. Вторым типом сундука, появившимся после кадки и, затем, существовавшем наряду с нею, был «кирсту» (kirstu), деревянный очень глубокий сундук на ножках, прямоугольной формы, с выпуклой крышкой. Филенки сундука окрашивались в разные цвета. Аналогию кирсту мы имеем в типе эстонского сундука, носящем сходное название «кирст» (kirst) и вполне совпадающим с ним по форме. Третьим типом сундука, считавшимся наиболее богатым, является деревянный сундук, окованный железом. Местом хранения сундуков служат обычно сени или амбары. Прыткова, Н. Ф. Одежда ижор и води. Из материалов Северо-западной экспедиции 1926–28 годов // Западнофинский сборник / под ред. В. Бартольда. – Л.: Изд-во АН СССР, 1930. – 340 с., 6 л.ил., 5 л.к. – (Тр. / Комис. по изуч. племен. состава населения СССР и сопред. стран ; Т.16). – С. 306-340.
Тематические группировки
  •  
подробнее…