Адреса
/
Топографические ориентиры/Воронежка р.
Волховский район | |
Рубрики | |
ВОЛХОВСКИЙ РАЙОН, в составе Лен. обл. Терр. – 5124 кв. км., нас. – 97,3 тыс. чел. Образован в 1927. Адм. центр – г. Волхов. В состав В. р. входят гг. Сясьстрой, Новая Ладога, 277 сел. населенных пункта. Расположен в Южн. Приладожье на обоих берегах р. Волхов в ее ниж. течении. Среди осн. рек – Сясь, Паша, Валгомка, Воронежка. По терр. района проходят Ладожские и Сясьские кан. Имеет ж.-д. сообщение с СПб., Вологдой, Новгородом, Петрозаводском, Мурманском. Параллельно путям жел. дорог проходят автомоб. трассы, наиболее значимая – Мурманское ш. В месте впадения в р. Волхов р. Ладожки находится одно из древнейших поселений России – с. Старая Ладога. По р. Волхов проходил «Путь из варяг в греки». Терр. совр. В. р. входила в состав Водской и Обонежской пятин Новгородских владений (см.: Никольский Сясьский погост, Рождественский Пашский погост, Рождественский Сясьский погост). В нач. XVIII в. – в составе С.-Петерб. губ. После губ. реформы 1775 осн. часть р-на относилась к Новоладожскому у. На терр. р-на находились многочисл. мон.: Зеленецкий Свято-Троицкий, Васильевский, Гостинопольский Никольский, Стороженский Николаевский Преподобного Киприана, Староладожский Иоанно-Предтеченский, Староладожский Николаевский, Староладожский Успенский и др. Правосл. приходы ныне действуют в гг. Волхов, Новая Ладога, Сясьстрой, в дер. Кисельня (см. Феодора Стратилата Великомученика ц.), с. Рогожа (см. Собора Богородицы ц.), дер. Горка-Хваловская, с. Старая Ладога, дер. Чернавино, Дудачкино, Иссад. В В. р. находились усадьбы Успенское, Колчаново. Знаменитыми уроженцами В. р. являются худ.-передвижник В.М. Максимов, поэт Л.Н. Афанасьев. В годы ВОВ в юж. части р-на развернулись упорные бои, по ж.-д. путям района осуществлялось снабжение блокированного Ленинграда. В В. р. работают Волховская библиотека центральная районная (г. Волхов), 13 сел. б-к, б-ки в гг. Новая Ладога, Сясьстрой. Создан Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. Издается газ. «Волховские огни». Пром. предприятия сосредоточены в гг. Волхов, Сясьстрой. Развивается лесное х-во (Волховский, Пашский и Волховский сел. лесхозы). В сел. х-ве ведущими отраслями являются молочное животноводство, картофелеводство, овощеводство. В последние годы развивается туризм (в т. ч. паломнические туры по мон.). В 1976 создан Гос. комплексный пам. природы «Староладожский» (см. с. Старая Ладога). Пам. природы являются также песчаные дюны на побережье Ладожского оз. в междуречье Волхова и Сяси. В 1870-е в этих местах А.А. Иностранцевым обнаружены остатки стоянок эпохи неолита. В 1973 открыта стоянка у дер. Березье, где найдена неолитическая керамика разл. типов, костяные орудия, останки животных. В В. р. обнаружено множество археол. находок эпохи Средневековья (см. курганы Южного Приладожья, Олегова могила). См. также: Волховского района герб и флаг. Лит.: Дичаров З.Л. Волхов. Л., 1961; Тропинки в прошлое: Краевед. альманах / Сост. В.В. Астафьев. Вып. 1. Волхов, 1996; Вып. 2. Волхов, 1998. А.Ю. Чистяков | |
Авторы | |
|
|
подробнее… | |
Курганы | |
Рубрики | |
Юго-Восточное Приладожье и район Прионежья (реки Сясь, Тихвинка, Капша, Паша, Воронежка, Оять, Свирь, Олонка, Тулокса, Видлица и северное побережье Онежского озера) в X – XIII вв. были территорией сосредоточения курганов – погребальных памятников, оставленных прибалтийско-финским населением, по мнению большинства исследователей, предками современных вепсов, до сих пор живущих на р. Ояти. Очень важным для доказательства принадлежности оятских курганов летописной веси является исследование гидронимии р. Ояти. Самыми древними оказались саамские названия водных объектов, за ними по времени идут вепсские гидронимы и, наконец, русские, которые появляются примерно в XI–XII вв., но их немного. Курганы р. Ояти X–XIII вв. полнее, чем памятники других районов Юго-Восточного Приладожья и Прионежья, характеризуют культуру древних вепсов. Курганы – небольшие округлые насыпи высотой 0,6–3 м, диаметром 5–12 м (иногда и больше) – содержат захоронения умерших. По представлениям той поры, умирая, люди меняли только жилище и в загробном мире продолжали ту же жизнь, что и на земле, поэтому умершего сопровождали те же вещи, которыми он пользовался при жизни. Женщина погребалась в праздничной одежде, украшенной бронзовыми и серебряными ювелирными изделиями, мужчина – с оружием. Внутреннее устройство кургана с очагом, сопровождавшимся бытовым инвентарем, напоминало жилище. К середине 1980-х на р. Ояти раскопано 247 курганов, содержащих богатый инвентарь. | |
Тематические группировки | |
|
|
подробнее… |